Пора тебе браться за ум.




Контрольная работа по синтаксису для III курса НАЧ

 

I. Среди различных сочетаний слов выделите словосочетания:

1) будешь учиться

2) благодаря маме

3) пусть уходит

4) с гулькин нос

5) гордиться сыном

6) в пятом классе

 

II. Определите тип подчинительной связи в словосочетании:

1) Преодолеть препятствие а) согласование

2) На светлой стороне б) управление

3) Привычка читать в) примыкание

4) Читать сестре

5) ветер с севера

 

III. Определите тип семантических отношений между компонентами словосочетаний:

1) Приехать на закате а) объектные

2) Кто-то незнакомый б) субъектные

3) Желание выступить в) атрибутивные (определительные)

4) Восхищаться музыкой г) обстоятельственные

5) Журчание ручейка д) комплетивные (восполняющие)

 

IV. Найдите в предложениях нечленимые словосочетания, подчеркните, ка- кими членами предложения они являются:

Брат с сестрой знали цену всему и дорожили достигнутым.

Он держал под руку девушку невысокого роста.

Лермонтов прожил в станице два дня.

 

V. Установите тип предложения по цели высказывания:

Посмотрите на этого красавца!

1) Повествовательное

2) Побудительное

3) Вопросительное

4) Вопросительно-побудительное

5) Повествовательно-вопросительное

 

VI. Выделите подлежащее:

Существует несколько гипотез о происхождении названия города.

Курить – здоровью вредить.

Барышня с Сережей к завтраку не опоздали.

Каждый человек должен построить дом.

Тебе идет красное.

 

VII. Найдите сказуемое и определите его тип:

1). Вечером Матвеевы пришли проститься.

2). Леонтьев был рад пожить в лесу.

3). Городок казался маленьким.

4). И вдруг этот артист начал униженно кланяться и благодарить.

а) простое глагольное неосложненное сказуемое

б) простое глагольное осложненное сказуемое

в) составное глагольное сказуемое

г) составное именное сказуемое

 

VIII. Определите, каким членом предложения является выделенная словоформа:

1). Восемь делится на четыре.

2). Его уход по-английски вызвал общее недовольство.

3). Лесные запахи набегали волнами.

4). Потом ощутимо потянуло холодком.

а) прямое дополнение

б) косвенное дополнение

в) согласованное определение

г) несогласованное определение

д) обстоятельство

 

IX. Определите разновидность односоставных предложений глагольного типа:

1). Цыплят по осени считают.

2). Век бы жить!

3). Как много прожито на свете!

4). Будем петь всю ночь.

а) определенно-личное

б) неопределенно-личное

в) обобщенно-личное

г) безличное

д) инфинитивное

 

X. Определите разновидность односоставного предложения:

Пора тебе браться за ум.

а) определенно-личное

б) неопределенно-личное

в) обобщенно-личное

г) безличное

д) инфинитивное

е) номинативное (назывное)

 

XI. Расставьте знаки препинания (перечислите номера, на месте которых должны стоять запятые):

Олимпийские игры (1) пожалуй (2)самое представительное(3) на сегодняшний день(4) движение (5) охватывающее (6)почти все (7)страны и народы.

 

XII. Определите, чем осложнено простое предложение из предыдущего задания:

1). Рядом однородных членов

2). Обособленным членом предложения

3). Вводной конструкцией

4). Обращением

5). Междометием

 

XIII. Найдите неполные предложения:

1). Жить и верить – это замечательно!

2). Открой нам, отчизна, просторы свои.

3) На столе – стопочка книг.

4). Вам с лимоном или с вареньем?

5). Истоптанные танками снега.

 

XIV. Определите, сколько запятых нужно поставить в предложении с однородными членами:

а) одну запятую

б) две запятые

в) три запятые

г) четыре запятые

д) запятые не нужны.

 

1). На горе стоят очень редкие сосны и очень частые еловые и сосновые пни.

2). Далёко гулы повторяют и рёв и треск и шум и гром.

3). Маяк то вспыхивал то погасал беззвучно.

4). На земле как-то тихо и голо без пшеницы и ржи и овса.

5). Деревья кусты и трава на земле покрылись каплями росы.

6)Чудный воздух и прохладно-душен и полон неги и движет океан благоуханий.

 

XV. Укажите, какой знак пропущен в предложении с однородными членами:

а) запятая

б) двоеточие

в) тире

г) двоеточие и тире

д) все знаки поставлены верно

е) запятая и тире

 

 

1). Брали слово старшие и помоложе, бригадиры и просто рабочие.

2). Вдруг всё стало для меня дорого: и это серое выцветшее небо и лесистые бугры.

3). И радость встреч и горечь разлук мы всё испытали, товарищ и друг.

4). Ты не увидишь ни горя, ни муки, доли не встретишь лихой.

5). Жизнь в представлении Алеши была разделена на две части на детскую и взрослую.

6).Счастье берём по праву и жарко любим, и поем, как дети.

 

XVI. Укажите, сколько запятых нужно поставить в предложениях с обращением:

а) одну запятую

б) две запятые

в) три запятые

г) четыре запятые

д) пять запятых

 

1). Учили в детстве мы друзья весь алфавит от А до Я.

2). Я снова здесь в семье родной мой край задумчивый и нежный.

3). Милый север ночью белой ты какой таишь обман?

4). Ты царевич мой спаситель мой могучий избавитель.

5). Играйте же дети растите на воле на то вам и красное детство дано.

6). Здравствуйте сосновые леса солнечные чистые сухие.

 

XVII. Определите, является ли выделенное слово вводным (знаки препинания не расставлены); члены предложения подчеркните:

 

1). Погода была ветреная ветер однако не совсем был попутный.

2). Надо прямо сказать что выглядит он плохо!

3). Я по-твоему все равно не сделаю.

4). Тамань к нашему удивлению оказалась маленьким захолустным городишком.

5). Это должно быть сделано как можно быстрее.

6) Ему было тогда по всей вероятности лет пятнадцать.

 

XVIII. Укажите, какие знаки препинания нужно поставить в предложениях с приложениями:

а) одну запятую

б) две запятые

в) дефис

г) кавычки

д) тире

е) знаки расставлены верно

 

1). А ворон птица умная сидит на дереве возле самого костра.

2). Из открывшихся ворот вылетел гусарский полк краса всех конных полков.

3). Натура горячая и страстная он жестоко подавлял в себе порывы гнева или чрезмерного восторга.

4). Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве.

5). С ним был лохматый пес по кличке Верный.

6). На клумбе перед Домом музеем доцветали астры.

 

XIX. Определите, сколько запятых следует поставить в предложениях с обособленными или необособленными дополнениями ениями:

а) одну запятую

б) две запятые

в) три запятые

г) четыре запятые

д) запятые не нужны

 

1). При обыске квартиры у него кроме маузера ничего компрометирующего не оказалось.

2). С детства я был равнодушен ко всякой одежде кроме морской.

3) Вместо молока на ужин подали простоквашу.

4). Прокудин проводил строгое следствие но кроме лукавых улыбок никогда ничего добиться не мог.

5). Бывают недели когда я не читаю кроме газет ничего.

6). Я ничего не видел тогда на свете кроме кулис и декораций.

 

XX. Средством связи частей сложного предложения не служат:

1). Порядок частей

2). Союзы и союзные слова

3). Интонация

4). Структурный параллелизм

5) Междометия

6). Соотношение форм сказуемых

7) Обособленные члены предложения

 

XXI. Дайте характеристику сложного предложения:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: