Невербальный компонент эмпатии




ТЕМА: БАЗОВЫЕ НАВЫКИ ПАЦИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

 

«Приветствие и самопрезентация»

o Поздороваться с пациентом

o Познакомиться с пациентом и/или назвать пациента по имени

o Представиться пациенту (имя и роль)

o Установление зрительного контакта

«Соблюдение дистанции»

o Изменение позы и соблюдение/принятие оптимальной дистанции для пациента

o Забота о комфорте пациента

o Доктор располагается так, чтобы, не вставая с места, мог дотянуться рукой до пациента

o Одинаковый уровень зрительного контакта

«Управление интервью»

Навык 1. Сбор информации

Открытые – сформулированы так, чтобы было необходимо дать развернутый ответ:

Что? Как? Почему? Каким образом? При каких условиях?

Закрытые – предполагают однозначный ответ. Уже готовые гипотезы:

Вы состоите на учете? Вы принимали какие-нибудь лекарства? Вы измеряете давление каждый день?

Альтернативные вопросы – разновидность закрытого вопроса, выбор из несколько гипотез:

Боли появляются до или после еды? Рассказать по телефону или прислать по почте?

Наводящие вопросы – разновидность закрытого вопроса, намекающий на предпочтительный ответ. Человек старается ответить так, как, ему кажется, он должен ответить.

Вы ведь измеряете давление каждый день?

Вы ведь соблюдаете диету, которую я вам назначил? Вы ведь не пропускали прием лекарств?

Навык 2. Активное выявление точки зрения пациента:

ПРОБЛЕМЫ–цель визита/обращения к врачу, не только жалобы

ИДЕИ – Понимание проблемы, причины заболевания/состояния

ОЖИДАНИЯ – что я жду от врача

ОПАСЕНИЯ – переживания/что меня ждет в худшем случае

ВОЗДЕЙСТВИЕ – как болезнь/состояние влияет на мою жизнь, что изменится в моей жизни

«Активное слушание» - адекватные паузы

Врач прерывает пациента на 18 секунде его вступительного заявления

Реакция врача и, в частности, досрочное прерывание и перебивание пациентов во время их первоначального высказывания во время визита, специально отведенное для этого, препятствуетдальнейшему выявлению у пациента дополнительных проблем.

Beckman HB, Frankel RM. The effect of physician behavior on the collection of data. Ann Intern Med.1984; 101:692–6.

Если врач не прерывает пациента, то его монолог длится до 30 сек в ПМСП и до 90 сек во время консультаций узких специалистов

Langewitz W. Spontaneous talking time at start of consultation in outpatient clinic: cohort study. BMJ 2002; 325: 682–3.

Правило 90 секунд

- большинство пациентов заканчивают рассказ менее чем за 90 секунд и расскажут почти 80% информации, которая Вам необходима.

«Активное слушание» - резюмирование и поощрение

1. Поощрение: заинтересованность без оценки

«Угу...», «Это интересно...», «Пожалуйста, продолжайте...»

Резюмирование: краткое повторение того, что сказал пациент

o Проблемы

o Детали анамнеза

o Идеи

o Опасения

o Ожидания

o Вопрос для прояснения

«- Итак, у Вас после душа появились боль при глотании, кашель по ночам, температура до 38 градусов. Болеете 2 дня. Принимали аспирин без улучшения. Боитесь заразить ребенка. Вам необходимо открыть больничный. Я ничего не упустил? / Я Вас правильно понял?»

Цели резюмирования:

o Сформировать у себя представление о проблемах пациента, вывести предварительный диагноз («внутреннее резюмирование»)

o Показать пациенту, что он выслушан

o Удостовериться, что Вы все правильно услышали и поняли

o Дать пациенту возможность самому, со стороны, услышать свою проблему

o Дать возможность пациенту добавить что-то, если он забыл, и исправить, если Вы его неправильно поняли

o Следствие – доверие между врачом и пациентом, эффективный диагностический поиск

o Конечная цель – правильный диагноз и приверженность пациента лечению

«Управление речью»

o Соответствующая интонация

o Соответствующий темп речи

o Модуляции голоса для выделения главных моментов

«Эмпатия»

Мнемоническая схема для демонстрации вербального компонента эмпатии – N.U.R.S.E (нянчить, обхаживать, сиделка/медсестра)

Например, рассмотрим случай с недавно диагностированным диабетиком, который выразил опасения по поводу его предстоящей выписки из больницы, сказав: «Не думаю, что я готов справляться со всем этим – постоянно проверять свою кровь и делать себе инъекции». Эмпатический ответ по данной схеме может выглядеть так:

N ame – назвать или отзеркалить эмоцию - “Вы выглядите обеспокоенным”

U nderstand - понять эмоцию – «Это действительно большой стресс - узнать такое про свое здоровье»

R espect - проявить уважение – «Сегодня Вы очень хорошо управились с тест-полосками и инъекциями инсулина»

S upport - поддержать – «Мы еще раз поработаем с Вами завтра утром и я скажу вашей приходящей медсестре, чтобы она пришла в четверг утром поработать с Вами»

E xplore - раскрыть эмоции подробнее – «Расскажите мне поподробнее, что Вас еще беспокоит по поводу поддержания уровня сахара дома»

Невербальный компонент эмпатии

Соответствующие словам, выражающим эмпатию:

o Жесты

o Выражение лица (мимика)

o Поза

o Взгляд

o Дистанция

o Прикосновение

«Комментирование»

o Для обеспечения комфорта пациента и прозрачности интервью

o Говорить, что, зачем и как будем делать – «я посмотрю Ваши лимфатические узлы, нет ли там воспаления, увеличены ли они»

o Говорить, что делать пациенту – «поднимите руки, повернитесь, встаньте сюда»

o Предупреждать о возможных неприятных ощущениях во время осмотра/манипуляций – «может быть немного неприятно»

o Озвучиваем результаты осмотра – «лимфатические узлы не увеличены, это говорит о том, что воспаления в них нет»

Последнее изменение: Пятница, 14 Октябрь 2016, 16:41

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: