Прочитайте текст о сущности самообразовательной деятельности




Практическое занятие 1. Технологии работы с источниками самообразования

Прочитайте текст о сущности самообразовательной деятельности

 

Современное представление о педагогической деятельности складывается на основе решения педагогом профессиональных задач

(Тряпицына А.П., Козырев В.Н., Радионова Н.Ф.) называют 7 групп задач:

-видеть ученика в образовательном процессе;

-строить образовательный процесс, направленный на достижение учащимися цели образования;

-устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса;

-создавать образовательную среду школы и использовать ее возможности;

-уметь работать с информацией;

-управлять образовательным процессом и профессиональной деятельностью;

-проектировать и осуществлять профессиональное самообразование:

Проектирование и осуществление профессионального самообразования

включает след. умения:

} Анализировать свою деятельность.

} Развивать ключевые компетенции при решении задач профессионального роста.

} Опираться на ключевые компетенции:

} -умение работать с информацией;

} -умение вступать в коммуникацию;

} -умение существовать без конфликтов в об-ве.

} Определять сферу профессиональных интересов.

} Выявлять проблемы в профессиональной деятельности.

} Определять способы решения.

} Выбирать технологии самообразования.

 

Самообразование можно рассматривать в двух значениях; как «самообучение» (в узком смысле — как самонаучение) и как «самосозидание:» (в широком — как «создание себя», «самостроительство»). Мы будем иметь в виду второе значение, так как нас интересует проблема самосовершенствования. Самообразование – целенаправленная познавательная деятельность,управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. (Педагогический энциклопедический словарь)

Самообразование – это система внутренней самоорганизации человека по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Признаки самообразования: осознанность в выборе содержания, методов и форм. (Безрукова, В.С)

-Движущей силой самообразования выступает интерес в сочетании с самостоятельной познавательной деятельностьюПрофессиональное самообразование – это самостоятельная целенаправленная деятельность, управляемая самим педагогом, приобретение им систематических профессиональных компетенций (проф. знаний, опыта, умений) в какой-либо области науки.

Профессиональное самообразование учителя – это

«многоаспектная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельностьучителя, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методологическое самообразование, каждое из которых представляет собой многоуровневые образования, взаимосвязанные и взаимопроникающие друг в друга …» (Г.М.Коджаспирова)

} «Готовность к самообразованию» - личностное качество, выраженное в умениях соотносить мир знаний и мир реалий, в способности самостоятельно находить ответа на актуальные вопросы, ориентироваться в различных источниках информации и критически их анализировать

Виды самообразовательной деятельности педагога (Г.М.Коджаспирова):

Фоновое общеобразовательное самообразование – сам-я познавательная деят-ть, которая становится естественной частью жизни педагога, не требует специальной организации и планирования

Фоновое педагогическое – просмотр и чтение пед.периодики и новых книг по профессии, накопление и классификация различных материалов – естественный элемент жизни любого педагога

Перспективное профессиональное – работа над определённой психолого-педагогической или методической проблемой

Актуальное педагогическое – работа над затруднениями в своей пед.деятельности

Направления самообразования:профессиональное (психолого-педагогическое);

} предметное (связано с предметом);

} информационное (применение ИКТ);

} методическое (освоение современных методик, технологий и т.д.).

Группы ресурсов самообразования педагога: формального образования, неформального образования, информального образования

Практические задания:

1. В учебнике «Педагогика» /под ред. А.П. Тряпицыной представлена классификация современных педагогических журналов [3, с. 54-55]. В соответствии с данной классификацией составьте список научных журналов, имеющихся в библиотеке ОмГПУ, которые могут вами использоваться для подготовки к занятиям по педагогике.

2. Выделяют следующие технологии работы с различными источниками информации(чтение текста, конспектирование, тезирование, планирование, реферирование, рецензирование, справка, составление формально-логической модели, аннотирование, метод внеконтекстных операций с понятиями, работа со справочной литературой, работа с компьютерными сетями) и др.

Найдите и кратко опишите (сделайте «шпаргалку») одного метода (по вашему выбору) из данной группы технологий с указанием источника информации.

3. На основе изучения теоретического материала сравните виды чтения научного текста (общее и особенное), разработайте и заполните сравнительную таблицу «Виды чтения».

4. Создайте базу данных по интересующей вас педагогической проблеме с использованием поисковых ресурсов сети Интернет, ресурсов библиотеки ОмГПУ и оформите библиографический список в соответствии с требованиями ГОСТ (представлены на сайте ОмГПУ в разделе Образование – Учебно-методическая документация - Учебно-методическая документация для студента [1]).

Рекомендуемая литература:

1. Библиографическое описание документа: методические рекомендации https://www.omgpu.ru/umd-student

2. Основы учебно-исследовательской деятельности: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.В. Бережнова, В.В.Краевский. — 8-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 128 с.

3. Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] /под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб: Питер, 2013

4. Сороков Д.Г. Работа с научной информацией. Написание и защита квалификационных работ по психологии: учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2010. – 544 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: