Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.




Пояснительная записка

К учебнику «Азбука. 1 класс»

Для общеобразовательных организаций

Авторы: В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская и др.

Принадлежит к системе «Школа России»

Издательство «Просвещение»

Представленный на экспертизу учебник «Азбука. 1 класс»авторов: В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская и др. разработан в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, предусмотренными Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»).

 

Данный учебник входит в состав завершенной предметной линии:

1. В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская и др. «Азбука. 1 класс». Учебник для общеобразовательных организаций.

2. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.

3. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.

4. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.

5. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.

 

К экспертируемому учебнику прилагаются методическое пособие и электронное приложение:

1. В.Г. Горецкий, Н.М. Белянкова «Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками.1 класс».

2. Электронное приложение к учебнику «Азбука» В.Г. Горецкого,
В.А. Кирюшкина, Л.А. Виноградской и др.

 

Соответствие содержания и методического аппарата учебника требованиям ФГОС

Общая характеристика курса обучения грамоте

В основе курса «Обучение грамоте» В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, Л. А. Виноградской и др. лежит слого-звуковой аналитико-синтетический метод, который учитывает данные лингвистической, пе­дагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое раз­витие детей и высокий уровень сознательности чтения, речи.

Обучение грамоте слагается из двух взаимосвязанных про­цессов (обучение первоначальному чтению и письму) и закрепля­ется работой по развитию речи на основных ее уровнях: звук (звуковая культура), слово (словарная работа), предложение, связное высказывание (текст).

В учебнике «Азбука» заложен значительный воспитательный потенциал, направленный на формирование основ российской гражданской идентичности младшего школьника, усвоение базовых национальных ценностей, получение детьми родиноведческих и краеведческих знаний, а также поликультурность, отражающая единство и многообразие культур народов России.

На уроках обучения чтению и письму преобладает проблемно-поисковый метод обучения. Кроме того, курс «Обучение грамоте» В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, Л. А. Виноградской и др. предполагает организацию проектной деятельности в контексте реализации системно-деятельностного подхода.

Содержание учебника

Содержание учебника способствует решению ключевых задач современного образования, а именно:

1. Обеспечивает достижение требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

2. Отвечает задачам духовно духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

3. Учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся.

4. Реализует принцип научности с учётом ступени обучения.

 

1. Содержание учебника обеспечивает достижение требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, формированию мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловых установок обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции и качества; формирование основ гражданской идентичности;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета навыки чтения и письма, их преобразование и применение, а также систему основополагающих элементов научного знания по русской графике и орфографии.

 

В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования содержание учебника направлено на достижение следующих личностных результатов освоения основной образовательной программы:

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций обеспечивается всем содержанием комплекта«Азбука». Наиболее глубоко и последовательно работа над достижением указанных результатов ведётся при рассмотрении следующих тем:«Край родной, навек любимый» (ч. I, c. 14—15), «Красуйся, град Петров!» (ч. I, c. 78), «Москва — столица России»(ч. I, c. 84), «Реки» (ч. I, c. 108), «Россия — Родина моя»(ч. I, c. 110—111), «Жить — Родине служить» (ч. II, c. 34),«Одна у человека родная мать — одна у него и Родина»(ч. II, c. 86—87). При изучении перечисленных тем учащиеся знакомятся с иллюстрациями, пословицами и текстами патриотического характера, анализируют их, самиучатся делать выводы личностного характера.

Осознанию своей этнической принадлежности детям помогает работа над внутренним смыслом народных пословиц, которыми так богата «Азбука», над пересказом знакомых с дошкольного периода русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Теремок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Лиса и волк» и др.

При обучении по «Азбуке» в классах смешанного этнического состава, а также в национальных школах, где преподавание ведётся на русском языке, для сохранения межнационального согласия и организации диалога культур в методическом пособии содержатся рекомендации дополнять материал данного учебного пособия специальными заданиями: подбором пословиц из национального фольклора, пересказом в русском переводе близких по духу русским произведениям своих народных сказок.

При этом основное внимание на уроках обучения грамоте всё же должно быть уделено чтению и анализу отрывков из произведений А. С. Пушкина, И. С. Никитина, И. А. Бунина, Л. Н. Толстого, С. А. Есенина, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. В. Михалкова, М. М. Пришвина, В. В. Бианки и других поэтов и прозаиков, составляющих золотой фонд детской литературы, так как эта работа наиболее продуктивна при формировании российской гражданской идентичности.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Формирование любви к природе достигается в первую очередь при работе над темами «Люби всё живое» (ч. I, c. 8—9), «О братьях наших меньших» (ч. I, c. 90—92), «Делу время, потехе час» (ч. II, c. 4—5), «Без труда хлеб не родится никогда» (ч. II, c. 38—39) «Азбуки».

На достижение этого личностного результата направлена и организация следующих видов деятельности: чтение и анализ текстов из других тем курса («Как незаметно дни летят» и «Слон-москвич» В. Д. Берестова, «У пруда утёнок-крошка» Ф. Н. Бобылёва, «Лес, точно терем расписной» И. А. Бунина и др.), пересказ многочисленных народных сказок о животных, сказок К. И. Чуковского «Айболит», «Телефон», «Путаница», рассказов В. В. Бианки, М. М. Пришвина, анализ иллюстраций «Азбуки».

Определённое внимание в «Азбуке» уделено разнообразию народов, культур и религий в России. Работать над пониманием этого вопроса учащимися учителю поможет тема «Бог не в силе, а в правде» (ч. II, c. 74), где встречается текст о Рождестве К. М. Фофанова, а также статьи В. Н. Крупина «Первоучители словенские» и «Первый букварь» (ч. II, c. 88—91). Восполнить недостающие знания и организовать диалог культур поможет материал, представленный в учебнике по окружающему миру для 1 класса А. А. Плешакова, работа по которому начинается одновременно с обучением грамоте. Кроме этого, в методическом пособии к «Азбуке» содержится необходимый материал, способствующий организации этого диалога культур в классах смешанного этнического состава.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: