по ознакомительной практике




 

Работу выполнил:

студент гр. 13ПС-101

ФИО Медникова

Елена Вячеславовна

Работу проверил:

Севостьянова

Татьяна Ивановна

канд. пед. наук

 

 

Челябинск 2015

«Формирование воспитательного коллектива и его влияние на развитие учащихся в гуманистической педагогике»

1) Назовите отечественных педагогов и общественных деятелей (3-4 человека), основателей теории и практики коллективного воспитания детей и подростков, какой вклад они внесли в решение данной проблемы?

Необходимость развития коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы широко пропагандировали А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко и другие видные педагоги и общественные деятели.

Анатолий Васильевич Луначарский считал, что основной целью воспитания должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально. В то же время он отмечал, что только на основе коллектива могут быть развиты наиболее полно особенности человеческой личности. Воспитывая индивидуальность на базе коллективизма, необходимо обеспечить единство личной и общественной направленности.

Надежда Константиновна Крупская дала всестороннее обоснование преимуществу коллективного воспитания детей и подростков. В своих многочисленных статьях и выступлениях она раскрыла теоретические основы и конкретные пути формирования детского коллектива. Н. К. Крупская рассматривала коллектив, как среду развития ребенка, и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности. Н. К. Крупской принадлежат идеи связи детского коллектива с широкой социальной средой и основы гуманизации межличностных отношений, самоуправления в детском коллективе, ею разработаны методические основы организации коллектива.

Особый вклад в разработку теории и практики коллектива внёс Антон Семёнович Макаренко (1888 – 1839). Он создал цельный опыт воспитания «в коллективе», и «через коллектив», проанализировал роль коллектива в своих литературно-педагогических сочинениях. Он первым всесторонне обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива, пронизанного гуманистическими идеями.

2) Какое влияние оказывает коллектив на воспитание и развитие личности?

Детский коллектив - основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Однако, только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Таким образом, коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др. Только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, её гражданская позиция и целый ряд общественно-значимых умений и навыков.

3) Каковы основные признаки детского коллектива?

Каждый коллектив имеет свои органы управления, и является частью более общего коллектива, с которым связан единством цели и организации. Из этого видны основные характерные признаки коллектива:

- наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперёд;

- систематическая практическая связь детского коллектива с обществом, включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность;

- соответствующая организация совместной деятельности (систематическое создание отношений ответственной зависимости между воспитанниками, атмосфера взаимопомощи, доверия, требовательности, обеспечение действенной работы органов самоуправления коллектива);

- наличие положительных традиций и увлекательных перспектив;

- развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина;

- наличие общественно значимой цели;

- закон движения коллектива;

- принципы перспективных линий и параллельного действия;

- сочетания требования с уважением и доверием к воспитаннику;

- отношения ответственной зависимости как основы сплочения коллектива и важнейшего фактора влияния на личность ребёнка;

- эстетизация жизни коллектива и др.

4) Перечислите основные функции детского коллектива.

Выделяют три воспитательные функции коллектива:

- организационную - детский коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельности;

- воспитательную - детский коллектив становится носителем и пропагандистом определённых идейно-нравственных убеждений;

- стимулирования - коллектив способствует формированию нравственных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.

5) Охарактеризуйте основные этапы развития детского коллектива (по А.С. Макаренко).

Этапы развития детского коллектива, где педагогическое требование выступает основным параметром, определяющим его становление, впервые были обоснованы А.С. Макаренко. Основные этапы развития детского коллектива:

1 этап: Становление, зарождение коллектива или стадия первоначального сплочения коллектива. В качестве средства, должно выступать единоличное требование педагога к учащимся.

2 этап: Создание актива. Здесь вступает в силу метод параллельного действия, поскольку педагог имеет возможность опереться в своих требованиях на группу учащихся, которые его поддерживают. Категорическое требование на этом этапе должно стать требованием коллектива.

3 этап: Создание положения «Когда требует коллектив» или создание в коллективе системы управления. Это не только наличие органов коллектива, но и, главное, наделение их реальными полномочиями, переданными педагогами.

6) В чём состоит смысл педагогического руководства ученическим коллективом в зависимости от этапа его развития?

На 1 этапе очень важно, чтобы педагог мог ввести в актив именно лидеров, если он не увидит истинных лидеров коллектива, то это может осложнить дальнейшую работу педагога и взаимоотношения детей.

На 2 этапе, когда уже сложен коллектив, важно, чтобы педагог учил актив работать, объяснил их обязанности и требования к ним.

На 3 этапе должны быть созданы органы самоуправления, задача педагога отслеживать их работу.

7) Какова структура воспитательного коллектива и её особенности, обеспечивающие социализацию личности воспитанников и развитие личностных качеств?

Непосредственное влияние на каждую личность в отдельности осуществляется через первичный коллектив, т.е. такой, в котором воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии. К таким временным первичным коллективным объединениям относятся классы (отряды), различные кружки, создаваемые для решения отдельных задач - советы дела, группы, бригады, коллективы художественной самодеятельности, клубы по интересам и т.д.

По характеру деятельности первичные коллективы можно разделить на три группы:

- организованные на основе разнообразной, в том числе учебной, деятельности - классы, отряды - в учебных заведениях; отряды, экипажи и т.д. - в загородных лагерях отдыха детей и подростков;

- организованные на основе какого-то одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т.п.);

- организованные на основе игровой и других видов деятельности.

По возрастному составу первичные коллективы могут быть одновозрастными и разновозрастными.

В структуре воспитательного коллектива большую роль играют органы детского самоуправления: ученический комитет (совет) или совет отряда, старосты или командиры в классах, отрядах, экипажах, а также в кружках, секциях, клубах.

Во многих случаях для организации и осуществления какого-либо мероприятия создаются временные коллективные органы (советы дела, штабы, творческие группы). В них входят избираемые или уполномоченные учащиеся, которым коллектив поручает планирование, распределение поручений, проверку исполнения поручений и другие управляющие функции.

8) Что является высшим органом детского коллектива?

Главным органом коллектива является собрание (сбор) воспитанников.

9) Аргументируйте необходимость участия в самоуправлении коллектива и детей, и взрослых.

Участие в самоуправлении детей и взрослых абсолютно необходимо. Потому что у детей нет того жизненного, профессионального и практического опыта, который есть у взрослых. Поэтому, если детский коллектив стихийно создается, хорошо, если в таком коллективе есть яркие, индивидуальные лидеры, у которых есть ценностные приоритеты, которые не идут в разрез с ценностями, по которым дети воспитываются.

10) Каковы основные педагогические условия формирования детского самоуправления?

Основные педагогические условия функционирования детского самоуправления:

- периодическая сменяемость органов самоуправления и выборных уполномоченных лиц;

- обязательное наличие системы ступенчатой ответственности органов самоуправления и их периодическая отчётность;

- наличие игровых элементов, привнесение в систему самоуправления соответствующей атрибутики;

- накопление и укрепление традиций.

11) В чём заключается воспитательная работа с активом в детском коллективе?

Воспитательная работа с активом может складываться из следующих видов педагогической работы:

- разъяснения прав, обязанностей и задач коллектива посредством инструктирования;

- оказание повседневной практической помощи в разработке стратегий коллективной деятельности;

- организация обмена опытом работы («летучки», пятиминутки, совещания);

- контроль за исполнением поручений, и привлечение внимания актива к качеству выполненной работы.

12) В чём суть закона движения коллектива (по А.С. Макаренко)?

Суть закона движения коллектива состоит в том, что коллектив должен постоянно двигаться вперёд, добиваться всё новых и новых успехов, и оказывать всё более сильное влияние на развитие и личностное формирование своих членов.

13) Перечислите три группы перспектив развития детского воспитательного коллектива (по А.С. Макаренко).

А.С. Макаренко разделял перспективы на три группы: близкие, средние и дальние. Естественно, что на начальных этапах становления коллектива выдвигаются перспективы близкие, более достижимые, а затем, по мере его развития – перспективы средние и дальние.

II. «Организационный период во временном детском коллективе: цель, задачи, содержание, организация и проведение»

1) Дайте определение, что такое «оргпериод».

Организационный период (оргпериод) – это важный период адаптации для детей во вновь создаваемом детском коллективе: к новым людям, к новым требованиям, к новым условиям, к новой жизни, к новому режиму дня и даже питания.

Для педагогов – это важное время для создания и функционирования временного детского воспитательного коллектива, важное время для создания максимально комфортных для детей условий адаптации к новым условиям жизни, предъявление детям единых педагогических требований.

2) Перечислите цель и задачи оргпериода.

Цель оргпериода: создать условия для адаптации детей к жизни в лагере, для создания и функционирования временного воспитательного детского коллектива.

Задачи оргпериода:

- Создать условия привыкания каждого ребёнка к режимным моментам, к единым педагогическим требованиям (ЕПТ), правилам поведения и общения в лагере.

- Создать психологически безопасную атмосферу в коллективе для раскрытия потенциала личности каждого ребёнка.

- Создать предпосылки для создания команды из временного детского коллектива.

- Определить знания, навыки, психологический портрет детей во временном детском коллективе.

3) Сколько дней длится оргпериод в загородном лагере?

В загородном лагере оргпериод по времени – это первые три-четыре дня (в зависимости от продолжительности смены: чем короче смена – 18-21 день, тем короче по времени оргпериод).

4) Что является наиболее важным в оргпериод для:

а) детей?

б) педагогов?

Для детей важно:

- Познакомиться с педагогами, с детьми из отряда, с едиными педагогическими требованиями.

- Научиться ориентироваться в лагере, в режимных моментах.

- Чувствовать себя комфортно.

- Определить место (статус) в коллективе, почувствовать себя нужным.

- Узнать план смены, определить для себя интересные дела.

- Настроиться на интересное, содержательное, комфортное общение и отдых!

Для педагогов важно:

- запомнить имена всех детей, познакомить детей друг с другом, создать благоприятный эмоционально-психологический климат в отряде.

- выстроить работу с напарником, согласовать с ним единые педагогические требования.

- выявить интересы, склонности, ценностные ориентации детей, выявить лидеров.

- совместно с напарником предъявить детям ЕПТ (единые педагогические требования) по соблюдению техники безопасности и выполнению санитарно-гигиенических требований, по выполнению режима дня, по самообслуживанию.

- сплотить коллектив.

- совместно с детьми выработать стиль общения и поведения в отряде и следовать ему на протяжении всей смены.

- познакомить детей с содержанием смены, скорректировать план работы отряда на смену с учётом пожеланий и предложений детей.

- всё, выше перечисленное, осуществить творчески, интересно и увлекательно!

5) Перечислите наиболее важные дела оргпериода

Первый день - знакомство детей с педагогами, друг другом и лагерем.

- Регистрация детей, заезд в лагерь.

- Размещение детей по комнатам, палатам

- Отрядный хозяйственный сбор (хозсбор).

- Игры на знакомство, взаимодействие.

- Первое отрядное дело

- Огонёк знакомства.

- Вечерний огонёк.

Второй день.

- Калейдоскоп отрядных дел.

- Сбор – рождение отряда.

- Работа с активом.

Третий день.

- Совет отряда.

- Утреннее построение (линейка).

- Подготовка к торжественной линейке, посвященной открытию смены и вечернему лагерному мероприятию.

- Торжественная линейка, посвящённая открытию лагерной смены.

- Вечернее общелагерное мероприятие.

- Вечерний отрядный огонёк.

6) Я проводила игры на знакомство такие как: «Снежный ком», «Арам - шим- шим».

На сплочение коллектива: Игра «Небоскрёб», Игра «Аэропорт», Игра «Гражданская оборона».

Игры на выявление лидера: Игра «День рождения».

Игры в автобусе: Игра «Праздничный пирог», Игра «Шуточные вопросы».

Общегрупповые газеты: Игра «Газета» («О здоровом образе жизни»)

Игры проводились с детьми 6-7 лет, в детском саду, на прогулочных участках и во время выездов в бассейн и экскурсий в музей на автобусе. Дети уже заранее знали друг друга, но мне нужно было познакомиться с ними и понять, какие у них отношения. Дети очень любят играть, ведь ведущая деятельность данного возраста это игра. Охотно вступали в игру, но не всегда сразу слышали правила игры.

III. «Методика подготовки и проведения КТД»

1.Кто автор методики КТД? Какие три основные идеи заключены в её названии?

Автором методики коллективного творческого дела является Игорь Петрович Иванов. В основе методики КТД лежит три основные идеи: дела называются Коллективными (они планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно - детьми и взрослыми). Дела эти - Творческие, так как создаются в совместной творческой деятельности детей и взрослых: педагогов, родителей, друзей детей и подростков - Значимых Взрослых. Называются они - Дело, то есть занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни, пусть даже своего небольшого, временного детского коллектива.

2. Перечислите виды КТД.

В книге И.П. Иванова «Энциклопедия коллективных творческих дел» представлены и даются описания следующих видов КТД по направленности деятельности:

· Познавательные дела: их цель - развитие у школьников познавательных интересов, заинтересованного отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективном поиске.

· Трудовые дела: цель трудовых КТД - обогатить знания ребят об окружающем мире, выработать убеждения, что труд - основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение окружающей действительности, а также привычку реально, бескорыстно, на деле, заботиться о близких и далёких людях, работать самостоятельно и творчески.

· Художественные дела: позволяют целенаправленно развивать художественно - эстетические вкусы детей и взрослых, пробуждают желание испробовать себя в творчестве, воспитывают восприимчивость и отзывчивость, благородство души.

· Спортивные КТД: помогают выработать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм, дисциплинированность.

· Экологические КТД: Природа - лучший учитель ребенка. Приобщение к миру природы, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы - задача лета.

· Досуговые КТД: Многие формы КТД, упомянутые выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные.

3. Перечислите (в назывном порядке) этапы проведения КТД.

1) Предварительная работа (выбор идеи).

2) Коллективное планирование.

3) Коллективная подготовка дел.

4) Проведение КТД.

5) Коллективное подведение итогов.

6) Последействие.

 

 

Анкета для самооценки студента

факультета заочного и дистанционного обучения гр. 13ПС–101

ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: