Регулирование государственных денежных потоков




Регулирующая роль государства обусловлена факторами, связанными:

- с разрешением проблем рыночного сектора экономики, сглаживанием отрицательных эффектов рыночного механизма;

- обеспечением экономической стабильности и развития, процесса расширенного воспроизводства;

- решением социальных проблем.

Под государственным регулированием рыночной экономики можно понимать деятельность государства в лице его органов, направленную на реализацию соответствующей потребностям и интересам развития общества в конкретный исторический период времени государственной политики с использованием специальных средств, форм и методов воздействия путем упорядочения экономических отношений в целом и предпринимательской деятельности в частности.

Непосредственной основой государственного регулирования экономики является экономическая политика государства. В качестве направлений экономической политики выделяются:

- социальное содержание экономической политики (демография и здравоохранение, производительность труда, доходы и оплата труда, пенсионное обеспечение, занятость, образование, ЖКХ и жилищная политика, управление инфляцией, ценовое регулирование, политика в сфере спорта, игорного бизнеса и т.п.);

- экономическая политика в области финансов (инвестиционная политика, денежно-кредитная, банковская, бюджетная, налоговая политика, политика развития финансовых рынков, управления государственным долгом, политика управления внешними российскими инвестициями);

- экономическая политика пространственного развития (развитие регионов, агропромышленная политика);

- промышленная политика (инновационная политика, политика в сфере минерально-сырьевой базы, в сфере модернизации основных фондов, в области оборонно-промышленного комплекса);

- экономическая структурная политика (политика отраслевой диверсификации экономики, политика регулирования монополий, политика в сфере малого и среднего бизнеса, политика в сфере деятельности хозяйствующих субъектов);

- экономическая политика в сфере инфраструктур (транспортная политика, политика в сфере информатизации и связи, энергетическая и энергосберегающая политика, внешнеэкономическая политика) и др.

Объектом государственного регулирования выступают все сферы экономической жизни общества в целом, отдельные ее элементы и направления, а также предпринимательская деятельность как движущая сила рыночной экономики в целом и отдельные ее аспекты (в частности, формирование фондов денежных средств коммерческой организации). Направления экономической политики и, соответственно, виды государственного регулирования должны быть тесно связаны друг с другом и, подчиняясь достижению более узких, конкретных целей, в конечном счете ориентированы на достижение главных целей социально-экономического развития конкретного периода.

Реализация активной государственной политики социально-экономического развития требует прежде всего рационального управления всеми имеющимися ресурсами как на макро-, так и па микроэкономическом уровне, интеграции и концентрации ресурсов всех звеньев финансовой системы государства (общества) на приоритетных направлениях развития. В связи с этим актуализируется регулирование формирования и использования фондов денежных средств коммерческих организаций как необходимого направления в реализации политики социально-экономического развития государства.

Государственное регулирование формирования и использования фондов денежных средств коммерческих организаций может осуществляться с применением различных форм и средств регулирования, основанных как на прямом, так и на косвенном воздействии. Поэтому к экономическим формам регулирования относятся средства как прямого финансового воздействия (например, конкретные нормативы образования и использования соответствующих децентрализованных фондов денежных средств, совместное финансирование приоритетных инновационных и социальных проектов), так и косвенного (налоговые льготы, государственные закупки и др.).

Организация денежных потоков в экономике определяется исходя из конкретных социально-экономических условий, а также целей развития, в связи с чем одни и тс же отношения в разные периоды регулируются государством по-разному. В рыночной экономике отношения при распределении и использовании прибыли хозяйствующих субъектов преимущественно частной формы собственности и государства строятся в связи с уплатой обязательных налоговых платежей. В силу самой природы налогов как правовой формы возложения основанной на законе и обеспеченной силой государственного принуждения обязанности по участию в формировании публичных фондов денежных средств (бюджетов) для покрытия общественно значимых расходов посредством системы налогов и сборов государство осуществляет экономическое принуждение. Маневрируя налоговыми ставками, устанавливая и отменяя налоги, изменяя условия налогообложения, в том числе предусматривая налоговые льготы, государство определяет условия осуществления экономической деятельности и непосредственно воздействует па финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов. Поэтому механизм налогового регулирования призван обеспечивать равновесие между фискальной и регулирующей функциями налогов. Регулирующая функция налогов включает поощрительную (стимулирующую), дестимулирующую и воспроизводственную подфункции. Поощрительная (стимулирующая) подфункция проявляется в первую очередь через налоговые льготы, которые позволяют создать благоприятный налоговый режим. Совокупность налоговых льгот составляет часть механизма налогового регулирования, включающего различные формы, виды и инструменты, призванные способствовать увеличению прибыли хозяйствующих субъектов, росту объема их собственных финансовых ресурсов. Налоговые стимулы, уменьшающие денежные обязательства хозяйствующих субъектов перед государством, включают: - освобождение отдельных категорий налогоплательщиков от уплаты налога в течение определенного периода (так называемые налоговые каникулы);

- освобождение (полное или частичное) объекта от налогообложения;

- льготы в виде уменьшения налоговой базы (вычеты, скидки);

- льготы в виде пониженной налоговой ставки.

Следует согласиться с мнением о том, что в современных российских условиях движение денежных потоков коммерческих организаций в целом еще не соответствует направлениям, свойственным развитым странам. С учетом этого регулирование отношений коммерческих организаций и государства в сфере распределения и использования прибыли в условиях, когда для успешной модернизации экономики и социальной сферы, исходя из потребностей развития общества, требуется эффективное управление всеми денежными ресурсами как на макро-, так и на микроуровне, не должно ограничиваться только механизмом налогового регулирования. В целях формирования инновационной социально ориентированной экономики необходимо адекватное рыночному типу хозяйствования регулирование распределения и использования прибыли коммерческих организаций при том, что воздействие только средствами налогового регулирования оказывается недостаточным. Используя все виды, методы, формы и средства государственного регулирования, сочетая стимулирование и обязывание, государство также должно воздействовать на внутрихозяйственное распределение и использование денежных ресурсов, остающихся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Это касается прежде всего коммерческих организаций - субъектов крупного предпринимательства, с учетом того, что хозяйствующие субъекты самостоятельно разрабатывают формы, конкретные виды денежных фондов, порядок их образования и непосредственные направления использования. Только тогда можно говорить о функционировании эффективной многоуровневой финансовой системы государства (общества), охватывающей все денежные ресурсы как на макро-, так и на микроэкономическом уровне в форме различных фондов денежных средств, находящихся в собственности либо государства (централизованная сфера), либо хозяйствующих субъектов (децентрализованная сфера), взаимодействующих и взаимосвязанных между собой.

Организационное регулирование может быть связано с применением контрольно-учетных инструментов к отношениям по использованию остающихся после уплаты налогов и других обязательных платежей средств прибыли. Это касается, например, закрепления обязанности представления коммерческими организациями социальной отчетности, отражающей их участие в решении социальных задач, стоящих перед обществом. Выбор конкретных методов, форм и средств регулирования должен обусловливаться требованиями и потребностями социально-экономического развития государства конкретного исторического периода, но при этом соответствовать принципам реализуемого общественно-экономического уклада.

Таким образом, значение правового регулирования формирования и использования фондов денежных средств коммерческих организаций в реализации государственной политики социально-экономического развития обусловливается потребностью создания на микроэкономическом уровне целевых источников финансирования инновационной и социальной деятельности, интегрированных в качестве децентрализованных фондов (внутрихозяйственных финансовых ресурсов) в финансовую систему государства (общества). Регулирование формирования и использования фондов денежных средств коммерческих организаций призвано, во-первых, активизировать инновационное развитие и повысить социальную ответственность коммерческих организаций и, во-вторых, связать денежные потоки коммерческих организаций (микроэкономический уровень) с публичными денежными фондами (макроэкономический уровень) в целях финансового обеспечения социально-экономического развития государства. При этом механизм регулирования должен соответствовать принципам рыночной экономики, не ограничивая свободу предпринимательской деятельности, и одновременно отвечать общественным потребностям на данном этапе социально-экономического развития.

Система управления денежными потоками реализует свою главную цель и основные задачи путем осуществления определенных функций. Эти функции подразделяются на две основные группы, определяемые комплексным содержание рассматриваемой системы управления:
1. Функции управления денежными потоками предприятия как управляющей системы. Эти функции являются составными частями любого процесса управления (любой управляющей системы) вне зависимости от вида деятельности предприятия, его организационно-правовой формы, размера, формы собственности и т.п. В теории управления эти функции характеризуются как общие.

2. Функции управления денежными потоками как специальной области управления предприятием. Состав этих функций определяется конкретным объектом данной управляющей системы. Теория управления рассматривает эти функции как специфические.

Рассмотрим содержание основных функций управления денежным л потоками предприятия в разрезе отдельных групп.

В группе функций управления денежными потоками как управляющей системы основными из них являются:
1. Разработка политики управления денежными потоками предприятия. В процессе реализации этой функции исходя из общей стратегии развития предприятия, оценки его внутреннего экономического потенциала и прогноза параметров внешней экономической среды формируется система целей и целевых финансовых показателей управления денежными потоками на долгосрочный период; определяются приоритетные задачи формирования и распределения денежных ресурсов, решаемые в ближайшей перспективе и разрабатывается политика действий предприятия по основным направлениям привлечения и использования денежных средств. Политика управления денежными потоками предприятия рассматривается как неотъемлемая составная часть общеэкономической и финансовой стратегии его развития.

2. Создание эффективных информационных систем управления денежными потоками, обеспечивающих обоснование альтернативных вариантов управленческих решений. В процессе реализации этой функции должны быть определены объемы и содержание информационных потребностей системы управления денежными потоками; сформированы внешние и внутренние источники привлечения информации, удовлетворяющие эти потребности; организован постоянный мониторинг основных параметров формирования денежных потоков предприятия, а также условий внешней экономической среды.

3. Осуществление анализа формирования денежных потоков. В процессе реализации этой функции проводится экспресс-анализ отдельных финансовых операций, связанных с формированием положительных и отрицательных денежных потоков; исследуется уровень и динамика основных показателей эффективности денежных потоков в разрезе отдельных видов деятельности предприятия и его "центров ответственности"; осуществляется фундаментальный анализ факторов, влияющих на отдельные показатели денежных потоков в рассматриваемом периоде.

4. Осуществление планирования денежных потоков. Реализация этой функции связана с разработкой системы текущих планов и оперативных бюджетов по всем основным направлениям формирования денежных потоков предприятия. Основой такого планирования является разработанная политика управления денежными потоками, требующая конкретизации на каждом этапе поступательного движения предприятия к поставленным стратегическим целям.

5. Разработка действенной системы стимулирования реализации управленческих решений по формированию денежных потоков. В процессе реализации этой функции формируется система поощрений и санкций в разрезе руководителей и менеджеров отдельных структурных подразделений предприятия за выполнение или невыполнение установленных целевых финансовых показателей, финансовых нормативов и плановых заданий в области формирования денежных потоков. Индивидуализация системы стимулирования обеспечивается путем внедрения на предприятии контрактной формы оплаты труда руководителей и финансовых менеджеров.

6. Осуществление эффективного контроля за реализацией принятых управленческих решений по формированию денежных потоков. Реализация этой функции управления денежными потоками связана с созданием систем внутреннего контроля на предприятии; разделением контрольных обязанностей отдельных служб и финансовых менеджеров; определением системы контролируемых показателей и контрольных периодов; оперативным реагированием на результаты осуществляемого контроля.

В группе функций управления денежными потоками как специальной области управления предприятием основными из них являются:
1. Управление денежными потоками в процессе операционной деятельности предприятия. Функциями этого управления являются управление доходами, текущими затратами, налоговыми платежами, рисками и остатками денежных средств при осуществлении основной деятельности предприятия — производстве и реализации его продукции.

2. Управление денежными потоками в процессе инвестиционной деятельности предприятия. Функциями этого управления являются оптимизация пропорций денежных ресурсов по основным формам и направлениям инвестиционной деятельности предприятия; оценка инвестиционной привлекательности отдельных реальных проектов и финансовых инструментов и отбор наиболее эффективных из них по критерию уровня доходности и риска; обеспечение финансирования реальных инвестиционных программ (формирования портфеля финансовых инвестиций) и своевременной окупаемости инвестиций.

3 Управление денежными потоками в процессе финансовой деятельности предприятия. Функциями этого управления являются оптимизация источников привлечения капитала в денежной форме для развития хозяйственной деятельности предприятия; обеспечение минимизации стоимости привлечения этого капитала; организация обслуживания и своевременного возврата суммы основного долга.

Основные функции управления денежными потоками как специальной области управления предприятием рассмотрены в наиболее агрегированном виде. Каждая из этих функций может быть конкретизирована более целенаправленно с учетом специфики хозяйственной деятельности отдельных предприятий. При осуществлении такой конкретизации может быть построена многоуровневая функциональная система управления денежными потоками предприятия.

Процесс управления денежными потоками базируется на определенном механизме. Механизм управления денежными потоками представляет собой систему основных элементов, регулирующих процесс разработки и реализации управленческих решений в этой области.

1. Рыночный механизм регулирования денежных потоков предприятия. Этот механизм формируется прежде всего в сфере финансового рынка (в первую очередь, рынка ценных бумаг), а также товарного рынка (в первую очередь, рынка средств производства, предметов труда и готовой продукции) в разрезе отдельных их сегментов. Спрос и предложение на этих рынках формируют уровень цен и котировок по отдельным приобретаемым или реализуемым активам, определяют эффективность использования отдельных инструментов инвестирования, выявляют среднюю норму доходности капитала и среднерыночный уровень риска его использования. По мере углубления рыночных отношений роль рыночного механизма регулирования денежных потоков предприятий, будет возрастать.

2. Государственное нормативно-правовое регулирование денежных потоков предприятия. Сложность и многогранность деятельности предприятий в этой области в условиях перехода к рыночной экономике определяют необходимость государственного ее регулирования. Как свидетельствует мировой опыт, такое многоаспектное государственное регулирование осуществляется во всех странах с развитой рыночной экономикой, не вступая при этом в противоречие с широкой самостоятельностью предприятий в выборе направлений и форм организации денежных потоков. На современном этапе система государственного регулирования в этой области включает: регламентирование форм расчетов по отдельным хозяйственным операциям, порядок осуществления наличных и безналичных платежей, налоговое регулирование, регулирование норм и методов амортизации основных средств и нематериальных активов, регулирование порядка формирования информационной базы управления денежными потоками и т.п. Характеризуя сложившуюся базу государственных нормативно-правовых актов в сфере регулирования денежных потоков предприятия, следует отметить, что она далеко не завершена и требует дальнейшего развития.

3. Внутренний механизм регулирования отдельных аспектов формирования денежных потоков предприятия.
Механизм такого регулирования формируется в рамках самого предприятия, соответственно регламентируя те или иные оперативные управленческие решения по вопросам эффективности функционирования его денежных потоков. Так, ряд аспектов формирования денежных потоков регулируется требованиями устава предприятия. Отдельные из этих аспектов регулируются разработанной на предприятии политикой управления денежными потоками. Кроме того, на предприятии может быть разработана и утверждена система внутренних нормативов и требований по отдельным аспектам формирования денежных потоков.

4. Система конкретных методов и приемов осуществления управления денежными потоками предприятия.

В процессе анализа, планирования и контроля деятельности предприятия, связанной с функционированием его денежных потоков, используется обширная система методов и приемов, с помощью которых достигаются необходимые результаты. К числу основных из них относятся методы: технико-экономических расчетов, балансовый, экономико-статистические, экономико-математические, сравнения и другие (их содержание будет подробно рассмотрено в последующих разделах).

Эффективный механизм управления денежными потоками позволяет в полном объеме реализовать стоящие перед ним цели и задачи, способствует результативному осуществлению функций этого управления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: