Возвращаемся назад - какие инструментальные жанры были до свободного стиля (в эпоху ренессанса):
1) Тематизм
был вокальным, т.к. это было переложение с вокальных произведений.
2) Фактура
Связана с вокальной музыкой, скорее всего 4х голосиие, отсутствие мелизматики, мелких длительностей и пр.
3) Форма
Чаще всего строфическая – т.е. подразумевается связь с текстом.
Условное деление инструментальных жанров в начале эпохи Барокко.
1) Жанры, продолжающие полифонические традиции, т.е. пишутся в полифонической технике (чаще всего в имитационной – она была ведущая): мессы, фуги, мадригалы, прелюдии, фантазии пассакальи, пассионы, ричеркары.
a. Прелюдия – жанр сложился в церковной практике. Назначение его - подготовка к хоралу. Строение было свободным, импровизационным. Но это до Баха.
b. Фантазия – был популярной. Часто сочинялись на заимствованные темы.
Было два типа фантазий:
i. Полифоническая. Их писали: Шейдт, Фрескобальди, Свелинг.
Такая фантазия предвосхищала фугу в связи с использованием сложных полифонических приемов, контрапунктов, метро-ритмического преобразования темы.
ii. Гомофонная фантазия.
Появляется во второй половине 17 века. Со временем «превратилась» в прелюдию. Писали: Букстехуде, Бах.
c. Токката. Это вступительная пьеса. Несет функцию подготовки.
Два вида токкаты:
i. С быстрой моторной пальцевой техникой, например как у баха ре минор.
ii. С аккордовым изложением.
d. Каприччио.
«Каприз, причуда».
e. Пассакалия и Чакона.
Основаны на остинатности. Жанры похожи, но разница есть:
i. Природа остинато
1. В пассакалии остинатность в мелодии. Мелодия помещается в нижнем голосе и проводится многократно от одной и той же ноты.
2. В чаконе – остинатность гармонии (аккордов)
ii. Происхождение названий
1. Пассакалия – прохожу через улицу. Изначально - музыка для проводов гостей. Позже – музыка, сопровождающая похоронную процессию. Траурный характер.
2. У чаконы – не траурный характер.
iii. Ритм
1. Пассакалия – трехдольность, начало из за такта, опевание 1 и 5 ступеней.
2. Все остальное – в чаконе.
f. Ричеркар. («искать, блуждать»).
Два направления:
i. Многотемный (политемный). Это цепочка идущих друг за другом имитационных разделов, основанных на разных темах. Темы не ярко-контрастные, близки друг к другу. Такой ричеркар приведет к созданию многотемной фуге.
ii. Однотемный – преобладает тонико-доминантовое вступление голосов. Похоже на фугу – тема и ответ.
g. Канцона («петь»). Вокальный тип тематизма. Изначально – переложение вокальной музыки. Форма строфическая.
Два типа:
i. С большим количеством имитаций. Так же приводит к фуге.
ii. С меньшим количеством имитаций и большим контрастом между темами.
Подводит к рождению сонаты.
2) Жанры гомофонной направленности: опера, концерт, симфония, оратория, кантата, сюита, соната.
Марта 2012 г.
Хоральная обработка.
Имеются ввиду органные обработки протестантских хоралов.
Бах выступает как яркий новатор в этом жанре.
Особенности его творчества в хоральных обработках:
1) Использует прием колорирования хорала.
Протестантский хорал был одноголосным, ноты были крупные. А Бах насыщает этот хорал трелями, мелкими длительностями, мелизматикой, оставляя опорные точки хорала. Это и есть – колорирование.
2) Бах не отходит от строфической формы хорала.
Методы работы Баха по обработке хоралов:
1) Развитие комментария (так называются дописанные голоса) по горизонтали.
Мелизматика, украшения и пр.
2) Развитие комментария по вертикали. Т.е. «обильная» полифоническая работа. Имитация.
3) Тема хорала передается в педали, комментирующие голоса находятся в одной фактуре.
4) Хорал проходит в верхнем голосе, в педали - неразвитое (спокойное) движение, средний голос подвижный, мелкие длительности.
5) Хорал помещается в любом голосе, но из него вычленяется один мотив, мотивная группа (легко запоминающиеся), на основе него выстраивается развитие комментирующих голосов.
Домашнее задание:
Сочинить хоральную обработку в стиле Баха. По методу №3 или по методу №4 (но в этом случае хорал колорировать не надо). Взять настоящий хорал Баха. Нужно три-четыре строфы оттуда. Строфа – несколько тактов до ближайшей ферматы. Это предположим 10 тактов.
2 лекции пропущено
Инвенции
Фуги баха
Тема
Ответ
Апр. 12 г.
Точный ответ называется реальным. Неточный ответ – тональный (ответы у Баха в тональности натуральной доминанты, а не гармонической).
Два условия выполнения тонального ответа:
1) Если тема начинается с пятой ступени или со скачка 1ступень-5ступень. ХТК Том 1, g,, Fis? H b, g, f
2) Если тема модулирует (в основном в доминанту)
Техника выполнения тонального ответа:
1) Тема начинается с 5ой ступени или со скачка 1ступень-5ступень, тогда в ответе в начальном скачке заменяется один звук (вместо квинты соль ре – в ответе кварта соль до)
2) Если тема модулирует, тогда необходимо опустить мелодическое звено ответа на секунду вниз. Есть три варианта подмены:
a. Если в теме есть третья ступень, то в ответе вместо 7-ой берется 6-ая
b. Если в теме есть 7ая ступень, то в ответе вместо 4-ой берется 3я
c. Если в теме есть отклонения, то в ответе нужно заменить 7-ую ступень на 5-ую или на 1-ую.
Ответ (проведение темы в другой тональности в D или S), характеристики:
1) Тональность
2) Точность имитации
3) Лад.
Ответ дается в том же ладу, что и тема, но со знаками новой тональности.
Домашнее заданее (первое после полусеместра):
Сочинить 5 тем для фуги и сочинить 5 ответов к ним. Там должны быть: тональный, реальный, доминантовый и субдоминантовый ответы.
Противосложение
Это контрапункт к проведению темы или ответа. Противосложение всегда в том же голосе, в котором прозвучала тема.
Виды противосложений:
1) С точки зрения функции
a. Нейтральное противосложение (фоновое) – для Баха нехарактерны.
b. Основанное на теме (развивающее интонации темы) – для Баха уже характерны.
c. Контрастное противосложение. Своего рода «настоящий» контрапункт.
2) С точки зрения повторяемости или повтора
a. Противосложение или обновляющееся противосложение или неудержанное противосложение.
В этом типе с каждым проведением темы звучит новый контрапункт.
b. Сохраняющееся противосложение или удержанное противосложение.
Это значит, что каждый раз с темой в одном из голосов звучит один и тот же контрапункт.
c. Частично удержанные противосложения.
Контрапункт то сохраняется прежним, то звучит новый.
i. В экспозиции удержанное противосложение (одно и то же), а в контр-экспозиции или в развивающей части – неудержанные противосложения
ii. Противосложение всегда повторяется, но всегда неточное. Т.е. всегда оно с изменениями. Пример – из ХТК2, фуга Соль мажор.
iii. В фугах с тональным ответом удержанное противосложение сохраняется не с самого начала. Т.е. каждый раз начало противосложения меняется.
Пример ХТК2, фуга соль минор.
Удержанное противосложение всегда связано с применением сложного контрапункта (чаще всего вертикально-подвижного).
Домашнее задание:
выбрать свои 3 темы с ответами и написать три противосложения
Интермедия
Это построение, не содержащее полных проведений темы. Основная функция интермедии – своим развитием оттенить более статичные тематические проведения. Заслуга Баха в создании системы интермедий.
Виды интермедий у Баха:
1) С точки зрения функции
a. Типа связки
b. Интермедии разработочного характера (или развивающего типа)
c. Интермедии типа эпизода, т.е. на самостоятельном материале. Бах здесь новатор. Он придумал такой тип.
2) С точки зрения музыкального материала
a. Обновляющиеся интермедии (неудержанные).
Т.е. те, что каждый раз меняются
b. Повторяющиеся интермедии
По Танееву – «удержанные» интермедии.
Использование того или иного типа интермедии связано с различными факторами:
1) Развитый тональный план и работа с темой (неудержанные интермедии)
2) Если тема развивается неактивно (удержанные интермедии, как правило развернутые, с хорошим развитием)
Бывают фуги без интермедий, но для Баха это редкость: в ХТК1 это лишь фуга до мажор.
Соотношение проведений темы и интермедий (т.е. количества раз):
1) Т=И
2) Т>И (певучие фуги)
3) И>T (динамичные фуги в быстром темпе)
Домашнее заданее
Сочинить три интермедии (можно на один-два такта), которые будут включать ранее написанный материал (тему), написанная на контрастной темы, третья интермедия – любая. Еще условие, хотя бы в одной интермедии использовать каноническую секвенцию.
Апреля 2012
Лекция пропущена
Май. 12 г.
Рассматриваем фугу номер 10 из ХТК1
Два голоса фуги:
--Тема----Противосл.— --Тема (G)-------удерж. против.---
Интерм.1 (6тактов) Интерм.2 с канонич. секвенц.
-------------Ответ---------- --Против.------------Тема (D)--------- (5 тактов)
реальный удержанное похожа
D на ответ
--удерж. Противосл.---------------Тема (е)--------- --Удерж. Противосл.
Интерм.3 (=Интерм.1)
--Тема (а)---------------------удерж. Противосл.-- (6 тактов) ------Тема (d)-----------
---Тема (е)
Интерм.4 (=интерм.2) каденция
(5 тактов) 4 такта
Рассматриваем фугу номер 2 из ХТК1
Трехголосная
1 Ответ, тональный (g) Интерм.1 (2 такта) Удерж. Противосл.
2 Тема (с) 2такта Противосл. Интерм.1 (2 такта)
3 Тема (с)
1 Интерм.2, 2 такта Тема (Es) Интерм.3, 2 такта
2 Интерм.2 Канонич секв в двух верхних голосах Интерм.3, секвенции
3 Интерм.2 Удерж. Противосл. Интерм.3, нов.матер
1 Удерж. Пр. Интерм.4 3 такта Тема (с) Интерм.5 (=Интерм.2)
2 Тема (g) Интерм.4 на Теме Удерж. Противосл. Интерм.5 канонич. секв.
3 Интерм.4 секвенц. Интерм.5, 5 тактов
1 Удерж. Противосл. Тема (с)
2 Каденция
3 Тема (с) 3 такта
Домашнее задание – сделать схему фуги фа диез мажор из ХТК1.