Практическое занятие 1. Технологии работы с источниками самообразования
Прочитайте текст о сущности самообразовательной деятельности
Современное представление о педагогической деятельности складывается на основе решения педагогом профессиональных задач
(Тряпицына А.П., Козырев В.Н., Радионова Н.Ф.) называют 7 групп задач:
-видеть ученика в образовательном процессе;
-строить образовательный процесс, направленный на достижение учащимися цели образования;
-устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса;
-создавать образовательную среду школы и использовать ее возможности;
-уметь работать с информацией;
-управлять образовательным процессом и профессиональной деятельностью;
-проектировать и осуществлять профессиональное самообразование:
Проектирование и осуществление профессионального самообразования
включает след. умения:
} Анализировать свою деятельность.
} Развивать ключевые компетенции при решении задач профессионального роста.
} Опираться на ключевые компетенции:
} -умение работать с информацией;
} -умение вступать в коммуникацию;
} -умение существовать без конфликтов в об-ве.
} Определять сферу профессиональных интересов.
} Выявлять проблемы в профессиональной деятельности.
} Определять способы решения.
} Выбирать технологии самообразования.
Самообразование можно рассматривать в двух значениях; как «самообучение» (в узком смысле — как самонаучение) и как «самосозидание:» (в широком — как «создание себя», «самостроительство»). Мы будем иметь в виду второе значение, так как нас интересует проблема самосовершенствования. Самообразование – целенаправленная познавательная деятельность,управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. (Педагогический энциклопедический словарь)
Самообразование – это система внутренней самоорганизации человека по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Признаки самообразования: осознанность в выборе содержания, методов и форм. (Безрукова, В.С)
-Движущей силой самообразования выступает интерес в сочетании с самостоятельной познавательной деятельностьюПрофессиональное самообразование – это самостоятельная целенаправленная деятельность, управляемая самим педагогом, приобретение им систематических профессиональных компетенций (проф. знаний, опыта, умений) в какой-либо области науки.
Профессиональное самообразование учителя – это
«многоаспектная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельностьучителя, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методологическое самообразование, каждое из которых представляет собой многоуровневые образования, взаимосвязанные и взаимопроникающие друг в друга …» (Г.М.Коджаспирова)
} «Готовность к самообразованию» - личностное качество, выраженное в умениях соотносить мир знаний и мир реалий, в способности самостоятельно находить ответа на актуальные вопросы, ориентироваться в различных источниках информации и критически их анализировать
Виды самообразовательной деятельности педагога (Г.М.Коджаспирова):
Фоновое общеобразовательное самообразование – сам-я познавательная деят-ть, которая становится естественной частью жизни педагога, не требует специальной организации и планирования
Фоновое педагогическое – просмотр и чтение пед.периодики и новых книг по профессии, накопление и классификация различных материалов – естественный элемент жизни любого педагога
Перспективное профессиональное – работа над определённой психолого-педагогической или методической проблемой
Актуальное педагогическое – работа над затруднениями в своей пед.деятельности
Направления самообразования:профессиональное (психолого-педагогическое);
} предметное (связано с предметом);
} информационное (применение ИКТ);
} методическое (освоение современных методик, технологий и т.д.).
Группы ресурсов самообразования педагога: формального образования, неформального образования, информального образования
Практические задания:
1. В учебнике «Педагогика» /под ред. А.П. Тряпицыной представлена классификация современных педагогических журналов [3, с. 54-55]. В соответствии с данной классификацией составьте список научных журналов, имеющихся в библиотеке ОмГПУ, которые могут вами использоваться для подготовки к занятиям по педагогике.
2. Выделяют следующие технологии работы с различными источниками информации(чтение текста, конспектирование, тезирование, планирование, реферирование, рецензирование, справка, составление формально-логической модели, аннотирование, метод внеконтекстных операций с понятиями, работа со справочной литературой, работа с компьютерными сетями) и др.
Найдите и кратко опишите (сделайте «шпаргалку») одного метода (по вашему выбору) из данной группы технологий с указанием источника информации.
3. На основе изучения теоретического материала сравните виды чтения научного текста (общее и особенное), разработайте и заполните сравнительную таблицу «Виды чтения».
4. Создайте базу данных по интересующей вас педагогической проблеме с использованием поисковых ресурсов сети Интернет, ресурсов библиотеки ОмГПУ и оформите библиографический список в соответствии с требованиями ГОСТ (представлены на сайте ОмГПУ в разделе Образование – Учебно-методическая документация - Учебно-методическая документация для студента [1]).
Рекомендуемая литература:
1. Библиографическое описание документа: методические рекомендации https://www.omgpu.ru/umd-student
2. Основы учебно-исследовательской деятельности: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.В. Бережнова, В.В.Краевский. — 8-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 128 с.
3. Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] /под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб: Питер, 2013
4. Сороков Д.Г. Работа с научной информацией. Написание и защита квалификационных работ по психологии: учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2010. – 544 с.