Психолого-педагогические рекомендации




 

Принимая во внимание отрицательные стороны исследуемого учебного коллектива можно дать следующие психолого-педагогические рекомендации по преодолению имеющихся недостатков:

- поддержание благоприятных условий для еще большего сплочения и укрепления коллектива, организация совместной деятельности, объединяющей и сближающей его членов;

- формирование положительной мотивации к приобретению знаний и интереса к образовательному процессу, стремления к самообразованию и потребности в нем;

- формирование культуры поведения, чувства ответственности и самоконтроля, воспитание сознательного отношения к дисциплине;

- привлечение ребят к активному участию в жизни школы, формирование интереса к общешкольным событиям;

- воспитание чуткости и отзывчивости, формирование способности понимать чувства другого человека;

- проведение индивидуальной работы с Диаровым Динаром, беседы со школьным психологом и его матерью, проведение различных психологических тренингов.

Успешное осуществление работы по данным направлениям будет способствовать решению существующих проблем и дальнейшему укреплению и развитию коллектива, а также совершенствованию и развитию его членов.

 

 


Оценка психологического климата коллектива

 

Данная методика диагностирует уровень сформированности группы как коллектива, позволяет оценить психологический климат в классе и при многократном исследовании проследить динамику развития коллектива.

 

Учащимся дается следующая инструкция: Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в вашем коллективе. Прочтите сначала предложенный текст слева, затем справа; после этого обведите кружком в средней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по вашему мнению.

Оценки:

3 – свойство проявляется в коллективе всегда;

2 – свойства проявляется в большинстве случаев;

1 – свойство проявляется редко;

0 – проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.

 

Обработка результатов

 

Обработка полученных данных осуществляется в несколько этапов.

Первый этап: Необходимо сложить все абсолютные величины сначала (+), потом (–) оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или от­рицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.

Второй этап: Все цифры, полученные после обра­ботки ответов каждого ученика, необходимо сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с «ключом» методики: + 22 и более – это высокая степень благоприятности социально-психологического климата; от 8 до 22 – средняя степень благоприятности социально-психологического климата; от 0 до 8 – низкая степень (незначительная) благоприятности; от 0 до (-8) – начальная неблагоприятность соци­ально-психологического климата; от (-8) до (-10) средняя неблагоприятность; от (-10) и ниже в отрицательную.. сторону – сильная неблагоприятность.

 

Такой подсчет можно сделать по каждому свойству:

– записать, а затем сложить оценки, данные отдельному свойству каждым учеником опроса;

– полученную цифру разделить на число участни­ков.

Когда будут подсчитаны индексы по каждому свой­ству, выстраивают ранжированный ряд из этих цифр, по степени убывания их величины. Таким образом, мы вы являем свойства, способствующие как сплочению кол­лектива (положительные), так и его разобщение (свойства с отрицательным знаком).

 

Тестовый материал

 

1. Преобладает бодрый жизнерадостный тон настроения. 3 2 1 0 -1 -2 -3 1. Преобладает подавленное настроение.
2. Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии.   3 2 0 -1 -2 -3 2. Конфликтность в отношениях и антипатии.
3. В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание. 3 2 1 0 -1 -2 -3 3. Группировки конфликтуют между собой.
4. Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности. 3 2 1 0 -1 -2 -3 4. Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности.
5. Успехи и неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива. 3 2 1 0 -1 -2 3 5. Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство.
6. С уважением относятся к мнению друг друга.   3 2 1 0 -1 -2 -3 6. Каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению товарищей.
7. Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные. 3 2 1 0 -1 -2 -3 7. Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива.
8. В трудные минуты для коллектива происходит эмоциональное единение «один за всех и все за одного». 3 2 1 0 -1 -2 -3 8. В трудные минуты коллектив «раскисает», возникают ссоры, растерянность, взаимные обвинения.
9. Чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители. 3 2 1 0 -1 -2 -3 9. К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно.
10. Коллектив активен, полон энергии. 3 2 1 0 -1 -2 -3 10. Коллектив инертен и пассивен.
11. Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться. 3 2 1 0 -1 -2 -3 11. Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность.
12. Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно. 3 2 1 0 -1 -2 -3 12. Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах.
13. В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту. 3 2 1 0 -1 -2 -3 13. Коллектив заметно подразделяется на «привилеги-ованных»; пренебрежительное отношение к слабым.

 

Анализ результатов

 

Обработав ответы всех учеников, получили следующий показатель – 20,64, который свидетельствует о средней степени благоприятности социально-психологического климата в данном учебном коллективе.

Подсчитав отдельно индексы по каждому свойству, все из которых получились с положительным знаком, можно выстроить ранжированный ряд, расположив предлагаемые в опроснике характеристики по степени убывания их величины. Это позволяет выявить свойства, способствующие сплочение, а также разобщению коллектива.

 

Иерархия свойства психологического климата в коллективе

по степени их влияния на сплочение группы

1. Преобладает бодрый жизнерадостный тон настроения (57).

2. Чувство гордости за коллектив (52).

3. Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности (51).

4. Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться (47).

5. Коллектив активен, полон энергии (46).

6. Успехи и неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива (42).

7. С уважением относятся к мнению друг друга (37).

8. В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание (34).

9. В трудные минуты для коллектива происходит эмоциональное единение «один за всех и все за одного» (33).

10. Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии (33).

11. Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно (30).

12. Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные (30).

13. В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту (28).

 

Полученные данные позволяют говорить о том, что в коллективе благожелательный психологический климат. Уровень сформированности группы как коллектива достаточно высокий; наиболее сильно сплочению коллектива способствуют гордость за коллектив, совместная деятельность, доброжелательное отношение друг к другу, а также бодрый жизнерадостный тон настроения.

 

 


Оценка ценностно-ориентированного единства в коллективе

 

Система ценностных ориентаций определяет содер­жательную сторону направленности личности и состав­ляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

Наиболее распространенной в настоящее время яв­ляется методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей по степени их важности.

М. Рокич различает два класса ценностей:

– терминальные – убеждения в том, что какая-то ко­нечная цель, индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

– инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является пред­почтительными в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

 

Достоинством данной методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость – возможность варьиро­вать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции.

Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неис­кренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испы­туемым.

Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

 

Респонденту предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый при­сваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости, то есть ранжирует ценности по степени их важности. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вна­чале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Учащимся дается следующая инструкция: Сейчас вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача ­ разложить их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в вашей жизни.

Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. За­тем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

 

Работайте, не спеша, вдумчиво. Если в процессе рабо­ты вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать вашу истинную позицию.

 

Для преодоления недостатков методики и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и по­зволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжи­ровать карточки, отвечая на следующие вопросы:

В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в вашей жизни?

Как сделал бы это, по вашему мнению, большин­ство людей?

Как бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?

Как это сделали бы вы 5 или 10 лет назад (через 5 или 10 лет)?

Как ранжировали бы карточки близкие вам лю­ди?

 

Обработка результатов

 

Сначала подсчитывается количество баллов по каждой ценности и рисуется профиль ценностей или составляется сводная таблица. Чем меньше количество баллов, тем выше ранг данной ценности в данной группе. После этого сравниваются индивидуальные результаты с общегрупповыми. Выявляются те члены груп­пы, которые отличаются по ценностным ориентациям от общегрупповых.

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемых в содержа­тельные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группи­роваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций. Необходимо попы­таться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

 

 

Стимульный материал

 

Список №1. Термальные ценности:

- активная деятельная;

- жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл);

- здоровье (физическое и психическое);

- интересная работа;

- красота природы и искусства;

- любовь;

- материально-обеспеченная;

- наличие хороших и верных друзей;

- общественное признание (уважение окружающих, коллектива);

- познание (возможность расширения своего образо­вания, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

- продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

- развитие (постоянное физическое и духовное совершенствование);

- развлечения;

- свобода (самостоятельность, независимость в суж­дениях и поступках);

- счастливая семейная жизнь;

- счастье других (благосостояние, развитие и совер­шенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

- творчество (возможность творческой деятельности);

- уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних сомнений).

 

Список №2. Инструментальные ценности:

- аккуратность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

- воспитанность (хорошие манеры);

- высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

- жизнерадостность (чувство юмора);

- исполнительность (дисциплинированность);

- независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

- непримиримость к недостаткам в себе и других;

- образованность (широта знаний, высокая общая культура);

- ответственность (с чувство долга, умение держать слово);

- рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

- самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

- смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;

- твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

- терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

- широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные обычаи);

- честность (правдивость, искренность);

- эффективность в делах (трудолюбе, продуктивность в работе);

- чуткость (заботливость).

Анализ результатов

 

Обработав ответы учеников на вопросы тестирования и вычислив ранг каждой ценности, был выстроен ранжированный ряд, в котором ценности располагаются по степени их значимости для членов коллектива.

Иерархия ценностей в коллективе

 

Термальные ценности:

1. здоровье (2,64);

2. любовь (4,84);

3. счастливая семейная жизнь (6,48);

4. верные друзья (6,88);

5. активная жизненная деятельность (7,56);

6. материально-обеспеченная жизнь (8,88);

7. общественное признание (9,12);

8. свобода (9,24);

9. интересная работа (9,6);

10. уверенность в себе (9,92);

11. развитие (10,24);

12. продуктивная жизнь (10,4);

13. жизненная мудрость (11,12);

14. познание (11,6);

15. красота искусства и природы (12,4);

16. развлечения (12,64);

17. творчество (13);

18. счастье других (14,4).

 

Инструментальные ценности:

1. честность (7);

2. самоконтроль (7,04);

3. воспитанность (7,08);

4. жизнерадостность (7,24);

5. независимость (7,36);

6. образованность (7,92);

7. аккуратность (8,28);

8. ответственность (8,56);

9. твердая воля (8,64);

10. смелость в отстаивании взглядов (8,76);

11. терпимость (9,16);

12. широта взглядов (10,8);

13. чуткость (10,88);

14. исполнительность (11,56);

15. высокие запросы (11,76);

16. эффективность в делах (11,96);

17. рационализм (12,64);

18. непримиримость к недостаткам (15,08).

Следующим этапом обработки полученных данных было создание профиля ценностей, который наглядно показывает, какие ценности являются доминирующими в данном коллективе.

 

 

 

 

Полученные результаты свидетельствуют о том, что степень ценностного единства в отношении терминальных ценностей высока: на лидирующем месте практически у всех учащихся находится здоровье, следом идет любовь. Что касается инструментальных ценностей, то здесь четкой картины нет. Примерно одинаковые позиции занимают честность, самоконтроль, воспитанность, жизнерадостность и независимость. Таким образом, можно сделать вывод о наличии разрозненности в отношении инструментальных ценностей. Кроме того, сравнив индивидуальные результаты с общегрупповыми, можно сказать, что они не отличаются резко друг от друга; исключение составляют несколько учеников. Таким образом, для данного коллектива характерно единство ценностных ориентаций, что говорит о сплоченности группы и способствует успешной совместной деятельности.


Метод социометрических измерений

(социометрия)

 

Термин «социометрия» означает измерение меж­личностных взаимоотношений в группе. Основополож­ник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено считает, что совокупность межличностных отношений в группе составляет ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные ха­рактеристики группы, но и душевное состояние человека.

Социометрическая техника применяется для диаг­ностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию соци­ального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных от­ношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаи­мооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оце­нить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом поучить ценную информацию о состоянии группы.

Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера всегда в тех или иных отношениях проеци­ровалась на формальную структуру, то есть на систему дело­вых, официальных отношений, и тем самым влияла на сплоченность коллектива, его продуктивность.

Наиболее общей задачей социометрии является изу­чение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: