ЛЕКЦИЯ 4.ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПРЕДПРИЯТИЯ
Содержание и значение производственной программы.
Натуральные показатели производственной программы.
Стоимостные характеристики производства продукции.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: производственная программа предприятия; продукция промышленного предприятия; готовая продукция; незавершенное производство; номенклатура; ассортимент; качество; объем производства (выпуск); продукция: товарная, валовая, реализованная, чистая и условно-чистая.
Содержание и значение производственной программы.
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПРЕДПРИЯТИЯ (план производства и реализации продукции) – это система заданий по стоимостному объему, номенклатуре, качеству производимой и реализуемой за определенный период времени продукции.
Производственная программа – основной параметр (параметры) деятельности промышленного предприятия, лежащий в основе расчета всех остальных разделов и показателей производственного плана.
! Производство продукции всегда ориентировано на конкретного потребителя.!
Предпринимателю нет смысла выпускать продукцию вообще, так как это может привести к нарушению рыночного цикла вследствие непродуктивного (безрезультатного – не обеспечивающего получение прибыли из-за отсутствия спроса, а более точно –предпосылок для реализации) использования экономических ресурсов.
Производственная программа, с одной стороны, служит основой для расчетов основных показателей производственной деятельности, с другой – лимитируется возможностью использования производственных ресурсов конкретного объекта.
Основанием для планирования производства и реализации продукции выступают:
договора с непосредственными потребителями продукции предприятия;
договора с дилерами и другими посредниками;
контракты на товарных биржах;
государственные заказы и контракты;
выводы отдела маркетинга.
Классификации продукции промышленного предприятия.
По характеру потребительских свойств:
продукты, товары;
услуги промышленного характера (ремонт, наладка, техническое обслуживание промышленной продукции и другие виды работ).
По функциональной роли в обществе:
средства производства – средства труда и предметы труда;
предметы потребления;
военная продукция;
услуги.
По степени обработанности:
сырье – предметы труда, на изъятие из природы которых затрачен труд;
материалы – это предметы труда, поступившие в производственный процесс после определенной обработки;
полуфабрикаты – частично обработанные предметы труда, находящиеся вне процесса обработки;
незавершенное производство – предметы труда, находящиеся в данный момент в процессе обработки.
готовая продукция – изделие, которое может быть использовано в производственном и личном потреблении.
При этом по назначению различают:
конечная продукция – готовая продукция, поступающая непосредственно потребителю как объект долгосрочного использования или предмет потребления;
промежуточная продукция – это продукция, изготовление которой закончено в каких-либо отраслях или на предприятии, но подлежащая использованию в других для изготовления более сложной продукции.
Готовая продукция – продукция, относительно которой выполнены все стадии технологического процесса по изготовлению, укомплектованная инструктивными материалами, запчастями и приспособлениями, принятая отделом технического контроля и оформленная на складе.
По методам обоснования (формирования номенклатуры):
ц ентрализованные методы:
- на основе составления государственных контрактов (финансируются за счет бюджета Украины);
- по госзаказам (финансируются за счет собственных средств и кредитных ресурсов);
децентрализованные методы – формируется предприятием самостоятельно на основе изучения рыночного спроса:
- методом установления контактов с непосредственными потребителями;
- методом составления договоров с потребителями и посредниками.
Натуральные показатели производственной программы.
Натуральные показатели производственной программы – объем производства в номенклатуре и ассортименте, выраженный в натуральных единицах измерения.
Номенклатура – перечень отдельных видов продукции.
Ассортимент – разновидности изделий в пределах определенной номенклатуры.
Качество продукции – способность удовлетворить определенные потребности потребителя в зависимости от своего назначения.
Показатели качества подразделяются на:
единичные – отдельные свойства: назначение – область применения; надежность и долговечность; технологичность; эргономические; эстетические; экономические характеристики; соответствие требованиям стандартизации и унификации;
комплексные – сорта, марки, классы;
обобщающие – для предприятия в целом.
Уровни качества:
абсолютный – показатели качества отдельного продукта;
относительный – рассчитывается путем сравнения абсолютных показателей конкретного продукта с образцовыми данной других фирм, аналогичными;
перспективный – уровень, учитывающий перспективы развития потребительских предпочтений.
Методы обеспечения качества продукции – стандартизация, унификация, сертификация.
Объем производства продукции, или выпуск в течение года, (В) в натуральном выражении определяется на основании объема производства продукции в соответствии с номенклатурой и ассортиментом (Ві), проведенных работ и услуг (Рj) по каждому виду за рассматриваемый период (год, квартал):
3.Стоимостные характеристики производства продукции.
К стоимостным показателям производимой продукции относятся:
Товарная продукция;
Валовая продукция;
Реализованная продукция;
Чистая, условно-чистая продукция.
Товарная продукция – денежная оценка продукции, произведенной для отпуска потребителям (продажи) за пределами предприятия.
,
где Ці – оптовая (отпускная) цена і-го изделия, грн/ед.;
Ві – выпуск і-го изделия, ед.;
Р – стоимость работ и услуг на сторону, грн.
Товарная продукция включает стоимость:
готовой продукции;
полуфабрикатов и запчастей на сторону;
стоимость работ и услуг промышленного характера, которые выполняются для сторонних организаций;
стоимость тары, которая не входит в оптовую цену производства.
Валовая продукция – стоимость продукции, работ и услуг, произведенных как для внешних потребителей, так и для внутреннего использования независимо от степени ее готовности.
В состав валовой продукции включается товарная продукция (ТП) и изменения остатков продукции, предназначенной для собственного потребления. Изменения остатков учитываются по: незавершенному производству, полуфабрикатам, заготовкам, инструментам, штампам, опокам, оснастке собственного производства и другим видам изделий.
Реализованная продукция – товарная продукция, отпущенная покупателю и оплаченная им.
где - отгруженная продукция на начало и конец периода.
Отгруженная – отправленная, но не оплаченная.
Чистая продукция – стоимость, созданная на данном предприятии:
или
где М – материальные затраты на производство, грн;
А – амортизационные отчисления, грн;
Зпл – зарплата, грн;
П – прибыль, грн.