Руководство и организация учебного класса




 

Организующим ядром класса является его актив. В него входят президент класса, министры образования и науки, культуры, спорта, дисциплины и порядка, финансов, печати и информации и их помощники. Их выбрали в самом начале учебного года, в сентябре.

Президентом класса является Сиразеев Ильдар, в обязанности которого входит посещение школьных советов, собраний и своевременное донесение всей необходимой информации членам учебного коллектива, организация работы класса и поддержание тесной связи с классным руководителем и родительским комитетом. Ильдар – очень добросовестный и ответственный человек. Он хорошо знает, что от него требуется, осознает возложенную на него ответственность и серьезно относится к своим обязанностям.

Согласно данным социометрического исследования Ильдар является не только президентом класса, но и одним из лидеров коллектива. Больше половина класса считает, что именно он должен быть президентом класса. Однако есть и такие ученики, которые хотели бы видеть главой своего класса кого-то другого, но таких не много и, к сожалению, те, кого бы они желали видеть своим президентом, не пользуются доверием большей части коллектива. Ильдар обладает всеми необходимыми для лидера качествами: самостоятельностью, инициативностью, решительностью, требовательностью, его уважают и ценят все ребята. Хорошие организаторские качества помогают ему сплотить ребят для выполнения совместной деятельности, а настойчивость и упорство довести начатое ело до конца.

Вице-президентом класса является Махмутов Мунир. Он так же, как и Ильдар, пользуется доверием учащихся. Ребята уважают его, прислушиваются к его мнению. Он самостоятелен, энергичен, но в то же время и исполнителен; он является «правой рукой» президента класса, а в его отсутствие успешно справляется с его обязанностями. Мунир активно участвует не только в жизни класса, но и в жизни школы и стремиться привлечь к этому других членов коллектива. Он отзывчив и всегда готов помочь своим одноклассникам.

 

Ученики, занимающие должности министров по разным сферам деятельности, вполне соответствуют им, и хорошо справляются со своими обязанностями. Они серьезно и с большой ответственностью относятся к своей работе. Ребята исполняют свои обязанности не только потому, что это надо, а потому что им это нравится. Они активны, инициативны, вполне самостоятельны; но иногда, конечно, нуждаются в совете, помощи и поддержке, которую им оказывает классный руководитель.

Цветкова Елена – министр науки и образования. Она ответственно относится к своим обязанностям, помогает классному руководителю, участвует в организации школьных олимпиад по различным предметам. Лена хорошо учиться, у нее только две четверки, проявляет большой интерес приобретению новых знаний. Она добросовестно и ответственно относится учебе, в том числе и к выполнению домашних заданий, и своим примером старается вовлечь одноклассников в учебный процесс и повысить их мотивацию к учению. Цветкова Лена, и также Юнусова Айгуль, которая является министром культуры, согласно данным социометрического исследования по критерию проведения досуга, получили достаточно много положительных выборов и ни одного отрицательного. Это говорит о том, что они не только являются официальными активистами класса, но и пользуются уважением и доверием среди одноклассников, что существенно облегчает их работу с классом.

Министром дисциплины и порядка является Зайнуллин Эмиль. Это очень серьезный, спокойный, рассудительный человек. Он отличается хорошей культурой поведения, развитым чувством самоконтроля и чувством долга. Эмиль хорошо учиться, принимает активное участие в жизни класса, строго следит за дисциплиной, а также при необходимости оказывает помощь и

поддержку своим одноклассникам. Требовательность к себе и другим, большое терпение, настойчивость и старательность являются основой его авторитета в коллективе.

 

Социометрическое исследование, наблюдения и беседы показали, что помимо официальных лидеров в классе имеется и неофициальный лидер. Им является Садикова Чулпан. Она пользуется авторитетом практически среди всех членов коллектива, как девочек, так и мальчиков. Чулпан очень общительная, живая, жизнерадостная и энергичная девочка. Она быстро сходиться с людьми, со всеми находит общий язык. Ее влияние на класс положительное. Она способна сплотить коллектив на общее дело. Ее мнение имеет большое влияние на членов группы, и одноклассники всегда прислушиваются к нему и доверяют ей. Чулпан является «душой» коллектива и ей принадлежит большая роль в установлении доброжелательной атмосферы в классе и жизнерадостного настроения.

Также большое количество положительных выборов при ответе на вопрос о том, кого бы вы хотели выбрать президентом класса, набрала Саттарова Альбина. Это является показателем ее авторитета среди одноклассников, который основан на доверии к ней, уверенности в ее организаторских способностях и способностях сплотить ребят, ее успехах в учебе, ее открытости и твердой воли. Альбина, хотя и не входит в актив класса, но помогает своим товарищам и классному руководителю в организации различных мероприятий; она является правой рукой Миляуши Марселевны. Альбина очень ответственный, дисциплинированный и исполнительный человек, на нее всегда можно положиться, она отзывчива. Именно поэтому ребята уважают ее и доверяют ей.

Актив класса доброжелательно относится к неофициальным лидерам, они поддерживают хорошие отношения друг с другом. Разногласия, конечно, бывают, но незначительные, а серьезных конфликтов не возникает. При необходимости они могут объединиться и сплотить ребят для решения общих задач.

 

Конечно, не все ученики класса пользуются большим авторитетом и полным доверием со стороны одноклассников, однако отношение всеми членами коллектива благоприятные. «Отверженных» в классе нет. Иванов Владимир, хотя и держится немного в стороне, хорошо общается с одноклассниками. Ребята относятся к нему доброжелательно. Что касается Диарова Динара, то его тоже нельзя назвать «отверженным», так как не все ученики группы относятся к нему неблагосклонно. Конечно, многие часто не понимают и не одобряют его поведения и поступков, но есть и такие, которые понимают его, стараются его поддержать и помочь ему. У него есть и несколько друзей среди одноклассников.

 

 

Личность классного руководителя оказывает огромное влияние на учебный коллектив. Гарипова Миляуша Марселевна, классный руководитель 9 «Г» класса, – образованный человек, обладающий широким кругозором и высоким уровнем культуры. Она спокойная, уравновешенная, трудолюбивая и отзывчивая. Это справедливый учитель, обладающий огромным терпением и желанием работать с детьми. Миляуша Марселевна во всем готова оказать поддержку ученикам, при возникновении конфликтных ситуаций помогает ребятам разрешить их мирным путем.

Миляуша Марселевна – не только ответственный и доброжелательный педагог, но и хороший воспитатель, и тонкий психолог. Она придерживается гуманистического стиля общения с учениками. Старается резко не критиковать их за плохое поведение или невыполнение домашней работы, а наоборот, прилагает все усилия, чтобы вызвать живой интерес с их стороны к предмету и добиться сознательного отношения к дисциплине.

Найти общий язык с учениками Миляуше Марселевне удается практически всегда, она индивидуально подходит к проблемам каждого ребенка. Она знает возрастные особенности учащихся, сразу старается выяснить интересы, склонности и потребности своих учеников, чтобы на этой основе организовывать воспитательную работу с учебным коллективом.

 

Внимательным и доброжелательным отношением к детям Миляуша Марселевна завоевала уважение, доверие и симпатии с их стороны. Это было подтверждено в ходе наблюдений, тестирования, бесед с учениками, их родителями и учителями.

Авторитет классного руководителя в данном коллективе непререкаем. Но этот авторитет основан не на давлении и страхе, а не взаимном доверии и взаимоуважении. Ученики часто обращаются к Миляуше Марселевне за советом, они доверяют ее мнению. Ребята стараются слушаться своего классного руководителя, хотя иногда бывают и исключения. Они уважают ее и поэтому стараются не подводить. Часто, когда ребята не хотят участвовать в каких-то школьных мероприятиях, Миляуше Марселевне, побеседовав с ними, удается их переубедить.

Миляуша Марселевна оказывает положительное влияние на класс. Она поддерживает своих учеников, помогает и советом, и делом. Она способна сплотить ребят для достижения общих целей. Заботясь о благополучии своего класса, она решает возникающие проблемы. Так сейчас она старается вовлечь всех учеников группы в общешкольную деятельность, в которой, к сожалению, принимает активное участие очень незначительная часть учебного коллектива. Также она всеми силами старается наладить дисциплину и сформировать у ребят культуру поведения и самоконтроль.

 

 


Общие выводы

 

В ходе наблюдений за классом и его деятельностью, анализа результатов тестирования и бесед с учениками и их учителями были выявлены основные достоинства и недостатки исследуемого коллектива.

Класс дружный и сплоченный, в нем учатся активные, энергичные и интересные личности. В коллективе царит благоприятная атмосфера, напряженность и серьезные конфликты отсутствуют. Ребята жизнерадостные, хорошо ладят друг с другом, со всеми находят общий язык. Они всегда готовы помочь в трудную минуту, оказать поддержку, никогда не бросят товарища в трудной ситуации. Также хорошо относятся к своему классному руководителю, уважают его, прислушиваются к его мнению. В основном все принимают активное участие в жизни класса, соблюдают традиции и порядки школы.

Таким образом, основными достоинствами группы являются доброжелательные, дружеские отношения между ее членами, доверие и взаимное уважение, жизнерадостный тон настроения группы. Также положительными сторонами являются взаимное уважение учащихся и их классного руководителя, готовность оказать поддержку в трудную минуту и чувство гордости за свой коллектив, присущее всем его членам. Все эти качества помогают ребятам хорошо общаться друг с другом, весело проводить свободное время, увеличивают возможности группы и эффективность совместной деятельности, позволяют успешно решать поставленные перед коллективом задачи.

Что же касается отрицательных сторон коллектива, то к ним можно отнести нежелание учиться и отсутствие стремления к приобретению новых знаний, не очень хорошую успеваемость и плохую дисциплину на уроках. А так как главной целью любого классного коллектива является обеспечение учебно-познавательного и учебно-воспитательного процессов, то проблемы с дисциплиной и отсутствием стремления к учебе нуждаются в быстром решении. Еще одним недостатком является тот факт, что ребята не всегда проявляют чуткость к своим товарищам и не всегда понимают их чувства.

 

В классе, как и в любой малой группе, существует разделение и дифференциация ролей между учащимися, обусловленные характером общих целей и задач, интересами и склонностями образующих группу лиц. Данный учебный коллектив хорошо организован; здесь есть президент и актив класса, между членами которого распределены специальные полномочия и обязанности, успешное исполнение которых обеспечивает целенаправленность, упорядоченность и стабильность существования группы, успешность ее деятельности и дальнейшее развитие.

Коллектив 9 «Г» класса существует уже восьмой год, и за этот период в группе сложились определенные традиции, сформировались общие представления и ценности, а в памяти членов группы хранятся воспоминания о совместной деятельности. Все это оказывает унифицирующее воздействие на членов коллектива и тем самым сближает их.

Все члены данного коллектива осознают свою принадлежность группе, гордятся и дорожат этим; у них ярко выражено чувство «мы». Учебный коллектив 9 «Г» класса поддерживает хорошие отношения с другими классами параллели, учащиеся этих классов общаются друг с другом, вместе участвуют в общешкольных мероприятиях.

 

Исходя из всего вышесказанного, можно утверждать, что учебный коллектив 9 «Г» класса является достаточно высокоразвитой группой. Эта группа существует уже достаточно давно и является дружной и сплоченной. Она характеризуется наличием общих целей, интересов, потребностей и ценностей; в ней имеются уважаемые, признанные лидеры, групповой актив, четко распределены внутригрупповые роли и функции. Члены группы доброжелательно относятся друг к другу, хорошо общаются между собой и участвуют в совместной деятельности. Все это говорит о том, что группа достигла вполне высокого уровня социально-психологической зрелости и имеет право называться коллективом. Несмотря на это, в группе существуют свои недостатки, на преодоление которых будет направлена ее дальнейшая деятельность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: