Долговременная зрительная память.




Память.

Память – это процесс организации прошлого опыта, делающий возможным его использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Играет большую роль в процессах обучения и живет в протяженном времени (есть прошлое, настоящее и будущее).

Синильные психозы(старческие) – не узнавание себя в зеркале.

Виды памяти:

1. По наличию цели:

Произвольная (есть цель),

Непроизвольная (нет цели).

 

2. По использованию средств:

Непосредственное,

Опосредованное.

 

3. По времени хранения:

Долговременная,

Кратковременная,

Оперативная.

4. По характеру психической активности:

Образная (зрительная, слуховая, двигательная),

Словесная,

Эмоциональная.

Направления развития памяти в онтогенезе:

1. Рост объема запоминаемого материала;

2. Увеличение прочности удержания;

3. Постепенное формирующееся умение пользоваться средствами.

2 точки зрения об образной памяти глухих:

1) Слово отрицательно сказывается на запоминании зрительных образов;

2) Слово как средство запоминания.

Первое психологическое исследование памяти у глухих детей провели в России в 1911 году.

Непроизвольная зрительная память.

Т.В.Розанова

Методика: запоминание места расположения предмета.

Для дошкольников начинаем с 6 предметов, постепенно увеличивая до 16.

Переворачиваем и показываем карточки ребенку в хаотичном порядке.

На карточках должны быть изображены предметы, которые известны ребенку.

После того, как ребенок всё назвал мы перемешиваем карточки, отдаем в руки ребенку и он должен их разложить так, как они лежали.

Глухие дети хуже запоминают места расположения предметов (дошкольники и 1-й класс).

От нормально слышащих отстают по этому критерию на 1 год. Ко 2-му классу догоняют нормально слышащих и уже не отстают.

Причина отставания: зрительный образ у глухих не достаточно точный и дифференцированный. Дети путают предметы близкие по изображению.

Точность и прочность образов.

     
     

Даем ребенку карточки как в предыдущем опыте. Но после перемешивания не отдаем ребенку. Он должен рассказать, какая карточка где лежала(на решетке

 

Чем сложнее процесс, тем больше отставание.

У глухих детей внутригрупповое различие больше, чем у нормально слышащих.

Кто-то отстает сильно, у кого-то норма.

Вывод: глухие не опережают нормально слышащих, но компенсация у них осуществляется.

Произвольное запоминание наглядного материала.

Подбираем пары карточек, связанные по смыслу между собой(20 пар).

Дети стремятся воспроизвести их парами. Запоминание основано на смысловых связях.

Слышащие дети называют сразу пару, а у глухих между членами пары наступает пауза.

Картошка – морковь.

У глухих больше распавшихся пар.

Картошка..кисточка..краска..морковь.

У всех детей были замены. У глухих замены были более далекими по смыслу.

В этом плане у них отставание на 1-1,5 года.

Вывод: у глухих системы образов менее дифференцированы и менее прочны.

Долговременная зрительная память.

М.М. Нудельман.

Подобрал 4 необычные картинки, которые дети должны были запомнить и нарисовать.

Например: дом с вросшей в землю крышей, ботинок с очень вытянутым носом.

1 раз рисуют сразу.

2 раз через 6 дней.

3 раз через 30 дней.

(во 2-й и 3-й раз карточки уже не показывают детям)

Получили 3 вида рисунков:

1) Тождественные (главное – передать особенность),

2) Подчеркнутые (чрезмерное выделение этой особенности),

3) Сглаженные (просто дом, просто ботинок, особенность не изображена).

Слышащие.

1 раз: 75 % тождественных рисунков, 25 % подчеркнутых и 1% сглаженных.

3 раз: 50 % тождественных рисунков.

Глухие.

1 раз: 25 % тождественных рисунков, 50 % подчеркнутых и 25 % сглаженных.

3 раз: 0 % тождественных рисунков.

Общие направления развития образной памяти:

1) Совершенствование процессов зрительного восприятия;

2) Совершенствование всей интеллектуальной деятельности глухих детей, особенно развивать наглядно-образное мышление;

3) Развитие образной памяти:

· Создание условий для непроизвольного запоминания наглядного материала,

· Помочь ребенку овладеть приемами опосредованного запоминания (анализ, отличительных признаков, группировка по существующим признакам);

4) Развитие речи (жестовая речь как средство запоминания образов, развитие словесной речи как средство запоминания образов).

Особенности словесной памяти.

1. Особенности запоминания слов;

2. Особенности запоминания предложений и текстов;

3. Словесная память.

Запоминание слов.

Словесная память глухих имеет тоже смысловой характер.

Различия: наличие замены.

У слышащих замены имеют смысловой характер.

У глухих 3 типа замены:

1. Замены по внешнему образу слова (угол-уголь, шарф-шкаф);

2. Замены по смыслу (кисть - краска, голубь -крыло);

3. Самый трудный тип. Смысловая близость сочетается с внешним сходством (вобрали-собрали, остальные- остался).

Характер замен связан с этапом обучения.

Глухие дети по-разному запоминают слова, относящиеся к разным грамматическим категориям.

Существительные запоминают лучше.

Прилагательные хуже.

Глаголы очень плохо.

Главная причина плохого запоминания слов – особенности первичного образа слова.

· Зрительный,

· Считывание с губ.

Ребенок хорошо запоминает основу слова. В приставках, суффиксах и окончаниях он делает перестановки.

Для глухого ребенка слово – не единое целое. Он затрачивает усилия на фиксацию последовательности элементов.

Отстает в умении пользоваться средствами для запоминания (это характерно и для словесной памяти).

Средства часто имеют упрощенный вид.

Запоминание предложений и текстов.

Д.М.Маянц.

Предложение и текст для глухого не единое целое, а цепочка слов.

Особенности:

1. Глухие воспроизводят предложение с пропущенными словами;

2. Часто воспроизводят только часть предложения;

3. Используют перестановку слов.

Текст – сложное иерархически организованное целое.

Текст для глухих – это не единое целое.

Глухие стремятся к максимально точному запоминанию и воспроизведению.

И.М.Соловьев.

Этапы запоминания текстов (тексты арифметических задач для 4 класса):

1. Распространяющийся тип запоминания (механическое заучивание);

2. Охватывающий тип запоминания (ребенок уже понял основной смысл текста, понял и запомнил ключевые слова);

3. Всё понял и запомнил.

Чем выше уровень развития речи, тем лучше запоминание.

Глухие переходят на 3-ю стадию только в 7-8 классе (по Соловьеву).

Сплав механического и смыслового запоминания отрицательно сказывается на длительном хранении словесного материала.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: