Современные миротворческие операции ООН (характеристика отдельных операций)




Стоит начать с того, что с 1948 года Организация Объединенных Наций инициировала более 60 миротворческих операций.

Так как я рассказываю о современных операциях, то конечно стоит сказать, что вплоть до середины 1999 года ООН имела лишь небольшое число полевых операций с элементами гражданской администрации или надзора над ней. Однако в июне 1999 года Секретариат получил указание создать временную гражданскую авиацию для Косово, а тремя месяцами спустя – для Восточного Тимора.

Этим операциям, разумеется, стоит уделить особое внимание.

Как известно, Восточный Тимор стал независимым от Португалии государством 28 ноября 1975 года. Однако, 9 дней спустя в страну вторглись части индонезийской армии, и Восточный Тимор был объявлен 27-й провинцией Индонезии. Индонезийское правление было отмечено жестокостью и насилием. За время 27-летней оккупации были убиты от 100 до 250 тыс. человек, почти столько же стали беженцами.

Начиная с 1982 года, по просьбе Генеральной Ассамблеи, сменявшие друг друга Генеральные секретари вели регулярные переговоры с Индонезией и Португалией в целях урегулирования статуса территории. В июне 1998 года Индонезия предложила предоставить Восточному Тимору ограниченную автономию в составе Индонезии. В свете этого предложения на переговорах был достигнут быстрый прогресс, в результате чего 5 мая 1999 года в Нью-Йорке между Индонезией и Португалией был подписан комплекс соглашений. Правительства этих двух стран поручили Генеральному секретарю организовать и провести «всенародный опрос» на предмет выяснения того, принимают или отвергают восточнотиморцы особую автономию в составе унитарного государства Республика Индонезия. Для проведения опроса Совет Безопасности в резолюции 1246 (1999) от 11 июня 1999 года постановил учредить Миссию Организации Объединенных Наций в Восточном Тиморе (МООНВТ). Соглашения от 5 мая предусматривали, что после голосования МООНВТ будет осуществлять наблюдение в течение переходного периода, который будет продолжаться до осуществления решения восточнотиморского народа. 30 августа 1999 года около 98 процентов зарегистрированных восточнотиморских избирателей пришли на избирательные участки и 78,5 процента голосов против 21,5 процента решили отказаться от предлагаемой автономии и начать процесс перехода к независимости. После объявления результатов милицейские формирования сторонников интеграции, временами при поддержке элементов индонезийских сил безопасности, начали кампанию насилия, грабежа и поджогов на всей территории. Генеральный секретарь и Совет Безопасности предприняли интенсивные дипломатические усилия с целью положить конец насилию, настоятельно призвав Индонезию выполнить свои обязанности по поддержанию безопасности и порядка а территории. 12 сентября 1999 года правительство Индонезии согласилось принять предложение о помощи со стороны международного сообщества. Вскоре после этого, 25 октября, Совет Безопасности Организации Объединенных Наций в резолюции 1272 (1999) учредил Временную администрацию Организации Объединенных Наций в Восточном Тиморе (ВАООНВТ) в качестве комплексной, многоаспектной операции по поддержанию мира, на которую была возложена полная ответственность за управление Восточным Тимором в период его перехода к независимости. 30 августа 2001 года, через два года после всенародного опроса, более 91 процента восточнотиморских избирателей вновь пришли на избирательные участки — на этот раз для избрания 88 членов Учредительного собрания, которым надлежало составить и принять новую конституцию и учредить механизм будущих выборов и перехода к полной независимости. 22 марта 2002 года восточнотиморское Учредительное собрание подписало первую конституцию территории, и после президентских выборов 14 апреля г-н Шанана Гужман был назначен избранным президентом Восточного Тимора. Впоследствии СБ ООН рекомендовал Генеральной Ассамблее принять Восточный Тимор в члены ООН, что и было сделано 20 сентября того же года.

Несомненно, комплекс миротворческих усилий, связанных с Восточным Тимором, - один из успешных примеров. Благодаря опеке со стороны Организации восточнотиморцы смогли с минимальными потерями пройти беспрецедентный путь от положения несамоуправляющейся территории до построения самостоятельного государства. Так, ООН наладила эффективное управление, содействовала возвращению беженцев, помогла организовать работу общественных институтов, предоставила гуманитарную помощь нуждающимся и помогла создать условия для устойчивого развития.

Косово

Немного предыстории конфликта.

После Второй мировой войны Иосип Броз Тито разрешил албанцам, оказавшимся в ходе войны на территории Югославии, остаться в Косово. Впервые территория Косово была выделена в автономную область в составе Сербии в рамках Федеративной Народной Республики Югославии в 1945 году. Конституция Югославии 1974 года предоставила краям статус республик. Но этот статус в конце 1980-х был упразднен.

В ответ на это, в 1991 году в Косово был проведен нелегальный референдум, одобривший независимость. А 24 марта 1999 года без санкции ООН началась военная операция НАТО.

В результате сербское правительство было вынуждено согласиться на переход края под управление ООН. Основополагающим документом урегулирования в Косово является резолюция 1244 СБ ООН, в соответствии с которой центральная роль в мирном процессе закреплена за ООН, а в крае развернуты международное гражданское присутствие (Миссия ООН в Косово - МООНК).

Структурно МООНК состояла из гражданского административного компонента (администрация, полиция, судебная система) - под управлением ООН; институционально-правового (демократизация, институты власти, выборы, права человека) — руководимого ОБСЕ, и экономического (восстановление хозяйства) - ведомого ЕС. Миссию возглавляет Спецпредставитель Генсекретаря ООН.

2006 и 2007 годы были отмечены резким ростом полемики вокруг Косово. Западные члены Контактной группы проводили жесткую линию на скорейшее предоставление независимости Косово. Доклад 2007 г. Генерального секретаря о Миссии ООН. и деятельность Спецпосланника Генсекретаря ООН по вопросам статуса М. Ахтисаари демонстрировали нацеленность на достижение заранее предопределенного решения.

В докладе приуменьшалось негативное влияние таких очевидных фактов, как, например, агрессивность косовских албанцев. С другой стороны, в докладе на одну доску с косо-воалбанскими радикалами поставлены все населяющие край сербы только за то, что они не поддержали схему Спецпосланника. Вся вина за это возлагалась на Белград, который обвинялся и в беспрецедентном давлении на своих соотечественников в Косово.

По международным нормам, ни Совет Безопасности, ни ООН в целом не имеют полномочий на пересмотр суверенитета государств-членов, т. к это узаконивает вычленение автономии из состава суверенного государства.

В этой ситуации Генсекретарь ООН не проявил необходимой принципиальности, и упреки того же рода следует адресовать также целому ряду ооновских представителей в крае.

Так, Признавая отсутствие указаний из Нью-Йорка, глава МООНК немец Й. Рюккер настойчиво проводил в жизнь свои планы реконфигурации Миссии. Он свернул деятельность Департамента гражданской администрации (основной составляющей МООНК); т. о. МООНК лишилась предусмотренных резолюцией 1244 инструментов воздействия на косовоалбанские институты. Это привело к административному и правовому вакууму, который ударил не только по сербам, но и косовоалбанскому населению.

Все же в феврале 2008 года Косово приняла декларацию независимости, и Международный Суд констатировал, что декларация не нарушает нормы международного права. После провозглашения независимости задачи МООНК были значительно скорректированы. Основной стратегической целью МООНК стало содействие безопасности, стабильности и уважению прав человека в Косово путем взаимодействия со всеми общинами в Косово, с руководством в Приштине и Белграде, а также с региональными и международными организациями.

 

Говоря о современных операциях, проводимых ООН, нужно сказть, что на сегодняшний день осуществляются 16 миротворческих

Дейтсвующие миротворческие миссии ООН

Итак, какие же миротворческие операции проводит сейчас ООН? Всего их 16.

1. Самыми "старыми" являются миссии военных наблюдателей на Ближнем Востоке с 1948 и



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: