АДЫГЕЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ.




ЗОЛОТОЕ ШИТЬЁ.

Умение шить золотом, считалось обязательным для девушек из знатных семей. Этому искусству начинали обучать рано.

Золотое шитье воспитывало эстетический вкус, обеспечивало строгое знание обычаев, скромность в манерах, сдержанность в выражении чувств, послушание и уважение к старшим, к труду.

Золотошвейное искусство адыгов издавна славилось изяществом исполнения, богатством и оригинальностью орнаментальных композиций, совершенством техники. Особенностью золотого шитья адыгов было удивительно гармоничное сочетание вышивки с галунами, шнурами и басонными изделиями из золотых и серебряных ниток. Применение всех этих элементов в украшении одежды было тонко продумано и в ансамбле создавало изысканный стиль, отличный от золотошвейного искусства других народов.

Золотом и серебром расшивали одежду, кисеты, веера, колчаны для стрел, сёдла и иные предметы, которыми пользовались в повседневной жизни. Это умение было обязательным для девушек из знатных семей. Искусству золотого шитья их начинали обучать очень рано.

 

 

Адыги считали, что это прививает молодой девушке уважение к труду, эстетический вкус, скромность в манерах и сдержанность в выражении чувств, воспитывает уважение к старшим и знание обычаев.

Поэтому девушки с детства занимались приготовлением подарков для родственников будущего мужа. Вышиванием занимались и крепостные девушки, помогая своим знатным хозяйкам.

В старинных жилищах, когда дневной свет проникал через широкую трубу очага и открытую дверь, матовый блеск вышивки радовал глаз, вечером в мерцающем свете горящей лучины в очаге в игру вступало всё золото и серебро костюма. Но особенно красив он был в ярких солнечных лучах на фоне голубого неба.

Такая одежда была очень дорогой, и на изготовление её затрачивались годы кропотливого труда, поэтому носить её могли только женщины высших сословий, а в конце XIX века, в подражание знати, — девушки из самых зажиточных крестьянских семей.

Мужской костюм отличался большой строгостью, и вышивку можно было видеть только на праздничных башлыках.

Сегодня многие адыги в праздничные дни облачаются в традиционный национальный костюм. Всё чаще девушки предпочитают на своей свадьбе быть в адыгском платье «сай», богато украшенном золотошвейными орнаментами. Поэтому и поныне есть мастера народного декоративно-прикладного искусства, которые сохраняют и продолжают традиции золотого шитья адыгов.

Хотелось бы представить Вашему вниманию легенду, о искусной золотошвейке Сэтэнай.

Легенда о Сэтэнай.

Давным-давно, много лет тому назад в стране адыгов жило богатырское племя нартов.

Мужчины этого племени славились силой и мужиством, а женщины - красотой и своим искусством Золотого шитья.

Красавица Сэтэнай превосходила всех нартских женщин своим мастерством. Однажды поспорила она с молодым нартом – шорных дел мастером: кто за один день изготовит изделие краше.

Целый день трудились они. Искусный шорник первым закончил свою работу и сел в ожидании. Солнце уже садилось, а Сэтэнай продолжала свою работу. Красавица

 

 

обратилась с мольбой к солнцу: «О солнце, если бы ты на миг остановилось.» Светило, очарованное красотой золотых узоров Сэтэнай, остановило свой ход и стало ждать пока красавица закончит шитье. Наконец, увидев, что Сэтэнай встала с затканным золотом, удивительной красоты платьем, солнце зашло.

Молодой нарт встал и признал свое поражение: «Вправду говорят о тебе, Сэтэнай. Никто не может сравниться с тобой в искусстве золотого шитья».

С тех пор, так уж повелось, что перед закатом солнце, как бы задумавшись о чем-то, задерживается на небосклоне.

 

АДЫГЕЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ.

Наверное, нет ни одной нации в мире, которая не пыталась модернизовать свою одежду, не дополняла бы и не сумела бы сохранить ее для своих потомков. Это дело долга, чести. Так и черкесы, меняя что-то старое и добавляя некие эксклюзивные элементы, пронесли через века свою национальную одежду, которую переняли многие народы Кавказа, в частности казаки.

Стоит отметить, что черкесы никогда не были таким народом, который менял свое место жительства по нескольку раз, чем не могли похвастаться их соседи, которые кочевали с места на место, долго не находя пристанища.

Северный Кавказ считался колыбелью многих народов и национальностей. Не обходилось без войн и междоусобиц. Итогом этих войн, а также тесного соседства стало то, что обычаи и традиции видоизменялись. Если один народ видел что-то хорошее у другого, как правило, перенимал это. Так и сложилась кавказская культура.

Костюм несёт информацию о людях ушедшей эпохи, об их быте, мировоззрении, эстетике. Лучшие традиции народного костюма продолжают жить и сегодня. Цвет, узор, силуэт вдохновляют современных художников - модельеров, способствуют развитию творческих способностей в создании собственных моделей костюмов и их элементов.

Исключительно красивый наряд, который мы сегодня называем «адыгафаща», начал формироваться еще в VI веке нашей эры. Это времена становления Византии, именно в тот момент адыги начали принимать христианство. Формирование национального костюма черкесов потребовало много времени. Окончательный вариант костюма адыги показали миру в конце ХVIII - начале XIX вв.

 

Исходя из того, что земля на территории Северного Кавказа сухая, а климат оптимальный, мировое сообщество смогло увидеть вещи, найденные во время раскопок: женские шапочки, платки, нижнее белье, украшенные серебром передники, шаровары и обувь.

Впервые про одежду черкесов заговорил арабский историк, географ и путешественник Масуди (X век нашей эры). Он писал: «Черкешенки шили свою одежду из шелка и красного бархата. Все орнаменты они вышивали золотыми нитками».

Одежда, которая дошла до нас сегодня, - это прототип того костюма, который носили черкесы в конце XIX и в начале XX вв.

У черкесов бытовали шлемы и кольчуги из железных или стальных колец, надевавшиеся на подкольчужник. Руки защищали металлическими налокотниками и боевыми рукавицами. Такого рода воинский костюм был, конечно, доступен только феодальной верхушке и, так же, как оружие, передавался из поколения в поколение. У мужчин верхней одеждой являлась черкеска, чаще всего черного, бурого или серого цветов.

Длина черкески зависела от моды, обычная же длина - немного ниже колен. По обеим сторонам груди на черкеске нашивались кармашки для деревянных трубочек - газырей, в которых раньше хранили заряды для ружей. Парадные черкески имели разрезные откидные рукава, позднее - прямые широкие.

Oдежда связана с историей народа и является неотъемлемой частью национальной культуры. Анализ истории развития одежды адыгейского народа показывает устойчивость самобытной формы покроя и шитья одежды.

На весь Кавказ прославились адыгские национальные формы одежды: черкеска — мужская форма одежды, и сае — женская.

Костюм адыга (черкеса) состоит из бешмета или архалука, черкески, пуговиц, чевяк, бурки и папахи, обшитой галуном, с башлыком, напоминающим фригийскую шапку. Оружие - шашка, ружье, кинжал и пистолеты; на черкеске по обеим сторонам кожаные гнезда для ружейных патронов, на поясе - жирницы, отвертка и сумочка с принадлежностями для чистки оружия. Примечательно, что в ранние эпохи роль мужской одежды была более универсальной, она зачастую совмещала экипировку воина.

Такой универсальной формой одежды являлась знаменитая черкеска (цые). Этим же требованиям отвечали и легкая обувь, и бурка, и башлык—незаменимые спутники адыга-воина в походах. Бурка, например, не только защищала от дождя, снега и ветра, она служила и готовым шалашом.

Женская (адыгская - черкесская) одежда богато украшалась орнаментами, золотым и серебряным шитьем, басонными изделиями - позументами, тесьмой, галунами и серебряными изделиями. Будничные верхние платья были более скромными и простыми по убранству и покрою. Четырех - шестиклинная юбка гладкая или в складочку, смотря по

 

 

качеству материала, пришивалась к кофточке, которая шилась по фигуре, рукава делались длинные и прямые с узким обшлагом. Подол и обшлаг обшивались узким узорным шнуром. Более богатые женщины обшлага рукавов и подол платья украшали еще золотым шитьем и позументами. Девушки до замужества носили особый корсет, сжимавший грудь.

Одежда женщины и девушки украшалась богато и имела дорогой и нарядный вид. Будничные верхние платья были более скромными и простыми по убранству и покрою.

 

У адыгов было развито ткачество сукна из шерсти, производство войлока. Войлок чаще использовался в изготовлении мужских элементов костюма — башлык, бурка… в женских вещах применялся реже: только для изготовления обуви. Домотканое сукно было сравнительно хорошего качества и ценилось у соседних народов, но шили из него женскую одежду как правило девушки из несостоятельных семей. Девушки из богатых семей позволяли себе наряды из довольно дорогих материалов, привезённых из Европы, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии. На одно платье уходило более пяти метров материала, приталенное от пояса к подолу оно становилось шире за счет вшитых клиньев.

Девушки из благородных семей с возраста пяти лет обучались прикладным искусствам: плетению тесьмы, ткачеству галунов, вышиванию золотом. К моменту своего замужества у девушки всегда был готов свадебный наряд. В большинстве случаев в костюмах с большим наличием объёма работы в золотом шитье основную работу выполняли девушки, которые были в прислуге. Орнамент в шитье мог быть скромным и неброским, но мог быть грузным

 

 

и массивным. Мотивы в нём были чаще растительного, зооморфного или солярного характера. Адыгский орнамент легко определяется по своей лаконичности от орнаментов соседних им народов осетин, ногайцев, балкарцев, ингушей. Но способы украшения и расположения орнамента на одежде почти у всех народов схож

 

Мужской костюм. "Цый"-так называемая в народе черкеска. Обычно черкешенки сами изготовляли из шерсти материал для шитья "цыя". Покрой "цыя" отличается от "сая" лишь тем, что в черкеске рукава длинные и широкие, имеется вырез на груди и полы короче. На груди слева и справа пришиваются гнезда для газырей. Подкладку подставляют только в верхнюю часть "цыя", до талии. Края украшают узорными шнурами и пуговицами из круглых шнуров, в виде орнаментальных узлов, так называемых "кIыIун", "кIыIушъхь". Кафтан (бешмет) шьют из тонкого материала. Цвет кафтана должен соответствовать цвету "цыя", так как он одевается под "цый". Форма покроя такая же как и у "цыя", только грудь закрытая, воротник высокий, стоячий и длина кафтана выше колен. Рукава узкие с застежками. Украшением кафтана служит обшивка гладким сутажом или шнуром краев воротника, обшлагов и боков до пояса. Бурка и башлык у адыгов служили для защиты от дождя и холода и изготовлялись руками, самих мастериц-адыгеек. Мастерицы золотого шитья и басонных изделий не жалели сил и времени для украшения бурки и башлыка вышивкой, сутажом, бахромой та прутиков, аппликацией воротника и т. д

 

Адыги шили свой костюм строго, лаконично, изысканно, не перегружая лишними деталями. Впервые черкеску шили подростку в 10—12 лет, а иногда и позднее. Это было знаком перехода от детства к взрослой жизни.

Черкеска, вверху обтягивая фигуру, от талии плавно расширялась книзу при помощи особого кроя спинки и расклешенных клиньев. Особым щегольством считалось, если

черкеска была хорошо сшита и сидела как влитая. Костюм для адыгов был средством создания совершенного образа человеческой фигуры.

Говорят, что идеальными пропорциями у черкеса считалось, если кошка в полный рост могла пройти под его талией, когда он лежал на спине. Форма костюма подчеркивала

атлетичность тела и подразумевала прямую осанку, втянутый живот и благородное поведение.

Нараспашку черкеску носили только старики, да и то только в своем селении. Длине, цвету и аксессуарам черкески уделялось особое значение. По этим параметрам многое можно было узнать о ее владельце. Существовали строгие правила ее ношения. Одежда в некотором смысле являлась социальным регулятором. Например, белые черкески были очень редки, и носили их только представители дворянского сословия. Также очень важна была и манера носить черкеску. Ее носили застегнутой и подпоясанной узким ременным поясом, на котором висел кинжал, иногда пистолет и шашка. Наиболее бросающейся в глаза деталью были газырницы — нагрудные карманы с мелкими отделениями, в которых хранились трубочки с зарядами для оружия — газыри.

Со временем черкеска стала самым популярным костюмом на Кавказе. В 40–х годах XIX века этот костюм был утвержден как воинская форма казачьих войск на Кавказе. Терские, кубанские и донские казаки переняли адыгский костюм полностью, так же как седловку лошадей, манеру езды, ношения оружия.

Черкеска была больше чем одежда — это был имидж сильного, достойного и храброго воина. Воина, для которого самым важным было его имя, и он был готов за него умереть. Среди российских императоров особенно изысканно носил черкеску император Николай II.

Женский костюм адыгов отличался изяществом линий и красотой деталей.

Черкешенки всегда славились стройной фигурой и тонкой талией. Хрупкости девичьего силуэта способствовало традиционное женское платье — «сай». Оно имело покрой черкески и надевалось поверх рубахи или кафтанчика. Шилось из бархата, плотного шелка или сукна. Передняя часть представляла собой цельнокроеный клин по всей длине. Сай всегда украшался золотошвейным узором. Поверх него девушки надевали серебряные или позолоченные пояса, украшенные традиционными орнаментами.

 

Интересной особенностью было то, что у женщин существовали деревянные ходули — «пхъэцуакъэ». Эти своеобразные туфли у женщин высших сословий достигали 12 см и были обтянуты бархатом с костяными, серебряными и позолоченными украшениями.. За счет такой конструкции туфель девушки визуально вытягивались, передвигались маленькими шагами, медленно и грациозно, тем самым показывая хорошие манеры и воспитанность.

Создавалось впечатление неспешности и уверенности в себе. Это была праздничная обувь и непременный атрибут свадебного наряда невесты. Всякий костюм — нечто большое, чем предмет одежды.

Костюм придает человеку не только определенный физический силуэт, но и образ — наделяет его характером, весомостью. Так и национальный костюм — не просто одежда. Он рассказывает о народе, о его восприятии жизни и о понимании положения человека в мире.

 

 

 

 

 

 

 

Такие элементы материальной культуры народа как одежда и вооружение формируются не в один день, а в течение длительного времени, и на их формирование оказывают влияние такие факторы как природно-географические условия страны, вид хозяйственно-экономической деятельности, особенности социальной структуры и политической истории народа, а также его менталитет и эстетические вкусы.

В социально стратифицированных обществах одежда различных сословий может сильно различаться и строго регламентироваться. Например, в феодальной Европе такие различия можно увидеть в одежде крестьян и феодалов, духовенства и ремесленников, короля и придворных, музыкантов, артистов и других представителей разных слоев общества.

Зависимость формирования того или иного комплекса одежды от природно-географических условий и типа хозяйственной деятельности можно проиллюстрировать на примере такого элемента одежды как штаны.

Они появляются и получают распространение, как правило, у народов, проживающих в регионах с умеренным или холодным климатом, древними традициями коневодства и развитой всаднической культурой.

У многих народов в прошлом, проживавших в странах с жарким или теплым климатом и у которых кавалерия была не основным, а вспомогательным видом войск, штаны как элемент одежды, отсутствовали. К этим народам, например, относились древние греки, римляне, шотландцы и многие другие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: