Смотри табличку о судах J




Вопросы к экзамену по дисциплине «Правоохранительные органы»

Специальность:030501.65 Юриспруденция

Очное отделение

1. Понятие и признаки правоохранительной деятельности

Правоохранительная деятельность – это деятельность государства, направленная на охрану права и осуществляющаяся специально уполномоченными органами путём юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом.

Признаки правоохранительной деятельности:

- государственная деятельность;

- осуществляется специально уполномоченными органами;

- применение юридических мер воздействия (принуждение и взыскание);

- жёсткая нормативная регламентация;

 

2. Направления (функции) правоохранительной деятельности

- конституционный контроль (устранение нарушений предписаний Конституции РФ);

- правосудие (разбирательство и разрешение гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях);

- организационное обеспечение деятельности судов (создание условий для нормальной деятельности судов);

- прокурорский надзор (выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования);

- выявление и расследование преступлений (раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде);

- оказание юридической помощи (предоставление всем, кому это необходимо, возможности пользоваться квалифицированной юридической помощью, особенно тем лицам, которые привлекаются к уголовной ответственности, а равно оказание других юридических услуг).

 

Все названные направления (функции) взаимосвязаны и дополняют друг друга.

 

3. Правоохранительные органы: понятие, признаки, виды

Правоохранительным органом является учреждение, должностное или иное лицо, которое согласно закону уполномочено защищать права, законные интересы физических (юридических) лиц, государства в целом и (или) обеспечивать законность и правопорядок.

признаки правоохранительного органа:

 

правовая регламентация его статуса и деятельности;

выполнение стоящих перед ним задач (защищать и охранять права и законные интересы физических, юридических лиц, государства в целом, а также обеспечивать законность и правопорядок);

наличие в его распоряжении предусмотренных законом прав, позволяющих решать стоящие перед ними задачи.

Правоохранительные органы подразделяют на две большие группы:

– государственные;

К государственным правоохранительным органам относятся суды, органы юстиции, органы обеспечения безопасности РФ, органы предварительного расследования, прокуратура, органы внутренних дел, фискальные органы, а также Государственный комитет по контролю за наркотиками и психотропными средствами.

– негосударственные.

К негосударственным организациям, осуществляющим правоохранительные функции, относятся адвокатура, частные охранные и детективные службы, частный нотариат, добровольные народные дружины, товарищеские суды, третейские суды, административные комиссии при органах местного самоуправления, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, наблюдательные комиссии при органах местного самоуправления и др.

 

4. Предмет и система курса «Правоохранительные органы РФ»

Предметом изучения курса «Правоохранительные органы РФ» является совокупность однородных специфических общественных отношений, которые возникают в процессе образования субъектов и объектов системы организации управления в сфере правоохранительной деятельности.

 

Систему курса «Правоохранительные органы РФ» можно представить в виде трех связанных между собой разделов.

Первый раздел включает основные понятия: понятие правоохранительных органов, их система, принципы, нормативные основы деятельности и т.д.

 

Второй раздел содержит информацию о судебной системе РФ: о действующих в стране судах, их задачах, компетенции, структуре, а также о статусе судей.

 

Третий раздел охватывает все иные правоохранительные органы, выходящие за рамки судебной системы (милиция, пожарный надзор, деятельность адвокатуры, таможенная служба и др.).

5. Конституция РФ – основной источник, регулирующий деятельность правоохранительных органов

Законы обладают высшей юридической силой, что закреплено в Конституции, п. 2 ст. 4 которой гласит: "Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации".

Среди данной группы важнейшим универсальным правовым актом, относящимся ко всем правовым дисциплинам, является Конституция Российской Федерации, обладающая высшей юридической силой. Все другие законы РФ должны ей соответствовать и не могут ей противоречить.

Конституция РФ закрепляет только наиболее важные вопросы организации и деятельности правоохранительных органов. Конституционные положения конкретизируются в иных законах, которые должны в обязательном порядке соответствовать Конституции РФ.

Конституция РФ (ст. 2) провозгласила человека, его права и свободы вышей ценностью и определила обязанностью государства защищать их. Эта обязанность лежит и на всех государственных органах как части государственного аппарата. Установление, содержащееся в ст. 2 Конституции РФ, находит свое отражение и в законодательных актах, принимаемых в последние годы, в частности в УК РФ, нормы которого применяют большинство органов уголовной юстиции.

Конституция РФ содержит ряд статей, являющихся принципами осуществления правосудия (осуществления правосудия только судом, независимость судей, участие граждан в осуществлении правосудия и др.). Большинство из них получили свое развитие в других законах. В то же время ст. 49 Конституции РФ содержит наиболее полную формулировку презумпции невиновности, которая не воспроизведена еще в других законах. Более того, в Конституции РФ сформулирован еще ряд положений, вытекающих из этого принципа и имеющих принципиальное значение для деятельности правоохранительных органов:

* обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;

* неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого;

* при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

 

 

6. Классификация правовых актов, регламентирующих правоохранительную деятельность и устройство соответствующих органов

 

Познание основ организации и функций правоохранительных органов требует, как отмечено выше, изучения значительного количества законодательных и иных правовых актов. Сколько их — точно определить невозможно. Но, во всяком случае, можно смело утверждать — не менее полусотни. Невозможно также точно вычислить и объем таких актов: в некоторых из них содержатся многочисленные статьи, параграфы, пункты и т.д.

 

Такое обилие актов и содержащихся в них конкретных правовых предписаний в значительной мере объясняется тем, что массив правовых актов о правоохранительных органах касается многих государственных и негосударственных организаций и должностных лиц. И все они призваны выполнять в высшей степени ответственную деятельность. В силу этого требуется особо тщательная правовая регламентация построения соответствующих организаций, их полномочий и полномочий работающих в них должностных лиц. Требование тщательности обусловлено в первую очередь стремлением свести к минимуму или полностью исключить вероятность, скажем, произвола, судебных или следственных ошибок, которые порой пагубно отражаются на судьбах людей, наносят непоправимый ущерб их правам и свободам.

Для характеристики правовых актов о правоохранительных органах существенно также то, что в этом массиве сосуществуют акты разного юридического значения (разной юридической силы). В нем “соседствуют” и взаимодействуют положения Конституции РФ и федеральных законов с положениями конституций, уставов и иных законов субъектов РФ, указы Президента РФ с постановлениями Пра­вительства РФ, положения международных соглашений с положениями ведомственных нормативных актов и т. д. У названных и других документов — свой юридический статус, свое значение. И данное обстоятельство, естественно, существенно усложняет в целом изучение правовой базы, на которую опирается система правоохранительных органов.

Преодолению трудностей такого рода призвана содействовать классификация актов, которые в совокупности образуют эту базу.

 

Осуществлять ее целесообразно, опираясь на два основания:

- содержание группируемых актов независимо от их юридической силы;

- группировка актов по их юридическому значению

7. Понятие и признаки судебной власти и правосудия

Согласно Конституции РФ, судебная власть в Российской Федерации (далее РФ):

Судебная власть – возникла из принципа разделения властей на законодательную исполнительную и судебную. Вершить провосудие.

- осуществляется только судами;

- имеет полную самостоятельность номинально, но ФЗ 188 закрепляет назначаемость судебной власти.

- реализуется посредством применения права в ходе конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;

характеризуется единством судебной системы РФ, которое обеспечивается путём:

- закрепления принципов судебной системы в Конституции и Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ».

- соблюдения всеми судами единых, законодательно установленных правил судопроизводства;

- признания обязательности исполнения всех вступивших в силу судебных решений на всей территории страны;

- закрепления единства статуса судей на всех уровнях судопроизводства;

- финансирования судей из федерального бюджета.

 

правосудие - это осуществляемая судом правоохра­нительную деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных и подведомственных судам административных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

- отправление правосудия проявляется в принятии решений по кардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государственных и иных организаций;

- судебные решения, принимаемые в процессе или по итогам отправления правосудия (приговоры по уголовным делам, решения по гражданским делам и т. д.) и нередко именуемые актами правосудия, в соответствии с законодательством наделяются особыми свойствами;

- по закону этот вид государственной деятельности может осуществляться только конкретными способами, а не произвольно, по усмотрению каких-то должностных лиц или органов;

- оно может осуществляться только особым органом — судом (судьей). Никакой другой орган или другое должностное лицо не вправе выполнять эту деятельность.

 

8. Конституционные принципы правосудия

Принцип законности

Принцип справедливости

Принцип осуществления правосудия только судом

Принципы независимости судей

Принцип равенства всех перед судом и законом

Принцип обеспечения права граждан на судебную защиту

Принцип обеспечения права подозреваемого и обвиняемого на защиту

Национальный язык судопроизводства

Принцип состязательности сторон

Принцип участия граждан в осуществлении правосудия. Формы участия:

Арбитражные заседатели

Присяжные заседатели

Принцип открытого разбирательства дел:

Гласность (кроме тайных)

Устность (в зале судебного заседания всё проговаривается)

Публичность (вне зависимости от гласности, решение судом оглашается публично)

Принцип презумпции невиновности

Принципы законности и компетенции суда

Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина

Принцип обязательности судебных решений

 

9. Судебная реформа

В 1864г произошла реформа после которой появилась адвокатура и дело могла рассматриваться судом пресяженых.

 

10. Судебная система РФ

Смотри табличку J

 

11. Суд как орган судебной власти. Судебное звено и инстанция

Понятие "суд" имеет несколько значений. Это и государственный орган, осуществляющий правосудие, и само судебное разбирательство, и здание, в котором размещается это учреждение, и судьи, единолично рассматривающие дела.

Суд, осуществляющий судебную власть, является государственным органом. Иные организации, в названии которых содержится слово "суд" - суды офицерской чести, товарищеские суды и т. д. - не обладают судебной властью в том смысле, который определен Конституцией РФ. Конституция РФ и Закон "О судебной системе РФ" предусматривают следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти: Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи.

Суд представляет собой учреждение, где обычно работают не один, а несколько судей. Судебная власть осуществляется по конкретным делам не всеми судьями одновременно, а так называемыми судебными составами. Рассматривать дело по существу могут судья единолично, коллегия из трех судей, судья и два народных заседателя, суд присяжных. Но и один судья, и судья с народными заседателями, и коллегия являются судом, так как дейст- вуют не от своего имени, а от имени государства.

Каждый суд осуществляет судебную власть в пределах компетенции, определенной законом. Районный (городской) суд рассматривает уголовные и гражданские дела по существу, а областной суд не только рассматривает уголовные дела, но и проверяет обоснованность и законность решений районного. Арбитражные суды могут рассматривать только арбитражные дела, а принять к своему производству гражданское или уголовное дело не имеют права.

Юрисдикция (право решать правовые вопросы) каждого суда распространяется на определенную территорию (район, область) или на структурное образование Вооруженных Сил Российской Федерации (гарнизон, военный округ). Название суда соответствует территориальной или структурной сфере его деятельности (Московский областной суд, военный суд Одинцовского гарнизона). Кроме того, в системе арбитражных судов действуют федеральные арбитражные суды, юрисдикция которых не совпадает с административно- территориальным делением. Предполагается, что и мировые судьи будут назначаться по судебным округам.

Смотри табличку о судах J

12. Образование и организация работы районного суда

Районный суд – основное звено судебной системы судов общей юрисдикции.

Районные суды образуются в каждом районе или городе; может быть создан один суд на район и город. Рассмотрение подавляющего большинства гражданских и уголовных дел и близость к населению дают основания считать районный суд в настоящее время основным звеном судов общей юрисдикции.

Организационное обеспечение районных судов возложено на Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его органы в субъектах Федерации. Обязанность Судебного департамента состоит в том, чтобы обеспечить финансирование и материально – техническое снабжение районных судов и тем самым способствовать их самостоятельности и независимости.

 

13. Состав и структура районного суда

Районный суд состоит из профессионалов-судей, количество которых должно определяться нагрузкой на судей по разрешению дел.

Схема 1. Структура районного суда как государственного учреждения

1. Председатель районного, городского, межмуниципального суда, руководит работой суда, распределяет обязанности, ведет личный прием граждан, составляет отчеты в государственные органы.

2. Народные судьи- лица наделенные полномочиями осуществлять правосудие профессионально.

3. Народные заседатели - коллегиально с участием народного судьи осуществляют правосудие, при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи

4. Консультант суда – ведет справочную работу суда, отслеживает изменения и дополнения в законодательстве и оповещает о них судей.

5. Секретари судебных заседаний прикреплены к конкретным судьям и ведут и оформляют протокол судебного заседания, проверяют явку в суд.

6. Канцелярия -. Канцелярия ведет делопроизводство по учету и распределению корреспонденции, направляет копии документов, предоставляет для ознакомления уголовные дела участникам процесса, подготавливает дела для сдачи в архив.

7. Архивариус – хранит судебные дела.

14. Полномочия районного суда

Районный суд правомочен рассматривать большую часть уголовных гражданских и административных дел.

Полномочия судьи по поступившему в суд уголовному делу:

1. По поступившему уголовному делу судья принимает одно из следующих решений:

1) о направлении уголовного дела по подсудности;

2) о назначении предварительного слушания;

3) о назначении судебного заседания.

2. Решение судьи оформляется постановлением, в котором указываются:

1) дата и место вынесения постановления;

2) наименование суда, фамилия и инициалы судьи, вынесшего постановление;

3) основания принятого решения.

Решение принимается в срок не позднее 30 суток со дня поступления уголовного дела в суд.

Копия постановления судьи направляется обвиняемому, потерпевшему и прокурору

 

15. Состав и структура суда среднего звена общей юрисдикции

Суды общей юрисдикции среднего звена состоят из председателя, его заместителей, председателей судебных коллегий, членов суда (судей) и народных заседателем. Точная штатная численность конкретного суда

определяется исходя из объема судебной работы.

 

Структура суда обшей юрисдикции среднего звена:

- судебная коллегия по гражданским делам;

- судебная коллегия по уголовным делам;

- президиум суда.

 

2. В каждом суде общей юрисдикции среднего звена создаются судебные коллегии по гражданским делам и по уголовным делам, распределение судей по которым осуществляет председатель соответствующего суда. Председатели судебных коллегий являются заместителями председателя суда. Судебные коллегии рассматривают соответственно гражданские и уголовные дела по первой инстанции и в кассации. Кроме того, судебная коллегия по гражданским делам пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские дела, ранее рассмотренные этой же коллегией. Составы судебных коллегий при рассмотрении судебных дел:

 

• по первой инстанции:

а) судья-профессионал и два народных заседателя;

б) судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из 12 присяжных заседателей (рассматривают по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 31 УПК РФ);

в) коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции (рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со ст. 231 УПК РФ);

 

• в кассационной инстанции - три судьи-профессионала.

При рассмотрении уголовного дела судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции один из них председательствует в судебном заседании. В крупных судах общей юрисдикции среднего звена судебные коллегии делятся на судебные составы, председателей которых назначает председатель соответствующего суда. Председатель судебного состава председательствует на заседаниях состава и распределяет судебные дела между судьями - членами состава.

 

16. Организация работы и полномочия суда среднего звена общей юрисдикции

 

 

17. Военные суды

Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом.

Военные суды в пределах своих полномочий рассматривают дела и материалы, связанные с ограничениями конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища.

В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Высшим судебным органом для военных судов является Верховный Суд РФ (ст. 126 Конституции РФ), который реализует свои функции в отношении военных судов через Военную коллегию Верховного Суда РФ.

Военная коллегия, в состав которой входят председатель, его заместитель, председатели судебных составов и другие судьи Верховного Суда РФ, действует в составе Верховного Суда РФ и является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к нижестоящим судам.

Военная коллегия рассматривает в первой инстанции: дела об оспаривании ненормативных актов, дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого. Уголовные дела рассматривает коллегия, состоящая из 3 судей и присяжных заседателей. Дела по жалобам и протестам рассматривает коллегия, состоящая из трех судей.

Президиум Верховного Суда РФ рассматривает дела по протестам на решения.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии, принятые в первой инстанции и не вступившие в силу.

Окружной военный суд образуется в составе председателя, его заместителей, а также других судей и действует на территории одного или нескольких субъектов РФ.

Президиум окружного военного суда, действующий в составе председателя, его заместителей, заместителей председателя, рассматривает гражданские, административные, уголовные дела по протестам гарнизонных военных судов. Координирует работу судебной коллегии. Утверждает председателей судебных коллегий.

Окружной (флотский) военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, и дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни. Гарнизонный военный суд образуется в составе председателя, его заместителей, других судей и действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов.

18. Состав и структура Верховного Суда РФ

В настоящее время Верховный Суд Российской Федерации и его аппарат состоит из 795 человек, в том числе – «Председатель Верховного Суда Российской Федерации, первый заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, пять заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, 100 членов Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, шесть членов Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, 44 главных консультанта, 153 старших консультанта, а также аппарат Военной коллегии в количестве 97 человек».

Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Основываясь на заключении этой Коллегии, Председатель Верховного Суда Российской Федерации вносит представление Президенту Российской Федерации о кандидатах на иные судейские должности в Верховном Суде Российской Федерации (заместителей Председателя Суда и судей). Если Президент Российской Федерации согласен с предложениями Председателя Верховного Суда, он вносит предложенные кандидатуры для их назначения на должности в Совет Федерации.

В настоящий момент Верховный Суд Российской Федерации действует в составе:

· Пленума Верховного суда;

· Президиума Верховного суда;

· Судебной коллегии по гражданским делам;

· Судебной коллегии по уголовным делам;

· Военной коллегии;

· Кассационной коллегии.

·

19. Полномочия Верховного Суда РФ

Он рассматривает в пределах своей компетенции дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом - также в качестве суда первой инстанции.

Значительное место в деятельности Верховного Суда РФ занимает рассмотрение уголовных и гражданских дел по первой инстанции. Как известно, Верховный Суд, как и все вышестоящие суды, вправе изъять, соблюдая отмеченные выше (см. § 6 гл. IV и § 1 гл. VI учебника) условия, из нижестоящих судов уголовное и гражданское дело и рассмотреть его по первой инстанции самостоятельно. Такое решение Верховного Суда закон связывает с особой сложностью дела или его особым общественным значением. Кроме дел, принятых к рассмотрению Верховным Судом по собственной инициативе, ему подсудны и дела, принятые к производству по инициативе Генерального прокурора РФ или его заместителей, а также, как отмечено выше, некоторые дела, подведомственные военным судам. Он также должен рассматривать по первой инстанции дела, по которым к уголовной ответственности привлекаются судьи, при условии, что они настаивают на том, чтобы их судил Верховный Суд РФ.

Верховный Суд РФ, являясь кассационной инстанцией для гражданских и военных судов среднего звена, рассматривает дела по кассационным жалобам и протестам прокуроров на не вступившие в законную силу приговоры, решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, городских судов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов, а также окружных (флотских) военных судов. Он также является кассационной инстанцией, проверяющей законность и обоснованность приговоров и иных решений, постановляемых судебными коллегиями самого Верховного Суда РФ.

Возглавляя систему гражданских и военных судов общей юрисдикции, Верховный Суд РФ является высшей надзорной инстанцией. В надзорном порядке он рассматривает дела по протестам в поредке судебного надзора на вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления.

Проверка Верховным Судом РФ дел в порядке кассационного и надзорного производства служит важной гарантией защиты прав и интересов участников процесса, неукоснительного соблюдения законности досудебного производства и осуществления судебного разбирательства.

Еще одним важным полномочием Верховного Суда РФ является рассмотрение дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Такая проверка допускается, как правило, тогда, когда обнаруживаются новые, неизвестные при предшествующем разбирательстве дела обстоятельства, из которых вытекает незаконность и необоснованность данного решения.

Рассматривая дела в кассационном порядке, порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам, Верховный Суд РФ путем отмены или изменения попавших в его поле зрения судебных решений способствует устранению допущенных в них ошибок.

 

20. Полномочия Высшего Арбитражного Суда РФ

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации — высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, в состав входят председатель, заместители председателя, председатели коллегий и судьи — члены высшего арбитражного суда. К полномочиям этого суда относятся рассмотрение дел в первой инстанции, рассмотрение в порядке надзора вступивших в законную силу судебных актов всех арбитражных судов, изучение и обобщение практики применения судом законов и иных нормативных правовых актов, решение в пределах своей компетенции вопросов, вытекающих из международных договоров РФ, и др.

Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются:

защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций (далее — организации) и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

21. Арбитражные суды среднего звена

В состав арбитражных судов среднего звена входят десять федеральных арбитражных судов округов: Волго-Вятского, Восточно-Сибирского, Дальневосточного, Западно-Сибирского, Московского, Поволжского, Северо-Западного, Северо-Кавказского, Уральского и Центрального, в состав каждого из которых входит несколько субъектов РФ. Арбитражные суды округов расположены в столицах каких-либо из субъектов РФ, входящих в соответствующий округ, по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Структура арбитражного суда округа:

• судебные составы, председатели которых утверждаются президиумом арбитражного суда, а персональный состав - председателем арбитражного суда;

• судебные коллегии по рассмотрению споров из гражданских и административных правоотношений, персональный состав которых определяется президиумом окружного арбитражного суда, а их председатели являются заместителями председателя соответствующего арбитражного суда;

• президиум федерального арбитражного суда округа.

Полномочия федеральных арбитражных судов округов:

• проверка в кассационной инстанции решений и постановлений, принятых арбитражными судами субъектов РФ в первой и апелляционной инстанциях;

• пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам ранее рассмотренных ими дел;

• обращение в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке соответствия Конституции РФ законов, применяемых или подлежащих применению в конкретном деле;

• подготовка предложений по совершенствованию законодательства;

• изучение и обобщение судебной практики и анализ судебной статистики.

 

22. Арбитражные органы

Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей, организациями - юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения, при этом третейское соглашение может быть заключено до принятия решения по спору арбитражным судом или судом общей юрисдикции.

Третейский суд разрешает споры, как и федеральные суды, на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления, международных договоров РФ.

После принятия решения каждой стороне должен быть вручен либо направлен экземпляр решения.

Если решение третейского суда не исполнено добровольно в установленный срок, то оно подлежит принудительному исполнению. Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется по правилам исполнительного производства, действующим на момент исполнения решения третейского суда, на основе выданного судом /арбитражным, судом общей юрисдикции/ исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда

 

23. Конституционный Суд РФ: состав и полномочия



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: