Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.




Ситуации неуспеха первоклассники, обычно, переживают очень тяжело, поэтому, чтобы не снизилась мотивация к учёбе, в «Азбуке» предусмотрены дифференцированные задания для уже умеющих читать детей и детей, которые только начинают постигать грамоту: «читающие» дети читают пословицы или отрывки из стихотворений, а «нечитающие» следят за чтением и выделяют в тексте знакомые им буквы. В результате у второй группы детей быстрее формируется навык чтения (эффект «ланкастерского» способа обучения).

Определённый эффект при работе над формированием способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха может дать работа в паре (если таким образом работают дети с разным уровнем сформированности навыка чтения) и в группе. В этом случае общий успех в какой-то мере компенсирует личную неудачу и способствует пониманию собственного результата. На полях учебника имеется соответствующий значок.

При обучении письму большую помощь в этом оказывают прописи в электронном приложении к учебнику.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии при работе по «Азбуке» В. Г. Горецкого и др. достигается посредством специальной системы заданий, направленных на:

● осознание ребёнком смысла поставленной учебной задачи и необходимости лично для него успешного выполнения этой учебной задачи;

● формирование умения планировать свою учебную работу, используя необходимые справочные материалы: таблицы, схемы, алгоритмы, словари, энциклопедии (для умеющих читать детей), опрос старших членов семьи;

● развитие способности к самоконтролю, стремления исправлять свои ошибочные действия и оценивать результаты своего чтения и письма.

Для достижения этих результатов в методическом пособии представлен соответствующий инструментарий для учителя: цели изучения раздела (этапа обучения), варианты работы по выработке вместе с детьми формулировки учебной задачи каждого из уроков и над этапом рефлексии в конце урока, а также вопросники для повторения, рубрики «Проверим себя» и «Оценим свои достижения» в самой «Азбуке».

Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых предметов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

В «Азбуке» широко используются схемы предложений, слого-звуковые схемы слов, сопоставительные таблицы слогов различного типа, «лента букв». По этим схемам и таблицам дети моделируют предложения и слова в качестве иллюстраций для постижения закономерностей русского языка, для правильного позиционного слогового чтения слов, для чтения предложений с необходимыми интонациями и логическими ударениями.

Активное использование речевых средств и средств информационно-коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Для эффективного достижения указанного результата «Азбука» обеспечена электронным приложением. Сама специфика работы над «Азбукой» диктует активное использование языковых средств для решения познавательных задач.

Как средства коммуникации речевые средства широко используются для работы в паре и в группе.

Активное использование различных способов поиска, сбора, обработки и передачи информации.

Для достижения указанного результата в некоторых из заданий учебника детям предлагается использовать толковый словарь, что отображается на полях с помощью соответствующего знака. В конце букварного периода учащимся предстоит выполнить два исследовательских задания: об истории воздухоплавания и авиации и об истории флота. Те дети, которые только что научились читать, эти задания выполняют, добывая информацию с помощью опроса взрослых, а дети, читающие хорошо, могут найти и использовать информацию из детских энциклопедий и Интернета.

Овладение навыками осмысленного чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; способностью осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

Для достижения указанных результатов учащиеся читают и анализируют прозаические и стихотворные тексты, пословицы, сказки, басни и научно-популярные статьи, помещённые в «Азбуке», и учатся составлять собственные высказывания в соответствии с этими образцовыми текстами. Кроме того, в «Азбуке» есть специальные задания, например, при выяснении внутреннего смысла пословиц учащимся предлагается построить свои высказывания по заданию: «Что ты узнал об этой букве?»

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Учиться логическим операциям дети начинают буквально с первых дней работы по «Азбуке». Для формирования данных УУД внизу каждой страницы учебника помещены предметные рисунки и задания типа «Как назвать одним словом предметы из коробочки? А предметы из ранца?». Выполняя такие задания, детям необходимо классифицировать предметы и подвести их под общее понятие. На c. 8 ч. I «Азбуки» учащимся предлагается привести примеры (аналогии) для двух групп животных. Используя рисунки на c. 13 ч. I, дети учатся обобщать звуки природы и отличать их от звуков речи. По предметным рисункам дети учатся различать и сопоставлять единственное и множественное число, твёрдые и мягкие согласные и могут сделать вывод о функции буквы Ы в этом различении.

Построению рассуждений о внутреннем смысле пословиц способствует вопрос «Почему так говорят?».

Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Во многих уроках, особенно в тех, которые принято называть уроками изучения нового материала, в «Азбуке» выделены темы, которые потребуют от учащихся организации дискуссии. Чаще всего это работа над народными пословицами. Первоклассники, начиная с первых уроков, учатся правилам ведения дискуссии, постигают основы грамотного аргументирования своего мнения и необходимость выслушивать мнения одноклассников.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: