Определение индивидуальных суточных энергозатрат




ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 19

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ

Основные понятия: метаболизм, катаболизм, анаболизм, ассимиляция, диссимиляция, калориметрия, калорический коэффициент, калорический эквивалент, дыхательный коэффициент, основной обмен, рабочая прибавка, специфическое динамическое действие пищи, азотисный баланс.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. Понятие об обмене веществ и энергии. Пластическая и энергетическая стороны обмена веществ. Основные этапы обмена веществ и энергии.

2. Методы и способы оценки энергетического обмена.

3. Понятие об основном обмене, методы его определения. Факторы, влияющие на величину основного обмена. Стандарты основного обмена.

4. Механизмы и регуляция обмена белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и воды.

5. Роль витаминов в организме.

 

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Выполнить задания к занятию:

1. Используя литературу (1), составить и описать схемы, отражающие:

· превращение веществ и энергии в организме;

· механизм и регуляцию углеводного обмена;

· механизм и регуляцию жирового обмена;

· механизм и регуляцию обмена белков.

Лабораторная работа № 46

Расчет основного обмена по таблицам Гарриса-Бенедикта

Цель:

· рассчитать величину основного обмена с учетом пола, возраста, роста и веса.

Оборудование и материалы: ростомер, весы, справочные таблицы Гарриса-Бенедикта для расчета основного обмена.

Ход работы:

1. Определить рост и вес испытуемого;

2. По таблице А найти первое число для расчета основного обмена по полу и весу;

3. По таблице Б найти второе число для расчета основного обмена по возрасту, полу и росту;

4. Сложить оба найденных числа. Записать полученный результат;

Вывод:

· ответить на вопросы: «Что называют основным обменом? У кого и на сколько уровень основного обмена выше у мужчин или женщин?»

 

Лабораторная работа № 47

Определение величины отклонения основного обмена по формуле Рида

Цель:

· определить и оценить процент отклонения основного обмена от нормы.

Оборудование и материалы: манометр, фонендоскоп, секундомер.

Ход работы:

1. Измерить у испытуемого в положении сидя частоту пульса и артериальное давление (по способу Короткова) на левой руке по три раза с промежутками в 1-2 мин;

2. Рассчитать и записать средние величины частоты пульса и артериального и пульсового давления;

3. Рассчитать процент отклонения основного обмена от нормы по формуле Рида:

ПО = 0,75х (ЧП+ПД х 0,74)-72, где

ПО - процент отклонения основного обмена от нормы, %;

ЧП - частота пульса, уд/мин;

ПД - пульсовое давление, мм.рт.ст.

4. Используя результаты работы № 46, рассчитать реальную величину основного обмена;

Вывод:

· сравнить рассчитанный процент отклонения величины основного обмена с нормой (+ 10%);

· объяснить причины отклонения основного обмена от нормы.

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 20

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫПИТАНИЯ

Основные понятия: рациональное питание, сбалансированное питание, нормы питания, режим питания.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. Основные положения концепции сбалансированного питания.

2. Принципы составления пищевых рационов.

3. Принципы рационального питания.

4. Нормы питания в зависимости от возраста и профессии.

5. Лечебное и диетическое питание. Вегетарианство.

 

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Выполнить задания к занятию:

1. Используя литературу (8), решить задачи:

· Испытуемый в течение 5 мин, спокойно сидя на стуле, делает вдох из атмосферы, а выдыхает в мешок Дугласа. После этого с помощью прибора Орса производится анализ выдыхаемого воздуха, и затем с помощью газовых часов определяется обьём выдыхаемого воздуха. Рассчитать суточный расход энергии, если установлено, что обьём выдыхаемого воздуха составляет 36 литров;

· Испытуемый в течение 5 минут выполнял работу на велоэргометре. В сумме легочная вентиляция, приведенная к стандартным условиям, составила 275 л. В выдыхаемом воздухе оказалось 17,5% кислорода. Сколько кислорода потребил испытуемый за 1 минуту?

· За 12 минут работы на велоэргометре испытуемый потребил 35 л кислорода при дыхательном коэффициенте равном 0,85. Кислородный долг составил 1,8 л. Сколько энергии затратил испытуемый за 1 минуту?

· Испытуемый в течение 15 минут выполнял работу на велоэргометре со скоростью 30 км/ч (по спидометру). Отягощение на педали равнялось 1,5 кг. В сумме рабочее потребление кислорода при дыхательном коэффициенте равном 1,0 составило 55 л, а кислородный долг оказался равным 3,5 л. Сколько энергии затратил испытуемый на 1 кгм работы?

· Испытуемый в течение 10 минут выполнял работу на велоэргометре при дыхательном коэффициенте равном 1,0. Кислородный запас был равен 48 л, на кислородный долг пришлось 8%. Из всего тепла, образованного при работе, 60% было отдано путем теплопроведения. Сколько пота было выделено организмом испытуемого за 1 минуту?

2. Заполнить графы 1 и 2 таблицы №17 к лабораторной работе № 49

Лабораторная работа № 48

Определение индивидуальных суточных энергозатрат

Цель:

· научиться определять и оценивать собственные суточные энергозатраты.

Оборудование и материалы: результаты работы № 46.

Ход работы:

1. Определить основной обмен по таблицам Гарриса-Бенедикта или использовать результаты работы № 46;

2. Используя сведения из таблицы № 15 и вес тела рассчитать величину рабочей прибавки за 24 часа;

3. Рассчитать специфическое динамическое действие пищи, учитывая, что на его долю приходится приблизительно 10% от основного обмена при белковом питании, 15% - при смешанном питании и 30% - при углеводном питании;

4. Рассчитать индивидуальные суточные энергозатраты по формуле:

Э = ОО+РП+СДДП, где

Э - суточные энергозатраты, ккал;

ОО - величина основного обмена, ккал;

РП - величина рабочей прибавки, ккал;

СДДП - специфическое динамическое действие пищи, ккал.

Таблица № 15. Расход энергии при разных видах деятельности.

№ п/п Вид деятельности Энергозатраты в минуту на 1 кг веса тела, ккал
  Утренняя гимнастика 0,0648
  Личная гигиена 0,0329
  Уборка постели 0,0329
  Прием пищи сидя 0,0236
  Ходьба умеренная 0,0714
  Ходьба быстрая 0,1548
  Бег 0,1780
  Езда на работу в автобусе 0,0267
  Езда на работу на велосипеде 0,1285
  Мытье посуды 0,0343
  Одевание и снятие одежды и обуви 0,0281
  Отдых стоя 0,0264
  Отдых сидя 0,0229
  Отдых лежа без сна 0,0183
  Подметание пола 0,0402
  Плавание 0,1190
  Пение 0,0290
  Печатание на компьютере 0,0333
  Практические занятия сидя 0,0250
  Практические занятия стоя 0,0511
  Стирка вручную 0,0511
  Сон 0,0155
  Умственный труд сидя (слушание лекций и пр.) 0,0243
  Школьные занятия 0,0264
  Прогулка 0,0690
  Прогулка по снежной дороге 0,0914
  Хозяйственные работы 0,0573
  Чтение вслух 0,0250
  Шитье ручное 0,0264
  Урок бальных танцев 0,0596
  Самоподготовка, самообслуживание 0,0250

 

Вывод:

· сравнить полученные результаты с данными из таблицы №16.

Таблица № 16. Группы населения по интенсивности и профессиональной направленности труда.

№ п/п Группы интенсивности Возраст, год Энергия, ккал
  Работники преимущественно умственного труда 18-29 30-39 40-59 2800/2400 2700/2300 2550/2200
  Работники, занятые легким физическим трудом 18-29 30-39 40-59 3000/2500 2900/2450 2750/2350
  Работники среднего по тяжести труда 18-29 30-39 40-59 3200/2700 3100/2600 2950/2500
  Работники тяжелого физического труда 18-29 30-39 40-59 3700/3150 3600/2950
  Работники, занятые особо тяжелым физическим трудом 18-29 30-39 40-59 3400/- 4100/- 3900/-

 

Примечание: в числителе указаны величины для мужчин, в знаменателе - для женщин. Для женщин не предусмотрена пятая группа интенсивности труда.

Лабораторная работа № 49



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: