СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА




(при написании характеристики персональные данные не требуются)

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ШКОЛЕ, В СОСТАВ КОТОРОГО ВХОДИТ КЛАСС:

· местонахождение школы, ее материальная база;

· санитарно-гигиеническое состояние школы и класса;

· социальные контакты школы, традиции, влияние на жизнь села, района, города;

· характер влияния (благоприятный, неблагоприятный) вышеуказанных факторов на развитие класса.

2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КЛАССЕ И ИСТОРИЯ ЕГО ФОРМИРВАНИЯ:

· количество учащихся, из них – мальчиков и девочек;

· возрастной состав класса;

· время существования класса, изменение его состава, смена классных руководителей и т.п.

3. СОДЕРЖАНИЕ И ХАРАКТЕР УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

· общая характеристика успеваемости и дисциплины; наличие профильного обучения, специализации, факультативов;

· наличие контроля за оценками отдельных учеников, требования к ним классного руководителя и т.п.;

· взаимопомощь учащихся в процессе учебы, ее формы и организация; групповые формы работы

· участие в олимпиадах, конкурсах, исследованиях и т.п.;

· дисциплина в классе на уроках и при выполнении домашних заданий;

· отрицательные проявления в учебе (шпаргалки, подсказки, списывание и т.п.).

4. ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССА

· наличие у учащихся интересов (хобби), формы их проявления (посещение кружков, секций, факультативов, самообразовании

· коллективные посещения театра, кино, концертов, выставок, обсуждение увиденного;

· тематика классных часов, отношение к ним учащихся;

· участие класса в общешкольной жизни.

5. ОФИЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КЛАССА (АКТИВ):

· староста и его работа;

· характеристика других активистов;

· отношение учащихся к общественным поручениям и качество их выполнения.

6. НЕОФИЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КЛАССА (НЕФОРМАЛЬНЫЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ):

· наличие неформальных лидеров, предпочитаемых, отвергаемых, изгоев;

· наличие группировок (подструктур), характер отношений между ними;

· соотношение форм официальной и неофициальной структур класса;

· выделение учащихся – носителей различных межличностных ролей (эрудит, шут, душа компании и т.п.).

7. УРОВЕНЬ (СТАДИЯ) РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА:

· степень сплоченности, ценностно-ориентационного единств

· проявления взаимной требовательности, самокритики, дружбы, коллективизма, взаимопомощ

· характер психологического климата (атмосферы) в классе (благоприятный, неблагоприятный, противоречивый);

· особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками;

· эмоциональное «благополучие» и «неблагополучие» отдельных учащихся и их причины.

8. ВЛИЯНИЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НА УЧАЩИХСЯ:

· общая культура, образованность, педагогические способности, знание психологии школьников, их интерес

· стиль педагогического общения с учениками, родителями (демократический, авторитарный, либеральный, смешанный);

· авторитет среди учащихся; отношения класса к классному руководителю; слагаемые учительского авторитета в данной возрастной группе школьников.

9. ВЛИЯНИЕ КЛАССА НА ЛИЧНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ И ЛИЧНОСТИ НА КЛАСС:

· анализ конкретных примеров данных влияний в учебной деятельности, в поведении и в эмоциональной сфере.

10. ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ (их проявление показать на конкретных примерах).

11. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫИ РЕКОМЕНДАЦИИ:

· уровень (стадия) развития класса, характер психологического климата, уровень успеваемости и дисциплинированности;

· основные недостатки и проблемы в организации класса, наличие конфликтов и их причины;

· влияние возрастных психологических особенностей учащихся на возникновение и разрешение трудностей при работе с классом;

· рекомендации по преодолению выявленных недостатков.

12. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ХАРАКТЕРИСТИКИ.

До выхода на практику студенту необходимо ознакомиться со схемой психолого-педагогической характеристики классного коллектива для того, чтобы во время практики целенаправленно и планомерно собирать материал для ее написания. Для изучения класса рекомендуется использовать методы: наблюдения, беседы (с классным руководителем, другими учителями, учащимися), анкетирование, социометрию и ее модификацию – референтометрию, анализ документов, метод экспертных оценок, а также тестирование. Для определения уровня развития класса, психологического климата, сплоченности и референтности можно использовать методики, приведенные в заданиях № 4-8 темы №3, а также литературу, указанную в конце параграфа.Для подкрепления собственных впечатлений и выводов объективными данными необходимо использовать методы изучения документов (классного журнала, дневников учащихся, материалов школьного музея, публикаций местной прессы и т.п.) и метод анализа продуктов деятельности (содержания стенгазет, конкурсных материалов и т.д.).При написании характеристики необходимо указать источники собранной информации о классе, а также методы и методики, использованные для изучения класса. Кроме того, необходимо приложить к характеристике бланки методик с ответами учащихся (анкеты, опросные листы, тестовые формы) без указания персональных данных (ФИО). При проведении групповых исследований проводится обезличивание данных методом шифрования (вместо ФИО указываются номера учащихся по списку или используются заглавные буквы алфавита).Таким образом, характеристика должна быть написана на конкретном материале, собранном с помощью вышеуказанных методов. Весь собранный материал необходимо проанализировать с позиций возрастной и педагогической психологии; в каждом конкретном случае необходимо сделать психолого-педагогические выводы. При написании характеристики необходимо избегать общих фраз, ненужного теоретизирования и цитирования объемных фрагментов из учебников и другой литературы, тем более без указания первоисточников. Положительно будет оценен творческий подход к данной работе, грамотность изложения, высказывание собственной точки зрения, аргументированность ее изложения. Одной из целей педагогической практики студентов является приобретение навыков и умений изучения учебной группы (класса) разными методами и приемами и обобщения полученных данных в психолого-педагогических выводах и рекомендациях. Характеристика должна иметь четкую педагогическую направленность: изложение материала должно быть подчинено анализу собранного материала с позиций общей, возрастной и педагогической психологии и направлено на выявление педагогических приемов воздействия на личность и коллектив с целью устранения отрицательных и усиления положительных качеств и сторон личности учащихся и учебной группы. Характеристика должна заканчиваться обобщающими выводами и конкретными рекомендациями в адрес учителей, родителей, отдельных учащихся. Рекомендации должны включать в себя мероприятия по сплочению класса, улучшению взаимоотношений в нем, а также конкретные способы воздействия на «трудных» («проблемных») учеников. Конкретность и направленность предлагаемых рекомендаций свидетельствуют о том, что студент качественно проанализировал собранную информацию, определил причинно-следственные связи, лежащие в основе отмеченных трудностей и проблем, использовал и развил имеющиеся психолого-педагогические знания и умения во время прохождения практики.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Психолого-педагогическая характеристика на классный коллектив оформляется в виде отдельной письменной работы и сдается на кафедру психологии вместе с путевкой, куда будет выставлена оценка за характеристику. Титульный лист характеристики оформляется стандартным образом – с указанием: вуза, факультета, ФИО студента, № учебной группы; ФИО и должности руководителя – преподавателя от кафедры психологии (по приказу); местонахождения вуза и года прохождения практики.Все листы с текстом характеристики должны быть пронумерованы, с выделением пунктов (рубрик), соответствующих п.п. 1-10. Схемы психолого-педагогической характеристики классного коллектива. Все 10 пунктов должны быть раскрыты в тексте характеристики без пропусков. Характеристика может завершаться Приложением, содержащим бланки с ответами учащихся и выполненными заданиями, а также списком использованной литературы. Характеристика оценивается по 4-х бальной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Получение положительной оценки зависит от:

· соблюдения сроков сдачи характеристики на кафедру психологии;

· правильности оформления титульного листа и текста;

· полноты содержания характеристики;

· конкретности и обоснованности выводов и рекомендаций, вытекающих из п.п. 1-10 характеристики.

Если характеристика составлена и оформлена ненадлежащим образом, она может быть возвращена студенту с устными и (или) письменными замечаниями на доработку. В этом случае оценка снижается на один балл.

Литература

1. Анцупов А.Я. Психологические основы педагогической практики. М.: Владос, 2009.

2. Дедушка А.И. Психологическая работа с подростковыми группами: создание дружного коллектива. СПб., Речь, 2009.

3. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений: Психологический практикум. СПб.: Речь, 2009.

4. Журавлев А.Л. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. М.: Амалтея, 1990.

5. Корнева Л.В. Психологические основы педагогической практики. М.: Владос, 2009.

6. Микляева А.В. «Трудный класс»: диагностическая и коррекционная работа. СПб.: Речь, 2009.

7. Польская О.А. Психологический практикум в школе. М.: Просвещение, 2004.

8. Практикум по возрастной психологии /Под ред. Л.А. Головей. СПб: Речь, 2005.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: