Натуральные показатели производственной программы.




ЛЕКЦИЯ 4.ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПРЕДПРИЯТИЯ

Содержание и значение производственной программы.

Натуральные показатели производственной программы.

Стоимостные характеристики производства продукции.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: производственная программа предприятия; продукция промышленного предприятия; готовая продукция; незавершенное производство; номенклатура; ассортимент; качество; объем производства (выпуск); продукция: товарная, валовая, реализованная, чистая и условно-чистая.

 

Содержание и значение производственной программы.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПРЕДПРИЯТИЯ (план производства и реализации продукции) – это система заданий по стоимостному объему, номенклатуре, качеству производимой и реализуемой за определенный период времени продукции.

Производственная программа – основной параметр (параметры) деятельности промышленного предприятия, лежащий в основе расчета всех остальных разделов и показателей производственного плана.

! Производство продукции всегда ориентировано на конкретного потребителя.!

Предпринимателю нет смысла выпускать продукцию вообще, так как это может привести к нарушению рыночного цикла вследствие непродуктивного (безрезультатного – не обеспечивающего получение прибыли из-за отсутствия спроса, а более точно –предпосылок для реализации) использования экономических ресурсов.

Производственная программа, с одной стороны, служит основой для расчетов основных показателей производственной деятельности, с другой – лимитируется возможностью использования производственных ресурсов конкретного объекта.

 

Основанием для планирования производства и реализации продукции выступают:

ž договора с непосредственными потребителями продукции предприятия;

ž договора с дилерами и другими посредниками;

ž контракты на товарных биржах;

ž государственные заказы и контракты;

ž выводы отдела маркетинга.

 

Классификации продукции промышленного предприятия.

По характеру потребительских свойств:

ž продукты, товары;

ž услуги промышленного характера (ремонт, наладка, техническое обслуживание промышленной продукции и другие виды работ).

По функциональной роли в обществе:

ž средства производства – средства труда и предметы труда;

ž предметы потребления;

ž военная продукция;

ž услуги.

По степени обработанности:

ž сырье – предметы труда, на изъятие из природы которых затрачен труд;

ž материалы – это предметы труда, поступившие в производственный процесс после определенной обработки;

ž полуфабрикаты – частично обработанные предметы труда, находящиеся вне процесса обработки;

ž незавершенное производство – предметы труда, находящиеся в данный момент в процессе обработки.

ž готовая продукция – изделие, которое может быть использовано в производственном и личном потреблении.

При этом по назначению различают:

ž конечная продукция – готовая продукция, поступающая непосредственно потребителю как объект долгосрочного использования или предмет потребления;

ž промежуточная продукция – это продукция, изготовление которой закончено в каких-либо отраслях или на предприятии, но подлежащая использованию в других для изготовления более сложной продукции.

Готовая продукция – продукция, относительно которой выполнены все стадии технологического процесса по изготовлению, укомплектованная инструктивными материалами, запчастями и приспособлениями, принятая отделом технического контроля и оформленная на складе.

По методам обоснования (формирования номенклатуры):

ž ц ентрализованные методы:

- на основе составления государственных контрактов (финансируются за счет бюджета Украины);

- по госзаказам (финансируются за счет собственных средств и кредитных ресурсов);

ž децентрализованные методы – формируется предприятием самостоятельно на основе изучения рыночного спроса:

- методом установления контактов с непосредственными потребителями;

- методом составления договоров с потребителями и посредниками.

 

Натуральные показатели производственной программы.

Натуральные показатели производственной программы – объем производства в номенклатуре и ассортименте, выраженный в натуральных единицах измерения.

ž Номенклатура – перечень отдельных видов продукции.

ž Ассортимент – разновидности изделий в пределах определенной номенклатуры.

ž Качество продукции – способность удовлетворить определенные потребности потребителя в зависимости от своего назначения.

Показатели качества подразделяются на:

ž единичные – отдельные свойства: назначение – область применения; надежность и долговечность; технологичность; эргономические; эстетические; экономические характеристики; соответствие требованиям стандартизации и унификации;

ž комплексные – сорта, марки, классы;

ž обобщающие – для предприятия в целом.

Уровни качества:

ž абсолютный – показатели качества отдельного продукта;

ž относительный – рассчитывается путем сравнения абсолютных показателей конкретного продукта с образцовыми данной других фирм, аналогичными;

ž перспективный – уровень, учитывающий перспективы развития потребительских предпочтений.

Методы обеспечения качества продукции – стандартизация, унификация, сертификация.

 

Объем производства продукции, или выпуск в течение года, (В) в натуральном выражении определяется на основании объема производства продукции в соответствии с номенклатурой и ассортиментом (Ві), проведенных работ и услуг (Рj) по каждому виду за рассматриваемый период (год, квартал):

3.Стоимостные характеристики производства продукции.

К стоимостным показателям производимой продукции относятся:

ž Товарная продукция;

ž Валовая продукция;

ž Реализованная продукция;

ž Чистая, условно-чистая продукция.

 

Товарная продукция – денежная оценка продукции, произведенной для отпуска потребителям (продажи) за пределами предприятия.

,

где Ці – оптовая (отпускная) цена і-го изделия, грн/ед.;

Ві – выпуск і-го изделия, ед.;

Р – стоимость работ и услуг на сторону, грн.

Товарная продукция включает стоимость:

ž готовой продукции;

ž полуфабрикатов и запчастей на сторону;

ž стоимость работ и услуг промышленного характера, которые выполняются для сторонних организаций;

ž стоимость тары, которая не входит в оптовую цену производства.

 

Валовая продукция – стоимость продукции, работ и услуг, произведенных как для внешних потребителей, так и для внутреннего использования независимо от степени ее готовности.

В состав валовой продукции включается товарная продукция (ТП) и изменения остатков продукции, предназначенной для собственного потребления. Изменения остатков учитываются по: незавершенному производству, полуфабрикатам, заготовкам, инструментам, штампам, опокам, оснастке собственного производства и другим видам изделий.

Реализованная продукция – товарная продукция, отпущенная покупателю и оплаченная им.

где - отгруженная продукция на начало и конец периода.

Отгруженная – отправленная, но не оплаченная.

Чистая продукция – стоимость, созданная на данном предприятии:

или

где М – материальные затраты на производство, грн;

А – амортизационные отчисления, грн;

Зпл – зарплата, грн;

П – прибыль, грн.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: