О направлении методических
Рекомендаций по оформлению
Индивидуально-ориентированных
Коррекционно-развивающих
Образовательных программ
ГОУ «Новгородский областной центр психолого-медико-социального сопровождения» направляет «Методические рекомендации по оформлению индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих образовательных программ» для использования в работе специалистами ППМС-центров, педагогами - психологами образовательных учреждений.
Директор С. Г. Елагина
Методические рекомендации
По оформлению индивидуально- ориентированных коррекционно-развивающих образовательных программ
Для успешного прохождения процедуры государственной аккредитации образовательными учреждениями необходимо грамотно оформить индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие образовательные программы, по которым работают специалисты.
Коррекционно-развивающая работа специалистов (учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога) государственных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центр), педагога-психолога образовательных учреждений должна осуществляться на основе индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих образовательных программ.
Индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие образовательные программы составляются для детей, имеющих рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, психолого-медико-педагогического консилиума, а также в других случаях, требующих устранения или компенсации выявленных отклонений в психическом и личностном развитии детей.
Индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие образовательные программы подразделяются на индивидуальные и групповые.
Содержание программы определяется индивидуальными особенностями развития ребенка и направлено на коррекцию имеющихся нарушений в развитии, воспитании или обучении, выявленных в ходе углубленного диагностического обследования.
Индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие образовательные программы рассматриваются на педагогическом совете и утверждаются директором образовательного учреждения.
Структура индивидуально-ориентированной
коррекционно-развивающей программы
Титульный лист
Пояснительная записка
1.1. Актуальность
1.2. Научная обоснованность программы
1.3. Направленность и уровень программы (цель, задачи, адресат)
1.4. Форма проводимой работы
1.5. Длительность программы
1.6. Условия реализации
1.7. Способы взаимодействия специалистов (для комплексных программ)
1.8. Показания и противопоказания к проведению программы
2. Содержание программы
2.1.Тематический план занятий
3. Требования к результату реализации программы
4. Методы и средства оценки результативности программы
5. Список литературы
Рекомендации по составлению разделов индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей программы
На титульном листе указывается:
- образовательное учреждение,
- название программы,
- кто реализует программу (фамилия, имя, отчество, должность),
- учебный год.
В верхнем правом углу титульного листа имеется пометка о дате, № протоколарассмотрения программы на педагогическом совете. Программа утверждается директором образовательного учреждения, скрепляется его подписью и печатью.
Пояснительная записка
1.1. Раздел «Актуальность программы» должен быть посвящен описанию тех проблем, которые актуальны для данного ребенка, группы детей, класса, а также причин, их вызывающих.
В нем могут фиксироваться результаты психолого-педагогического обследования ребенка (группы детей), рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, частота обращений детей (или лиц, представляющих их интересы) с данной проблемой в ППМС-центр.
1.2. В разделе «Научная обоснованность» необходимо указать в рамках какой методологии и на основе каких научно-теоретических положений разработана данная программа.
В качестве методологических основ программы могут выступать общие методологические принципы науки, такие как принцип системного подхода, принцип деятельностного подхода, принцип гуманистического подхода, а также принципы построения коррекционных программ, такие как принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач, принцип единства диагностики и коррекции, принцип коррекции каузального типа и др.
В качестве теоретических основ могут выступать психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология, гештальт-психология и другие научные школы. Не менее важными методологическими предпосылками разработки программ могут выступать теории личности и деятельности (например, теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова), а также научные концепции, раскрывающие основное содержание особенностей личности, на которые направлено коррекционно-развивающее воздействие.
Важно показать общую структуру индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей образовательной программы. Определить набор методов (например, метод разрешения конфликтов, арттерапия, психогимнастика, релаксация, поведенческий тренинг, социальная терапия и др.), приемов работы, используемых в процессе реализации программы.
В этом разделе целесообразно раскрыть основные категории и понятия, используемые в программе.
Необходимо отметить, на основе какой программы (указать автора) составлена данная индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая образовательная программа.
В случае если программа прошла экспертизу и сертификацию в научных учреждениях (РАН, РАО, институты, РЦРО), то обязательно следует это указать.
Раздел «Направленность и уровень программы»
Основными характеристиками индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих образовательных программ с точки зрения процедуры государственной аккредитации являются их направленность и уровень. Направленность программ определяется целями и задачами, которые решаются в процессе реализации программы.
Под целью понимается представление будущего результата деятельности, определяющее характер и способы действий специалистов по его достижению. Цели должны быть сформулированы предельно конкретно, давать четкие представления о тех результатах, которые ожидаются, а также определять основной способ достижения предполагаемых результатов.
При описании коррекционно-развивающей программы целикасаются, как правило, одного из трех основных аспектов:
- коррекционного, предполагающего исправления отклонений и нарушений развития, разрешения трудностей развития,
- профилактического, обеспечивающего предупреждение отклонений и трудностей в развитии,
- развивающего, направленного на оптимизацию, стимулирование, обогащение содержания развития.
В целом перечисленные аспекты могут касаться нормализации условий жизни и развития ребенка, формирования навыков деятельности и поведения, гармонизации сенсорной, моторной, эмоциональной, познавательной сферы личности, повышение социального и личностного статуса ребенка и т.д.
Поставленная цель должна быть развернута в систему частных задач, учитывающих условия их конкретного решения в данный отрезок времени.
Например, если целью программы является развитие пространственных представлений ребенка, то соответствующими задачами могут быть:
- формирование пространственных представлений на уровне собственного тела;
- формирование пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела по вертикальной оси;
- обучение пониманию и использованию в собственной речи предлогов: над, под, между; и т.д.
В случае, если целью является гармонизация эмоциональной сферы, то задачами могут быть:
- обучение пониманию и вербализации чувств страха и тревоги;
- обучение отреагированию эмоциональных состояний страха и тревоги; и т.д.
Уровень индивидуально ориентированных коррекционно - развивающих образовательных программ предусматривает их соотнесение с возрастным периодом развития детей, которым оказывается помощь, т.е. адресность программы, предполагающая указание четких характеристик контингента, для которого она предназначена: его возрастные особенности и ограничения; типические физические, физиологические, психофизиологические, психологические особенности; характеристика отклонений и дефектов.
1.4. В разделе «Форма проводимой работы» необходимо указать форму, в которой проводится работа: индивидуальную, групповую, смешанную. Необходимо указать, какая из форм приносит максимальный эффект и при каких условиях.
1.5. В разделе «Длительность программы» указывается общее количество часов, частота проведения занятий и продолжительность одного занятия.
1.6. Раздел «Условия реализации». При описании условий реализации программы необходимо описать оборудование, комплектность его; охарактеризовать условия работы; необходимые требования к специалисту.
1.7. Раздел «Способы взаимодействия специалистов (для комплексных программ). При описании программы необходимо четко расписать функции каждого специалиста, обеспечивающего ее реализацию, а также функции клиента и его ближайшего окружения, принимающего участие в коррекционно-развивающих мероприятиях.
Особое внимание следует уделить формам участия третьих лиц (при работе с семьей – родственников и других значимых взрослых; при развитии социально обусловленных качеств – сверстников или участников другой возрастной категории; при работе с учебными проблемами – педагогов и учащихся класса).
1.8. Раздел «Показания и противопоказания к проведению программы» предполагает представление подробной характеристики проблем, для решения которых предназначена программа. Целесообразно привести ранжированный перечень проблем: первые места отдавать тем их них, чье решение с большей доли вероятности может зависеть от результативности использования предлагаемой программы, а на последние места – проблемы, при работе с которыми данная программа может оказаться действенной только совместно с другими процедурами и методами.
В программе могут быть отмечены ограничения по ее использованию, если ее применение при особых условиях может вызывать отрицательные последствия.
2. В разделе «Содержание программы» описываются разделы программы, этапы реализации, структура занятия.Конкретное содержание программы должно быть представлено в тематическом плане занятий.
2.1. Тематический план занятий оформляется по форме:
№ | Тема | Цели и задачи | Наименования форм работы: игры, упражнения, задания и др. | Кол-во занятий |
3. Раздел «Требования к результату реализации программы» формулируется в зависимости от направленности программы. В нем необходимо конкретно сформулировать результаты, достижения детей (ребенка), которые можно ожидать после реализации программы.
Описанные ожидаемые результаты должны соотноситься с каждой из поставленных задач, таким образом, чтобы можно было получить реальное представление о возможностях программы и оценить эффективность ее использования.
4. Раздел «Методы и средства оценки результативности программы»
Оценка результативности программы должна определяться системой показателей, по которым можно судить о степени их достижения. При этом в число показателей могут входить как количественные, так и качественные признаки, которые могут быть замерены или отслежены с помощью процедур диагностики, наблюдения, опроса родителей, педагогов и пр.
К числу таких показателей могут относиться изменения в психоэмоциональном состоянии личности, системе навыков и умений, индивидуально-психологических свойств личности, мотивационной структуре клиента, особенностях его поведения, социальной ситуации его развития, возможности его организма.
Необходимо описать используемые методы и методики диагностики. При использовании таких методов как наблюдение и беседа, в их характеристику целесообразно включить конкретные показатели и вопросы.
- Раздел «Список литературы» включает в себя:
- литературу, использованную при разработке программы;
- публикации автора, касающиеся ее содержания и апробации;
- издания (пособия, рабочие тетради и т.д.), которые применяются при реализации программы;
- литературу по курсу для обучающихся, воспитанников.
Литература, использованная при составлении методических рекомендаций:
1. Карабанова О.А. «Игра в коррекции психического развития ребенка»
М., Российское Педагогической Агентство, 1997.
2. Психокоррекционная программа для младших школьников, испытывающих трудности в обучении и поведении на начальном этапе обучения. Под. ред Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой М., Российский университет дружбы народов, 2007.
3. Рекомендации по оформлению индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих образовательных программ. Под ред. С.Г.Косарецкого, кандидата психологических наук, директора Центра психолого-медико-социальной поддержки, личностного развития детей и подростков, г. Москва.
4. Осипова А.А. «Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы», Московский психолого-социальный институт, Воронеж, изд. НПО «МОДЭК», 2000
5. Семаго М.М. Программа «Формирование пространственных представлений»