Доработка материалов дела




 

Некоторые фактические обстоятельства в уголовных делах, материалы которых служат основой для проведения деловой игры “Учебный уголов-ный процесс”, с учетом достаточно длительного срока их хранения в архи-вах судов устаревают и не могут быть использованы без их адаптации применительно к условиям современной реальности.

 

В первую очередь это относится к датам совершения преступления, возбуждения уголовного дела, производства следственных действий, предъявления обвинения, окончания предварительного расследования и т.п. Все даты, имеющие процессуальное значение для рассмотрения уго-


ловного дела, должны быть “подогнаны”, исходя из фактической даты проведения учебного уголовного процесса и установленных уголовно-процессуальным законом сроков возбуждения уголовного дела, предвари-тельного следствия, рассмотрения дела прокурором, назначения судебного заседания, рассмотрения дела в судебном заседании.

 

Особое внимание при адаптации материалов дела следует уделить пра-вильной квалификации преступления (преступлений) в соответствии с действующим Уголовным кодексом РФ.

Изменение дат и приведение квалификации преступления в соответст-вие с действующим законодательством возлагается на прокурора непо-средственно после его ознакомления с материалами дела с тем, чтобы все остальные участники процесса знакомились с делом уже с учетом осуще-ствленной “подгонки”.

Кроме того, адаптации к современным реалиям требуют упоминаемые

в материалах дела цены, размер причиненного преступлением материаль-ного ущерба, а следовательно, цена заявляемого в уголовном процессе гражданского иска. Необходимо учитывать также возможность в соответ-ствии с действующим гражданским законодательством заявления требова-ний о компенсации причиненного преступлением морального вреда, чего по ранее действовавшему законодательству не допускалось. Данная адап-тация возлагается на потерпевшего и адвоката - представителя потерпев-шего и осуществляется после ознакомления их с материалами дела. В слу-чае необходимости (возможное изменение квалификации и т.п.) указанные изменения осуществляются после их согласования с прокурором.

 

Существенная доработка материалов отобранного уголовного дела не-обходима и с точки зрения их приспособления к условиям деловой игры, расширения процессуальных возможностей участников процесса, охвата в учебных целях как можно большего числа процессуальных действий. Та-кую доработку можно разделить на техническую и содержательную.

Техническая доработка материалов дела необходима потому, что уча-стники учебного уголовного процесса выступают в нем под их собствен-ными именами, в связи с чем необходимо внесение соответствующих из-менений во все процессуальные акты, справки, характеристики и т.д. По-мимо этого, нуждаются в уточнении указания на возраст, социальное по-ложение, семейные связи участников процесса там, где это имеет правовое или процессуальное значение. Техническая адаптация материалов дела возлагается на прокурора при составлении им нового обвинительного за-ключения.

 

Доработка материалов уголовного дела с содержательной точки зрения возможна путем изменения состава участников (увеличение или уменьше-ние количества подсудимых, потерпевших, свидетелей), реконструкции системы доказательств (изменение или уточнение предмета показаний подсудимых, потерпевших, свидетелей, заключения эксперта, показаний


эксперта, данных, содержащихся в документах, вещественных доказатель-ствах). Такая доработка может вызываться необходимостью расширения (сужения) доказательственной базы, предоставления стороне обвинения и стороне защиты равных возможностей для эффективного отстаивания своих позиций. Инициатива такой доработки материалов дела может исхо-дить от любого участника процесса, выступающего как со стороны обви-нения, так и со стороны защиты, а также от состава суда. Решение об из-менении состава участников или реконструкции системы доказательств принимается только после его согласования между всеми участниками процесса, выступающими как со стороны обвинения, так и со стороны за-щиты, с тем, чтобы не возникло существенного перекоса в пользу одной из сторон, и последующего согласия на то преподавателей – руководителей деловой игры. При недостижении согласия между сторонами окончатель-ное решение о доработке материалов дела или отказе от нее принимают преподаватели – руководители деловой игры.

 

3.3. Составление прокурором обвинительного заключения по окончательному варианту дела

 

После окончательной доработки материалов уголовного дела проку-рором составляется новое обвинительное заключение с учетом всех тех изменений, которые были внесены в уголовное дело. В силу сложности стоящих при этом задач, вызванных отсутствием соответствующих навы-ков у студентов 3 курса, преподаватели – руководители деловой игры обеспечивают студента, исполняющего в деловой игре обязанности проку-рора, образцами процессуально грамотно составленных обвинительных за-ключений. Кроме того, рекомендуется всю работу по составлению обвини-тельного заключения проводить в тесном контакте с преподавателем, не-посредственно отвечающим за данный этап подготовки учебного уголов-ного процесса. После составления обвинительного заключения оно пред-ставляется для ознакомления преподавателю и дорабатывается с учетом сделанных им замечаний. С составленного прокурором обвинительного за-ключения делается необходимое количество копий, которые получают все основные участники учебного уголовного процесса.

 

3.4. Разработка "схемы" (сценария) процесса

 

"Схема" (сценарий) процесса составляется одним судьей (как правило, председательствующим) или несколькими судьями. В последнем случае студенты могут совместно составить весь сценарий или распределить ра-боту над ним между собой согласно этапам судебного разбирательства.

 

Составлению сценария должно предшествовать составление плана су-дебного разбирательства.

 

В плане должна быть отражена последовательность процессуальных действий участников уголовного процесса на каждом этапе судебного раз-


бирательства. При составлении плана учебного уголовного процесса сту-дентам следует в первую очередь обратиться к положениям уголовно-процессуального закона, определяющим процессуальный порядок рас-смотрения уголовного дела по существу в суде первой инстанции, (образец плана судебного разбирательства представлен в Приложении № 4).

 

Для повышения зрелищности и учебной значимости деловой игры сту-денты должны запланировать "неожиданную" проблемную ситуацию, ко-торая может возникнуть в суде: заявление отвода судье (переводчику, сек-ретарю и т.д.), неявку в суд кого-либо из участников судебного разбира-тельства, заявление ходатайства стороной (о возможности вести аудиоза-пись, о признании доказательства недопустимым и т.п.), разрешение судь-ей просьбы прессы о ведении кино-, фотосъемки и т.д.

 

План должен быть согласован с преподавателем, осуществляющим не-посредственный контроль за работой судей, и после его утверждения со-ставляется сценарий учебного судебного разбирательства.

Сценарий представляет собой поэтапное описание действий участни-ков деловой игры с изложением ключевых слов председательствующего, секретаря и основных положений выступлений других участников судеб-ного разбирательства (образец сценария судебного разбирательства пред-ставлен в Приложении № 5).

 

При составлении сценария, помимо УПК РФ, студентам необходимо ознакомиться с научной литературой, практическими пособиями для су-дей, посвященными стадии судебного разбирательства в уголовном про-цессе. Перечень рекомендуемых источников студенты могут найти в пла-нах практических занятий по курсу “Уголовный процесс” для 3 курса дневного отделения, программе специального курса “Исследование дока-зательств в суде” для 5 курса дневного отделения. Кроме этого, в случае необходимости кафедра может предоставить студенту возможность озна-комиться с протоколами судебных заседаний по реальным уголовным де-лам, рассмотренным судами. Для этого кафедра направляет соответствую-щее письмо на имя председательствующего суда с ходатайством о допуске студента к архивным материалам суда (образец письма-ходатайства о до-пуске студента в архив суда см. в Приложении № 2).

 

Студентам следует обратить особое внимание на обязанность предсе-дательствующего перед началом допроса разъяснить свидетелям их права, обязанности и ответственность по ст. 307, 308 УК РФ за отказ от дачи по-казаний и за дачу заведомо ложных показаний, положения ст. 51 Консти-туции РФ, а также объявлять о переходе от одной части судебного разби-рательства к другой.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: