ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 19
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ
Основные понятия: метаболизм, катаболизм, анаболизм, ассимиляция, диссимиляция, калориметрия, калорический коэффициент, калорический эквивалент, дыхательный коэффициент, основной обмен, рабочая прибавка, специфическое динамическое действие пищи, азотисный баланс.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1. Понятие об обмене веществ и энергии. Пластическая и энергетическая стороны обмена веществ. Основные этапы обмена веществ и энергии.
2. Методы и способы оценки энергетического обмена.
3. Понятие об основном обмене, методы его определения. Факторы, влияющие на величину основного обмена. Стандарты основного обмена.
4. Механизмы и регуляция обмена белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и воды.
5. Роль витаминов в организме.
ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Выполнить задания к занятию:
1. Используя литературу (1), составить и описать схемы, отражающие:
· превращение веществ и энергии в организме;
· механизм и регуляцию углеводного обмена;
· механизм и регуляцию жирового обмена;
· механизм и регуляцию обмена белков.
Лабораторная работа № 46
Расчет основного обмена по таблицам Гарриса-Бенедикта
Цель:
· рассчитать величину основного обмена с учетом пола, возраста, роста и веса.
Оборудование и материалы: ростомер, весы, справочные таблицы Гарриса-Бенедикта для расчета основного обмена.
Ход работы:
1. Определить рост и вес испытуемого;
2. По таблице А найти первое число для расчета основного обмена по полу и весу;
3. По таблице Б найти второе число для расчета основного обмена по возрасту, полу и росту;
4. Сложить оба найденных числа. Записать полученный результат;
Вывод:
· ответить на вопросы: «Что называют основным обменом? У кого и на сколько уровень основного обмена выше у мужчин или женщин?»
Лабораторная работа № 47
Определение величины отклонения основного обмена по формуле Рида
Цель:
· определить и оценить процент отклонения основного обмена от нормы.
Оборудование и материалы: манометр, фонендоскоп, секундомер.
Ход работы:
1. Измерить у испытуемого в положении сидя частоту пульса и артериальное давление (по способу Короткова) на левой руке по три раза с промежутками в 1-2 мин;
2. Рассчитать и записать средние величины частоты пульса и артериального и пульсового давления;
3. Рассчитать процент отклонения основного обмена от нормы по формуле Рида:
ПО = 0,75х (ЧП+ПД х 0,74)-72, где
ПО - процент отклонения основного обмена от нормы, %;
ЧП - частота пульса, уд/мин;
ПД - пульсовое давление, мм.рт.ст.
4. Используя результаты работы № 46, рассчитать реальную величину основного обмена;
Вывод:
· сравнить рассчитанный процент отклонения величины основного обмена с нормой (+ 10%);
· объяснить причины отклонения основного обмена от нормы.
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 20
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫПИТАНИЯ
Основные понятия: рациональное питание, сбалансированное питание, нормы питания, режим питания.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1. Основные положения концепции сбалансированного питания.
2. Принципы составления пищевых рационов.
3. Принципы рационального питания.
4. Нормы питания в зависимости от возраста и профессии.
5. Лечебное и диетическое питание. Вегетарианство.
ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Выполнить задания к занятию:
1. Используя литературу (8), решить задачи:
· Испытуемый в течение 5 мин, спокойно сидя на стуле, делает вдох из атмосферы, а выдыхает в мешок Дугласа. После этого с помощью прибора Орса производится анализ выдыхаемого воздуха, и затем с помощью газовых часов определяется обьём выдыхаемого воздуха. Рассчитать суточный расход энергии, если установлено, что обьём выдыхаемого воздуха составляет 36 литров;
· Испытуемый в течение 5 минут выполнял работу на велоэргометре. В сумме легочная вентиляция, приведенная к стандартным условиям, составила 275 л. В выдыхаемом воздухе оказалось 17,5% кислорода. Сколько кислорода потребил испытуемый за 1 минуту?
· За 12 минут работы на велоэргометре испытуемый потребил 35 л кислорода при дыхательном коэффициенте равном 0,85. Кислородный долг составил 1,8 л. Сколько энергии затратил испытуемый за 1 минуту?
· Испытуемый в течение 15 минут выполнял работу на велоэргометре со скоростью 30 км/ч (по спидометру). Отягощение на педали равнялось 1,5 кг. В сумме рабочее потребление кислорода при дыхательном коэффициенте равном 1,0 составило 55 л, а кислородный долг оказался равным 3,5 л. Сколько энергии затратил испытуемый на 1 кгм работы?
· Испытуемый в течение 10 минут выполнял работу на велоэргометре при дыхательном коэффициенте равном 1,0. Кислородный запас был равен 48 л, на кислородный долг пришлось 8%. Из всего тепла, образованного при работе, 60% было отдано путем теплопроведения. Сколько пота было выделено организмом испытуемого за 1 минуту?
2. Заполнить графы 1 и 2 таблицы №17 к лабораторной работе № 49
Лабораторная работа № 48
Определение индивидуальных суточных энергозатрат
Цель:
· научиться определять и оценивать собственные суточные энергозатраты.
Оборудование и материалы: результаты работы № 46.
Ход работы:
1. Определить основной обмен по таблицам Гарриса-Бенедикта или использовать результаты работы № 46;
2. Используя сведения из таблицы № 15 и вес тела рассчитать величину рабочей прибавки за 24 часа;
3. Рассчитать специфическое динамическое действие пищи, учитывая, что на его долю приходится приблизительно 10% от основного обмена при белковом питании, 15% - при смешанном питании и 30% - при углеводном питании;
4. Рассчитать индивидуальные суточные энергозатраты по формуле:
Э = ОО+РП+СДДП, где
Э - суточные энергозатраты, ккал;
ОО - величина основного обмена, ккал;
РП - величина рабочей прибавки, ккал;
СДДП - специфическое динамическое действие пищи, ккал.
Таблица № 15. Расход энергии при разных видах деятельности.
№ п/п | Вид деятельности | Энергозатраты в минуту на 1 кг веса тела, ккал |
Утренняя гимнастика | 0,0648 | |
Личная гигиена | 0,0329 | |
Уборка постели | 0,0329 | |
Прием пищи сидя | 0,0236 | |
Ходьба умеренная | 0,0714 | |
Ходьба быстрая | 0,1548 | |
Бег | 0,1780 | |
Езда на работу в автобусе | 0,0267 | |
Езда на работу на велосипеде | 0,1285 | |
Мытье посуды | 0,0343 | |
Одевание и снятие одежды и обуви | 0,0281 | |
Отдых стоя | 0,0264 | |
Отдых сидя | 0,0229 | |
Отдых лежа без сна | 0,0183 | |
Подметание пола | 0,0402 | |
Плавание | 0,1190 | |
Пение | 0,0290 | |
Печатание на компьютере | 0,0333 | |
Практические занятия сидя | 0,0250 | |
Практические занятия стоя | 0,0511 | |
Стирка вручную | 0,0511 | |
Сон | 0,0155 | |
Умственный труд сидя (слушание лекций и пр.) | 0,0243 | |
Школьные занятия | 0,0264 | |
Прогулка | 0,0690 | |
Прогулка по снежной дороге | 0,0914 | |
Хозяйственные работы | 0,0573 | |
Чтение вслух | 0,0250 | |
Шитье ручное | 0,0264 | |
Урок бальных танцев | 0,0596 | |
Самоподготовка, самообслуживание | 0,0250 |
Вывод:
· сравнить полученные результаты с данными из таблицы №16.
Таблица № 16. Группы населения по интенсивности и профессиональной направленности труда.
№ п/п | Группы интенсивности | Возраст, год | Энергия, ккал |
Работники преимущественно умственного труда | 18-29 30-39 40-59 | 2800/2400 2700/2300 2550/2200 | |
Работники, занятые легким физическим трудом | 18-29 30-39 40-59 | 3000/2500 2900/2450 2750/2350 | |
Работники среднего по тяжести труда | 18-29 30-39 40-59 | 3200/2700 3100/2600 2950/2500 | |
Работники тяжелого физического труда | 18-29 30-39 40-59 | 3700/3150 3600/2950 | |
Работники, занятые особо тяжелым физическим трудом | 18-29 30-39 40-59 | 3400/- 4100/- 3900/- |
Примечание: в числителе указаны величины для мужчин, в знаменателе - для женщин. Для женщин не предусмотрена пятая группа интенсивности труда.
Лабораторная работа № 49