Принимая во внимание отрицательные стороны исследуемого учебного коллектива можно дать следующие психолого-педагогические рекомендации по преодолению имеющихся недостатков:
- поддержание благоприятных условий для еще большего сплочения и укрепления коллектива, организация совместной деятельности, объединяющей и сближающей его членов;
- формирование положительной мотивации к приобретению знаний и интереса к образовательному процессу, стремления к самообразованию и потребности в нем;
- формирование культуры поведения, чувства ответственности и самоконтроля, воспитание сознательного отношения к дисциплине;
- привлечение ребят к активному участию в жизни школы, формирование интереса к общешкольным событиям;
- воспитание чуткости и отзывчивости, формирование способности понимать чувства другого человека;
- проведение индивидуальной работы с Диаровым Динаром, беседы со школьным психологом и его матерью, проведение различных психологических тренингов.
Успешное осуществление работы по данным направлениям будет способствовать решению существующих проблем и дальнейшему укреплению и развитию коллектива, а также совершенствованию и развитию его членов.
Оценка психологического климата коллектива
Данная методика диагностирует уровень сформированности группы как коллектива, позволяет оценить психологический климат в классе и при многократном исследовании проследить динамику развития коллектива.
Учащимся дается следующая инструкция: Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в вашем коллективе. Прочтите сначала предложенный текст слева, затем справа; после этого обведите кружком в средней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по вашему мнению.
Оценки:
3 – свойство проявляется в коллективе всегда;
2 – свойства проявляется в большинстве случаев;
1 – свойство проявляется редко;
0 – проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.
Обработка результатов
Обработка полученных данных осуществляется в несколько этапов.
Первый этап: Необходимо сложить все абсолютные величины сначала (+), потом (–) оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.
Второй этап: Все цифры, полученные после обработки ответов каждого ученика, необходимо сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с «ключом» методики: + 22 и более – это высокая степень благоприятности социально-психологического климата; от 8 до 22 – средняя степень благоприятности социально-психологического климата; от 0 до 8 – низкая степень (незначительная) благоприятности; от 0 до (-8) – начальная неблагоприятность социально-психологического климата; от (-8) до (-10) средняя неблагоприятность; от (-10) и ниже в отрицательную.. сторону – сильная неблагоприятность.
Такой подсчет можно сделать по каждому свойству:
– записать, а затем сложить оценки, данные отдельному свойству каждым учеником опроса;
– полученную цифру разделить на число участников.
Когда будут подсчитаны индексы по каждому свойству, выстраивают ранжированный ряд из этих цифр, по степени убывания их величины. Таким образом, мы вы являем свойства, способствующие как сплочению коллектива (положительные), так и его разобщение (свойства с отрицательным знаком).
Тестовый материал
1. Преобладает бодрый жизнерадостный тон настроения. | 3 2 1 0 -1 -2 -3 | 1. Преобладает подавленное настроение. |
2. Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии. | 3 2 0 -1 -2 -3 | 2. Конфликтность в отношениях и антипатии. |
3. В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание. | 3 2 1 0 -1 -2 -3 | 3. Группировки конфликтуют между собой. |
4. Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности. | 3 2 1 0 -1 -2 -3 | 4. Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности. |
5. Успехи и неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива. | 3 2 1 0 -1 -2 3 | 5. Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство. |
6. С уважением относятся к мнению друг друга. | 3 2 1 0 -1 -2 -3 | 6. Каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению товарищей. |
7. Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные. | 3 2 1 0 -1 -2 -3 | 7. Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива. |
8. В трудные минуты для коллектива происходит эмоциональное единение «один за всех и все за одного». | 3 2 1 0 -1 -2 -3 | 8. В трудные минуты коллектив «раскисает», возникают ссоры, растерянность, взаимные обвинения. |
9. Чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители. | 3 2 1 0 -1 -2 -3 | 9. К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно. |
10. Коллектив активен, полон энергии. | 3 2 1 0 -1 -2 -3 | 10. Коллектив инертен и пассивен. |
11. Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться. | 3 2 1 0 -1 -2 -3 | 11. Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность. |
12. Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно. | 3 2 1 0 -1 -2 -3 | 12. Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах. |
13. В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту. | 3 2 1 0 -1 -2 -3 | 13. Коллектив заметно подразделяется на «привилеги-ованных»; пренебрежительное отношение к слабым. |
Анализ результатов
Обработав ответы всех учеников, получили следующий показатель – 20,64, который свидетельствует о средней степени благоприятности социально-психологического климата в данном учебном коллективе.
Подсчитав отдельно индексы по каждому свойству, все из которых получились с положительным знаком, можно выстроить ранжированный ряд, расположив предлагаемые в опроснике характеристики по степени убывания их величины. Это позволяет выявить свойства, способствующие сплочение, а также разобщению коллектива.
Иерархия свойства психологического климата в коллективе
по степени их влияния на сплочение группы
1. Преобладает бодрый жизнерадостный тон настроения (57).
2. Чувство гордости за коллектив (52).
3. Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности (51).
4. Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться (47).
5. Коллектив активен, полон энергии (46).
6. Успехи и неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива (42).
7. С уважением относятся к мнению друг друга (37).
8. В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание (34).
9. В трудные минуты для коллектива происходит эмоциональное единение «один за всех и все за одного» (33).
10. Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии (33).
11. Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно (30).
12. Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные (30).
13. В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту (28).
Полученные данные позволяют говорить о том, что в коллективе благожелательный психологический климат. Уровень сформированности группы как коллектива достаточно высокий; наиболее сильно сплочению коллектива способствуют гордость за коллектив, совместная деятельность, доброжелательное отношение друг к другу, а также бодрый жизнерадостный тон настроения.
Оценка ценностно-ориентированного единства в коллективе
Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».
Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей по степени их важности.
М. Рокич различает два класса ценностей:
– терминальные – убеждения в том, что какая-то конечная цель, индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
– инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительными в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Достоинством данной методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость – возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции.
Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым.
Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.
Респонденту предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости, то есть ранжирует ценности по степени их важности. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Учащимся дается следующая инструкция: Сейчас вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача разложить их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в вашей жизни.
Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.
Работайте, не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать вашу истинную позицию.
Для преодоления недостатков методики и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:
В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в вашей жизни?
Как сделал бы это, по вашему мнению, большинство людей?
Как бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?
Как это сделали бы вы 5 или 10 лет назад (через 5 или 10 лет)?
Как ранжировали бы карточки близкие вам люди?
Обработка результатов
Сначала подсчитывается количество баллов по каждой ценности и рисуется профиль ценностей или составляется сводная таблица. Чем меньше количество баллов, тем выше ранг данной ценности в данной группе. После этого сравниваются индивидуальные результаты с общегрупповыми. Выявляются те члены группы, которые отличаются по ценностным ориентациям от общегрупповых.
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемых в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций. Необходимо попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.
Стимульный материал
Список №1. Термальные ценности:
- активная деятельная;
- жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл);
- здоровье (физическое и психическое);
- интересная работа;
- красота природы и искусства;
- любовь;
- материально-обеспеченная;
- наличие хороших и верных друзей;
- общественное признание (уважение окружающих, коллектива);
- познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
- продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
- развитие (постоянное физическое и духовное совершенствование);
- развлечения;
- свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
- счастливая семейная жизнь;
- счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
- творчество (возможность творческой деятельности);
- уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних сомнений).
Список №2. Инструментальные ценности:
- аккуратность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
- воспитанность (хорошие манеры);
- высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
- жизнерадостность (чувство юмора);
- исполнительность (дисциплинированность);
- независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
- непримиримость к недостаткам в себе и других;
- образованность (широта знаний, высокая общая культура);
- ответственность (с чувство долга, умение держать слово);
- рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
- самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
- смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;
- твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
- терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
- широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные обычаи);
- честность (правдивость, искренность);
- эффективность в делах (трудолюбе, продуктивность в работе);
- чуткость (заботливость).
Анализ результатов
Обработав ответы учеников на вопросы тестирования и вычислив ранг каждой ценности, был выстроен ранжированный ряд, в котором ценности располагаются по степени их значимости для членов коллектива.
Иерархия ценностей в коллективе
Термальные ценности:
1. здоровье (2,64);
2. любовь (4,84);
3. счастливая семейная жизнь (6,48);
4. верные друзья (6,88);
5. активная жизненная деятельность (7,56);
6. материально-обеспеченная жизнь (8,88);
7. общественное признание (9,12);
8. свобода (9,24);
9. интересная работа (9,6);
10. уверенность в себе (9,92);
11. развитие (10,24);
12. продуктивная жизнь (10,4);
13. жизненная мудрость (11,12);
14. познание (11,6);
15. красота искусства и природы (12,4);
16. развлечения (12,64);
17. творчество (13);
18. счастье других (14,4).
Инструментальные ценности:
1. честность (7);
2. самоконтроль (7,04);
3. воспитанность (7,08);
4. жизнерадостность (7,24);
5. независимость (7,36);
6. образованность (7,92);
7. аккуратность (8,28);
8. ответственность (8,56);
9. твердая воля (8,64);
10. смелость в отстаивании взглядов (8,76);
11. терпимость (9,16);
12. широта взглядов (10,8);
13. чуткость (10,88);
14. исполнительность (11,56);
15. высокие запросы (11,76);
16. эффективность в делах (11,96);
17. рационализм (12,64);
18. непримиримость к недостаткам (15,08).
Следующим этапом обработки полученных данных было создание профиля ценностей, который наглядно показывает, какие ценности являются доминирующими в данном коллективе.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что степень ценностного единства в отношении терминальных ценностей высока: на лидирующем месте практически у всех учащихся находится здоровье, следом идет любовь. Что касается инструментальных ценностей, то здесь четкой картины нет. Примерно одинаковые позиции занимают честность, самоконтроль, воспитанность, жизнерадостность и независимость. Таким образом, можно сделать вывод о наличии разрозненности в отношении инструментальных ценностей. Кроме того, сравнив индивидуальные результаты с общегрупповыми, можно сказать, что они не отличаются резко друг от друга; исключение составляют несколько учеников. Таким образом, для данного коллектива характерно единство ценностных ориентаций, что говорит о сплоченности группы и способствует успешной совместной деятельности.
Метод социометрических измерений
(социометрия)
Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено считает, что совокупность межличностных отношений в группе составляет ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.
Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом поучить ценную информацию о состоянии группы.
Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера всегда в тех или иных отношениях проецировалась на формальную структуру, то есть на систему деловых, официальных отношений, и тем самым влияла на сплоченность коллектива, его продуктивность.
Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.