КАТЕГОРИЯ ЛИЦА ГЛАГОЛА. БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ




ЦЕЛИ:

1. Выявить специфику грамматической категории лица глагола, средства выражения грамматического значения лица.

2. Отрабатывать умение определять частные грамматические значения, выражаемые формами лица.

3. Выявить особенности семантики и грамматических свойств безличных глаголов.

4. Закрепить понятие маркированности грамматических форм.

ВОПРОСЫДЛЯ ПОДГОТОВКИ:

1. Грамматическое значение категории лица и способы его выражения.

2. Расширительное употребление форм лица. Способы выражения неопределенно-личного, обобщенно-личного, безличного значений глагольных форм. Переносное употребление форм лица.

3. Безличные глаголы. Особенности их семантики и грамматических свойств.

ЗАДАНИЯ:

· Проблемный анализ научной лингвистической литературы по изучаемой теме:

• Какие средства выражения грамматического значения лица выделяет АГ-80 и В. В. Виноградов в своей книге «Русский язык» (гл. VII, § 12)?

• Какие значения форм лица рассматривает В. В. Виноградов в своей книге «Русский язык» (гл. VII, § 14-18)?

· Выполните упражнения:

Упражнение 1

Образуйте все формы лица от указанных глаголов, обозначьте ударение. Выделите глаголы, обладающие неполной парадигмой лица, объясните причины отсутствия тех или иных форм лица. При проверке нормативности ударения в формах прошедшего времени, при образовании и проверке нормативности форм лица используйте словарь.

I. Жать, затмить, колоситься, ощутить, горчить, переубедить, сознавать, победить, озеленить, очутиться, лить, жечь, нуждаться, ткать, обезопасить, убеждаться, столпиться, кипеть, хлынуть, ладить, дудеть, советовать, тащить

II. Гнать, ехать, сгладить, переждать, ржаветь, разрисовывать, гласить, бросить, гонять, поразить, понять, дерзить, близиться, мерцать, брезжить, убедиться, использовать, ощущать, разрастись, ознакомиться, смутить, сжалиться, познакомить.

Упражнение 2

Чем объясняется наличие вариантных форм лица у следующих глаголов?

Блестеть, страдать, колыхать, болеть, мучить, щипать, двигать, капать, метать, выздороветь, полоскать, стонать, плескать.

Упражнение 3

Определите форму лица глагола, указать её значение в тексте. Отметьте формы, не охарактеризованные по лицу.

А Б
1. – форма 1 лица 2. – форма 2 лица 3. – форма 3 лица 4. – форма не охарактеризована по лицу 1 – отнесенность действия к говорящему 2 – отнесенность действия к собеседнику 3 – отнесенность действия к лицу, не участвующему в речи 4 – обобщённо-личное значение 5 – неопределённо-личное значение 6 – безличное употребление

I. 1. (1) Любишь (2) кататься – люби и саночки (3) возить. 2. На службе мне (4) везло, (5) жилось вообще хорошо. (Данил.) 3. Я (6) сижу в парикмахерской. Меня (7) стригут. (Купр.) 4. Трое суток не (8) смолкала буря. (9) Трепало так, что (10) писать было невозможно. (Данил.)

II.1. (1) Надоело (2) глядеть на нее [мельницу], и (3) кажется, что до нее никогда не (4) доедешь, что она (5) бежит от брички. (Чех.) 6. Если (6) закроешь глаза, то (7) кажется, что ты (8) находишься в самой середине улья, переполненного десятками тысяч исполинских пчел. (Купр.) 7. Хоть и (9) обдает ночным холодком из окна с поднятой рамой, но арестанты (10) мечутся на своих нарах всю ночь, словно в бреду. (Дост.)

III. 1. Каждому юнкеру втайне (1) кажется несправедливостью, что государь (2) живет не в Москве, а в Питере. Но об этом не (3) говорят. (Купр.) 2. Долго не(4) смели (5) объявить об этом выздоравливающей Маше. (Пушк.) 3. Когда (6) роешься в книгах – время (7) течет незаметно. (М.Г.) 4. Шатры черных ив(8) нависают над головой. Глядя на них, (9) начинаешь (10) понимать значение старых слов. (Пауст.)

IV. 1. Раз зимой (1) будят деда ночью, (2) стучат в оконце, (3) велят (4) запрягать по спешной казенной надобности […] 2. – Куда (5) рвешься? Утром (6) искать будем. 3. – (7) Хотели (8) послать лошадей, (9) говорят – на машине все цветы (10) обобьешь.

V. 1. «Ежели тебе еще сметана (1) потребуется, – сказала она ласково, – так ты (2) приходи ко мне, у меня есть. (3) Спросишь у церкви, где (4) живет Татьяна Есенина. Тебе всякий (5) покажет ». 2. Ты не (6) знаешь про горностая? Это такой зверь, как кошка. Из его шкуры (7) делают белую одежду для царей. (Из произведений К. Паустовского)3.(8) Прости, (9) забудь мои мученья, (10) дай руку мне… в последний раз. (Пушк.)

VI. 1. Меня (1) сажают сбоку на лавке рядом со старшим рабочим и (2) дают ложку. Подают в громадных деревянных чашках баранью похлебку. (А.Н.Т.) 2. С печали не (3) мрут, только (4) сохнут. 3. (5) Началась пахота. (6) Пашут где трактором, где конным плугом. (Пришв.) 4. (7) Ждем долго. (8) Вывели за два часа, по необычайному случаю. (Купр.)

Дополнительные задания

· Составьте кластер по теме «Основные значения форм лица глагола»;

· Подберите дидактический материал по теме «Лицо глагола: образование, правописание, употребление» для 5 класса;

· Составьте ментальную карту по теме «Глагол как часть речи».

Литература

1. АГ-80, т. 1. - §§ 1516-1527.

2. Виноградов В. В. Русский язык. – М., 1972. - гл. VII §§ 11-18.

3. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. / Под ред. Дибровой. – М., 2001. – Ч. II. – С. 100-103.

4. Буланин Л. Л. Трудные вопросы морфологии. – М., 1976. – С. 149-150.

5. Бондарко А. В., Буланин Л. Л. Русский глагол. – М., 1967. – С. 135-150.

6. Граудина Л. К. Пылесошу или пылесосю? // РР – 1977. – № 4.

7. Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. Словоизменение. – М., 1977. – С. 141-142.

8. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. – М., 1984.

9. Лаврентьев, В. А. Сколько категорий лица в современном русском языке? / В. А. Лаврентьев // Русский язык в школе. - 2009. - N 10. - С. 60-65

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: