бюджетная система Российской Федерации




 

1. Бюджет, его структура и функции

Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных на него функций.

Бюджет как план включает доходную и расходную часть.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Виды доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

1) Основную долю доходов бюджета составляют налоговые поступления.

В большинстве стран структура налоговых поступлений остается достаточно устойчивой на протяжении десятилетий. Однако структура налоговых поступлений в бюджетную систему России отличается от структуры налоговых поступлений в развитых странах. Так, в России более низкой является доля подоходного налога, налога на имущество и социальных платежей при высоком удельном весе налога на прибыль и косвенных налогов. В этих условиях более надежными источниками налоговых поступлений для государства являются косвенные налоги.

2) неналоговые поступления, к которым относится целый ряд доходов. Это - доходы от внешнеэкономической деятельности, а также все те доходы, которые собираются государством за счет владения и пользования имуществом, находящимся в государственной собственности (например, доходы государственных унитарных предприятий, доходы от аренды, принадлежащей государству на праве собственности). К неналоговым поступлениям относятся также доходы от платных государственных услуг, плата за выдаваемые паспорта, административные платежи и сборы (сборы и пошлины за регистрацию актов гражданского состояния). Кроме того, неналоговыми доходами считаются средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение вреда).

3) безвозмездные перечисления. Это финансовая помощь из бюджетов вышестоящего уровня бюджетам нижестоящим (например, из федерального краевому бюджету, либо из краевого – местному).

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Через бюджетные расходы финансируются организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. За счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Основные расходы государства можно разделить на следующие группы:

- расходы на национальную оборону, обеспечение правопорядка, правосудие;

- социальные расходы (здравоохранение, образование, культура, социальное обеспечение, спорт);

- финансирование экономики (транспорт, связь, наука, сельское хозяйство и другие отрасли);

- расходы на государственное управление.

- обслуживание государственного долга.

- большая часть расходов бюджета направляется на межбюджетное выравнивание, то есть перераспределение бюджетных ресурсов для сглаживания различий в развитии областей, районов и т.п.

 

Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ бюджетная система состоит из трех (четырех) уровней:

1. федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2. бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов) и бюджетов
территориальных государственных внебюджетных фондов;

3. местных бюджетов, в том числе:

 

- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга;

- бюджеты городских и сельских поселений.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ самостоятельны.

Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный бюджет » - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Принципы функционирования бюджетной системы РФ следующие:

1. Единство бюджетной системы;

2. Разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета;

3. Самостоятельность бюджетов различных уровней;

4. Полнота отражения доходов и расходов и источников финансирования дефицита;

5. Сбалансированность бюджета;

6. Результативность и эффективность исполнения бюджетных
средств;

7. Общее покрытие расходов бюджета;

8. Достоверность бюджета;

9. Адресность и целевой характер использования бюджетных
средств;

10. Единство кассы.

Бюджетная политика играет важную роль в политике государства в целом, реализуя - в сочетании с другими направлениями финансовой политики следующие основные функции:

• Финансовое обеспечение выполнения государством своих
функций;

• Поддержание финансовой стабильности в стране;

• Обеспечение финансовой целостности федеративного
государства;

• Образование бюджетного фонда;

• Государственное регулирование и стимулирование экономики;

• Контроль над образованием и использованием централизованных
фондов денежных средств;

• Перераспределение ВВП.

 

 

2. Бюджетный дефицит и государственный долг

В том случае, когда расходы по размеру равны доходам, имеет место баланс бюджета. Превышение доходов над расходами образует бюд­жетный излишек, который идет на покрытие государственного долга. Та­кой излишек, как правило, существовал в бюджетах государств в эпоху свободной конкуренции, что создавало устойчивость государственных финансов и денежного обращения. В современных условиях бюджеты большинства западных государств сводятся с дефицитом, т.е. превышением расходов бюджета над его доходами.

Дефицит государственного бюджета – явление неоднозначное. Различают циклический и структурный дефициты.

Циклический дефицит - это дефи­цит бюджета, являющийся результатом циклического падения производ­ства. Является отрицательным для экономики, поскольку он является продуктом эко­номических неурядиц и свидетельствует о недоиспользовании производственных возможностей общества.

Структурный - дефицит, возникающий в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных рас­ходов и снижению налогов с целью предотвращения спадов. Если он являет­ся продуктом здравой государственной политики по стабилизации эконо­мики, может оказать существенную помощь в недопущении резких колебаний экономической конъюнктуры.

Проблемой любого дефицита является так называемый «эффектм вытеснения» частных инвестиций. «Эффект вытеснения» связан с тем, что для покрытия дефицита государство прибегает к выпуску госзаймов (ГКО ОФЗ), которые при определен­ных условиях вытесняют часть инвестиций из производственного процесса.

Еще одна проблема, порождаемая бюджетным дефицитом, - это госу­дарственный долг, представляющий собой сумму непогашенных дефици­тов госбюджетов, накопленную за все время существования государства.

Государственный долг подразделяется на внутренний долг – это задолженность государства своим собственным гражданам, и внешний – это задолженность государства гражданам и организациям других стран.

Экономические последствия государственного долга можно свести к следующим четырем моментам:

♦ необходимость обслуживать внешний долг, что при крупном его объеме означает существенное сокращение возможностей потребления для на­селения данной страны;

♦ в определенной мере к вытеснению частного капитала, что может огра­ничить дальнейший рост экономики;

♦ увеличение налогов для оплаты растущего государственного долга вы­ступает в качестве антистимула экономической активности;

♦ перераспределение дохода в пользу держателей государственных об­лигаций.

Непосредственным результатом роста государственного долга является организация системы управления этим долгом.

Итак, крупные бюджетные дефициты и порожденный ими государствен­ный долг, хотя и не смертельны для экономики, тем не менее могут поро­дить ряд серьезных проблем.

 

3. Способы финансирования дефицита госбюджета

1) кредитно-денежная эмиссия (монетизация);

2) выпуск займов;

3) увеличение налоговых поступлений в госбюджет.

1) В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньо­раж - доход государства от печатания денег. Сеньораж возника­ет на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уров­ня цен. В результате все экономические агенты платят своеоб­разный инфляционный налог, и часть их доходов перераспреде­ляется в пользу государства через возросшие цены.

В условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера-Танзи - сознательное затягивание налогоплательщика­ми сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет. Нарастание инфляционного напряжения создает эконо­мические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценивание денег, в резуль­тате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит госбюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождать­ся непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в дру­гих формах, например в виде расширения кредитов Централь­ного банка государственным предприятиям по льготным став­кам процента или в форме отсроченных платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок.

2) Если дефицит госбюджета финансируется с помощью выпус­ка государственных займов, то увеличивается средняя рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в част­ном секторе, падению чистого экспорта и частично - к сниже­нию потребительских расходов. В итоге возникает эффект вы­теснения, который значительно ослабляет стимулирующий эф­фект фискальной политики.

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения.

3) Проблема увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет выходит за рамки собственно финансирования бюджетного дефицита, так как разрешается в долгосрочной перспек­тиве на базе комплексной налоговой реформы, нацеленной на сни­жение ставок и расширение базы налогообложения. В кратко­срочном периоде снижение налоговых ставок сопровождается, во-первых, снижением степени встроенной стабильности экономи­ки; во-вторых, ростом эффекта вытеснения негосударственного сектора на фоне повышения процентных ставок, которое возни­кает как реакция денежного рынка на сопровождающее экономи­ческое оживление повышение спроса на деньги при их неизмен­ном (в целях ограничения уровня инфляции) предложении; в-тре­тьих, возможным увеличением бюджетного дефицита из-за одновременного снижения ставок налогообложения и налоговых поступлений в бюджет в соответствии с закономерностью, опи­сываемой кривой Лаффера.

Ни один из способов финансирования дефицита государствен­ного бюджета не имеет абсолютных преимуществ перед осталь­ными и не является полностью неинфляционным.

 

4. Бюджетно-налоговая политика государства. Теорема Хаавельмо

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - меры прави­тельства по изменению государственных расходов, налогооб­ложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного ба­ланса и экономического роста при производстве неинфляцион­ного ВВП.

Дискреционная фискальная политика - целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.

Недискреционная фискальная политика - автоматической изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьше­ния) ВВП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. Чистые налоговые поступления представляют собой разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и сум­мой выплаченных правительством трансфертов.

При дискреционной фискальной политике в целях стимули­рования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения госрасхо­дов (например, на финансирование программ по созданию но­вых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно, в пе­риод подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.

При недискреционной фискальной политике бюджетный де­фицит и излишек возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

"Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономичес­кий механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических ко­лебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым из­менениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно высту­пают прогрессивная система налогообложения, система государ­ственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Степень встроенной стабильности экономики непосредствен­но зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и из­лишков, которые выполняют функции автоматических "аморти­заторов" колебаний совокупного спроса.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью пре одоление циклического спада экономики и предполагает увели­чение госрасходов G, снижение налогов Т или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществле­ние этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денеж­ной политикой Центрального Банка и оптимизацией структуры государственных расходов.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъе­ма экономики и предполагает снижение госрасходов G, увели­чение налогов Т или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания ме­ханизма стагфляции. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в эконо­миках переходного периода, в том числе и в России.

При проведении любой налогово-бюджетной политики необходимо добиваться сбалансированного бюджета. То есть, уменьшая (увеличивая) госрасходы, необходимо также уменьшать (увеличивать) налоги. Как госрасходы, так и налоги оказывают мультипликативное воздействие на национальных доход.

Мультипликатор сбалансированного бюджета - воздействие изменений в гос. расходах, которые были компенсированы эквивалентными изменениями в налогообложении, на национальный доход. Напр., рост гос. расходов увеличивает совокупный спрос в большей мере, чем такое же увеличение налогообложения сокращает его, т.к. часть дохода, извлеченного в виде налога, в другом случае осела бы в виде сбережений и, следовательно, не повлияла бы на совокупный спрос.

Теорема Хаавельмо - если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются (сокращаются) на одну и ту же величину, то это ведет к росту (сокращению) совокупного дохода, причем ровно на величину роста (сокращения) государственных закупок и налогов.

Таким образом мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: