Перводвигатель – это Бог.




Но Бог Аристотеля – это не религиозный Бог. Свойства божества Аристотель выводит из анализа понятия перводвигателя. Бог Аристотеля – космологический Бог. Само понятие о Боге выводится Аристотелем рационалистически. Доказательство вечного существования мира и вечного мирового движения необходимо ведет к предположению вечной причины мира и вечного двигателя мира, т.е. Бога.

Перводвигатель должен быть мыслим только как неподвижный двигатель. Из неподвижности двигателя Аристотель выводит такое свойство бога как бестелесность. Бог – форма и только форма. По аналогии с человеком, бог есть ум, ум вечно созерцающий. Бог есть мысль. Содержание мысли определяется качеством ее предмета.

3. «Движение надо считать осуществление в действительности возможности». «Осуществление» ‑ это энтелехия.

Энтелехия – это внутренне целенаправленное осуществление. (Учение о целях называется телеологией.)

Цель – стремление к своему благу. Благо – конкретно, как завершение и осуществление конкретной потенции, её энтелехия («того, ради чего»).

Цель целей – ещё одно начало всего сущего.

Итак, Аристотель называет 4 причины всего сущего или четыре первоначала: 1)материя, 2)форма, 3)причина движения или перводвигатель, 4)цель движени. 1) – матриальное начало. 2), 3), 4) – нематериальные начала, духовные, идеальные начала, т.е. Бог.

Еще раз – на примере (по аналогии) – в чем суть учения Аристотеля о 4-х причинах всего сущего.

Строится дом. Кирпичи – это «материя». Замысел (план) дома – это «форма». Деятельность строителя – это причина движения (процесс превращения груды кирпичей в дом, осуществление материи, создание формы), перводвигатель. Назначение дома (жилой дом или дом для хранения – склад) – цель движения.

Материя, форма, перводвигатель и цель – это начала или причины всего сущего.

III. Физика и космология Аристотеля

Физика есть «некоторая мудрость, но не первая» (Аристотель). Это «вторая философия», она изучает лишь часть сущего (природа).

Все вещи, согласно Аристотелю, могут быть разделены на 2 основных класса:

1)на вещи, существующие по природе – это животные, растения, а также простые тела или элементы как огонь, воздух, вода и земля;

2)предметы, возникающие в силу иных причин – «ложе, плащ и вообще все то, что создано руками человека».

В чем отличие первой группы вещей от второй?

Вещи, существующие по природе, имеют в самих себе начало движения и покоя. Предметы, созданные искусственно, не имеют в себе врожденного стремления к изменению или имеют его по совпадению (поскольку им случалось быть сделанными из дерева, камня, и т.п.).

Начало движения и покоя ‑ в вещах первого класса, и называется это начало, говорит Аристотель, природой.

Говоря более современным языком, под природой Аристотель понимает внутренний источник самодвижения и саморазвития.

Природа – это как бы единый живой организм, где «одно возникает ради другого» (целесообразность).

Учение о движении.

Термин «движение» понимается Аристотелем широко: любое изменение!

Одни предметы обладают способностью двигаться и покоиться (1), другие всегда находятся в покое (2), третьи всегда движутся (3).

1– это вещи нашего подлунного мира: они могут и двигаться, и покоиться;

2– это перводвигатель: все движущееся движет что-либо и в свою очередь приводится в движение чем-либо. Но если мы хотим избежать бесконечного ряда движимых двигателей, мы должны допустить, что существует некий первичный двигатель, остающийся неподвижным, ибо он уже ничем другим не приводится в движение. Этот первичный двигатель должен быть единым и вечным, а вызываемое им движение должно быть вечным и непрерывным. Таким вечным и непрерывным может быть только перемещение, и притом не всякое, а лишь непрерывное и равномерное движение по кругу. Так движется внешняя небесная сфера (+ небесные светила), совершающая свой оборот в течение суток. Первичный двигатель – вечный и неподвижный, всегда остается равным самому себе, неделимым, не имеющим ни частей, ни какой-либо величины.

3 – наиболее трудный случай – неодушевленные тела, движущиеся по природе, например, огонь и воздух, несущиеся кверху, или вода и земля, падающие вниз. Эти тела, даже когда они движутся по природе, приводятся в движение чем-то иным, они обладают способностью испытывать воздействие.

Учение о небе (космология).

IV. Учение о категориях

Итак, метафизика – «первая философия» ‑ исследует не отдельные области бытия, а начало и причины всего сущего, поскольку оно (бытие) берется как сущееНаиболее полное знание вещи достигается, по Аристотелю, тогда, когда знают, в чем сущность этой вещи. Вопрос о сущности – древнейшая и постоянная проблема философии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: