1. Бюджет, его структура и функции
Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных на него функций.
Бюджет как план включает доходную и расходную часть.
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
Виды доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
1) Основную долю доходов бюджета составляют налоговые поступления.
В большинстве стран структура налоговых поступлений остается достаточно устойчивой на протяжении десятилетий. Однако структура налоговых поступлений в бюджетную систему России отличается от структуры налоговых поступлений в развитых странах. Так, в России более низкой является доля подоходного налога, налога на имущество и социальных платежей при высоком удельном весе налога на прибыль и косвенных налогов. В этих условиях более надежными источниками налоговых поступлений для государства являются косвенные налоги.
2) неналоговые поступления, к которым относится целый ряд доходов. Это - доходы от внешнеэкономической деятельности, а также все те доходы, которые собираются государством за счет владения и пользования имуществом, находящимся в государственной собственности (например, доходы государственных унитарных предприятий, доходы от аренды, принадлежащей государству на праве собственности). К неналоговым поступлениям относятся также доходы от платных государственных услуг, плата за выдаваемые паспорта, административные платежи и сборы (сборы и пошлины за регистрацию актов гражданского состояния). Кроме того, неналоговыми доходами считаются средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение вреда).
3) безвозмездные перечисления. Это финансовая помощь из бюджетов вышестоящего уровня бюджетам нижестоящим (например, из федерального краевому бюджету, либо из краевого – местному).
Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Через бюджетные расходы финансируются организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. За счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Основные расходы государства можно разделить на следующие группы:
- расходы на национальную оборону, обеспечение правопорядка, правосудие;
- социальные расходы (здравоохранение, образование, культура, социальное обеспечение, спорт);
- финансирование экономики (транспорт, связь, наука, сельское хозяйство и другие отрасли);
- расходы на государственное управление.
- обслуживание государственного долга.
- большая часть расходов бюджета направляется на межбюджетное выравнивание, то есть перераспределение бюджетных ресурсов для сглаживания различий в развитии областей, районов и т.п.
Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.
В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ бюджетная система состоит из трех (четырех) уровней:
1. федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
2. бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов) и бюджетов
территориальных государственных внебюджетных фондов;
3. местных бюджетов, в том числе:
- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга;
- бюджеты городских и сельских поселений.
Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ самостоятельны.
Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный бюджет » - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.
Принципы функционирования бюджетной системы РФ следующие:
1. Единство бюджетной системы;
2. Разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета;
3. Самостоятельность бюджетов различных уровней;
4. Полнота отражения доходов и расходов и источников финансирования дефицита;
5. Сбалансированность бюджета;
6. Результативность и эффективность исполнения бюджетных
средств;
7. Общее покрытие расходов бюджета;
8. Достоверность бюджета;
9. Адресность и целевой характер использования бюджетных
средств;
10. Единство кассы.
Бюджетная политика играет важную роль в политике государства в целом, реализуя - в сочетании с другими направлениями финансовой политики следующие основные функции:
• Финансовое обеспечение выполнения государством своих
функций;
• Поддержание финансовой стабильности в стране;
• Обеспечение финансовой целостности федеративного
государства;
• Образование бюджетного фонда;
• Государственное регулирование и стимулирование экономики;
• Контроль над образованием и использованием централизованных
фондов денежных средств;
• Перераспределение ВВП.
2. Бюджетный дефицит и государственный долг
В том случае, когда расходы по размеру равны доходам, имеет место баланс бюджета. Превышение доходов над расходами образует бюджетный излишек, который идет на покрытие государственного долга. Такой излишек, как правило, существовал в бюджетах государств в эпоху свободной конкуренции, что создавало устойчивость государственных финансов и денежного обращения. В современных условиях бюджеты большинства западных государств сводятся с дефицитом, т.е. превышением расходов бюджета над его доходами.
Дефицит государственного бюджета – явление неоднозначное. Различают циклический и структурный дефициты.
Циклический дефицит - это дефицит бюджета, являющийся результатом циклического падения производства. Является отрицательным для экономики, поскольку он является продуктом экономических неурядиц и свидетельствует о недоиспользовании производственных возможностей общества.
Структурный - дефицит, возникающий в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов с целью предотвращения спадов. Если он является продуктом здравой государственной политики по стабилизации экономики, может оказать существенную помощь в недопущении резких колебаний экономической конъюнктуры.
Проблемой любого дефицита является так называемый «эффектм вытеснения» частных инвестиций. «Эффект вытеснения» связан с тем, что для покрытия дефицита государство прибегает к выпуску госзаймов (ГКО ОФЗ), которые при определенных условиях вытесняют часть инвестиций из производственного процесса.
Еще одна проблема, порождаемая бюджетным дефицитом, - это государственный долг, представляющий собой сумму непогашенных дефицитов госбюджетов, накопленную за все время существования государства.
Государственный долг подразделяется на внутренний долг – это задолженность государства своим собственным гражданам, и внешний – это задолженность государства гражданам и организациям других стран.
Экономические последствия государственного долга можно свести к следующим четырем моментам:
♦ необходимость обслуживать внешний долг, что при крупном его объеме означает существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны;
♦ в определенной мере к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики;
♦ увеличение налогов для оплаты растущего государственного долга выступает в качестве антистимула экономической активности;
♦ перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.
Непосредственным результатом роста государственного долга является организация системы управления этим долгом.
Итак, крупные бюджетные дефициты и порожденный ими государственный долг, хотя и не смертельны для экономики, тем не менее могут породить ряд серьезных проблем.
3. Способы финансирования дефицита госбюджета
1) кредитно-денежная эмиссия (монетизация);
2) выпуск займов;
3) увеличение налоговых поступлений в госбюджет.
1) В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.
В условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера-Танзи - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценивание денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит госбюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.
Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок.
2) Если дефицит госбюджета финансируется с помощью выпуска государственных займов, то увеличивается средняя рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично - к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики.
В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения.
3) Проблема увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет выходит за рамки собственно финансирования бюджетного дефицита, так как разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплексной налоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения. В краткосрочном периоде снижение налоговых ставок сопровождается, во-первых, снижением степени встроенной стабильности экономики; во-вторых, ростом эффекта вытеснения негосударственного сектора на фоне повышения процентных ставок, которое возникает как реакция денежного рынка на сопровождающее экономическое оживление повышение спроса на деньги при их неизменном (в целях ограничения уровня инфляции) предложении; в-третьих, возможным увеличением бюджетного дефицита из-за одновременного снижения ставок налогообложения и налоговых поступлений в бюджет в соответствии с закономерностью, описываемой кривой Лаффера.
Ни один из способов финансирования дефицита государственного бюджета не имеет абсолютных преимуществ перед остальными и не является полностью неинфляционным.
4. Бюджетно-налоговая политика государства. Теорема Хаавельмо
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВВП.
Дискреционная фискальная политика - целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.
Недискреционная фискальная политика - автоматической изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВВП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. Чистые налоговые поступления представляют собой разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.
При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения госрасходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно, в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.
При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.
"Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических "амортизаторов" колебаний совокупного спроса.
Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью пре одоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов G, снижение налогов Т или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и оптимизацией структуры государственных расходов.
Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов G, увеличение налогов Т или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периода, в том числе и в России.
При проведении любой налогово-бюджетной политики необходимо добиваться сбалансированного бюджета. То есть, уменьшая (увеличивая) госрасходы, необходимо также уменьшать (увеличивать) налоги. Как госрасходы, так и налоги оказывают мультипликативное воздействие на национальных доход.
Мультипликатор сбалансированного бюджета - воздействие изменений в гос. расходах, которые были компенсированы эквивалентными изменениями в налогообложении, на национальный доход. Напр., рост гос. расходов увеличивает совокупный спрос в большей мере, чем такое же увеличение налогообложения сокращает его, т.к. часть дохода, извлеченного в виде налога, в другом случае осела бы в виде сбережений и, следовательно, не повлияла бы на совокупный спрос.
Теорема Хаавельмо - если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются (сокращаются) на одну и ту же величину, то это ведет к росту (сокращению) совокупного дохода, причем ровно на величину роста (сокращения) государственных закупок и налогов.
Таким образом мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.