факультета экономики и менеджмента)




 

 

СИМФЕРОПОЛЬ, 2013


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ПРИРОДООХРАННОГО И КУРОРТНОГО
СТРОИТЕЛЬСТВА

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ

 

СБОРНИК ЗАДАНИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО РАЗДЕЛУ

«СИСТЕМЫУПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ»

 

 

(для студентов заочной формы обучения

факультета экономики и менеджмента)

 

УТВЕРЖДЕНО

На заседании кафедры

"Информатика"

Протокол № 6 от 23.01.2013 г.

 

 

СИМФЕРОПОЛЬ, 2013


Сборник заданий и методические указания к выполнению контрольной работы по разделу «Системы управления базами данных» (для студентов заочной формы обучения факультета экономики и менеджмента) / Сост. Березина Г.И., Шевченко Н.Н. – Симферополь: НАПКС, 2013. –36 с.

 

Составители: Березина Г.И.

Шевченко Н.Н.

 

 

Ответственный за выпуск: заведующий кафедрой информатики А.Н. Мурашко.


 

Указания к выбору варианта

 

Задания для контрольной работы для студентов заочной формы обучения факультета экономики и менеджмента рассчитаны на закрепление навыков проектирования нормализованных баз данных.

Все варианты заданий имеют примерно одинаковый уровень сложности.

Студенты выбирают вариант задания по двум последним цифрам шифра зачетной книжки с помощью таблицы:

Предпоследняя цифра шифра Последняя цифра шифра
                   
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

 

Например, две последние цифры шифра 34. Пересечение 3-й строки и 4-го столбца указывает на выполнение 15-го варианта заданий.


ВАРИАНТЫЗАДАНИЙ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

Переименовать базу данных Учебная_БД_2013, назвав ее своей фамилией. Открыть переименованную базу данных и создать в ней следующие объекты:

 

Вариант 1

  1. Отобразить города Германии, в которых находятся клиенты, размещавшие в 2010 году заказы, содержащие категорию Фрукты.
  2. Определить какие категории товаров предлагаются клиентам фирмы и сколько наименований товаров каждой категории. Товары, поставки которых прекращены, не учитывать.
  3. Создать форму следующего вида:

Кнопка «Просмотр отчёта» открывает отчет, содержащий информацию об оплате доставки заказов способом, выбранным в списке и в целом по этому способу доставки. Отчёт имеет следующий вид:


Вариант 2

 

  1. Отобразить номера заказов, в которых разница между датой размещения заказа и датой его исполнения превышает 15 дней.
  2. Определить стоимость каждого заказа без учета скидки и стоимости доставки, исполненного во втором квартале 2011 года.
  3. Создать форму следующего вида:

 

 

Кнопка «Просмотр отчёта» открывает отчет, содержащий информацию об оплате доставки заказов клиентам из выбранной в списке страны в зависимости от способа доставки. Отчёт имеет следующий вид:

 


Вариант 3

1. Из каких городов и стран поступали заказы в первом полугодии 2011 года с доставкой по почте.

2. Отобразить информацию о 5 самых дорогих заказах. В результирующую таблицу включить поля: Код заказа, Код клиента, Стоимость в руб., Стоимость в грн. При вычислении стоимости заказа в грн. учесть действующий курс НБУ.

3. Создать форму следующего вида:

 

 

Кнопка «Просмотр отчёта» открывает отчет, содержащий информацию о стоимости каждого из заказов с учётом скидки клиента выбранного в списке, а также общей их стоимости. Отчёт имеет следующий вид:

Вариант 4

1. Отобразить список поставщиков, занимающихся поставкой кондитерских изделий.

2. Сколько заказов сделал каждый клиент из Франции и Великобритании в 2011 году.

  1. Создать форму следующего вида:

 

 

 

Кнопка «Просмотр отчёта» открывает отчет, содержащий информацию о стоимости каждого из заказов оформленным выбранным в списке сотрудником, а также общей их стоимости. Отчёт имеет следующий вид:

 

 

Вариант 5

  1. Вывести список клиентов из США, оформивших заказы в 2012 году.
  2. Отобразить сотрудников компании (фамилия, имя) и количество оформленных ими заказов в страны Италия и Испания
  3. Создать форму следующего вида:

 

 

Кнопка «Просмотр отчёта» открывает отчет, содержащий информацию о количестве заказанного за выбранный в поле со списком год товара каждого наименования. По полю Заказано в количестве подвести итог. Записи в области данных пронумеровать. Отчёт имеет следующий вид:

 

 

 

 


Вариант 6

1. Отобразить всех клиентов из Великобритании, являющихся представителями или совладельцами фирм.

  1. Определить скидку на каждый заказ, исполненный в январе, марте и июне 2011 года. В результирующем наборе отобразить только те заказы, в которых скидка имела место.
  2. Создать форму следующего вида:

 

 

Кнопка «Просмотр отчёта» открывает отчет, содержащий информацию о категории и марках товара поставляемых выбранном в списке поставщиком. выбранный в поле со. Отчёт имеет следующий вид:

 


Вариант 7

1. Отобразить информацию о сотрудниках, оформивших заказы в указанном году, фамилии которых начинаются с букв от В до И.

2. Отобразить клиентов, заказы которых с учетом скидки превышают 10000 р.

  1. Создать форму следующего вида:

 

 

Кнопка «Просмотр отчёта» открывает отчет, содержащий информацию об имеющихся на складе марках товара, выбранной в списке категории. Отчёт имеет следующий вид:

 


Вариант 8

  1. Отобразить список заказов, отправленных по почте, первые цифры кода которых 107. Фамилии сотрудников, оформивших заказ, упорядочить в алфавитном порядке.
  2. Определить с клиентами, из каких государств поддерживает партнерские отношения фирма, и какое количество клиентов в каждом из этих государств.
  3. Создать форму следующего вида:

 

 

Кнопка «Просмотр отчёта» открывает отчёт, содержащий информацию о количестве заказанного товара по каждому заказу и по товару выбранного в списке наименования в целом. Отчёт имеет следующий вид:

 

 

Вариант 9

  1. Отобразить в алфавитном порядке список поставщиков из городов с пятизначными индексами, занимающихся поставкой кондитерских изделий.
  2. Для каждого клиента вычислить общую стоимость сделанных им заказов с учетом скидки, размещенных в первом квартале 2011 года.
  3. Создать форму следующего вида:

 

 

 

Кнопка «Просмотр отчёта» открывает отчёт, содержащий информацию о поставщиках проживающих в выбранной в списке стране и их количестве. Отчёт имеет следующий вид:

 

Вариант 10

 

  1. Отобразить в алфавитном порядке список клиентов из США и Великобритании, разместивших заказы в 2012 году.
  2. Определить какие категории товаров предлагаются клиентам фирмы и сколько наименований товаров в каждой категории. Не учитывать товары, поставки которых прекращены.
  3. Создать форму следующего вида:

 

 

Форма содержит список названий поставщиков, поставляющих товар, запас которого на складе меньше минимально допустимого.

Кнопка «Просмотр отчёта» открывает отчёт, содержащий информацию о марках товаров, количество которых на складе меньше допустимого, и за поставку которых отвечает выбранный в списке поставщик. Отчёт имеет следующий вид:

 

Вариант 11

1. Определить города Германии, в которых находятся клиенты, размещавшие в 2010 году заказы на товары, которые относятся к категории Напитки.

2. На какую сумму было оформлено заказов с учетом скидки по каждой категории товара в 2011 году.

3. Создать форму следующего вида:

 

 

Кнопка «Просмотр отчёта» открывает отчёт, содержащий информацию о стоимости заказов получателей из выбранного в списке города, а также величине минимального и максимального по стоимости заказа. Стоимость заказа учитывает скидку на товар и стоимость доставки заказа. Отчёт имеет следующий вид:

 


Вариант 12

 

  1. Отобразить в алфавитном порядке список товаров, для которых применялась продажная скидка, в заказах исполненных в четвертом квартале 2011 года.
  2. Определить ежегодные поступления денежных средств от заказов, сделанных клиентами из Германии и Франции.
  3. Создать форму следующего вида:

 

 

Кнопка «Просмотр отчёта» открывает отчёт, содержащий информацию о стоимости заказов выбранного в списке получателя, общей стоимости его заказов, а также величине минимального и максимального по стоимости заказов. Стоимость заказа приводится с учётом скидки, доставка не учитывается. В отчёте отражены только исполненные заказы. Отчёт имеет следующий вид:


Вариант 13

  1. Определить количество заказов, доставленных почтой во втором полугодии 2011 года клиентам из США и Канады.
  2. Определить общую стоимость заказов с учетом скидки, доставленных клиентам из Германии в четвертом квартале 2010 года.
  3. Создать форму следующего вида:

 

 

Кнопка «Просмотр отчёта» открывает отчёт, содержащий информацию о стоимости доставки заказов за выбранный в поле со списком год. Подвести итоги по стоимости доставки заказов по каждому виду доставки и за год в целом. Отчёт имеет следующий вид:

 


Вариант 14

 

  1. Определить номера заказов, которые были назначены к исполнению в 2012 года, но не были исполнены. В результирующий набор включить данные о наименовании клиента и фамилию сотрудника, оформлявшего заказ.
  2. Сколько заказов разместил каждый клиент из Германии и Италии в первом квартале 2011 года.
  3. Создать форму следующего вида:

 

 

Поле со списком «Товары» содержит наименования только тех товаров, на которые предоставлялись скидки.

Кнопка «Просмотр отчёта» открывает отчёт, содержащий информацию о размере скидки в денежном выражении для каждого заказа на товар выбранного в поле со списком наименования. В отчёте учтены только исполненные заказы. Отчёт имеет следующий вид:

 

 


Вариант 15

 

  1. Определить наименования товаров, скидка на которые в заказах, исполненных во втором полугодии 2010 году, составляла от 10 до 15 процентов включительно, а также определить скидку на проданный товар в денежном выражении.
  2. В каком количестве были приобретены товары каждой категории в 2011 году.
  3. Создать автоформу в столбец по таблице Поставщики вида:

 

 

 

Кнопка «Просмотр отчета» открывает отчет, содержащий информацию о товарах поставляемых выбранным в выше приведенной форме поставщиком, а также стоимости этого товара (с учетом скидки) во всех соответствующих заказах. Отчет имеет следующий вид:

 

 


ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 

Задание № 1

 

1. Вывести список клиентов, заказы которых были назначены к исполнению в мае 2011 года, но исполнены не были.

 

Запрос является запросом на выборку. Для получения необходимой информации следует воспользоваться данными из таблиц Клиенты и Заказы.

 

- В окне БД перейти на вкладку Запросы;

- Щёлкнуть на кнопке Создать и в появившемся окне диалога выбрать опцию Конструктор;

- В окне диалога Добавление таблицы выбрать таблицы Клиенты, Заказы и закрыть окно Добавление таблицы;

- В окне конструктора появятся указанные таблицы. Включить в бланк запроса поля Название, Страна, Телефон, Факс из таблицы Клиенты (двойным щелчком), поля ДатаНазначения и ДатаИсполнения из таблицы Заказы;

- В строке Вывод на экран для полей ДатаНазначения и ДатаИсполнения снять флажки опций, т.е. эти поля выводится на экран при выполнении запроса не будут;

 

- Для отображения неисполненных заказов в строке Условие отбора поля ДатаИсполнения задатьусловие Is Null;

- Для отбора заказов назначенных к исполнению в мае 2011 года в строке Условие отбора поля ДатаНазначения задать условие

Between #1.05.11# And #31.05.11#

- Выполнить запрос, щёлкнув на кнопке Вид панели инструментов или нажав кнопку Запуск ;

- Сохранить запрос под именем Пример1, щёлкнув на кнопке Сохранить или просто закрыть запрос, что тоже приведёт к его сохранению.

 

 

2. Показать стоимость доставки заказов, исполненных в 2010 году в зависимости от способа доставки.

 

Запрос является групповым запросом. Для получения необходимой информации следует воспользоваться данными из таблиц Доставка и Заказы.

 

- В окне БД активизировать вкладку Запросы, щёлкнуть на кнопке Создать и выбрать в качестве способа создания запроса – Конструктор;

- В окне диалога Добавление таблицы выбрать таблицы Заказы, Доставка;

- В бланк запроса включить поле Название из таблицы Доставка;

- Установить курсор в строку Поле первого свободного столбца и вызвать Построитель выражений (кнопка на панели инструментов или команда Построить в контекстном меню) для добавления вычисляемого поля Общая стоимость доставки;

- В окне построителя выражений задать выражение:

Общая стоимость доставки: [Заказы]![СтоимостьДоставки]

воспользоваться при этом возможностями Построителя;

- Установить курсор в строку Поле первого свободного столбца и вызвать Построитель выражений (кнопка на панели инструментов или команда Построить в контекстном меню) для добавления вычисляемого поля Год;

- В окне построителя выражений задать выражение:

Год:Year([Заказы]![ДатаИсполнения])

воспользоваться при этом возможностями Построителя;

- В меню Вид выбрать команду Групповые операции или щёлкнуть на кнопке Групповые операции на панели инструментов ;

- В строке Групповая операция для поля Название установить значение Группировка, в результате чего будут сформированы группы записей по каждому способу доставки; для поля Общая стоимость доставки из раскрывающегося списка выбрать операцию Sum (будут подведены итоги для каждой группы записей, т.е. по каждому наименованию способа доставки);

- Для выполнения условия отбора для поля Год в строке Групповая операция: установить - Условие, в строке Условие отбора задать критерий отбора 2010, в строке Вывод на экран снять флажок;

- Выполнить и сохранить запрос под именем Пример1.

 


 

 

Задание № 2

Создать форму следующего вида


Кнопка «Открыть форму Пример3_1 » открывает подчиненную форму, содержащую информацию о выбранном в списке поставщике и товарах, поставляемым выбранным поставщиком.

 
 

Форма имеет следующий вид:

 

 

Кнопка «Открыть отчёт Пример_3 » открывает отчёт, содержащий информацию о стоимости каждого товара поставляемого выбранным в списке поставщиком и общей стоимости этих товаров.

Отчёт имеет следующий вид:

Создание формы Пример3

 

- Создать форму в режиме конструктора. Источник данных для формы не задаётся;

- Разместить в форме элемент управления Список , не прибегая к услугам мастера;

- В окне свойств Списка активизировать вкладку Данные. Для свойства Тип источника строк выбрать Таблица / Запрос, для свойства Источник строк создать запрос, нажав кнопку Построителя . В окне построителя запросов выбрать таблицу Поставщики. Включить в запрос поля Название и Страна из таблицы Поставщики. Для выполнения условия отбора для поля Страна в строке Условие отбора задать критерий отбора США. Закрыть запрос. На вкладке Другие свойству списка Имя присвоить значение СписокПоставщиков. Закрыть окно свойств. Надпись к списку удалить;

- Добавить в форму надпись Поставщики_США - кнопка на панели элементов;

- Включить в форму командную кнопку Закрыть форму Пример3.

- Кнопку создать, не используя мастер, т.е. при отжатой кнопке Мастера на панели элементов;

- Изменить подпись к кнопке на Закрыть форму Пример3 (свойство Подпись на вкладке Макет или непосредственно на кнопке);

- В окне свойств кнопки на вкладке События в строке события Нажатие кнопки – нажать на Построителе в правом углу строки. В диалоговом окне Построитель выбрать Макросы и присвоить макросу имя Макрос1;

- Макрос должен содержать следующую макрокоманду и иметь вид:

 

 

 

- Макрокоманда, Тип объекта и Имя объекта выбираются из списка;

- Закрыть окно конструктора макроса и окно свойств кнопки. Перейти в режим формы , проверить работу кнопки Закрыть форму Пример3.

- Закрыть форму и присвоить ей имя Пример3.

 

Создание подчинённой формы Пример3_1

 

Процесс создания формы включает следующие этапы:

1. Создание запроса Запрос1 для формы3_1. В бланк запроса целесообразно включить поля: Название, Должность, Страна, Телефон и Факс и КодПоставщика из таблицы Поставщики;

2. Создание запроса Запрос2 для формы3_1. В бланк запроса целесообразно включить поля: Марка, КодТипа, Единица измерения, Цена и КодПоставщика из таблицы Товары (Поле КодПоставщика включается в оба запроса для связи источников записей подчинённой формы);

3. Создание подчинённой формы. Форму создать с помощью мастера форм. В качестве источника данных для главной формы указать Запрос1 для формы3_1, для подчиненной формы - Запрос2 для формы3_1. Задать для подчиненной формы табличный вид, выбрать стиль формы. Главную форму назвать Пример3_1, подчинённую- Подчиненная форма Пример3_1.

 

 

Процесс создания отчёта включает следующие этапы:

 

1. Создание запроса Запрос для отчёта_Пример3

- Включить в бланк запроса поля: Название из таблицы Поставщики; Марка из таблицы Товары.

- Для вычисления общей стоимости и общего количества товара каждого наименования добавить два вычисляемых поля: Стоимость и Общее количество товара.

- Установить курсор в строку Поле первого свободного столбца и вызвать Построитель выражений (кнопка на панели инструментов или команда Построить в контекстном меню) для добавления вычисляемого поля Стоимость;

- В окне построителя выражений задать выражение, воспользоваться при этом возможностями Построителя;

- Аналогично создать вычисляемое поле Общее количество товара;

 

 

- В меню Вид выбрать команду Групповые операции или щёлкнуть на кнопке Групповые операции на панели инструментов ;

- В строке Групповая операция: установить: для полей Название и Марка - значение Группировка, в результате чего будут сформированы группы записей для каждого поставщика и для каждого наименования товара; для полей Стоимость и Общее количество товара из раскрывающегося списка выбрать операцию Sum;

- Сохранить запрос под именем Запрос для отчёта_Пример3;

2. Создание отчёта Пример3

- Перейти на вкладку Отчёты и создать отчёт, используя мастер отчётов. В качестве источника данных указать Запрос для отчёта_Пример3;

- В окне диалога на вопрос мастера Добавить уровни группировки выбрать поле Название;

- В следующем окне диалога для подведения итогов нажать кнопку Итоги и указать функцию Су м ма для поля Стоимость;

- В графе Макет указать По левому краю, а в графе Ориентация - Книжная;

- Выбрать Деловой стиль;

- Задать имя для отчёта Пример3;

 

Редактирование отчёта

 

- Открыть отчёт в режиме конструктора, выделить отчёт (ПравкаВыделить отчёт или CTRL+R);

- Открыть окно свойств отчёта, активизировать вкладку События. Выбрать из списка процедуру, связанную с событием Отсутствие данных и открыть процедуру, для чего щёлкнуть на построителе .

 

- отредактировать процедуру следующим образом:

 

Private Sub Report_NoData(Cancel As Integer)

MsgBox «Записи не найдены»

Cancel = True

End Sub

- Закрыть отчёт.

 

Редактирование формы Пример3

- Открыть форму Пример3 в режиме конструктора;

- Включить в форму командную кнопку Открыть форму Пример3_1.

Кнопку создать, не используя мастер, т.е. при отжатой кнопке Мастера на панели элементов;

Изменить подпись к кнопке на Открыть форму Пример3_1 (свойство Подпись на вкладке Макет или непосредственно на кнопке);

В окне свойств кнопки на вкладке События в строке события Нажатие кнопки – нажать на Построителе в правом углу строки. В диалоговом окне Построитель выбрать Макросы и присвоить макросу имя Макрос2;

Макрос должен содержать следующую макрокоманду и иметь вид:

 

 

Макрокоманда, Имя формы и Режим выбираются из списка;

Условие отбора заполняется при помощи построителя и имеет следующий вид:

 

- Закрыть окно конструктора макроса и окно Свойств кнопки. Перейти в режим формы , проверить работу кнопки, выделив предварительно в списке название поставщика.

- Открыть форму Пример3 в режиме конструктора;

- Включить в форму командную кнопку Открыть отчёт Пример3.

Кнопку создать, не используя, мастер, т.е. при отжатой кнопке Мастера на панели элементов;

Изменить подпись к кнопке на Открыть отчёт Пример3 (свойство Подпись на вкладке Макет или непосредственно на кнопке);

В окне свойств кнопки на вкладке События в строке события Нажатие кнопки – нажать на Построителе в правом углу строки. В диалоговом окне Построитель выбрать Макросы и присвоить макросу имя Макрос3;

Макрос должен содержать следующую макрокоманду и иметь вид:

 

 

Макрокоманда, Имя отчёта и Режим выбираются из списка;

Условие отбора заполняется при помощи построителя и имеет следующий вид

 

- Закрыть окно конструктора макроса и окно Свойств кнопки. Перейти в режим формы , проверить работу кнопки, выделив предварительно в списке название поставщика.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гарсиа-Молина Г., Ульман Дж., Уидом Дж. Системы баз данных. Полный курс. — М.: «Вильямс», 2003. — 1088 с.

2. Гринченко Н. Н., Гусев Е. В., Макаров Н. П. Проектирование баз данных. СУБД Microsoft Access. Учебное пособие. – М.: Горячая Линия – Телеком, 2004. – 240 с.

3. Дейт К. Дж. Введение в системы баз данных — 8-е изд. — М.: «Вильямс», 2006. — 1328 с.

4. Когаловский М.Р. Перспективные технологии информационных систем. — М.: ДМК Пресс; Компания АйТи, 2003. — 288 с.

5. Когаловский М.Р. Энциклопедия технологий баз данных. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 800 с.

6. Коннолли Т., Бегг К. Базы данных. Проектирование, реализация и сопровождение. Теория и практика. — 3-е изд. — М.: «Вильямс», 2003. — 1436 с.

7. Кузнецов С. Д. Основы баз данных. — 2-е изд. — М.: Интернет-Университет Информационных Технологий; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. — 484 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: