ИЗОБРЕСТИ СПОСОБ ИЗОБРЕТАТЬ




 

В 1953 го­ду аме­ри­кан­с­кий пси­хо­лог А. Ос­борн пред­п­ри­нял по­пыт­ку усо­вер­шен­с­т­во­вать ме­тод «проб и оши­бок». Пы­та­ясь ре­шить за­да­чу этим ме­то­дом, изоб­ре­та­тель выд­ви­га­ет ка­кую-то идею («А ес­ли сде­лать так?»), а за­тем про­ве­ря­ет, го­дит­ся она или нет. Есть лю­ди, ко­то­рые по скла­ду ума хо­ро­шо «ге­не­ри­ру­ют» идеи, но пло­хо справ­ля­ют­ся с их ана­ли­зом. И на­обо­рот: не­ко­то­рые лю­ди боль­ше склон­ны к кри­ти­чес­ко­му ана­ли­зу идей, чем к их «ге­не­ра­ции». Ос­борн ре­шил раз­де­лить эти про­цес­сы. Пусть од­на^ груп­па, по­лу­чив за­да­чу, толь­ко выд­ви­га­ет идеи, хо­тя бы и са­мые фан­тас­ти­чес­кие. Дру­гая груп­па пусть толь­ко ана­ли­зи­ру­ет выд­ви­ну­тые идеи.

Мозговой штурм (брей­н­с­тор­минг)-так наз­вал Ос­борн свой ме­тод - не ус­т­ра­ня­ет бес­по­ря­доч­ных по­ис­ков. В сущ­нос­ти, он де­ла­ет их да­же бо­лее бес­по­ря­доч­ны­ми. Как мы ви­де­ли, «про­бы» дол­гое вре­мя идут в нап­рав­ле­нии «век­то­ра инер­ции»: они не прос­то бес­по­ря­доч­ны, они пре­иму­щес­т­вен­но нап­рав­ле­ны не в ту сто­ро­ну. По­это­му пе­ре­ход к «прос­той бес­по­ря­доч­нос­ти» - уже ка­кой-то прог­ресс.

Основные пра­ви­ла моз­го­во­го штур­ма нес­лож­ны:

1. В груп­пу «ге­не­ра­то­ров» идей дол­ж­ны вхо­дить лю­ди раз­лич­ных спе­ци­аль­нос­тей.

2. «Ге­не­ри­ро­ва­ние» идей ве­дут, сво­бод­но выс­ка­зы­вая лю­бые идеи, в том чис­ле яв­но оши­боч­ные, шут­ли­вые, фан­тас­ти­чес­кие. Рег­ла­мент - ми­ну­та. Идеи выс­ка­зы­ва­ют­ся без до­ка­за­тельств. Все идеи за­пи­сы­ва­ют­ся в про­то­кол или фик­си­ру­ют­ся маг­ни­то­фо­ном.

3. При «ге­не­ри­ро­ва­нии» идей зап­ре­ще­на вся­кая кри­ти­ка (не толь­ко сло­вес­ная, но и мол­ча­ли­вая - в ви­де скеп­ти­чес­ких улы­бок и т. п.). В хо­де штур­ма меж­ду его учас­т­ни­ка­ми дол­ж­ны быть ус­та­нов­ле­ны сво­бод­ные и доб­ро­же­ла­тель­ные от­но­ше­ния. Же­ла­тель­но, что­бы идея, выд­ви­ну­тая од­ним учас­т­ни­ком штур­ма, под­х­ва­ты­ва­лась и раз­ви­ва­лась дру­ги­ми.

Рис 3 Аме­ри­кан­с­кий пси­хо­лог А. Ф, Ооборн усо­вер­шен­с­т­во­вал ме­тод «проб и оши­бок», пред­ло­жив «моз­го­вой штурм*

4. При эк­с­пер­ти­зе сле­ду­ет вни­ма­тель­но про­ду­мы­вать все идеи, да­же те, ко­то­рые ка­жут­ся яв­но оши­боч­ны­ми или не­серь­ез­ны­ми.

Обычно груп­па «ге­не­ра­ции» идей сос­то­ит из шес­ти-» де­ся­ти че­ло­век. Про­дол­жи­тель­ность штур­ма не­ве­ли­ка: 20-40 ми­нут.

На рис. 3 по­ка­за­на схе­ма штур­ма (для трех учас­т­ни­ков- Л, Б, В). Спе­ци­аль­ности у штур­му­ющих раз­ные (услов­но это по­ка­за­но тре­мя раз­ны­ми ок­руж­нос­тя­ми), по­это­му про­бы не так при­вя­за­ны к век­то­ру инер­ции ВИ,

как обыч­но. К то­му же пра­ви­ла штур­ма сти­му­ли­ру­ют «ге­не­ри­ро­ва­ние» сме­лых и да­же фан­тас­ти­чес­ких идей: штур­му­ющие вы­хо­дят за пре­де­лы уз­кой спе­ци­аль­нос­ти - а имен­но там, за эти­ми пре­де­ла­ми, и ле­жат ре­ше­ния выс­ших уров­ней.

На схе­ме от­ра­жен еще один важ­ный ме­ха­низм штур­ма- вза­имо­дей­с­т­вие и раз­ви­тие идей. Учас­т­ник штур­ма А выс­ка­зал идею /, ее тут же ви­до­из­ме­нил В - воз­ник­ла идея 2. Те­перь Л ина­че ви­дит свою идею, это поз­во­ля­ет про­дол­жить -ее раз­ви­тие (стрел­ка 3). Об­ра­зу­ется цепь идей 1 - 2 - 3 - 4, нап­рав­лен­ная к ре­ше­нию вто­ро­го уров­ня. Прав­да, ме­ха­низм под­х­ва­ты­ва­ния идей иног­да столь же пос­ле­до­ва­тель­но (цепь 5 - 6) ве­дет и в сто­ро­ну от ре­ше­ния…

В уже упо­ми­нав­шей­ся кни­ге Дж, Дик­со­на «Про­ек­ти­ро­ва­ние сис­тем: изоб­ре­та­тель­с­т­во, ана­лиз и при­ня­тие ре­ше­ний» при­ве­де­ны про­то­ко­лы нес­коль­ких моз­го­вых штур­мов. Вот от­ры­вок из од­но­го про­то­ко­ла, за­фик­си­ро­вав­ше­го ре­ше­ние за­да­чи о том, как при сор­ти­ров­ке от­де­лить зе­ле­ные (нез­ре­лые) по­ми­до­ры от соз­рев­ших.

«ТОМ: Мы сор­ти­ру­ем их по цве­ту. В дан­ном слу­чае, ве­ро­ят­но, нуж­но при­ме­нять ин­ди­ка­тор цве­та. ЭД: Из­лу­ча­тель­ная или от­ра­жа­тель­ная спо­соб­ность. Зе­ле­ный по­ми­дор дол­жен иметь боль­шую от­ра­жа­тель­ную спо­соб­ность.

ДЕЙВ: Твер­дость. Мы на­дав­ли­ва­ем на них слег­ка или прит­ра­ги­ва­ем­ся к ним. ДИК: Элек­т­роп­ро­вод­ность. ТОМ: Соп­ро­тив­ле­ние элек­т­ри­чес­ко­му то­ку. ДЕЙВ: Маг­не­тизм!

ДИК: Раз­мер. Раз­ве зе­ле­ные по­ми­до­ры не мень­ше по раз­ме­ру?

- ЭД: Вес. Соз:рев­шие по­ми­до­ры бу­дут тя­же­лее. ТОМ: Раз­мер и вес дол­ж­ны быть свя­за­ны друг с дру­гом.

ДЕЙВ: Раз­мер и вес да­ют плот­ность. ЭД: Удель­ный объ­ем.

ТОМ: В зре­лых по­ми­до­рах очень мно­го во­ды, по­то­му они име­ют удель­ный объ­ем во­ды. ДЕЙВ: Они пла­ва­ют илн то­нут?

ДИК: Мо­жет быть, сор­ти­ро­вать их по плот­нос­ти - в за­ви­си­мос­ти от то­го, пла­ва­ют они в во­де или то­нут?

ЭД: Не обя­за­тель­но в во­де, мо­жет быть и в дру­гой жид­кос­ти» К

Известны раз­лич­ные раз­но­вид­нос­ти моз­го­во­го штур­ма: об­рат­ный штурм (ишуг не­дос­тат­ки ма­ши­ны или про­цес­са; вы­яв­ле­ние не­дос­тат­ков поз­во­ля­ет пос­та­вить но­вые изоб­ре­та­тель­с­кие за­да­чи), ин­ди­ви­ду­аль­ный, пар­ный, мас­со­вый, двух­с­та­дий­ный (два эта­па по пол­то­ра ча­са, в пе­ре­ры­ве ве­дет­ся сво­бод­ное об­суж­де­ние проб­ле­мы), по­этап­ный (пос­ле­до­ва­тель­но штур­му­ют­ся пос­та­нов­ка за­да­чи, ре­ше­ние, раз­ви­тие идеи в кон­с­т­рук­цию, проб­ле­ма внед­ре­ния).

За пос­лед­ние го­ды моз­го­вой штурм ис­поль­зо­вал­ся для ре­ше­ния про­ек­т­ных, кон­с­т­рук­тор­с­ких и раз­лич­но­го ро­да прак­ти­чес­ких проб­лем. Этот ус­пех объ­яс­ня­ет­ся не столь­ко дос­то­ин­с­т­ва­ми ме­то­да моз­го­во­го штур­ма, сколь­ко не­дос­тат­ка­ми тра­ди­ци­он­но­го ме­то­да «проб и оши­бок». Ес­ли на­чаль­ная тем­пе­ра­ту­ра -100°, то и пе­ре­ход к -50е - уже от­те­пель.

«Бестолковость» по­ис­ков, воз­ве­ден­ная моз­го­вым штур­мом в прин­цип, ком­пен­си­ру­ет­ся ко­ли­чес­т­вен­ным фак­то­ром - за­да­чу штур­му­ют «ора­вой». Внеш­не штурм выг­ля­дит эф­фек­т­но - за­да­ча ре­ша­ет­ся за один день. Но вы­иг­рыш тут в зна­чи­тель­ной ме­ре ка­жу­щий­ся: 50 че­ло­век в те­че­ние од­но­го дня зат­ра­чи­ва­ют столь­ко же ра­бо­ты, сколь­ко один че­ло­век за 50 дней. А моз­го­вой штурм всег­да тре­бу­ет (учи­ты­вая вре­мя на пред­ва­ри­тель­ную под­го­тов­ку) нес­коль­ко со­тен че­ло­ве­ко-дней. Вы­иг­рыш дос­ти­га­ет­ся лишь за счет сок­ра­ще­ния ма­ло­пер­с­пек­тив­ных по­пы­ток в нап­рав­ле­нии «век­то­ра инер­ции».

Мозговой штурм да­ет по­ло­жи­тель­ный эф­фект, нап­ри­мер, ког­да на­до най­ти но­вые спо­со­бы рек­ла­мы, но он не да­ет су­щес­т­вен­ных ре­зуль­та­тов, ког­да де­ло ка­са­ет­ся бо­лее слож­ных проб­лем, ко­то­рые мо­гут быть ре­ше­ны на изоб­ре­та­тель­с­ком уров­не: здесь его «по­то­лок» - ре­ше­ния вто­ро­го уров­ня.

Есть два пу­ти усо­вер­шен­с­т­во­вать моз­го­вой штурм: пе­рей­ти к про­фес­си­ональ­но­му моз­го­во­му штур­му (об этом я рас­ска­жу чуть поз­же) и по­вы­сить эф­фек­тив­ность са­мой про­це­ду­ры штур­ма. Вто­рой путь изу­чал­ся Об­ще-

ственной ла­бо­ра­то­ри­ей ме­то­ди­ки изоб­ре­та­тель­с­т­ва при НС ВО­ИР на за­да­чах, по ко­то­рым ис­сле­до­ва­те­ли зна­ли от­вет. При та­кой пос­та­нов­ке опы­тов эк­с­пе­ри­мен­та­то­ры на­хо­ди­лись как бы над ла­би­рин­том, в ко­то­ром блуж­да­ли ис­пы­ту­емые: бы­ло от­чет­ли­во вид­но, ве­дет ли тот или иной шаг к от­ве­ту или ку­да-то в сто­ро­ну.

При этом вы­яс­ни­лись прин­ци­пи­аль­ные не­дос­тат­ки моз­го­во­го штур­ма. Моз­го­вой*ш­турм ис­к­лю­ча­ет уп­рав­ле­ние мыш­ле­ни­ем - в этом его прин­ци­пи­аль­ный не­дос­та­ток. Штурм дей­с­т­ви­тель­но по­мо­га­ет пре­одо­ле­вать инер­цию: мысль сдви­га­ет­ся «с мер­т­вой точ­ки», раз­го­ня­ет­ся… и час­то прос­ка­ки­ва­ет то мес­то, где на­до ос­та­но­вить­ся. Де­сят­ки раз в хо­де эк­с­пе­ри­мен­тов наб­лю­да­лась та­кая кар­ти­на: один учас­т­ник штур­ма выс­ка­зы­ва­ет мысль, ве­ду­щую в пра­виль­ном нап­рав­ле­нии, дру­гой под­х­ва­ты­ва­ет эту мысль, раз­ви­ва­ет ее; до вы­хо­да на фи­ниш­ную пря­мую ос­та­ет­ся нес­коль­ко ша­гов, но в этот мо­мент кто-то выд­ви­га­ет со­вер­шен­но иную идею, цепь об­ры­ва­ет­ся, и груп­па сно­ва ока­зы­ва­ет­ся на ис­ход­ных по­зи­ци­ях.

В хо­де моз­го­во­го штур­ма зап­ре­ще­на яв­ная кри­ти­ка, но она поч­ти не­из­беж­но за­ме­ня­ет­ся скры­той кри­ти­кой в фор­ме выд­ви­же­ния но­вых пред­ло­же­ний, пре­се­ка­ющих раз­ви­тие дру­гих идей.

Мы про­во­ди­ли моз­го­вые штур­мы с зап­ре­том скры­той кри­ти­ки: не раз­ре­ша­лось об­ры­вать раз­ви­ва­ющи­еся це­пи идей - тре­бо­ва­лось до­во­дить каж­дую идею до ло­ги­чес­ко­го за­вер­ше­ния («А ес­ли раз­де­лить ко­рабль на две час­ти?… Пред­ла­гаю де­лить на мно­го час­тей: ко­рабль из бло­ков… Ко­рабль из мел­ких час­тиц… Из по­рош­ка… Ко­рабль из от­дель­ных мо­ле­кул, ко­раб­ль-об­ла­ко… Из от­дель­ных ато­мов…»). При та­кой ор­га­ни­за­ции эф­фек­тив­ность штур­ма по­вы­ша­ет­ся Но рез­ко воз­рас­та­ют и зат­ра­ты вре­ме­ни: штурм при­хо­дит­ся вес­ти в те­че­ние мно­гих дней. Это уже не моз­го­вой штурм, а моз­го­вая оса­да.

При моз­го­вой оса­де мож­но в ка­кой-то сте­пе­ни уп­рав­лять мыш­ле­ни­ем, но суть де­ла от это­го не ме­ня­ет­ся: по­иск по-преж­не­му ве­дет­ся прос­тым пе­ре­бо­ром ва­ри­ан­тов.

* * *

Вероятно, кое-ко­му из изоб­ре­та­те­лей при­хо­ди­ла на ум за­ман­чи­вая идея: а нель­зя ли по­лу­чить - для каж­дой за­да­чи - спи­сок всех воз­мож­ных ва­ри­ан­тов? Ведь имея та­кой спи­сок, не рис­ку­ешь что-ли­бо упус­тить…

Чтобы сос­та­вить пол­ный спи­сок ну­жен спе­ци­аль­ный ме­тод. Та­ким ме­то­дом (точ­нее - приб­ли­же­ни­ем к не­му) яв­ля­ет­ся так на­зы­ва­емый мор­фо­ло­ги­чес­кий ана­лиз, пред­ло­жен­ный в 1942 го­ду из­вес­т­ным аме­ри­кан­с­ким ас­т­ро­но­мом Ф. Цвшски.

На пер­вый взгляд мо­жет по­ка­зать­ся стран­ным, что ме­тод ор­га­ни­за­ции твор­чес­ко­го мыш­ле­ния при­ду­мал ас­т­ро­ном. На са­мом же де­ле здесь все за­ко­но­мер­но. Ас­т­ро­но­мия пер­вой из на­ук стол­к­ну­лась с боль­ши­ми ди­на­ми­чес­ки­ми сис­те­ма­ми (звез­да­ми, га­лак­ти­ка­ми) и пер­вой ощу­ти­ла не­об­хо­ди­мость б ме­то­дах, поз­во­ля­ющих ана­ли­зи­ро­вать та­кие сис­те­мы.

В на­ча­ле XX ве­ка ни­дер­лан­д­с­кий ас­т­ро­ном Герц-шп­рунг и аме­ри­кан­с­кий ас­т­ро­фи­зик Рас­сел пос­т­ро­или ди­аг­рам­му «Спектр - све­ти­мость». На од­ной оси этой ди­аг­рам­мы ука­за­ны спек­т­раль­ные клас­сы, а на дру­гой - све­ти­мость звезд. Ока­за­лось, что каж­до­му спек­т­раль­но­му клас­су звезд со­от­ве­та­ву­ет оп­ре­де­лен­ная све­ти­мость. В бес­чис­лен­ное мно­жес­т­во звезд сра­зу был вне­сен по­ря­док- звез­ды раз­мес­ти­лись на ди­аг­рам­ме по од­ной ли­нии («глав­ная пос­ле­до­ва­тель­ность»). Бо­лее то­го, упо­ря­до­чи­лось и пред­с­тав­ле­ние о раз­ви­тии звезд: с уве­ли­че­ни­ем воз­рас­та ме­ня­ет­ся спектр звез­ды; звез­да пе­ре­ме­ща­ет­ся на ди­аг­рам­ме вдоль ли­нии «глав­ной пос­ле­до­ва­тель­нос­ти».

Диаграмма Гер­ц­ш­п­ру­ига - Рас­се­ла ока­за­ла ог­ром­ное вли­яние на ас­т­ро­но­ми­чес­кое мыш­ле­ние (как таб­ли­ца Мен­де­ле­ева - на мыш­ле­ние хи­ми­ков). В пос­ле­ду­ющие го­ды она уточ­ня­лась, раз­ви­ва­лась, бы­ли най­де­ны но­вые ли­нии для звезд-ги­ган­тов, звезд-кар­ли­ков и т. д., бы­ли пос­т­ро­ены но­вые двух­мер­ные и трех­мер­ные ди­аг­рам­мы.

В 1939 го­ду Ф. Цвик­ки, ана­ли­зи­руя бе­лые пят­на на ди­аг­рам­ме «Мас­са - све­ти­мость», сде­лал вы­да­юще­еся от­к­ры­тие - те­оре­ти­чес­ки до­ка­зал су­щес­т­во­ва­ние ней­т­рон­ных звезд. Три го­да спус­тя, ког­да Цвик­ки прив­лек­ли к ра­кет­ным раз­ра­бот­кам, он пе­ре­нес ме­тод пос­т­ро­ения мно­го­мер­ных ди­аг­рамм в тех­ни­ку, наз­вав его мор­фо­ло­ги­чес­ким ме­то­дом.

Сущность это­го ме­то­да зак­лю­ча­ет­ся в пос­т­ро­ении мно­го­мер­ных таб­лиц (мор­фо­ло­ги­чес­ких ящи­ков), в ко­то­рых ося­ми бе­рут­ся ос­нов­ные по­ка­за­те­ли дан­ной со­во­куп­нос­ти объ­ек­тов. Пред­по­ло­жим, на­до най­ти оп­ти­маль­ную кон­с­т­рук­цию ран­це­во­го ус­т­рой­с­т­ва для пе­ред­ви­же­ния

пловца-подводннка. Мы мо­жем на­чать пе­ре­би­рать раз­лич­ные «а ес­ли сде­лать так?». Нап­ри­мер: а ес­ли ис­поль­зо­вать элек­т­ро­мо­тор и ак­ку­му­ля­то­ры? Или: а ес­ли ис­поль­зо­вать энер­гию сжа­то­го воз­ду­ха н тур­бин­ку? Или: а ес­ли ис­поль­зо­вать энер­гию сжа­то­го воз­ду­ха, по не с тур­бин­кой, а с плав­ни­ком ти­па «ры­бий хвост»?…

При мор­фо­ло­ги­чес­ком ме­то­де-до вы­бо­ра - нуж­йо пос­т­ро­ить мно­го­мер­ную таб­ли­цу, на од­ной оси ко­то­рой на­до от­ло­жить (в дан­ном слу­чае) вид ис­поль­зу­емой: энер­гии (элек­т­ри­чес­кая, ме­ха­ни­чес­кая, хи­ми­чес­кая и т. д.), на дру­гой оси - раз­ные ти­пы дви­га­те­лей (элек­т­ро­мо­то­ры, тур­би­ны, ра­кет­ные дви­га­те­ли раз­лич­ных сис­тем), на треть­ей - ти­пы воз­мож­ных дви­жи­те­лей (винт, плав­ник, ра­ке­та и т. д). Та­кой ящик ох­ва­тит поч­ти все мыс­ли­мые ком­би­на­ции.

Конечно, ящик бу­дет тем пол­нее, чем боль­ше осей amp; нем и чем длин­нее эти осн. Так, ящик, сос­тав­лен­ный Цвиккй для прог­но­зи­ро­ва­ния oд­но­го толь­ко ти­па ра­кет- дви­га­те­лей, имел - при 11 осях - 36864 ком­би­нат ций!…

В этом, соб­с­т­вен­но, и зак­лю­ча­ет­ся один из ос­нов­ных не­дос­тат­ков мор­фо­ло­ги­чес­ко­го ме­то­да. При ре­ше­нии изоб­ре­та­тель­с­кой за­да­чи да­же сред­ней труд­нос­ти в ящи­ке* мо­гут ока­зать­ся еот­ни ты­сяч и мил­ли­оны ва­ри­ан­тов.

Другой не­дос­та­ток ме­то­да - от­сут­с­т­вие уве­рен­нос­ти в том, что при пос­т­ро­ении ящи­ка уч­те­ны все оси и все клас­сы вдоль этих осей. Ин­ту­итив­ный по­иск ва­ри­ан­тов за­ме­ня­ет­ся ин­ту­итив­ным же по­ис­ком осей и клас­сов. Вы­иг­рыш в том, что мы пе­ре­хо­дим от пе­ре­бо­ра мел­ких (й по­то­му лег­ко те­ря­ющих­ся) еди­ниц (ва­ри­ан­тов) к под­бо­ру круп­ных еди­ниц (оси, клас­сы по осям). Про­иг­рыш в тйм, что, упус­тив хо­тя бы од­ну оеь, мы ав­то­ма­ти­чес­ки те­ря­ем очень боль­шую груп­пу ва­ри­ан­тов. А с ося­ми, как с ва­ри­ан­та­ми, са­мые три­ви­аль­ные ле­зут в гла­за, а са­мые ин­те­рес­ные пря­чут­ся за пси­хо­ло­ги­чес­ки­ми барь­ера­ми. И все-та­ки мор­фо­ло­ги­чес­кий ме­тод - боль­шой шаг впе­ред по срав­не­нию с обыч­ным пе­ре­бо­ром ва­ри­ан­тов.

Наиболее эф­фек­тив­но при­ме­не­ние это­го ме­то­да при ре­ше­нии кон­с­т­рук­тор­с­ких за­дач об­ще­го пла­на (про­ек­ти­ро­ва­ние но­вых ма­шин, по­иск но­вых ком­по­но­воч­ных ре­ше­ний). Возь­мем, для при­ме­ра, про­ек­ти­ро­ва­ние сне­го­хо­дов. Мож­но пос­т­ро­ить мор­фо­ло­ги­чес­кий ящик со сле­ду­ющи­ми ося­ми и клас­са­ми по осям *.

1. Дви­га­тель: внут­рен­не­го сго­ра­ния; га­зо­вая тур­би­на; элек­т­ри­чес­кий; тур­бо­ре­ак­тив­ный;

парусный (для сне­го­хо­дов это не ли­ше­но смыс­ла).

2. Дви­жи­тель:

моноколесо (ка­би­на внут­ри ко­ле­са); обыч­ные ко­ле­са; реб­рис­тые ко­ле­са; оваль­ные ко­ле­са; квад­рат­ные ко­ле­са; ци­лин­д­ри­чес­кие пнев­мо­кат­ки; гу­се­ни­цы; снеж­ные вин­ты; лы­жи и виб­ро­лы­жи; воз­душ­ный винт; воз­душ­ная по­душ­ка; но­ги (ша­га­ющий дви­жи­тель); спи­раль­ный дви­жи­тель; рес­сор­но-лис­то­вой дви­жи­тель; им­пуль­с­но-фрик­ци­он­ный дви­жи­тель; сне­го­мет­ный дви­жи­тель;

вращающиеся та­рел­ки и еще не ме­нее 15 ком­би­ни­ро­ван­ных дви­жи­те­лей.

3. Опо­ра ка­би­ны:

на дви­жи­тель (нап­ри­мер, на лы­жи); не­пос­ред­с­т­вен­но на снег.

4. Тип ка­би­ны: от­к­ры­тая;

закрытая од­но­кор­пус­ная;

катамаран;

сдвоенная тан­дем­но­го ти­па.

5. Обес­пе­че­ние амор­ти­за­ции: за счет дви­жи­те­ля;

за счет спе­ци­аль­ных амор­ти­за­то­ров; без амор­ти­за­ции.

6. Уп­рав­ле­ние:

изменение нап­рав­ле­ния дви­га­те­ля; из­ме­не­ние нап­рав­ле­ния дви­жи­те­ля; снеж­ные ру­ли; воз­душ­ные ру­ли.

7. Обес­пе­че­ние зад­не­го хо­да: ре­верс дви­га­те­ля; ре­верс дви­жи­те­ля;

без ре­вер­са (раз­во­ро­том).

8. Тор­мо­же­ние: ос­нов­ным дви­га­те­лем; вспо­мо­га­тель­ным дви­га­те­лем; воз­душ­ны­ми тор­мо­за­ми; снеж­ны­ми тор­мо­за­ми.

9. Пре­дох­ра­не­ние от при­мер­за­ния на сто­ян­кек ме­ха­ни­чес­кое;

механическое с по­мощью дви­га­те­ля;

электрическое;

химическое;

тепловое;

без пре­дох­ра­не­ния. Мы ох­ва­ти­ли да­ле­ко не все воз­мож­ные оси и не все клас­сы по осям. Тем не ме­нее в ящи­ке уже бо­лее мил­ли­она ва­ри­ан­тов.

Морфологический ме­тод на­до приз­нать, та­ким об­ра­зом, как по­лез­ный вспо­мо­га­тель­ный при­ем.

* * *

Чтобы как-то упо­ря­до­чить пе­ре­бор ва­ри­ан­тов, мож­но сос­та­вить спис­ки на­во­дя­щих воп­ро­сов. Та­кой ме­тод на­зы­ва­ет­ся ме­то­дом кон­т­роль­ных воп­ро­сов. Раз­лич­ные спис­ки пред­ла­га­лись мно­ги­ми ав­то­ра­ми еще в 20-е го­ды.

В США на­иболь­шее рас­п­рос­т­ра­не­ние по­лу­чил спи­сок воп­ро­сов А. Ос­бор­на. В этом спис­ке де­вять групп воп­ро­сов, нап­ри­мер: «Что мож­но в тех­ни­чес­ком объ­ек­те умень­шить?» или «Что мож­но в тех­ни­чес­ком объ­ек­те пе­ре­вер­нуть?» Каж­дая груп­па воп­ро­сов со­дер­жит под­во-про­сы. Нап­ри­мер, воп­рос «Что мож­но умень­шить?» вклю­ча­ет под­воп­ро­сы: мож­но ли что-ни­будь уп­лот­нить, сжать, сгус­тить, кон­ден­си­ро­вать или при­ме­нить спо­соб ми­ни­атю­ри­за­ции? уко­ро­тить? су­зить? от­де­лить? раз­д­ро­бить?

Один из на­ибо­лее пол­ных и удач­ных спис­ков при­над-

лежит ан­г­лий­с­ко­му изоб­ре­та­те­лю Т. Эй­ло­ар­ту К Вот не­ко­то­рые пун­к­ты это­го спис­ка: «Наб­ро­сать фан­тас­ти­чес­кие би­оло­ги­чес­кие, эко­но­ми­чес­кие и дру­гие ана­ло­гий. Ус­та­но­вить ва­ри­ан­ты, за­ви­си­мос­ти, воз­мож­ные свя­зи, ло­ги­чес­кие сов­па­де­ния… Уз­нать мне­ние не­ко­то­рых со­вер­шен­но не­ос­ве­дом­лен­ных в дан­ном де­ле лю­дей… В во­об­ра­же­нии за­лезть внутрь ме­ха­низ­ма…»

В сущ­нос­ти, каж­дый воп­рос-это про­ба (пли се­рия проб). Сос­тав­ляя спис­ки, их ав­то­ры, ес­тес­т­вен­но, от­би­ра­ют из изоб­ре­та­тель­с­ко­го опы­та от­но­си­тель­но силь­ные воп­ро­сы. Од­на­ко от­бор ве­дет­ся без ис­сле­до­ва­ния внут­рен­ней ме­ха­ни­ки изоб­ре­та­тель­с­т­ва. По­это­му спис­ки ука­зы­ва­ют, что де­лать, и не Объ­яс­ня­ют, как это де­лать. Как, нап­ри­мер, «уста­но­вить ва­ри­ан­ты» или «прос­ле­дить воз­мож­ные свя­зи», ес­ли их очень мно­го? Как пос­т­ро­ить ана­ло­гию или как «в во­об­ра­же­нии за­лезть внутрь ме­ха­низ­ма», что­бы это дей­с­т­ви­тель­но йа­ве­ло на ре­ше­ние за­да­чи?

Метод кон­т­роль­ных воп­ро­сов no­MO­fa­eT в ка­кой-то ме­ре умень­шить пси­хо­ло­ги­чес­кую инер­цию, и толь­ко.

* * *

Пытаясь усо­вер­шен­с­т­во­вав моз­го­вой штурм, нет­руд­но об­на­ру­жить, что це­ле­со­об­раз­но бы­ло бы ис­поль­зо­вать две воз­мож­нос­ти:

1. Соз­дать не од­ни ме­тод, а ком­п­лекс раз­ных ме­то­дов.

2. Ор­га­ни­зо­вать де­ло так, что­бы этот ком­п­лекс при­ме­ня­ли груп­пы лю­дей, спе­ци­аль­но обу­чен­ных и пос­те­пен­но на­кап­ли­ва­ющих опыт ме­то­ди­чес­ко­го ре­ше­ния за­дач.

Из этих по­ло­же­ний ис­хо­дил аме­ри­кан­с­кий ис­сле­до­ва­тель Уиль­ям Гор­дон, пред­ло­жив­ший так на­зы­ва­емую си­нек­ти­ку и ос­но­вав­ший в I960 го­ду изоб­ре­та­тель­с­кую фир­му «Си­нек­тикс».

Слово «си­нек­ти­ка» в пе­ре­во­де с гре­чес­ко­го оз­на­ча­ет «сов­ме­ще­ние раз­но­род­ных эле­мен­тов». В прос­пек­те фир­мы «Си­нек­тикс» да­но та­кое оп­ре­де­ле­ние «Си­нек­ти­чес­кие груп­пы - груп­пы лю­дей раз­лич­ных спе­ци­аль­нос­тей, ко­то­рые встре­ча­ют­ся с целью по­пыт­ки твор­чес­ких ре­ше­ний проб­лем пу­тем не­ог­ра­ни­чен­ной тре­ни­ров­ки во­об­ра­же­ния и объ­еди­не­ния не­сов­мес­ти­мых эле­мен­тов».

В ос­но­ву си­нек­ти­ки по­ло­жен моз­го­вой штурм, про­во­ди­мый пос­то­ян­ны­ми груп­па­ми. Та­кие груп­пы, на­кап­ли­вая при­емы, опыт, ра­бо­та­ют силь­нее слу­чай­но соб­ран­ных В си­нек­ти­чес­кие груп­пы обыч­но вклю­ча­ют лю­дей раз­ных спе­ци­аль­нос­тей (за обу­че­ние од­ной груп­пы фир­ма «Си-нек­тикс» бе­рет от 20 до 200 ты­сяч дол­да­ров; за­каз­чи­ки - «Дже­не­рал мо­то­ре», «ИБМ», «Дже­не­рал элек­т­рик» и дру­гие круп­ней­шие фир­мы).

Решение за­да­чи си­нек­ти­чес­кой груп­пой на­чи­на­ет­ся с оз­на­ком­ле­ния с «проб­ле­мой, как она да­на» (ПКД). За­тем груп­пу уточ­няя проб­ле­му, прев­ра­ща­ет ее в «проб­ле­му, как она по­ни­ма­ет­ся» (ПКП), Да­лее на­чи­на­ет­ся соб­с­т­вен­но ре­ше­ние, ос­но­ван­ное, как пи­шет Гор­дон, на прев­ра­ще­нии неп­ри­выч­но­го в при­выч­ное и при­выч­но­го - в неп­ри­выч­ное, т. е на сис­те­ма­ти­чес­ких по­пыт­ках взгля­нуть на за­да­чу с ка­кой-го но­вой точ­ки зре­ния и тем са­мым сбить пси­хо­ло­ги­чес­кую инер­цию Для это­го в си­нек-ти­ке ис­поль­зу­ют че­ты­ре ви­да ана­ло­гий

Прямая ана­ло­гия (ПА) -рассматриваемый объ­ект срав­ни­ва­ет­ся с бо­лее или ме­нее ана­ло­гич­ным объ­ек­том из дру­гой от­рас­ли тех­ни­ки или с объ­ек­том из жи­вой при­ро­ды. Нап­ри­мер, ес­ли мы хо­тим усо­вер­шен­с­т­во­вать про­цесс ок­рас­ки ме­белц, то при­ме­не­ние ПА бу­дет сос­то­ять в том, что­бы рас­смот­реть, как ок­ра­ши­ва­ют­ся ми­не­ра­лы, цве­ты, пти­цы и т д Или - как ок­ра­ши­ва­ют бу­ма­гу, как «окра­ши­ва­ют» те­ле­изоб­ра­же­ние

Личная ана­ло­гия (ЛА) -ее на­зы­ва­ют так­же эм­па­ти-ей: ре­ша­ющий за­да­чу че­ло­век вжи­ва­ет­ся в об­раз со­вер­шен­с­т­ву­емо­го объ­ек­та, пы­та­ясь вы­яс­нить воз­ни­ка­ющие при этом чув­с­т­ва, ощу­ще­ния. Нап­ри­мер, в пре­ды­ду­щем слу­чае мож­но пред­с­та­вить се­бя бе­лой во­ро­ной, ко­то­рая хо­чет как-то ок­ра­сить­ся

Символическая ана­ло­гия (СА) - обоб­щен­ная, аб­с­т­рак­т­ная ана­ло­гия Нап­ри­мер, для шли­фо­валь­но­го кру­га СА бу­дет «точ­ная ше­ро­хо­ва­тость»

Фантастическая ана­ло­гия (ФА) - в за­да­чу вво­дят­ся ка­кие-ни­будь фан­тас­ти­чес­кие су­щес­т­ва, вы­пол­ня­ющие то, что тре­бу­ет­ся по ус­ло­ви­ям за­да­чи Или ка­кие-ни­будь фан­тас­ти­чес­кие сред­с­т­ва (шап­ка-не­ви­дим­ка, са­по­ги-ско­ро­хо­ды и т п)

Ход си­нек­ти­чес­ко­го за­се­да­ния обя­за­тель­но за­пи­сы­ва­ет­ся маг­ни­то­фо­ном, за­тем за­пись тща­тель­но изу­ча­ет­ся с целью со­вер­шен­с­т­во­ва­ния так­ти­ки ре­ше­ния.

Синектика - на­ибо­лее силь­ное из то­го, что есть в за­ру­беж­ных стра­нах в об­лас­ти ме­то­ди­ки изоб­ре­та­тель­с­т­ва. Но воз­мож­нос­ти си­нек­ти­ки весь­ма ог­ра­ни­че­ны. Си­нек­ти­ка ос­та­лась ме­ха­ни­чес­ким на­бо­ром при­емов, отор­ван­ных от изу­че­ния объ­ек­тив­ных за­ко­но­мер­нос­тей раз­ви­тия тех­ни­ки. За­да­чи вто­ро­го уров­ня и ниж­них по­ду­ров­ней треть­его уров­ня - та­ков по­то­лок си­нек­ти­ки.

* * *

Для эф­фек­тив­ного ре­ше­ния изоб­ре­та­тель­ских за­дач выс­ших уров­ней нуж­на эв­рис­ти­чес­кая прог­рам­ма, поз­во­ля­ющая за­ме­нить пе­ре­бор ва­ри­ан­тов це­ле­нап­рав­лен­ным прод­ви­же­ни­ем в ра­йон ре­ше­ния. Ина­че го­во­ря, ну­жен эв­рис­ти­чес­кий ал­го­ритм, спо­соб­ный свес­ти, ска­жем, за­да­чу чет­вер­то­го уров­ня «це­ной» в 100 000 проб к за­да­че пер­во­го уров­ня «це­ной» в 10 проб.

Такой ал­го­ритм не мо­жет быть соз­дан на ос­но­ве опы­та от­дель­но­го изоб­ре­та­те­ля или да­же груп­пы изоб­ре­та­те­лей. Что­бы по­лу­чить ра­бо­тос­по­соб­ный эв­рис­ти­чес­кий ал­го­ритм, нуж­но: вы­явить объ­ек­тив­ные за­ко­но­мер­нос­ти раз­ви­тия тех­ни­чес­ких объ­ек­тов; ис­сле­до­вать боль­шие мас­си­вы па­тен­т­ной ин­фор­ма­ции; соз­дать прог­рам­му ре­ше­ния, в ко­то­рой каж­дый шаг ор­га­ни­чес­ки вы­те­кал бы из пре­ды­ду­ще­го; пос­то­ян­но от­ра­ба­ты­вать и со­вер­шен­с­т­во­вать эту прог­рам­му на прак­ти­ке.

Я на­чал эту ра­бо­ту в 1946 го­ду. Не хо­те­лось бы сей­час, зад­ним чис­лом, ут­вер­ж­дать, что уже тог­да име­лось в ви­ду по­лу­че­ние об­щей ме­то­ди­ки изоб­ре­та­тель­с­т­ва. Пер­во­на­чаль­ная цель бы­ла нам­но­го про­ще: най­ти при­емы, по­мо­га­ющие в мо­ей лич­ной изоб­ре­та­тель­с­кой прак­ти­ке. Од­на­ко к 1948 го­ду изоб­ре­те­ния отош­ли на вто­рой план. Ста­ло оче­вид­ным, что «изоб­ре­те­ние спо­со­ба изоб­ре­тать»- проб­ле­ма нам­но­го бо­лее ин­те­рес­ная. «Обыч­ным» изоб­ре­те­ни­ям ос­та­ва­лась роль по­до­пыт­ных кро­ли­ков; на ко­то­рых ис­пы­ты­вал­ся ал­го­ритм ре­ше­ния изоб­ре­та­тель­с­ких за­дач.

В сле­ду­ющих гла­вах мы под­роб­нее поз­на­ко­мим­ся с ос­нов­ны­ми по­ло­же­ни­ями ме­то­ди­ки изоб­ре­та­тель­с­т­ва и ал­го­рит­мом ре­ше­ния изоб­ре­та­тель­с­ких за­дач. Сей­час от­ме­чу толь­ко, что ал­го­рит­ми­чес­кая ме­то­ди­ка рас­смат­ри­ва­ет про­цесс ре­ше­ния изоб­ре­та­тель­с­кой за­да­чи как пос­ле­до­ва­тель­ность опе­ра­ций по вы­яв­ле­нию, уточ­не­нию и пре­одо­ле­нию тех­ни­чес­кого про­ти­во­ре­чия. Нап­рав­лен ность мыш­ле­ния дос­ти­га­ет­ся при этом ори­ен­ти­ров­кой на иде­аль­ный спо­соб, иде­аль­ное ус­т­рой­с­тво. На всех эта­пах ре­ше­ния ис­поль­зу­ет­ся сис­тем­ный под­ход. Ал­го­ритм вклю­ча­ет так­же кон­к­рет­ные ша­ги по ус­т­ра­не­нию пси­хо­ло­ги­чес­ких барь­еров, име­ет раз­ви­тый ин­фор­ма­ци­он­ный ап­па­рат- дан­ные о ти­по­вых при­емах пре­одо­ле­ния тех­ни­чес­ких про­ти­во­ре­чий.

Чтобы соз­дать прак­ти­чес­ки ра­бо­тос­по­соб­ную ме­то­ди­ку ре­ше­ния изоб­ре­та­тель­с­ких за­дач, каж­дый вы­вод, каж­дая ре­ко­мен­да­ция обя­за­тель­но ис­пы­ты­ва­лись на прак­ти­ке.

Первый, еще весь­ма бег­лый, очерк на эту те­му был опуб­ли­ко­ван в 1956 го­ду в да­ле­ком от тех­ни­ки жур­на­ле «Воп­ро­сы пси­хо­ло­гии» и не прив­лек вни­ма­ния изоб­ре­та­те­лей. По­ло­же­ние из­ме­ни­лось толь­ко в 1959 го­ду, ког­да «Ком­со­моль­с­кая прав­да» рас­ска­за­ла о прак­ти­чес­ких ре­зуль­та­тах, да­ва­емых ме­то­ди­кой изоб­ре­та­тель­с­т­ва. Вслед за этим ее ос­нов­ные прин­ци­пы бы­ли из­ло­же­ны в жур­на­ле «Изоб­ре­та­тель и ра­ци­она­ли­за­тор» К В те­че­ние го­да на стра­ни­цах жур­на­ла про­хо­ди­ла дис­кус­сия.

Большинство учас­т­ни­ков дис­кус­сии вы­ра­зи­ло уве­рен­ность в том, что ме­то­ди­ка «ста­нет мо­гу­чим ору­жи­ем в ру­ках ты­сяч но­ва­то­ров тех­ни­ки и про­из­вод­с­т­ва». Одоб­рил ме­то­ди­ку и Эк­с­пер­т­ный со­вет Ко­ми­те­та по де­лам изоб­ре­те­ний и от­к­ры­тий при Со­ве­те Ми­нис­т­ров СССР.

Подводя ито­ги дис­кус­сии, ре­дак­ция пи­са­ла: «В на­ше вре­мя бур­но­го раз­ви­тия на­уки и тех­ни­ки, ког­да со­зи­да­тель­ное твор­чес­т­во ста­ло де­лом мил­ли­онов со­вет­с­ких лю­дей, проб­ле­ма рас­к­ры­тия «сек­ре­тов» изоб­ре­та­тель­с­ко­го мас­тер­с­т­ва, вы­ве­де­ния ра­зум­ных пра­вил, дей­с­т­вен­ных спо­со­бов ра­бо­ты над тех­ни­чес­ки­ми нов­шес­т­ва­ми ста­но­вит­ся все бо­лее и бо­лее на­сущ­ной…»

В 1961 -1965 го­дах был опуб­ли­ко­ван ряд ра­бот, ко­то­рые да­ли воз­мож­ность изоб­ре­та­те­лям ис­поль­зо­вать ме­то­ди­ку при ре­ше­нии но­вых тех­ни­чес­ких за­дач, на прак­ти­ке ис­пы­тать и под­п­ра­вить ре­ко­мен­ду­емые ме­то­ды твор­чес­кой ра­бо­ты. Од­нов­ре­мен­но про­дол­жа­лось изу­че­ние на­коп­лен­но­го изоб­ре­та­те­ля­ми опы­та. Дваж­ды про­во­ди­лись ан­кет­ные оп­ро­сы но­ва­то­ров - в них учас­т­во­ва­ли изоб­ре­та­те­ли бо­лее чем из 180 го­ро­дов на­шей стра­ны. В Мос­к­ве, Ба­ку, Свер­д­лов­с­ке, Но­во­си­бир­с­ке, Дуб­не и дру­гих го­ро­дах бы­ли ор­га­ни­зо­ва­ны се­ми­на­ры по те­ории и прак­ти­ке изоб­ре­та­тель­с­т­ва. Об­щее ко­ли­чес­т­во изоб­ре­те­ний, сде­лан­ных с по­мощью пред­ло­жен­ной ме­то­ди­ки,- по да­ле­ко ие пол­ным дан­ным - пре­вы­ша­ет 3 ты­ся­чи

В 1968 го­ду Цен­т­раль­ный со­вет ВО­ИР соз­дал Сек­цию ме­то­ди­ки тех­ни­чес­ко­го твор­чес­т­ва, а год спус­тя - Об­щес­т­вен­ную ла­бо­ра­то­рию ме­то­ди­ки изоб­ре­та­тель­с­т­ва Ла­бо­ра­то­рия, объ­еди­нив­шая уси­лия эн­ту­зи­ас­тов, под­го­то­ви­ла и опуб­ли­ко­ва­ла»учеб­ные яосо­бия -гпрог­рам­му, сбор­ни­ки за­дач, тек­с­ты лек­ций Бы­ла на­ло­же­на под­го­тов­ка пре­по­да­ва­те­лей, и те­перь те­ория и прак­ти­ка ре­ше­ния изоб­ре­та­тель­еких^за­дач пре­по­да­етесь об­щес­т­вен­ных, ин­с­ти­ту­тах изоб­ре­та­тель­с­ко­го твор­чес­т­ва, в мо­ло­деж­ных изоб­ре­та­тель­с­ких «шко­лax, в уни­вер­си­те­тах тех­ни­чес­ко­го, твор­чес­т­ва.

С 1971 го­да в Ба­ку при рес­пуб­ли­кан­с­ком -со­ве­те-ВО­ИР и ЦК ЛКСМ Азер­бай­д­жа­на ра­бо­та­ет учеб­ный и ис­сле­до­ва­тель­с­кий Об­щес­т­вен­ный ин­с­ти­тут изоб­ре­та­тель­с­ко­го твор­чес­т­ву. Ин­с­ти­тут го­то­вит изоб­ре­та­те­ле^, спо­соб­ных ре­шать слож­ные твор­чес­кие за­да­чи в раз­лив иых от­рас­лях тех­ни­ки Ос­нов­ной учеб­ный пред­мет в ин­с­ти­ту­те-ал­го­рит­ми­чес­кая ме­то­ди­ка ре­ше­ния изоб­ре­та­тель­с­ких зздач. Уме­ние поль­зо­вать­ся эв­рис­ти­чес­ким ал­го­рит­мом вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся в про­цес­се прак­ти­чес­ких за­ня­тий- сна­ча­ла на учеб­ных за­да­чах, а за­тем на но­вых, взя­тых из про­из­вод­с­т­вен­ной прак­ти­ки.

 


УМЕНИЕМ, А НЕ ЧИСЛОМ

 

Развитие тех­ни­ки, как и вся­кое раз­ви­тие, про­ис­хо­дит по за­ко­нам ди­алек­ти­ки. По­это­му те­ор­ня изоб­ре­та­тель­с­т­ва ос­но­вы­ва­ет­ся на при­ло­же­нии ди­алек­ти­чес­кой ло­ги­ки к твор­чес­ко­му ре­ше­нию тех­ни­чес­ких за­дач. Но для соз­да­ния ра­бо­тос­по­соб­ной ме­то­ди­ки од­ной ло­ги­ки не­дос­та­точ­но. Не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать осо­бен­нос­ти «инстру­мен­та», с по­мощью ко­то­ро­го ра­бо­та­ет изоб­ре­та­тель, а это «инстру­мент» весь­ма сво­е­об­раз­ный - мозг че­ло­ве­ка. При пра­виль­ной ор­га­ни­за­ции твор­чес­кой ра­бо­ты мак­си­маль­но ис­поль­зу­ют­ся силь­ные сто­ро­ны че­ло­ве­чес­ко­го мыш­ле­ния, та­кие, как ин­ту­иция, спо­соб­ность во­об­ра­же­ния, но учи­ты­ва­ют­ся- во из­бе­жа­ние оши­бок - и сла­бые сто­ро­ны мыш­ле­ния, нап­ри­мер его инер­ция.

Наконец, те­ория изоб­ре­та­тель­с­т­ва мно­гое чер­па­ет из опы­та, из прак­ти­ки. У ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных изоб­ре­та­те­лей пос­те­пен­но вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся свои при­емы ре­ше­ния тех­ни­чес­ких за­дач. Как пра­ви­ло, ко­ли­чес­т­во этих при­емов ог­ра­ни­че­но и от­но­сят­ся они к ка­кой-ли­бо од­ной ста­дии твор­чес­ко­го про­цес­са Ме­то­ди­ка изоб­ре­та­тель­с­т­ва обоб­ща­ет кри­ти­чес­ки отоб­ран­ные на­ибо­лее цен­ные при­емы.

Разумеется, для то­го что­бы сде­лать очень круп­ное или ве­ли­кое изоб­ре­те­ние (т. е. изоб­ре­те­ние, от­но­ся­ще­еся по на­шей клас­си­фи­ка­ции к вер­х­ним по­ду­ров­ням пя­то­го уров­ня), не­об­хо­ди­мы и со­от­вет­с­т­ву­ющие ис­то­ри­чес­кие об­с­то­ятель­с­т­ва, и бла­гоп­ри­ят­ные для твор­чес­кой ра­бо­ты ус­ло­вия, и вы­да­ющи­еся че­ло­ве­чес­кие ка­чес­т­ва: нас­той­чи­вость, ог­ром­ная ра­бо­тос­по­соб­ность, сме­лость, эру­ди­ция и т д Ме­то­ди­ка изоб­ре­та­тель­с­т­ва от­нюдь не яв­ля­ет­ся «са­мо­учи­те­лем» или ре­цеп­том для штам­пов­ки изоб­ре­те­ний Ее цель - на­уч­ная ор­га­ни­за­ция твор­чес­ко­го тру­да. А нас­коль­ко нуж­на на­уч­ная ор­га­ни­за­ция твор­чес­т­ва, чи­та­тель, ве­ро­ят­но, уже по­нял по при­ме­рам, при­ве­ден­ным в пер­вой гла­ве. Но при­ве­ду еще од­ну из ис­то­рий, о ка­ких

часто рас­ска­зы­ва­ет жур­нал «Изоб­ре­та­тель и ра­ци­она­ли­за­тор».

«Бился я над изоб­ре­те­ни­ем,-придумывал, как ав­то­ма­ти­зи­ро­вать спуск на во­ду спа­са­тель­ных средств. Ни­че­го у ме­ня не по­лу­ча­лось.

И вот еду в трам­вае, чи­тать не­че­го, ду­маю о сво­их спа­са­тель­ных сред­с­т­вах. Вош­ла жен­щи­на, мо­ло­дая, сим­па­тич­ная. «Са­ди­тесь,- го­во­рю,- по­жа­луй­с­та»,- и хо­чу мес­то ей ус­ту­пить. А она поб­ла­го­да­ри­ла, но от­ка­за­лась: ско­ро, мол, вы­хо­дить.

Сижу я и гля­жу ей вслед. Дей­с­т­ви­тель­но, вы­хо­дит. Выш­ла, я ее гла­за­ми про­во­дил. И вдруг за­ме­тил, как зак­ры­ва­ют­ся трам­вай­ные две­ри. Сколь­ко раз гля­дел, а тут впер­вые об­ра­тил вни­ма­ние: ци­линдр со што­ка­ми! Они очень под­хо­дят для мо­его изоб­ре­те­ния.

Позже я по­лу­чил ав­тор­с­кое сви­де­тель­с­т­во».

Рассказано это для то­го, что­бы про­из­нес­ти тра­ди­ци­он­ную мо­раль: вся­кое, мол, бы­ва­ет. Но об­ра­ти­те вни­ма­ние-как пло­хо ор­га­ни­зо­ван по­иск ре­ше­ния. Спа­са­тель­ные сред­с­т­ва (шлюп­ки, нап­ри­мер), су­дя по за­да­че, дол­ж­ны бы­ли как-то выд­ви­гать­ся в сто­ро­ну от бор­та ко­раб­ля, а за­тем опус­кать­ся на во­ду. Ци­линдр со што­ка­ми - ре­ше­ние, в об­щем, три­ви­аль­ное, в пре­де­лах пер­во­го уров­ня. И все-та­ки пот­ре­бо­ва­лось наг­ро­мож­де­ние слу­чай­нос­тей (трам­вай, нез­на­ком­ка, взгляд на дверь), что­бы прий­ти к это­му прос­то­му ре­ше­нию.

Однажды, прос­мат­ри­вая па­тен­т­ные опи­са­ния, я нат­к­нул­ся на изоб­ре­те­ние под иаз­ва­ни­ем «Во­до­лаз­ная га­ло­ша»1. Я уже знал, что за­паз­ды­ва­ние изоб­ре­те­ний - поч­ти же­лез­ный за­кон. Но тут был слу­чай, изу­ми­тель­ный по сво­ей наг­ляд­нос­ти.

«Известные во­до­лаз­ные га­ло­ши,- пи­са­ли изоб­ре­та­те­ли,- как пра­ви­ло, из­го­тав­ли­ва­ют­ся од­но­го раз­ме­ра. По* это­му они для од­них во­до­ла­зов ве­ли­ки, а для дру­гих ма­лы. Пред­ла­га­емая во­до­лаз­ная га­ло­ша ус­т­ра­ня­ет эти не­дос­тат­ки за счет то­го, что она име­ет пе­ред­виж­ной штам­по­ван­ный но­сок с про­доль­ным па­зом. Сквозь паз про­хо­дит винт-ог­ра­ни­чи­тель, фик­си­ру­ющий но­сок в со­от­вет­с­т­вии с раз­ме­ром ступ­ни во­до­ла­за от­но­си­тель­но зад­ни­ка».

Итак, на про­тя­жен­на, по край­ней ме­ре, 100 лет свин­цо­вые га­ло­ши для во­до­ла­зов де­ла­лись од­но­го раз­ме­ра. На про­тя­же­нии 100 лет га­ло­ши бы­ли од­ним ма­лы, а дру­гим ве­ли­ки. Лю­ди ра­бо­та­ли в не­удоб­ной обу­ви. И за 100 лет ник­то не сде­лал га­лош с пе­ред­виж­ным нос­ком!

Изобретение прос­тей­шее, тут да­же не воз­ни­ка­ет воп­рос: «Как ре­шать та­кую за­да­чу?» Ее спо­со­бен ре­шить и школь­ник. Го­раз­до труд­нее по­нять, по­че­му изоб­ре­те­ние не бы­ло сде­ла­но лет семь­де­сят или во­семь­де­сят на­зад…

Могут ска­зать: га­ло­ши, в кон­це кон­цов, ме­лочь. Но, во-пер­вых, не та­кая уж ме­лочь; во-вто­рых, круп­ней­шие изоб­ре­те­ния то­же за­паз­ды­ва­ют, и по­рой на­дол­го. Лин­зы и оч­ки бы­ли из­вес­т­ны за 300 лет до изоб­ре­те­ния те­лес­ко­па. 300 лет ни­ко­му не при­хо­ди­ло в го­ло­ву взять од­ну лин­зу и пос­мот­реть на нее че­рез дру­гую. До­пус­тим, не бы­ло не­об­хо­ди­мос­ти в те­лес­ко­пах. Но пол­ко­вод­цы - с древ­ней­ших вре­мен! - нуж­да­лись в под­зор­ных тру­бах. И все-та­ки пер­вок­лас­сное по мас­ш­та­бам изоб­ре­те­ние за­поз­да­ла на 300 лет.

Почему?

Считалось, что лин­за да­ет ис­ка­жен­ное изоб­ра­же­ние. Две пос­ле­до­ва­тель­но рас­по­ло­жен­ные лин­зы дол­ж­ны бы­ли (так под­с­ка­зы­вал «здра­вый смысл») дать двой­ное ис­ка­же­ние… Этот «пси­хо­ло­ги­чес­кий барь­ер» на три сто­ле­тия за­дер­жал по­яв­ле­ние те­лес­ко­па. Меж­ду тем ед­ва ли мож­но наз­вать изоб­ре­те­ние, ко­то­рое ока­за­ло бы боль­шее, чем те­лес­коп, ре­во­лю­ци­они­зи­ру­ющее вли­яние на ми­ро­воз­зре­ние че­ло­ве­ка. Те­лес­коп от­к­рыл че­ло­ве­ку да­ле­кие звез­д­ные ми­ры, отод­ви­нул в бес­ко­неч­ность гра­ни­цы все­лен­ной, по­дор­вал ос­но­ву ос­нов ре­ли­гии - пред­с­тав­ле­ние об ог­ра­ни­чен­нос­ти на­ше­го ми­ра. При­ме­не­ние те­лес­ко­па да­ло ог­ром­ный тслчок раз­ви­тию на­уки. Труд­но да­же пред­с­та­вить, нас­коль­ко уш­ла бы впе­ред сов­ре­мен­ная ци­ви­ли­за­ция, по­явись те­лес­коп вов­ре­мя…

В од­ной из ста­тей А. Эй­н­ш­тей­на есть та­кие стро­ки: «Исто­рия на­уч­ных и тех­ни­чес­ких от­к­ры­тий не так уж бле-шет не­за­ви­си­мос­тью мыс­ли и твор­чес­ким во­об­ра­же­ни­ем. Че­ло­век неп­ре­мен­но нуж­да­ет­ся в ка­ком-то внеш­нем сти­м



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: