Методические указания к самостоятельной работе по теоретическому материалу.




Работу выполнил: Ф.И. О. студента,

№ группа______________________________________

Работу проверил:______________ доцент Л. П. Туровинина, Смышляева Р. К.

 

Занятие №

Тема занятия:

«Эмбриогенез млекопитающих животных. Зародышевые оболочки, их развитие, строение и изменения функций в процессе эволюции. Пуповина. Плаценты млекопитающих».

Продолжительность изучения темы - 2 часа

Из них на занятии - часа

Внеаудиторная самостоятельная работа -

Цель:

1.Изучить особенности ранних этапов эмбриогенеза млекопитающих животных.

2. Преобразование зародышевых оболочек в связи с изменением условий развития и функций.

3.Общий принцип строения и функции плацент млекопитающих, формирование и роль

пуповины.

Задачи:

Знать:

1. Общие стадии эмбриогенеза млекопитающих животных, частные признаки и причины, обуславливающие их возникновение.

2. Развитие, строение и преобразование зародышевых оболочек в ряду позвоночных животных. 3.Формирование и функции пуповины.

4. Плаценты млекопитающих, принцип строения, виды, функции.

Уметь:

1. Идентифицировать препараты по эмбриогенезу млекопитающих животных.

2. Читать электроннограммы.

3. Зарисовать схемы ранних стадий эмбриогенеза млекопитающих животных.

Значение изучения темы

Изучение основ эмбриологии позвоночных необходимо для понимания процессов гисто- и органогенеза у человека. Знание закономерностей сравнительной эмбриологии поможет понять общие биологические закономерности эволюции позвоночных (биогенетический закон, закон зародышевых листков и др.), филогенетическую обусловленность процессов становления организма человека.

Знание закономерностей и выявление особенностей эмбриогенезов более низкоорганизованных классов хордовых необходимо для выявления причин и предупреждения аномалий и протоколов развития человека, которые являются объектами практической деятельности врача, а также для предупреждения влияния неблагоприятных факторов среды на развитие плода и на течение беременности.

Методические рекомендации по самоподготовке.

Теоретические вопросы для самоподготовки.

Необходимый исходный уровень знаний:

Из других курсов:

1. Строение половых клеток (яйцеклетки и сперматозоида);

2. Овогенез сперматогенез. Влияние экстремальных факторов на процессы деления клеток.

Из предшествующих тем:

1. Классификация и строение яйцеклеток.

2. Биологические процессы, лежащие в основе стадий развития зародыша.

3. Общие закономерности (стадии) эмбриогенеза хородовых.

4. Частные особенности эмбриогенезов (ценогенетические признаки классов) низших хордовых, рыб, птиц.

По теме занятия:

I. Эмбриогенез млекопитающих:

1.Тип развития;

2.Тип яйцеклетки;

3.Особенность оплодотворения;

4.Особенности процесса дробления. Два вида бластомеров: трофобласт и эмбриобласт, их значение;

5.Бластуляция. Две стадии: 1. плотная бластула (стерробластула); 2.бластоциста;

6.Гаструляция. Две стадии: 1. деламинация, понятие о рауберовском листке; 2. иммиграция (преобразования в области зародышевого щитка).

7.Формирование комплекса осевых органов; гистогенез.

8.Формирование тела зародыша и зародышевых оболочек; органогенез.

9.Структура и функции зародышевых оболочек: хориона (гладкий и ворсинчатый), его структура, функции; амниона; желточного мешка; аллантоиса и их преобразования в ряду позвоночных.

10.Развитие, строение и функции пуповины.

11.Принцип строения плацент млекопитающих животных, функции.

12.Классификация и характеристика плацент млекопитающих животных.

13.Критические периоды в развитии зародыша. Вклад Светлова А.П. в расшифровку критических периодов развития;

14.Понятие тератогенеза, условия возникновения эмбриональных пороков и их последствия. Возможности регуляции эмбриогенеза и предотвращения пороков развития.

15. Ценогенетические признаки эмбриогенеза млекопитающих животных;

16.Контрольная работа по разделам цитологии и сравнительной эмбриологии.

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение.

1. Зародышевые листки и их дифференцировка.

Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС).

Темы рефератов

1. Критические периоды в развитии организмов по Светлову.

2. Влияние повреждающих факторов на плод.

3. Тератогенные факторы, вызывающие врожденные аномалии развития плода.

Методические указания к самостоятельной работе по теоретическому материалу.

При развитии млекопитающих выявляются закономерности, присущие как птицам, так и человеку. Большая степень сходства развития зародыша млекопитающих с зародышем человека делает изучение эмбриогенеза млекопитающих необходимым звеном в познании общей эмбриологии человека.

Развитие плацентарных млекопитающих характеризуется формирование особой системы взаимосвязи развивающегося зародыша с организмом матери, которая включает в себя образование органа для вынашивания зародыша – матки и дополнительного органа, обеспечивающего связь между ними – плаценты. Эти важные обстоятельства приводят к появлению особенностей в развитии млекопитающих в сравнении с птицами и рыбами. В первую очередь это проявляется в строении яйцеклетки и процессах дробления. Обратите внимание на раннюю детерминацию бластомеров уже после 1-го дробления, образующих клетки эмбриобласта и трофобласта. Особенностью в развитии зародыша млекопитающих является последовательное образование 2-х типов бластул – морулы и бластоцисты. Начальные этапы эмбриогенеза зародыша протекают, как и у птиц, еще в яйцеводах. Сравните, ранние этапы развития у этих классов выявите сходство и в чем их отличие. Обратите внимание на способ гаструляции у млекопитающих, как и когда, выделяются эмбриональные закладки. Особое место в эмбриогенезе человека занимает процесс имплантации зародыша в матку и плацентация за счет ворсин хориона к стенке матки. Установите степень и характер их взаимосвязи. При характеристике внезародышевых органов у млекопитающих определите, какие закладки их формируют, функциональное значение этих органов. Выделите ценогенетические признаки в развитии млекопитающих животных и человека. Процесс эмбрионального развития человека очень сложен, хотя в общих чертах повторяет основные этапы развития амниот. Начальные этапы эмбриогенеза зародыша человека практически не отличаются от таковых у млекопитающих животных: оплодотворение внутреннее, дробление полное, но неравномерное и асинхронное, образуется трофобласт и эмбриобласт, гаструляция 2-х фазная, 1-я фаза гаструляции происходит еще в яйцеводе. Важным является некоторое замедление гаструляции у человека, связанное с важным моментом – имплантацей зародыша в стенку матки. В этом процессе первостепенная роль отводится дифференцировке трофобласта на цитотрофобласт и симпластотрофобласт, обеслечивающих внедрение зародыша в стенку матки. Питание зародыша в этот период осуществляется гистотрофно, за счет продуктов распада децидуальных клеток эндометрия в месте имплантации. Существенным является образование вокруг зародыша дополнительной материнской оболочки – децидуальной – часть слизистой оболочки. Вторая фаза гаструляции сопровождается ранним выделением внезародышевой мезодермы, идущей на построение внезародышевых органов: хориона, амниона, желточного мешка, аллантоиса. Очень рано внезародышевая мезодерма вступает в контакт с выростами трофобласта, образуя первичные ворсины с кровеносными сосудами и способствуя превращению его в хорион. Между первичными ворсинами хориона и лакунами, образовавшимися, в результате разрушения кровеносных сосудов эндометрия в области имплантации зародыша устанавливается взаимосвязь, с этого момента начинается гематотрофный тип питания развивающегося зародыша. Эктодерма и эндодерма образуют вместе с внезародышевой мезодермой 2 полых органа - амниотический и желточный пузырьки, которые в последствии преобразуются в амнион и желточный мешок.

Характерной чертой развития зародыша человека является более раннее формирование провизорных органов (хориона, амниотического и желточного пузырьков) в отличие от млекопитающих, птиц и рыб, у которых развитие зародыша идет параллельно с развитием провизорных органов. Этот факт является прогрессивной приспособительной чертой, определяющей нормальное течение эмбриогенеза человека. Сам зародыш развивается из клеточного материала, расположенного в центральной части контактирующих поверхностей амниотического и желточного пузырьков (зародышевой щиток). С переходом зародыша к гематотрофному типу питания наступает качественно новый тип в развитии зародыша – 2-я фаза гаструляции, которая не отличается от таковой у птиц и млекопитающих и связана с преобразованиями, происходящими в области дна амниотического пузырька, т.е. на поверхности зародышевой эктодермы. В отличие от эмбриогенеза птиц и млекопитающих, у зародыша человека образуется только туловищные складки, отделяющие тело зародыша от желточного мешка, далее зародыш погружается в амниотический пузырек, где и происходит дальнейшее развитие. Важное, значение, в установлении связи организма зародыша с организмом матери имеет аллантоис, в стенке которого формируются кровеносные сосуды, входящие в состав пупочного канатика и подрастающие к ворсинкам хориона, которые разветвляются на вторичные ворсины и в месте контакта их со стенкой матки образуется плацента. На остальной части хориона ворсины исчезают. Обратите внимание на структуру и функции внезародышевых органов, особенностью является участие внезародышевой мезодермы в образовании стенки этих органов, зародышевая мезодерма появляется гораздо позже и не принимает участия в их формировании, а из нее формируются ткани зародыша.

Характеризуя плаценты млекопитающих животных и человека, обратите особое внимание на их гистоструктуру, особенности взаимодействия плодной и материнской частей, степень их взаимосвязи, определяющие важнейшие функции. Уясните структуры и функции гематоплацентарного барьера плаценты человека.

В процессе развития зародыша происходит становление системы мать – плод. Охарактеризуйте механизмы взаимосвязи в этой системе (нейрогуморальные, рецепторные).

На любом этапе развития зародыш человека ощущает изменения внешней среды. В определенные периоды эмбриогенеза он оказывается наиболее чувствительным к этим изменениям. Эти периоды получили название критических периодов и могут приводить к нарушениям естественного хода эмбриогенеза, вызывая появления уродств или пороков развития.

Развитие эмбриональных уродств называется тератогенезом. Пользуясь знаниями о ходе эмбриогенеза, определите критические периоды в развитии человека и предположите, к каким последствиям они могут привести (смотри дополнительный материал реферата).

 

Развитие строение и функции провизорных органов в ряду позвоночных животных

 

Провизорные органы Рыбы Птицы Млеко-питающ Человек Строение Процесс формирования
I Желточный мешок Функции + +   + +   1.Энтодерма 2.Внутренний листок мезод. (у человека внезородыш. мезодерма) Туловищные складки
Депо питательных веществ Входит в состав пуповины
Первый кроветворный орган, сосуды
II Аллантоис Функции -- + Депо мочевины + + Входит в состав пуповины Выпячивание стенки кишки
III Амнион Функции -- + + + 1. Повторяет историческое развитие   2. Постоянство внутренней среды   3. Амортизация 1. Эктодерма 2. Наружный листок мезодермы (у человека внезородыш. мезодерма)     Посредством аммиотических складок (у человека -на стадии поздней гаструлы Формируется амниотический пузырек и хорион)
IV Серозная оболочка   Функции -- +   Защитная Сосуды, -- -- 1. Эктодерма 2.Наружный листок мезодермы
V Хорион: Функции 1. Гладкого     2. Ворсинчатого _ _       + Защит-ная   плодная часть плацен-ты +   Защитная   плодная часть плаценты 1. Трофобласт 2. Наружный листок мезодермы (у человека внезородыш. мезодерма)
               


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: