для студентов, обучающихся по специальностям




«Адаптивная физическая культура»

 

Словарь составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности «Адаптивная физическая культура». Основной целью является ознакомление студентов с основными понятиями учебных дисциплин, относящихся к общепредметному и предметному блокам Государственного образовательного стандарта.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

А Абстиненция, синдром похмелья. Авитаминоз. Автоматизм. Агрессивность, агрессия. Адаптационный синдром. Адаптация. Адаптация анализаторов. Адаптация психическая. Адаптация социальная. Адаптация физиологическая. Адаптивная двигательная рекреация. Адаптивная физическая реабилитация. Адаптивная физкультура. Адаптивное физическое воспитание. Адаптивность. Адаптивный спорт. Адаптогены. Адекватные условия. Аккомодация глаза. Акклиматизация. Акселерация. Активация. Активный отдых. Акцентуация характера. Акцептор результатов действия. Алалия. Алкоголизм. Алкогольное опьянение. Аллергены. Аллергия. Амнезия. Ампутация. Анаболизм. Анамнез. Анаэробный. Аномалия. Антибиотики. Антиген. Антиоксиданты. Антитела. Антропогенез. Антропология. Антропометрия. Апатия. Аппетит. Артериальное давление. Асимметрия. Асимметрия функциональная. Ассимиляция. Астеник (астенический соматотип). Астения (астенический синдром). Астигматизм. Астигматизм глаза. Атеросклероз. Атетоз. Атония. Атрофия. Аутизм. Аутогенная тренировка. Афазия. Аффект. Аффективные дети. Ацидоз. Аэробика. Аэробный. Аюрведа.
Б Бальнеотерапия. Баротерапия. Барьер психологический. Бег. Беременность. Беседа. Биогенетический закон. Биологическая структура. Биологические циклы. Биологические часы. Биологический возраст. Биоритмы. Бисексуальность. Бихевиоризм. Бодибилдинг («строительство тела»). Бодрствование. Болезни наследственные. «Болезни цивилизации». Болезнь. БольБрак. Бред. Булимия. Быстрота. Быт. Вакцина.
В Валеогенез. Валеограмотность. Валеодиагностика. Валеологическая культура. Валеологическая оценка. Валеологическая служба. Валеологический анализ образовательного процесса. Валеологический анализ урока. Валеологический мониторинг. Валеологическое образование. Валеологическое сопровождение. Валеология. Вводная гимнастика. Вегетарианство. Вес (масса) человека. Взаимоотношения межличностные. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Витаминизация. Витамины. Внимание. Внушение. Внушаемость. Возраст. Возраст биологический. Возраст паспортный (хронологический). Возрастная периодизация. Возрастные особенности. Воля. Воспитание. Восприимчивость к инфекции. Восстановление. Врабатывание. Врачебный контроль. «Второе дыхание». Выносливость. Выносливость общая. Выносливость специальная. Высшая нервная деятельность (ВНД). Высшие психические функции. Вытеснение.
Г Галлюцинации. Гедонизм. Гематома. Гемоглобин. Гемофилия. Ген. Генетика. Генетическая информация. Генетический код. Гениальность. Гениталии. Геном. Генотип. Генофонд. Геронтология. Гетеросексуальность. Гетерохронизм. Гибкость. Гигиена. Гигиеническая гимнастика. Гимнастические упражнения. Гиперактивность детская (синдром повышенной нервнорефлекторной возбудимости). Гипервентиляция. Гипервитаминоз. Гипергликемия. Гиперкапния. Гиперстеник (гиперстенический соматотип). Гипертензия. Гипертензия артериальная. Гипертермия. Гипертоническая болезнь. Гипертрофия. Гиперфункция. Гипноз. Гипогликемия. Гиповитаминоз. Гиподинамия. Гипокинезия. Гипоксия. Гипотермия. Гипотоническая болезнь (артериальная гипотензия). Гипотрофия. Гомеопатия. Голод. Голодание. Гомеостаз(ис). Гомойотермия (теплокровность). Гомосексуализм. Гормоны. Готовность к школьному обучению. Группа здоровья. 1. 2. Группа крови. Группа социальная. Гуманность. Гуморальная регуляция.
Д Дальнозоркость (гиперметропия). Дальтонизм. Дауна болезнь. Двигательная активность. Двигательная активность инвалидов. Двигательная способность. Двигательные качества (способности) человека. Двигательный динамический стереотип. Двигательный навык. Двигательный режим. Движение. Дебильность. Девиантное поведение. Деградация личности. Декомпенсация. Демографическая политика. Демография. Деонтология. Депрессивный психоз. Депрессия (депрессивный синдром). Депривация. Десенсибилизация. Десинхроноз. Дети с отклонениями в психическом развитии. Детский церебральный паралич (ДЦП). Детство. Деформация. Диагноз. Диагностика. Диагностика здоровья. Диагностика психического развития. Дидактогения. Дидактоневроз. Динамика работоспособности. Динамика умственной работоспособности. Динамическая пауза. Динамический стереотип. Дискомфорт. Диспансеризация. Диссимиляция. Дистресс. Дистрофия. Дисфункция. Дневник здоровья. Долговременная память. Долгожитель. Долголетие. Донозологическое состояние. Допинг. Досуг. Дошкольный возраст. Духовная культура. Дыхание. Дыхательные упражнения.
Е Евгеника. Ж Жажда. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Жизненный тонус. Жизнь. Жизнь человека.
З Заболеваемость. Заболевание. Задатки способностей. Задержка психического развития. Задержка развития. Закаленность. Закаливание. «Закон свертывания функций за ненадобностью» И. А. Аршавского. Защита психологическая. Здоровье. Здоровье населения. Здоровье общественное. Здоровье психическое. Здоровый образ жизни человека. Здравоохранение. Зона комфорта. Зрелость (взрослость).
И Игра. Идиотия. Избыточная масса тела. Имбецильность. Иммунизация. Иммунитет. Инвалид. Индекс здоровья. Индекс Кетле. Индивид, индивидуум. Индивидуализм. Индивидуальность человека. Индивидуальный подход. Инстинкт. Инсульт мозговой. Интеллект (разумение, понимание, постижение). Интеллекта коэффициент (IQ). Интерференция навыков. Интоксикация. Интроверт. Интуиция. Инфантилизм. Информация генетическая. Искривление позвоночника. Истерия. Истероидный тип. Ишемическая болезнь сердца. Ишемия.
Й Йога.
К Калланетика. Канцероген. Кардиоресператорная система. Катаболизм. Качества личности. Качество жизни. Кислородное голодание. Клетка. Климакс (климактерический период). Клон. Код генетический. Коитус. Коллапс. Коматозное состояние (кома). Коммуникативность. Компенсация функций. Компоненты здорового образа жизни. Комфорт. Конституция (биотип) человека. Контрактура. Контрацепция. Контроль в физическом воспитании (спорте). Контузия головного мозга. Конфликт. Конформный тип. Координация движений. Коррекционная педагогика. Коррекционная функция АФК. Корригирующие упражнения. Косметика. Косноязычие. Коэффициент смертности. Криз. Кризис болезни. Кризисы возрастные. Критерии здорового образа жизни. Критические периоды внутриутробного развития. Кровоизлияние (геморрагия). Культура. Культура мышления. Кумуляция.
Л Лабильный тип. Леворукость. Летаргия. Лечебная педагогика. Лечебно-профилактические учреждения. Лидер. Личностный подход. Личность. Ловкость. Логопедия. Любовь.
М Максимальное потребление кислорода (МПК). Маниакальный синдром. Маскулинность. Масса тела. Массаж. Медитация. Медицина. Медицинские средства. Межличностные отношения. Межполушарная организация психических процессов. Меланхолик (слабый тип). Менопауза. Менструация. Метаболизм. Метеолабильность. Методы психологической саморегуляции. Методы физической (спортивной) тренировки. Микрофлора человека. Миопия (близорукость). Миотерапия. Младенческий возраст. Младший школьный возраст. Мониторинг здоровья. Морфология функциональная. Мотивация. Мотивация здорового поведения. Моторика. Мощность работы. Мутагены. Мутация. Мышление.
Н Навык. Нагрузка физическая. Нагрузка функциональная. Направленность личности. Наркоз. Наркомания. Наркотики. Народная медицина. Нарушение осанки. Наследственность. Наследственные заболевания. Настроение. Неврастения. Невроз. Недостаточность питания. Нейролингвистика. Нейротизм. Нетрудоспособность. Норма. Норма санитарно-гигиеническая. Нормостеник (нормостенический, атлетический тип телосложения). Нравственность.
О Обливание. Облитерирующий эндартериит. Обмен веществ и энергии (метаболизм). Образ жизни. Образование. Обучаемость. Обучение. Общая валеология. Общее развитие человека. Овуляция. Одаренные дети. Одышка. Ожирение. Оздоровительный спорт. Олигофрения. Онанизм (рукоблудие, мастурбация). Оплодотворение. Опрос. Оптимальное функциональное состояние. Опьянение. Орально-генитальный секс. Оргазм. Организм. Ортопедия. Осанка. Остеохондроз. Острое респираторное заболевание (ОРЗ). Отдых. Отеки. Охрана материнства и детства. Оценка здоровья. Оценка здоровья субъективная. Ощущение.
П Память. Паралич. Паранойя. Патогенез. Патологический процесс. Патология. Педагог-валеолог. Педагогическая валеология. Педагогические средства реабилитации. Педология. Перетренировка. Переутомление. Питание. Пищеварение. Пищевой рацион. Плавание. Планирование тренировочного процесса. Планирование физического воспитания. Плацента (детское место). Плоскостопие. Поведение. Пограничные состояния. Подготовительная медицинская группа. Подростковый возраст. Подсознание. Пол. Поллюция. Половая дифференциация. Половая жизнь. Половая идентичность. Половое воспитание. Половое созревание. Половые роли. Половые хромосомы. Пороки сердца. Потенциал здоровья. Потенция половая. Потребность человека. Предболезнь. Предстартовое состояние. Преморбидное состояние. Пренатальное развитие. Прививка. Принципы АФК. Проблемное обучение. Прогноз болезни. Программа здорового образа жизни. Продолжительность жизни. Простуда. Протезирование. Противопоказания. Профессиональная ориентация. Профессионально-прикладная физическая подготовка. Профессиональный отбор. Профилактика. Психастения. Психика. Психическая реабилитация. Психическая саморегуляция. Психическое здоровье. Психическое развитие человека. Психоанализ. Психогимнастика. Психодиагностика. Психологическая готовность к школьному обучению. Психология здоровья. Психомоторика. Психопатия. Психопрофилактика. Психосексуальная ориентация. Психосоматические расстройства. Психотропные вещества. Пубертатный период (период полового созревания, подростковый).
Р Работоспособность. Работоспособность общая. Работоспособность специальная. Рабочая гипертрофия. Развитие личности. Развитие психическое. Разминка. Рациональное питание. Реабилитация. Реактивное состояние. Реактивность. Реанимация (оживление организма). Ребефинг. Ревматизм. Регенерация. Режим дня. Режим дня детей и подростков. Режим труда и отдыха. Резервы здоровья. Резистентность. Рекреация. Релаксация. Репродуктивный возраст. Ретардация. Рефлексия. Речь. Ритмическая гимнастика. Родовое повреждение головного мозга (родовая травма). Рост тела.
С Садизм. Самоактуализация. Самовнушение (аутосуггестия). Самоконтроль. Самообразование. Самоопределение личности. Самооценка. Самооценка. Саморегуляция. Самосознание. Самочувствие. Сангвиник (живой соматотип). Санитарное просвещение. Сезонный ритм. Секс. Сексология. Сексуальное поведение. Семья. Сенситивность. Сенситивный возраст. Сила. Симуляция. Синдром. Система оздоровления П. К. Иванова. Сколиоз. Скрининг. Слабоумие (деменция). Смертность. Смерть биологическая. Смерть клиническая. Сознание. Солнечные ванны. Сон. Составляющие здоровья. Сотрясение. Социализация. Социализация инвалидов. Социальная группа. Социальные принципы АФК. Специальная медицинская группа (СМГ). Специально-методические принципы АФК. СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита). Спорт. Спорт высших достижений. Спортивная деятельность. Спортивная тренировка. Спортсмен. Способности. Спринтеры (по В. П. Казначееву). Средний школьный возраст. Срыв адаптации. Стайеры (по В. П. Казначееву). Старение. Старение преждевременное. Старость. Старший школьный возраст. Стереотип поведения. Стиль жизни. Стресс. Стрессоры. Стретчинг. Структура личности. Сублимация. Счастье.
Т Табакокурение. Тактильная чувствительность. Танатология. Тандотерапия. Танцетерапия. Творчество. Темперамент. Теория физической культуры. Тест. Тифлопедагогика. Токсикоз. Токсикомания. Толерантность. Тонус. Травма. Травма психическая. Транс. Тревожность. Тренированность. Тренировка. Труд. Трудовая терапия. Трудоспособность. Туризм.
У Увечье. Уклад жизни. Укрепление здоровья. Ум. Умственная отсталость. Умственная работоспособность. Умственный возраст. Упражнение. Уровень жизни. Уровень здоровья. Уровень физической работоспособности. Уродство. Урок. Условия жизни. Успеваемость. Усталость. Установка. Устойчивое состояние. Утомление.
Ф Фазы работоспособности. Фактор риска. Факторы обеспечения здоровья. Феминность. Фенотип. Физическая активность. Физическая культура. Физическая подготовка. Физическая работоспособность. Физическая тренировка. Физические качества. Физические способности. Физические упражнения. Физическое воспитание. Физическое развитие. Физическое совершенство. Физическое формирование. Физкультминутка. Физкультпауза. Физкультурная деятельность. Физкультурник. Физкультурно-оздоровительная работа. Физкультурное образование. Физкультурное обучение. Филогенез. Флегматик (спокойный тип). Фобии. Фрейдизм. Фригидность. Фрустрация. Функции АФК. Функциональная диагностика. Функциональная проба. Функциональное состояние организма. Функциональные резервы.
Х Характер. Ходьба. Холерик (безудержный тип). Хронический. Хронотип Ц Цель. Цена адаптации. Циркадианные ритмы (циркат-ритмы).
Ч Человек (HOMO SAPIENS). Черепно-мозговая травма. Черта личности. Ш Шейпинг. Шизоидный тип. Шизофрения. Школьный возраст. Школьный режим. Шок.
Э Эволюция. Эвтаназия. Эгоцентризм. Эдипов комплекс (в женском варианте – комплекс Электры). Эйдетизм. Эйфория. Экзальтация. Экология человека. Эксгибиционизм. Экспресс-диагностика. Экстраверт. Экстрасенс. Экстремальные условия. Эмоции. Эмоциональная лабильность. Эмоциональная устойчивость. Эмоциональный стресс. Эмпатия. Энергетическое правило скелетных мышц. Энергия. Эпикриз. Эпилепсия. Эпилептоидный тип. Этика. Этнос. Эустресс. Эффективность труда.
Ю Ювенильный. Юность. Я Я. Ятрогения.
           

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Специальность 022500 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)» является относительно новой (утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 г. № 686). Несомненно, что ее появление было востребовано нуждами развивающегося демократического общества, в котором наконец-то люди с ограниченными физическими и другими возможностями стали рассматриваться как полноценные члены общества.

Согласно стандарту специальности квалификация выпускника, обучающегося адаптивной физической культуре, именно так и определена – «специалист по адаптивной физической культуре». Его деятельность ориентирована на область педагогической антропологии, где он активно работает в сфере приобщения лиц с отклонениями в состоянии здоровья к физической культуре, саморазвитию и самосовершенствованию. Для реализации столь высокого призвания специалист по адаптивной физической культуре (АФК) должен надежно освоить широкий круг гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных, психолого-педагогических и медико-биологических знаний, обеспечивающих его широкую эрудицию в вопросах целеполагания, конструирования и процессуального развития деятельности в различных звеньях физической культуры с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Только при этом условии специалист АФК может успешно работать и в общеобразовательных учреждениях различных типов и видов, и в специальных образовательных учреждениях, и в области инвалидного спорта, в физкультурно-оздоровительных и реабилитационных центрах и т. д. В соответствии с этим он может осуществлять различные виды деятельности: спортивно-педагогическую (преподавательскую, тренерскую, методическую), рекреационно-досуговую и оздоровительно-реабилитационную, образовательно-профессиональную, коррекционную, консультационную, научно-исследовательскую и научно-методическую, организационно-управленческую и др.

К сожалению, к настоящему времени в подготовке специалиста АФК имеются определенные трудности, связанные прежде всего с недостаточно полным его учебно-методическим обеспечением. Настоящий Краткий энциклопедический словарь в какой-то степени восполнит указанный дефицит и, как надеются авторы, поможет студентам, обучающимся по указанной специальности, в их профессиональном становлении.

Авторы будут признательны за конструктивную критику и предложения по содержанию и структуре словаря.


А

Абстиненция, синдром похмелья.

Состояние, характеризующееся сочетанием психических и сомато-физиологических нарушений, возникающих после полного прекращения употребления алкоголя или наркотиков. Характеризуется слабостью, потливостью, рвотой, поносом, тремором, болью в суставах, сердцебиением, бессонницей и др. симптомами. Клиническая картина А. зависит от природы алкоголя или наркотического вещества, их дозы и продолжительности употребления.

 

Авитаминоз.

Дефицит или отсутствие в организме того или иного витамина с нарушением течения обменных процессов и жизнедеятельности организма вплоть до смертельного исхода.

 

Автоматизм.

Психологически обусловленное действие, реализуемое без непосредственного участия сознания. Различают первичные А., проявляющиеся врожденными безусловно-рефлекторными программами, и вторичные, образующиеся в течение жизни.

 

Агрессивность, агрессия.

Индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей. По своей направленности А. может быть прямой, ориентированной непосредственно на объект, вызвавший это чувство, и смещенной, когда индивид, испытывающий А., не может ее направить на вызвавший А. источник и реализует свое поведение на доступный в данный момент объект. Если же в силу обстоятельств индивидуум не может направить А. на другое лицо, он направляет ее на самого себя – аутоагрессия, которая проявляется в самоунижении, самообвинении, вплоть до нанесения себе телесных повреждений и самоубийства.

 

Адаптационный синдром.

Совокупность адаптационных реакций организма, носящих общий защитный характер и возникающих в ответ на значительные по силе и/или продолжительности неблагоприятные воздействия – стрессоры. Состояние, возникающее под воздействием стрессоров, называется стрессом (Г.Селье). В А. с. прослеживается единство трех явлений – стресса, памяти и доминанты. Различают общий А. с., проявляющийся общей реакцией организма, и местный А. с., развивающийся в виде очагового локального воспаления.

Общий А. с. может иметь три стадии развития: тревоги, при которой мобилизуются защитные резервы организма; резистентности, отличающейся наиболее полной адаптацией; истощения, наступающего при действии чрезмерно сильных или длительных раздражителей.

Адаптация.

Развитие новых биологических свойств у организма, вида, биоценоза, обеспечивающих деятельность биосистемы при изменении внешней среды или параметров самой биосистемы через поддержание гомеостаза. Может проявляться на клеточном, органном, системном и организменном уровнях. А. – одно из центральных понятий в биологии и лежит в основе теории эволюции. Различают А. срочную при непосредственном внешнем воздействии, поэтому такие реакции не закрепляются и исчезают сразу после прекращения воздействия; кумулятивную, сопровождающуюся изменениями, возникающими в ответ на длительные повторяющиеся внешние или внутренние воздействия (например, при регулярных тренировочных мышечных нагрузках), и наследственную, развивающуюся и закрепляющуюся на генетическом уровне при сохранении изменившихся условий существования на протяжении жизни не менее 10 поколений.

 

Адаптация анализаторов.

Приспособление данной сенсорной системы к силе и длительности действия специфических для нее раздражителей, выражающееся в снижении порога ее чувствительности.

 

Адаптация психическая.

Процесс приспособления человека к новым условиям с помощью механизмов сознательного саморегулирования, в основе которых лежат явления самопознания и самовоспитания, духовного обогащения (развития высоких нравственных качеств) и самореализации через субъективную оценку воздействующих факторов и нахождение способов реагирования на них.

 

Адаптация социальная.

Процесс активного приспособления человека к социальной среде с целью оптимизации своей деятельности в соответствии с существующими социальными установками. А. с. представляет собой активную деятельность с освоением относительно стабильных условий среды, позволяющим решать типичные проблемы использованием принятых способов социального поведения, действия.

 

Адаптация физиологическая.

Приспособление к условиям внешней среды путем формирования функциональных механизмов и резервов, адекватных условиям обитания и осуществлению необходимой деятельности. В основе А. ф. лежат процессы совершенствования регуляторных механизмов (нервных, эндокринных и гуморальных), благоприятных морфологических изменений и расширения гомеостатического диапазона.

 

Адаптивная двигательная рекреация.

Обеспечение оздоровления, улучшение кондиций, повышение уровня жизнестойкости инвалидов с помощью движений. А. д. р. направлена на активизацию, поддержание или восстановление физических сил, затраченных инвалидом в процессе какого-либо вида деятельности (труд, учеба, спорт и др.), на интересное проведение досуга, развлечение, профилактику переутомления через ощущение удовольствия, доставляемое занятиями физической культурой.

 

Адаптивная физическая реабилитация.

Восстановление с помощью физических упражнений у инвалидов временно утраченных или нарушенных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок в связи с основным заболеванием, являющимся причиной инвалидности) после различных заболеваний, травм, физического или психического перенапряжения, возникающих в результате какого-либо вида деятельности или тех или иных жизненных обстоятельств.

 

Адаптивная физкультура.

Обширная область деятельности, направленная на активное содействие всестороннему и гармоническому развитию личности человека, имеющего врожденные или приобретенные нарушения физического или психического развития. А. ф. способствует совершенствованию природных задатков и способностей, генетически заложенных в каждом человеке, и предполагает использование всех ее компонентов – адаптивного физического воспитания, адаптивной двигательной рекреации, адаптивного спорта, физической реабилитации и др. Целью А. ф. к. является полноценная психофизиологическая и социальная реабилитация человека, имеющего врожденные или приобретенные нарушения физического или психического развития, формирование у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и в осуществлении здорового образа жизни.

 

Адаптивное физическое воспитание.

Процесс формирования у инвалидов и людей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков. А. ф. в. направлено на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека, на более полную реализацию его генетической программы и, наконец, на становление, сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида. А. ф. в. охватывает продолжительный период жизни человека от дошкольного до студенческого возраста и является главным источником физкультурного образования инвалидов. Педагогическая функция его включает в себя учебно-познавательную, развивающую, коррекционную, профессионально-подготовительную и воспитательную функции.

 

Адаптивность.

Уровень способности человека осуществлять адаптационные перестройки в соответствии с изменяющимися условиями и характером жизнедеятельности. Проявлениями А. являются стойкость к невзгодам, выносливость, высокая работоспособность, устойчивость к болезням и т. д. А. зависит от уровня здоровья, но в свою очередь и является одним из критериев здоровья и резервных возможностей организма. Предполагается, что качество А. не является специфичным, а отражает устойчивость к действию любого фактора.

 

Адаптивный спорт.

Разновидность спорта, направленная на формирование у инвалидов (особенно у талантливой молодежи) высокого спортивного мастерства и достижение ими наивысших спортивных результатов в его различных видах в условиях состязаний с людьми, имеющими аналогичные проблемы со здоровьем. Задачей А. с. является воспитание спортивной культуры человека, имеющего врожденные или приобретенные нарушения физического или психического развития, приобщение его к общественно-историческому опыту в области спорта, освоение технологических, интеллектуальных и пр. ценностей физической культуры и спорта.

 

Адаптогены.

Вещества растительного или животного происхождения, повышающие приспособляемость организма к изменившимся условиям существования. Чаще всего они обладают антистрессорным действием, благодаря чему отдаляется наступление утомления и укорачивается время восстановления работоспособности. К А. относят жень-шень, элеутерококк, лимонник, аралию маньчжурскую и др.

 

Адекватные условия.

Условия, соответствующие функциональным возможностям организма.

 

Аккомодация глаза.

Способность глаза фокусировать отраженные от рассматриваемых предметов световые лучи на сетчатке глаза вне зависимости от удаленности их от глаза.

 

Акклиматизация.

Форма адаптации – приспособления к новым климато-географическим условиям среды. У человека А. как физиологическое явление отражает способность вступать с последней в новые отношения.

 

Акселерация.

Ускорение темпов индивидуального развития и созревания детей, наблюдающееся в последние 60–80 лет во всем мире. А. выражается в увеличении их веса и роста с момента рождения и до пубертатного возраста, в ускорении сроков полового созревания и др. Причины А.

1. Средовые, включающие характер питания, изменение фона космической радиации, удлинение «светового дня», влияние урбанизации, усиленные потоки информации и т. д.

2. Эндогенные, связанные и изменениями наследственности вследствие установления более частых брачных связей между ранее изолированными группами населения с изменением генетического состава популяций.

А. ставит множество проблем социального, психологического, педагогического, правового и др. характера. Так, отмечается разрыв между наступлением физической и социальной зрелости, что зачастую является источником психологических и социальных конфликтов. В отношении здоровья и занятий спортом заслуживает внимания, что А. у многих детей ведет к дисгармонии развития различных систем и функций, эндокринным расстройствам, вегето-сосудистым нарушениям и т. д., в результате чего снижаются функциональные резервы организма. В конечном итоге А. не способствует увеличению продолжительности жизни популяции.

 

Активация.

1. Повышение уровня бодрствования человека. Оптимальный уровень А. свидетельствует о максимально полном соответствии состояния нервной системы поведению, что обеспечивает условия для высокой эффективности его выполнения.

2. Характер суммарной биоэлектрической активности головного мозга (ЭЭГ) с высокой частотой и низкой амплитудой колебаний (десинхронизация). Степень А. мозга во многом предопределяется состоянием ретикулярной формации.

 

Активный отдых. Целенаправленная деятельность, отличающаяся от основной (предыдущей) и используемая для предупреждения наступления раннего утомления или восстановления работоспособности. В основе А. о. лежат явления индукции в ЦНС, способствующие более активному течению восстановительных процессов в основных работающих центрах (И.М. Сеченов). В настоящее время А. о. также используется для устранения последствий длительной вынужденной позы, застойных явлений, психоэмоциональной разрядки и т. д. А. о. может осуществляться как непосредственно в рабочем режиме (физкультминутки и др.), так и во внерабочее время в виде различного рода физических нагрузок для работников умственного труда или эмоционально насыщенных видов деятельности для работников физического труда.

 

Акцентуация характера.

Крайние варианты нормы психического состояния, когда отдельные черты характера чрезмерно усилены и выражаются в избирательности реакций на определенные психогенные воздействия. А. х. свойственна особая уязвимость личности по отношению не к любым (как при психопатиях), а к определенным психотравмирующим воздействиям, «адресованным» месту наименьшего сопротивления им. Основные типы А. (по Личко) в подростковом возрасте: гипертимный, циклоидный, астено-невротический, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный, сенситивный, лабильный.

 

Акцептор результатов действия.

По П.К.Анохину – аппарат предвидения и оценки результатов действия в функциональной системе каждого поведенческого акта.

 

Алалия.

«Слухонемота» – отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохранении возможности умственного развития. Чаще всего причинами А. являются повреждения речевых зон коры головного мозга во время родов, кровоизлияния или травмы, перенесенные ребенком до наступления сенситивного периода для развития речи.

 

Алкоголизм.

Заболевание необратимого характера, развивающееся при систематическом употреблении алкоголя. А. проявляется в физической и психической зависимости от алкоголя и в так называемом синдроме похмелья (абстиненция) и ведет к физической и социальной деградации личности. А., как правило, сопровождается болезненными структурно-функциональными изменениями в печени, поджелудочной железе, сердечно-сосудистой, пищеварительной, эндокринной и других системах организма, в деструктивных изменениях в ЦНС, нарушениях обмена веществ и т. д. В настоящее время нет эффективных средств и методов лечения А., существующие же приемы направлены преимущественно на то, чтобы алкоголик прекратил употреблять алкоголь. Однако даже после многолетнего воздержания от алкоголя в организме алкоголика не восстанавливаются нормальные обменные реакции и остается зависимость от алкоголя.

 

Алкогольное опьянение.

Острая алкогольная интоксикация, возникающая в результате приема алкоголя и сопровождающаяся преходящими нарушениями поведения. А. о. связано с начальным возбуждением высших отделов коры головного мозга (проявляющимся эйфорией), которое при нарастании концентрации алкоголя переходит в запредельное их торможение, последовательно охватывающее отделы ЦНС, начиная с филогенетически более молодых, поэтому прежде всего тормозятся центры и отделы, свойственные только человеку и связанные с его социальной сутью. По этой причине пьяный начинает пренебрегать нормами морали, культуры, права и может допускать асоциальные поступки. При высоких степенях А. о. может наступить торможение жизненно важных центров (терморегуляции, дыхания, кровообращения) с наступлением летального исхода. Слабой степенью А. о. принято считать связанную с концентрацией алкоголя в крови 2 промилле, средней – 3 и тяжелой – более высокие значения.

 

Аллергены.

Вещества, обладающие свойствами антигенов (преимущественно белковая природа, чужеродность для данного организма и др.) и ведущие к развитию аллергических реакций. В организме они становятся А. только после соединения с белками с развитием сенсибилизации. При повторном попадании этих веществ в организм они могут соединяться с образовавшимися антителами с проявлением аллергии. Различают А. бытовые (пыль, корм животных), инсектные (яд жалящих насекомых, слюна кусающих животных), эпидермальные (перхоть, шерсть животных, перья птиц), лекарственные, пыльцевые, пищевые, промышленные и др.

 

Аллергия.

Состояние повышенной и/или извращенной реактивности организма в отношении некоторых аллергенов. Аллергические заболевания – бронхиальная астма, поллиноз, крапивница, аллергический насморк и др. Основными причинами развития А. считаются нарушения экологии, широкое неоправданное использование антибиотиков и других лекарственных препаратов, появление большого количества синтетических материалов (стиральных порошков, производственных и бытовых веществ и т. д.), производственные условия и др. В результате их попадания в организм нарушается обмен веществ, что в значительной степени сказывается на иммунитете с развитием широкого круга извращенных реакций.

 

Амнезия.

Полная или частичная потеря памяти.

 

Ампутация.

Отсечение (полное или частичное) конечности (верхней или нижней). А. выполняется хирургически в результате полученных травм или при заболеваниях, связанных с резким нарушением кровообращения. Обычно А. выполняют в пределах сегмента конечности: верхней, средней или нижней трети – бедра, голени, плеча или предплечья.

 

Анаболизм.

Процесс синтеза клеточных или тканевых структур или других необходимых для жизнедеятельности соединений. По сути А. – ферментативный синтез сравнительно крупных клеточных элементов из простых предшественников с увеличением размеров и усложнением их структуры, связанный с потреблением свободной энергии и накоплением энергии в фосфатных связях АТФ.

 

Анамнез.

История жизни, совокупность сведений о пациенте, сообщенных им самим или знающими его людьми. Один из важнейших методов исследования, позволяющий построить оптимальный режим жизнедеятельности, сделать прогноз состояния здоровья и поставить диагноз. Различают А. общий (возраст, пол, национальность и др.), образа жизни (условия быта, семейное положение, профессия, двигательная активность, питание и т. д.), медицинский (условия внутриутробного развития, наследственные предпосылки, перенесенные заболевания и др.), спортивный (для спортсменов) и т. д.

 

Анаэробный.

Процесс, протекающий без участия кислорода.

 

Аномалия.

Отклонение от структуры и/или функции, присущей данному биологическому виду или функциональной системе, возникшее в результате нарушения развития организма. К А. относят пороки развития и уродства.

Антибиотики.

Вещества, синтезируемые микроорганизмами, подавляющие рост и размножение микробов, бактерий и вирусов.

Не обладая полностью избирательным действием, попадая в больной организм, А. влияют не только на возбудителя заболевания, но на многие виды микроорганизмов, в частности – на



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: