Понятие «критическое мышление» и его характеристики




Применение КМЧП с использованием ИКТ на уроках в начальных

классах.

 

Умный вопрос – это уже добрая половина знания.
Ф. Бэкон

Цель: Выявить уровень развития критического мышления учащихся выделить

факторы, влияющие на его развитие

Задачи:

Ø проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

Ø раскрыть сущность критического мышления и описать технологии его развития;

Ø выявить, способствует ли различные типы вопросов развитию критического мышления школьников;

Ø определить способствуют ли ИКТ технологии уровню познавательной деятельности учащихся в начальной школе;

Ø провести качественный и количественный анализ результатов исследования

Ø сформулировать выводы и рекомендации по работе учителя на уроках в начальной школе с целью развития критического мышления

Гипотеза: Если регулярно применять на уроках и во внеклассных занятиях элементы КМЧП, то можно достичь более высокий уровень развития критического мышления у детей.

Объект исследования – развитие критического мышления младших школьников через чтение и письмо.

Предмет исследования - структура критического мышления младших школьников и её развитие под влиянием разных педагогических технологий

Актуальность темы исследования обусловлена практической потребностью общества в личности, обладающей определёнными качествами мышления. Эта потребность связана с тенденцией к свободному обществу, которому соответствует свободная, творческая личность. Свобода мышления подразумевает критическую его направленность, ориентированную на творческую и конструктивную деятельность. Поэтому качественной характеристикой мышления свободной личности является критическое мышление.

Ведение

Современное общество представляет собой сложное образование, самоорганизующуюся, динамичную систему, нестабильность и непредсказуемость которой отражается в мироощущении отдельного человека скорее, чем устойчивость. Очевидно, что адаптация личности в этом обществе подразумевает не воспроизведение ею неизменных норм и традиций, а социальное творчество, представленное актуальной культурой. Социальное творчество основано на реконструировании старых и конструировании новых ценностей, норм, что невозможно без критического мышления.

Личность, способная к социальному творчеству, может быть сформирована только личностно-ориентированной системой обучения, целью которой является развитие качеств мышления, адекватных свободному и творческому мышлению. Отсюда необходимость и актуальность научного обоснования этих качеств мышления, определения содержания педагогического процесса их развития.

Современный человек в той или иной степени обладает качествами критического мышления в силу объективных условий, сформированных спецификой развития общества и влияющих на способ их отражения личностью. Но наличие отдельных качеств не гарантирует формирование особого состояния мышления. Только совокупность взаимодействующих качеств критического мышления представляет собой модель мышления, которая характерна для свободной и творческой личности в демократическом обществе. Соответственно, потребность самого общества в личности такого типа должна быть отражена в системе образования.

Понятие «критическое мышление» и его характеристики

Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решать. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критическое мышление есть мышление социальное. (Дэвид Клустер)

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. (Г. Селевко)

Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления. Джуди А. Браус и Дэвид Вуд определяют критическое мышление как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критики пытаются понять и осознать свое собственное «я», быть объективными, логичными, пытаются понять другие точки зрения. Критическое мышление, по их мнению, это поиск здравого смысла - как рассудить объективно и поступить логично с учетом как своей точки зрения, так и других мнений; умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.

Джуди А. Браус и Дэвид Вуд выделили те характеристики, которые Б. Рассел определил как «как ряд навыков мышления»:

Фокусирующие навыки:

1. Определение проблем, содержащихся в явном или в скрытом виде в новой информации.

2. Выявление целей: определение направления и целей изучения новой информации.

Навыки сбора информации:

3. Наблюдение: получение информации при помощи одной или более сенсорных систем.

4. Формулирование вопросов, поиск новой информации через вопросы.

Навыки запоминания:

5. Кодирование: хранение информации в долговременной памяти.

6. Вызов: восстановление информации из долговременной памяти.

Навыки организации:

7. Сравнение: выявление черт сходства и различий разных объектов.

8. Классификация: группировка и обозначение объектов на основе выявленных их признаков.

9. Представление: презентация новой информации

Навыки анализирования:

10. Идентификация атрибутов и компонентов: определение характеристик или частей основных идей или понятий, содержащихся в новой информации.

11. Идентификация отношений и понятий: определение причинно-следственных связей.

12. Идентификация главных идей: идентификация центрального элемента; например, иерархия ключевых идей в сообщении или упорядочивание причин.

13. Идентификация ошибок: определение логичных заблуждений и других ошибок и, где возможно, выявление вариантов их исправления.

Навыки генерирования:

14. Выводы: суммирование, выявление наиболее важной информации или идей.

15. Предсказывание: предвосхищение событий или следствий на основе имеющейся информации.

Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. Можно сказать, что критическое мышление - это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено.

Обучая школьников думать подобным образом, учителя тем самым поощряют их к самостоятельному решению проблем, к созданию новых возможностей, к поиску необходимых сведений. Люди, которых в детстве учили решать проблемы, впоследствии бывают способны решать значительно больший круг задач, чем те, кого этому не учили. Развитие критического мышления в семейном кругу может происходить в форме совместных раздумий о положительных и отрицательных сторонах разных видов субботнего отдыха. Когда мы вместе с детьми обсуждаем разные точки зрения, они учатся применять этот прием в других жизненных ситуациях.

Вы сами можете назвать множество ситуаций, в которых дети способны приобрести навык критического мышления.

Умение мыслить критически - ключевое в обучении XXI века. Учитель XXI века должен хорошо понимать, какие процессы помогут ученикам вырасти хорошими мыслителями.
Преподавание и обучение XXI века побуждает учеников двигаться от мышления низкого уровня к творческому, продуктивному и нравственному мышлению. Такое мышление требует умений и навыков высокого порядка, таких как способность к анализу, синтезу, решению проблем и оценке.
Вовлечение учеников в процесс мышления высокого уровня и развитие у них навыков сотрудничества – две ключевые особенности, свойственные личностно-ориентированному обучению.

 

Обучаем - спрашивая

Искусство задавания вопросов является очень важным:
- оно поощряет самостоятельный поиск ответов, а также побуждает школьников задавать свои собственные вопросы
- школьники с большей вероятностью станут заниматься самостоятельно, потому что им интересен поиск ответов на задаваемые вопросы
- школьники видят взаимосвязи между изучаемым школьным предметом и реальным миром – это может изменить их взгляд на сам процесс обучения.

 

Типы вопросов по уровням развития мышления и их сущность

Тип вопроса Сущность Примеры
Простые вопросы Вопросы, ответы на которые требуют знания фактического материала, ориентированы на работу памяти •Кто...? •Что…? •Сколько…? •Когда…?
Уточняющие вопросы Вопросы, которые помогают развивать способность оформлять и выражать свои мысли, обобщать услышанное, уточнять сказанное, совершенствовать речемыслительные способности •Насколько я понял… •Правильно ли я Вас поняла, что… •То есть Вы говорите, то… •Я поняла, что ты сказал о…
Вопросы-интерпретации Вопросы, которые помогают развивать вариативность мышления, способность к осознанию причин собственных поступков или мнений •Зачем Вы читаете эту книгу? •Зачем лично мне нужно знать закон всемирного тяготения? •Если бы Вы были птицей, живущей в средней полосе России, куда бы Вы улетели на зиму? •Почему этому герою все помогают?
Оценочные вопросы Вопросы, которые вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления, помогают извлекать на поверхность образы, которые ранее существовали неосознанно, но оказывали значительное влияние на мышление •Как ты относишься к этому герою? •Что ты чувствуешь, решив эту задачу? •Какие чувства вызывает у тебя этот отрывок?
Творческие вопросы Вопросы, которые направлены на видоизменение действительности, помогают развивать гибкость мышления, способность находить множество решений одной проблемы, умение почувствовать себя на месте другого человека •Что было бы, если бы не было силы трения? •Что бы Вы чувствовали на месте Татьяны Лариной? •Как бы люди осуществляли вычисления, если бы не было дробей? •Как вы думаете, что произойдет дальше?
Практические вопросы Вопросы, ответы на которые требуют от человека каких-либо действий, изменений, побуждают брать на себя некоторую ответственность за будущие поступки •Как мы можем изменить ситуацию? •Как мы можем рассчитать подъемную силу газа? •Как мы можем сориентироваться на местности без компаса? •Как следует поступать, когда не знаешь с чего начать дело?

 

"Тонкие и толстые вопросы"

 

 
 
Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.
Таблица " толстых " и " тонких " вопросов

 

Толстые? Тонкие?
Дайте 3 объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему Вы думаете...? Почему Вы считаете...? В чем различие...? Предположите, что будет, если...? Что, если...? Кто? Что? Когда? Может..? Будет...? Мог ли...? Как звать...? Было ли...? Согласны ли Вы...? Верно ли...?

 

По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В левой колонке - вопросы, требующие подробного развернутого ответа.

 

1.2 Использование ИКТ технологий

Требования к качеству образования постоянно растут. Старые, традиционные методы обучения уже не успевают за этими требованиями. Использование ИКТ в образовании может дать больше возможности в обучении. Обучение – это процесс получения знаний. Традиционный источник знаний – учебник ограничен в своих возможностях. Обучающимся на разных ступенях образования всегда требовались дополнительные источники информации: библиотеки, музеи, архивы. Решить эту проблему поможет широкое применение в обучении информационных ресурсов Интернета.

Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучающихся творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в обучении. В данном случае ИКТ, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций и т.п.) и обладающие огромным творческим потенциалом, становятся эффективным инструментом в руках учащихся.

Информационно-коммуникационные технологии способны: вовлекать учащихся в процесс обучения, делать из пассивных слушателей активных деятелей, стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников. Повышается интенсивность учебного процесса, уровень развития психологических механизмов (воображения, памяти, внимания), активизируются мыслительные процессы

Уровни применения ИКТ: Использование ИКТ в качестве наглядности

Использование ИКТ как дидактическое средство

Использование интерактивной доски

Электронные ресурсы

Презентация к уроку

Логические игры

Тестовые оболочки

Электронные энциклопедии

 

Практическая часть

Обучение критическому мышлению.Я считаю,что вся система обучения должна строиться на этом модуле.Ведь, по-моему, ученик не просто учится и познает, а делает это в сочетании с анализом,способностью к суждению и доказательству.Целью данного модуля является развитие мыслительных навыков учащихся. Если также применять и ИКТ технологии, то обучение будет интересным, ярким и запоминающимся. Раньше,когда я планировала урок,больше внимания уделяла информации, которое я для них готовила,на основе этой информации, строилась дальнейшая практическая работа.А после прохождения курса по критическому мышлению, начала планировать уроки так, чтобы в них отражались методы критического мышления:использование метода «тонкого» и «толстого» вопроса, предложила учащимся создавать «Кластер», заполнение таблицы «ЗХУ», «Мозговые штурмы», «Бодрячки», В ходе проведения мною серии уроков стратегии критическго мышления использовались практически на каждом уроке, только приобретали различные виды. На всех уроках ребята работали в группах, искали решение проблем сначала индивидуально, потом обсуждали в паре, а затем в группе и всей группой принимали решение.Эти идеи соответствуют конструктивисткой теории,которая позицирует учеников в качестве активных участников процесса преподования и обучения. «Подстраивание» людей друг другу в любых ситуациях формируется через доверие и уважение.Диологовое обучение является коллективным (учителя и ученики обращаются к изучению задач совместно), способствующим взаимообучению (учителя и ученики слушают друг друга, разделяют идеи и рассматривают альтернативные точки зрения) и поддерживающим (ученики формулирует идеи свободно, без страха, смущения из- за «неправильного» ответа и помогают друг другу достигнуть взаимопонимания.

На самом первом нашем уроке мы составили правила работы в группе. Дети сами составляли в группах свои правила, при презинтации они доказали необходимость каждого пункта. В основном все группы предложили одиноковые правила, это; 1)Не перебивать; 2)Советоваться друг – с другом: 3)Работать дружно; 4)Быть активными;5)Дисциплина; 6)Не спорить, но высказывать своё мнение; 7)Работать группой.

Затем мы разработали критерии. Первым пунктом дети выставили «оформление презентации», лишь потом «содержание». На последующих уроках опираясь на опыт первого урока, мы с учащимися решили поменять пункты. И первым поставили «содержание презинтации», затем «знание материала», «умение презентовать» и лишь потом «оформление презентации». То есть ребята увидели, что самое главное, чтобы презентация отражала тему, а не то, как она оформлена. Так же дети предложили поместить в критерии и пункт «дисцилина», так как видели, что дисциплина очень важна при презинтации.Известно, что уроки критического мышления имеют трёхфазное строение.

Первый этап – Вызов – на моих уроках это проходило по-разному. На вервом уроке это был «Мозговой штурм», при помощи которого, мы выясняем, что дети знают по изучаемой теме, «набрасовывают» свои идеи по теме. Я предлагаю им тексты, стихотворения, предложения и прошу подумать над тем, как найти имя существительное, имя прилагательное, глагол. Так как учащиеся уже были знакомы с именем существительным, то они с лёгкостью отвечали, что они помнили по прошлым годам. Затем мы переходим ко второму этапу урока - Осмыслению – где ученики должны найти части речи в предложенных мною заданиях. Дети рассматривают тексты, выдвигают свои идеи, обсуждають их внутри группы и находят пути решения.Задания для каждой группы были разными. Первая группа находила имена существительные, другая имена прилагательные, а третья глаголы.Чётвертая группа выполняла синтаксический разбор предложения. Затем во время презентации они поясняют свои решения, а другие группы задают вопросы по теме. На третьем этапе – Рефлексии - учащиеся выражали свои мысли, размышляли о том, что и им удалось, чему они научились и какие вопросы возникли. Я попрасила ребят подумать и написать свои размышления или если возникли вопросы на стикерах. Из ответов детей после урока я увидела, что урок детям понравился, многие отметили, что им на уроке было все понятно, и они разобрались с тем, как находить в тексте самостоятельные части речи, мои неактивные, слабые дети, которые на обычных традиционных уроках молчали, а теперь заговарили и написали. Некоторые учащиеся отметили в рефлексии, что им работать в группе было комфортно и они не боялись отвечать. Были и интересные вопросы, на опережение. «Какие существительные употребляются только в единственном, и какие существительные только во множественном числе », этот вопрос я оставила на самостоятельное изучение дома и каково было моё удивление когда на второй урок дети сами ответили на него.Многие учащиеся написали «Мне понравилось работать в группе и находить свои способы решения»,большинство ребят написали «Урок супер». По рефлексии учащихся я поняла, что урок им очень понравился.

Следующий урок, я начала с того, что дети должны были ответить на проблемный вопрос, что такое АУКЦИОН. Я предложила каждой группе поработать со словарём –прочитать значение слова, затем учащиеся высказывали что в их понимании АУКЦОН. Следующее задание учащиеся заменяли словосочетания одним словом.Например: Она бывает детской и письменной(речь). Вэтом задание нужно было не только ответить,но и логически подумать. Задала проблемный вопрос: Почему –то в одних словах после шипящей пишется мягкий знак, а в других нет?Какая проблема встаёт перед нами?. Дети должны проанализировать выполненные и исправив друг друга праговаривали правило, где и в каких случаях пишется мягкий знак у имен существительных.. Далее дети выполняют упражнение ˝Лотоˮ, работают в группе над определения склонения. Предлагаю ребятам: Кто продаст свои знания по данной теме. Несколько учащихся вспоминают правила, а остальные проверяют свои работы, в этом задании я пронаблюдала как учащиеся очень серьёзно подходили когда слушали друг друга.Следующее задание дети выполняли в паре на взаимообучение. Дети определяли падежи имени существительного, каждый ученик выполнил самостоятельно, а потом обьясняли друг другу, дополняли друг друга. То есть один ученик выступал в роли учетиля, а другой в роли ученика, затем менялись ролями. На этом уроке для оценивания работы я использовала лист самооцениванния, для оценки своей работы. Рефлексию на этом уроке мы провели при помоши ресурса «азбука настроения» и я увидела, что настроение у детей к концу урока очень хорошее, значит, урок им понравился.

На третьем уроке для активизации имеющихся знаний я провела: урок -путешествие по теме имя существительное с взаимопроверкой и оцениванием работ друг друга. Мы увидели, насколько усвоена тема прошлого урока и есть ли необходимость останавливаться не ней ещё или можно двигаться дальше. На данном уроке мы должны были поработать над склонением, родом и падежами имен существительных, поэтому я предложила группам вспомнить все правила изученные ранее. После того как ребята представили свои презентации, я предложила группам выполнить морфологический разбор, а проверять мы их будем при помощи СМС сообщений, которые дети через Bluetooth должны отправить мне на компьютер и затем на интерактивной доске появятся их ответы и я их оценю. Таким образом, ребята должны были самостоятельно распределить роли, выбрать способ работы и найти правильное решение поставленной задачи. По тому, как приходили ответы, я увидела, что группы работали по-разному. В одной группе каждый выполнял задание и отправлял мне сам. В двух других группах дети работали по парам ЭСМ сообщение на телефон отправлял кто один, а остальные помогали. Четвёртая группа выбрали себя эксперта, сильного ученика, затем выполняли мофологический раэбор, давали на проверку и лишь затем отправили ответы двух слов сразу. Эта группа позже всех спровилась со своими заданиями, но все слова они разобрали правильно. Я считаю, что это группа добилась таких результатов именно потому, что правильно построили свою работу. И позже, когда мы обсуждали результаты, каждая группа сделала для себя выводы. И во время рефлексии, а её мы провели по«дереву Блума», ребята из этой группы показали себя на самой вершине дерева. Я видела, что они удовлетворены своей работой

Используя все эти методы критического мышления на своих уроках, я можно сказать, увидела продуктивность работ учащихся. Ведь в процессе выполнения этих заданий по этим методам достигаются такие цели, как умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим: умение работать и сотрудничать в группе; умение вырабатывать собственное мнение на основе полученого знания; способность заниматся своим обучением самостоятельно.(Интернет ресурс).

 

Заключение

Таким образом, можно сказать, что приёмы критического мышления должны прослеживаться на всех уроках. И комбинируя их неоходимо планировать уроки с учётом зрелости учеников, целей урока и объёмом материала.При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализуется идея связей материала, его структурирования самим ребенком. Постановка учащимся самостоятельно целей обучения,создаёт необходимый внутренний мотив к процессу учения.Тем самым у учащегося создаётся целостное когнитивное поле, объединяющее все имеющиеся теоретические знания, практические сведения, навыки и умения. Я считаю, что апробировав данные методы критического мышления, мне удолось достичь вышеуканных целей на уроке.Результатом применения модуля обучения критическому мышлению стало для меня то, что раньше, я не умела их анализировать, дети не умели себя оценивать, и я просто не знала,как называется и как работать с данными технологиями. И что самое главное, мы не умели работать в группе. А здесь, работая в группах, они своводно выражают свои мысли, высказывают свои идеи касательно темы.Применения модуля критического мышления привело меня к мысли,что нужно давать детям возможность сомневаться.И если Ваши дети начнуть сомневатся в чём-то то они выражают недоверие к каким –то фактам – отлично! Значит, он будет старатся доказать, что он прав.Значит, захочет узнать все об этом обьекте спора.Узнает и запомнит много и интересного.Я думаю что используя критическое мышление на своих уроках я научилась видеть своих детей, стала планировать свои уроки по новому.Как учитель я должна помочь детям осознавать и нести ответственность за собственное обучение, чтобы в будущем он мог добиться успеха в обучении самостоятельно, чтобы на уроках всегда была мотивация к обучению. Если раньше во главе урока была я как учитель, то сейчас все взоры обращены к учащемуся. я поняла как важно изменения для нас в целом.А хочешь изменений начинай с себя!

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: