Истоки и значение исследовательского поведения




Однозначного определения исследо­вательского поведения не существует, это естественно, так обычно и бывает со сложными психическими явления­ми. Однако нельзя не отметить, что и разночтения не столь велики. Исследо­вательское поведение рассматривают:

• как поиск информации (Fein G.G.
Child development. - New Jersey, 1978;
Поддъяков А.Н. Исследовательское по­
ведение. Стратегии познания, помощь,
противодействие, конфликт. — М., 2000);

• как поведение, направленное на
уменьшение возбуждения, вызван­
ного неопределенностью {Berlyne D.
Structure and direction in thinking. -
New York, Wiley, 1965).

Мы, в данном контексте, рассматри­ваем исследовательское поведение как поведение, направленное на изучение объекта, имеющее в своей основе пси­хическую потребность в поисковой ак­тивности; а «исследовательское обуче­ние» — как вид обучения, построенный на фундаменте исследовательского по­ведения.

Правомерен вопрос об истоках ис­следовательского поведения, о том, что побуждает ребенка к поисковой актив­ности, откуда у него берется желание исследовать окружающий мир. Совре­менная психология дает убедительные, базирующиеся на надежных основани­ях ответы.

Конечно, можно рассматривать ис­следовательское поведение как реак­цию на ситуацию неопределенности.


Оно актуализируется, когда традицион­ное, стереотипное поведение не дает желаемого эффекта. Такие ситуации действительно стимулируют проявле­ния исследовательского поведения, но все же основная его причина — это глу­бинная, внутренняя, биологическая по своей природе, потребность человечес­кой психики. В ее основе лежит — вы­явленный известным русским физиоло­гом, нобелевским лауреатом И.П. Пав­ловым и изученный в работах многих ученых - ориентировочно-исследова­тельский рефлекс. Он относится к чис­лу безусловных и рассматривается как первоначальная психическая реакция на новый стимул. Будучи свойствен не только человеку, но и животным, дан­ный рефлекс является основой непро­извольного внимания. И.П. Павлов еще называл его — «рефлекс «что такое?». Конечно, от ориентировочно-исследо­вательского рефлекса до исследователь­ского поведения огромная дистанция. Но очевидно, что они тесно связаны.

В ходе многочисленных, специаль­ных экспериментов, направленных на изучение особенностей исследователь­ского поведения людей и животных, неоднократно было доказано, что ис­следовательское поведение следует рас­сматривать как неотъемлемое проявле­ние жизненной активности любого жи­вого существа. Оно выполняет важней­шую функцию — функцию развития. Последняя обеспечивает адаптацию к динамичному окружению и, в конеч­ном итоге, является гарантией выжива­ния данного организма и вида в целом. Вероятно, поэтому в ходе эволюции природой достигнуто то, что мотивация исследовательского поведения не толь­ко у людей, но и животных, в ряде слу­чаев оказывается более сильной, чем


пищевая или оборонительная. Ярким подтверждением этого утверждения могут служить результаты эксперимен­тов, проведенных биологами и психоло­гами на животных. Например, проводя лабораторные эксперименты с крыса­ми, экспериментаторы определили, что исследовательское поведение - внут­ренняя, биологически детерминирован­ная потребность, а не просто явление, вызванное внешними обстоятель­ствами.

Долгое время участвовавшие в экс­перименте крысы жили в условиях пол­ного комфорта, удовлетворялись все их потребности. Животные получали дос­таточно пищи, они не нуждались в за­щите от хищников, не было у них необ­ходимости в решении и других про­блем. Однако, несмотря на это крысы стремились исследовать находящееся рядом и ничем особенно непривлека­тельное помещение. Животные стреми­лись в него попасть, хотя их к этому никто не принуждал, и даже более того, это посещение было для них потенци­ально опасно.

В естественных природных условиях исследовательское поведение у живот­ных проявляется постоянно, но оно не так заметно, как в искусственных ситу­ациях. Исследовательское поведение животного - это естественная часть борьбы за выживание. Оно добывает пищу, спасается от хищников, удовлетво­ряет свои сексуальные потребности, ре­шает другие проблемы, все это требует постоянного исследовательского поиска.

Исследовательское поведение харак­терно для всех живых существ, и чем выше уровень психической организа­ции, тем выше уровень развития поис­ковой активности. Наиболее ярко эта особенность проявляется у человека. Главное его отличие от аналогичных проявлений у животных в том, что по-




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: