Общее время выполнения заданий – 3 часа.




 

Задание 1.

Восстановите термины, называющие отдельные отрасли лингвистики. Что изучает каждая из них?

…логия, …графия, …ика.

 

Количество баллов.

Восстановление одного термина – 0, 5 балла.

Указание на предмет изучения дисциплины – 1 балл.

 

Ответ.

Морфология (от греч. morhhē – форма и logos – слово, учение) изучает системы словоформ и механизмы их построения.

Фразеология: фразеологический состав языка.

Лексикология: словарный состав, лексику языка.

Диалектология: территориальные разновидности языка, диалекты, говоры.

Этимология: происхождение слов.

др.

Лексикография: практика и теория составления словарей.

Орфография: система правил, обеспечивающих единообразное написание.

др.

Семантика: содержание, передаваемое языковыми единицами

Фонетика: звуковая сторона языка.

Грамматика: система морфологических категорий и форм, синтаксических конструкций, способов словообразования.

Ономастика: собственные имена.

Топонимика: географические названия.

Стилистика: стиль - во всех языковедческих значениях этого термина (функциональный, индивидуальная манера и т.д.)

др.

 

Задание 2.

В букварях и орфографических пособиях XVII – XIX вв. этот орфографический знак называли единитный, единительный, знак единительства. Как называется этот знак сегодня? Каковы его функции?

 

Количество баллов.

Указание на название знака – 1 балл + 0,5 балла.

Определение каждой из функции знака – 1 балл.

Максимум 5,5 баллов.

 

Ответ.

Этот орфографический знак сегодня называется дефис (1), реже – черточка (0,5). Он используется при написании сложных слов (1), для переноса части слова с одной строки на другую (1), при сокращенном написании слов, например, г-н – господин (1), для передачи на письме эмоционально окрашенной речи, например, О-о-очень хорошо! (1).

 

Задание 3.

Являются ли родственными слова хлеб и хлебать?

Количество баллов.

До 5 баллов.

Ответ.

Эти слова не являются родственными, у них исторически разные корни (1), что отражает их значение: хлеб – пищевой продукт, выпекаемый из муки; твердая пища из злаков (1); хлебать – пить большими глотками (1). Раньше различалось и написание внешне сходных корней этих слов: слово хлеб писалось через «ять» (1), а слово хлебать – через е (1).

 

Задание 4.

Определите, какой частью речи является каждое слово во фразеологизме мал мала меньше. Что обозначает этот фразеологизм? Употребите его в речи и запишите это высказывание.

Количество баллов.

Значение фразеологизма – 1 балл.

Употребление - 1 балл.

Грамматическая характеристика каждой формы – до 2 баллов.

Максимум 8 баллов.

 

Ответ.

Фразеологизм имеет значение «один меньше другого» (1) и употребляется, когда речь идет о нескольких маленьких детях (1).

Во фразеологизме употреблены архаические (исконные) формы прилагательного мал, изменяющегося по падежам и выполняющих функцию определения: мал – форма именительного падежа мужского рода, мала – форма родительного падежа, меньше – супплетивная форма сравнительной степени. Однако в данном случае мал называет субъект (кто), мала – объект сравнения (кого) – это речевая субстантивация; в языке слово сохранило статус прилагательного.

 

 

Задание 5.

В чем заключается синтаксическое своеобразие поэтической строчки из поэмы Пушкина «Полтава» На холмах пушки присмирев // Прервали свой голодный рев? Возможна ли в ней расстановка знаков препинания? Если возможна, то какая?

Количество баллов.

Комментирование синтаксиса - 2 балла.

Комментирование каждого из вариантов пунктуации – до 2 баллов.

Максимум 7 баллов.

 

Ответ.

Своеобразие этой конструкции заключается в том, что подлежащее пушки находится внутри обстоятельства на холмах присмирев, выраженного деепричастным оборотом (2). В этом случае обособление его не требуется, так как в противном случае подлежащее будет отделено от сказуемого запятой, что противоречит нормам русской пунктуации (2). В случае же если в качестве обстоятельства рассматривать одиночное деепричастие присмирев, то его необходимо выделить запятыми (1). Однако такой вариант прочтения фразы не соответствует смыслу, заложенному в эту строку автором, поэтому знаки препинания в ней расставлять не следует (2).

 

Задание 6.

На каком языке писал свои научные сочинения великий Ньютон?

 

Количество баллов.

2 балла.

Ответ.

Языком науки в XVII веке была латынь.

 

Задание 7.

Как в русском языке обозначается звук [ш’]? Приведите примеры слов, иллюстрирующих эти обозначения.

Ответ.

Щука, расчет, веснушчатый, мужчина, рассчитать, жестче, звездчатый, расщелина, образчик.

 

Количество баллов.

Каждое буквенное обозначение – 1 балл.

Итого максимум 9 баллов.

 

Задание 8.

Укажите как можно больше общих признаков для слов брюки и брюква.

 

Количество баллов.

Каждый из названных признаков – 0,5 балла.

Всего – 8,5 балла.

 

Ответ.

С точки зрения семантики:

- обозначают предмет.

С точки зрения грамматики:

- относятся к классу существительных,

- являются нарицательными,

- неодушевленными,

- склоняются,

- не изменяются по числам,

- при склонении сохраняют ударение на основе.

3. С точки зрения словообразования и морфемной структуры:

- являются непроизводными,

- имеют нечленимые основы,

- морфемный состав – корень и окончание.

4. С точки зрения стилистической окрашенности:

- нейтральны.

5. По отношению к активному/пассивному словарному запасу:

- принадлежат активному запасу.

6. По происхождению:

- заимствованные слова (из голландского языка или немецких диалектов),

- русифицировались (приобрели признаки русских слов соответствующей лексической группы: брюква – тыква, свекла; брюки – штаны, трусы).

7. С формальной точки зрения:

- имеют фонетическое сходство,

- имеют графическое сходство,

- делятся на два слога, первый из которых ударный.

Задание 9.

Согласны ли вы с тем, что в сумме все следующие слова содержат семь приставок? Свой ответ обоснуйте, указав морфемный состав слов.
Взобраться, вскочить, вспомнить, самообслуживание, понавыдумывать.

 

Количество баллов.

Морфемный состав слова – 0,5 балла.

Итого максимум 2,5 балла.

 

Ответ.

7 приставок.

Взо – бр – а – ть – ся – 1 приставка.

В – скоч – и – ть – 1 приставка.

Вс – помн – и – ть – 1 приставка.

Сам – о – об – служ – и – ва – ний – е – 1 приставка.

По – на – вы – дум- ыва – ть – 3 приставки.

 

Задание 10.
Составьте словарную статью для слова синекдоха. В каком (-их) словаре (-ях) может быть помещена такая статья?

 

Количество баллов.

Словарная статья – до 6 баллов.

Указание на тип словаря – 0,5 баллов.

 

Ответ.

Cинéкдоха (греч. synekdochē) - троп // стилистический прием, частный случай метонимии, заключающийся в перенесении наименования одного слова на другое по количественному признаку: замена названия целого объекта названием какой-либо его части и наоборот. Например: И слышно было до рассвета, Как ликовал француз (М. Ю.Лермонтов). *

Подобная статья может быть помещена в толковом словаре, словаре литературоведческих терминов, словаре иностранных слов.

*Примечание.

Для словарной статьи, раскрывающей значение слова, типично наличие вокабулы - заголовочного слова, дефиниции (словарного толкования), иллюстративной зоны. Наличие этимологической, грамматической (-и, ж), словообразовательной, стилистической (лит.) и др. зон вариативно.

 

Задание 11.

Андрей увлекался легендами и мифами Древней Греции. Но однажды, отвечая на уроке, он от волнения кое-что напутал. Попробуйте найти ошибку в его ответе.
Греческие боги были могущественны, величественны и бессмертны. Они с превосходством и спокойствием взирали на человеческий мир с вершины горы, где обитали. Отсюда и появилось выражение греческое спокойствие, что значит спокойствие такое же, как у греческих богов.

Количество баллов.

1 балл.

 

Ответ.

Олимпийское спокойствие – ничем невозмутимое спокойствие.

 

Задание 12.

Расставьте знаки препинания в отрывке из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Встает заря во мгле холодной На утренней заре пастух

На нивах шум работ умолк Не гонит уж коров из хлева

С своей волчицею голодной И в час полуденный в кружок

Выходит на дорогу волк Их не зовет его рожок

Его почуя конь дорожный В избушке распевая дева

Храпит и путник осторожный Прядет и зимних друг ночей

Несется в гору во весь дух Трещит лучинка перед ней.

 

 

Ответ.

Встает заря во мгле холодной;* На утренней заре пастух

На нивах шум работ умолк;* Не гонит уж коров из хлева,

С своей волчицею голодной И в час полуденный в кружок

Выходит на дорогу волк;* Их не зовет его рожок;*

Его почуя, конь дорожный В избушке, распевая, дева

Храпит -* и путник осторожный Прядет, и, зимних друг ночей,

Несется в гору во весь дух;* Трещит лучинка перед ней.

 

Количество баллов.

Каждый знак препинания – 0,3 балла. *Вариант знака - 0,2 балла.

Итого максимум 3,6 балла.

 

Задание 13.

Поставьте ударения в следующих словах.

Баловать, газопровод, жалюзи, заржаветь, завсегдатай, кашлянуть, красивее, иначе, дремота, квартал.

 

Количество баллов.

Ударение – 0,5 балла.

Итого максимум 5 баллов.

 

Ответ.

Баловать, газопровод, жалюзи, заржаветь, завсегдатай, кашлянуть, красивее, иначе, дремота, квартал.

 

Русский язык

Класс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: