ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6.




Практическая работа №2

«Исследование работы логических элементов»

Цель работы: изучить принцип действия логических элементов, собранных на диодах и транзисторах, экспериментально подтвердить их таблицы истинности.

Используемое оборудование: источник постоянного тока, источник переменного тока, осциллограф, ампервольтомметр, лабораторный макет.

Схемы работы:

Схема «И»


Схема «ИЛИ»


Схема «НЕ»

Схема «ИЛИ-НЕ»


Порядок работы:

Логическим рассуждением рассчитать параметры элементов схемы;

Собрать схему, подключить источник питания и осциллограф;

Изменяя сопротивления резисторов R1 и R2 подать на входы схемы сигналы в соответствие с таблицей истинности;

Измерить напряжения на входе и на выходе схемы;

Схема «И»

Вход XI Логическое состояние        
    Напряжение; В        
  Х2 Логическое состояние        
    Напряжение; В        
Выход Y Логическое состояние        
    Напряжение; В       0,3
 

 

Схема «ИЛИ»

 

Вход XI Логическое состояние        
    Напряжение; В   0,7   0,7
  Х2 Логическое состояние        
    Напряжение; В   0,7   0,7
Выход Y Логическое состояние        
    Напряжение; В       0,17
 


 

 

Схема «НЕ»

 

Вход XI Логическое состояние    
    Напряжение; В   0,3
Выход Y Логическое состояние    
    Напряжение; В 0,3  

\

 

 


Схема «ИЛИ - НЕ»


 

Вывод: на практике убедился в работе логических схем. Таблицы истинности верны для данных схем.

Практическая работа 3.

«Исследование работы дифференцирующих и интегрирующих

цепей».

Цель работы: изучить возможность создания кратковременных остроконечных импульсов с помощью дифференцирующих цепей. Изучить способы создания импульсов пилообразной формы с помощью интегрирующих цепей.

Используемое оборудование: источник постоянного тока, осциллограф, ампервольтомметр, мультивибратор, лабораторный макет.

Схемы работы:

 

Схема № 1. Интегрирующая цепь

 


 

Схема № 2. Дифференцирующая цепь

 

 

 

 

Порядок работы:

1) Для первой схемы подключить к гнездам SA1 и SA2 генератор запускающих импульсов;

2)Поставить переключатели в положение 1 и зарисовать осциллограмму выходного сигнала;

3)Поставить переключатели в положение 2 и 3, и зарисовать осциллограммы выходных сигналов;

4)Поставить переключатель SA1 в положение 1, а переключатель SA2 в положение 3. Зарисовать в масштабе осциллограммы входных и выходных сигналов;

R; кОм С; мкФ τ; мкс UMAX вх Umax вых, В tи вх, мс tи вых, мс Наименование цепи
  0,1           Дифференцирующая цепь
  0,01 1,100   1,5    
  0,068     1,7    
  0,1     0,6     Интегрирующая цепь
  0,05     1,45    
  0,05     0,8    

 

5)Для схемы 2 выполнить те же пункты, используя переключатели SA1.2 и SA2.2;

 

Дифференцирующая цепь Интегрирующая цепь

 

 

Вывод: для получения кратковременных остроконечных импульсов в дифференцирующую цепь желательно включать сопротивление 3,3 кОм и емкость 680 пФ. При увеличении сопротивления увеличивается длительность этих импульсов. А при увеличении ёмкости сигнал теряет остроконечную форму из-за инертности этого элемента.

 

 


 

 

 

Практическая работа 4.

«Исследование работы триггера Шмитта».

Цель работы: изучить работу несимметричного триггера и определить влияние параметров элементов схемы на его работу.

Используемое оборудование: источник постоянного тока, источник переменного тока, осциллограф, ампервольтомметр, лабораторный макет.

Схема работы:


 

Порядок работы:

1)При помощи осциллографа убедится, что транзистор VI1 заперт, а транзистор VT2 открыт;

2)После подачи входного сигнала зарисовать осциллограммы на базах и коллекторах транзисторов;

3)Проверить влияние ёмкости Сэ на работу триггера.

Uвых, В tu вых, мс RЭ, Ом Сэ, мкФ C1, мкФ
         
3,2       0,1

 


 

Вывод: при подключении Сэ с коллектора VT2 снимается сигнал с емкостной составляющей (заряд и разряд емкости). Емкость С1 является ускоряющей при переходных процессах, протекающих в схеме. Ее значение не влияет на амплитуду и длительность выходного сигнала, в отличие от емкости Cэ эмиттера. Триггер Шимтта является пороговым устройством, преобразующим синусоидальное напряжение в прямоугольные импульсы с частотой, равной частоте входного сигнала.

Практическая работа 5.

«Исследование работы мультивибратора».

Цель работы: изучить принцип действия мультивибратора, работающего в автоколебательном режиме и определить влияние параметров элементов схемы на его работу.

Используемое оборудование: источник постоянного тока, осциллограф, ампервольтомметр, лабораторный макет.

Мультивибратор с корректирующим диодом.


Схемы работы:

Симметричный мультивибратор.

 


 

Порядок работы:

1) Собрать схему 1;

2)Выставить на источнике питания величину напряжения 10 - 12 В; Подключить к базам и коллекторам транзисторов осциллограф и зарисовать форму эпюр сигналов в масштабе и во времени;

3)Данные замеров занести в таблицу:

 

Ек; В            
Uвых; В   0,55 1,65 2,6 3,2  
f; кГц   0,36 0,33 0,31 0,28 0,26
tи; мс            
tп; мс   0,75   1,2 1,5 1,75
tпф; мс            
tзф; мс   0,5 0,75 0,75   1,25

 

 


4)Собрать схему 2;

5)Изменяя величину ёмкости С1 , зарисовать эпюры сигналов на базах и коллекторах транзисторов;

6)Замерить амплитуду, длительность импульса и паузы выходного сигнала при различном значении сопротивления Rб2;

7)Данные замеров занести в таблицу:

Ек; В      
f; кГц 1,05 0,38 0,26
Rб2; кОм   45,5  
tи; мс 0,75   2,6
tп; мс 0,2 0,6  
tпф; мс      
tзф; мс 0,2 0,4  

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6.

«Исследование работы генератора линейного изменяющегося напряжения».

Цель работы: изучить влияние параметров элементов схем на параметры U выхода.

Схема работы:

Оборудование: источник бесперебойного напряжения, осциллограф, мультиметр, генератор прямых импульсов, лабораторный макет.

Порядок работы:

1. Собрать схему, подключитьв цепь резистор R4 и С2.

2. Подключить генератор прямых импульсов к входному конденсатору.

3. Подключить осциллограф.

4. Зарисовать осциллограмму входного сигнала.

5. Подключить осциллограф к выходу исследуемой схемы.

6. Зарисовать осциллограммы выходных сигналов, измерить амплитуду, частоту, длительность импульсов, фронтов.

7. Проверить влияние емкости зарядного конденсатора С2 на амплитуду и линейность преобразованного напряжения, для чего вместо С2 подключить по очереди СЗ и С4.

8. Данные занести в таблицу.

9. Проверить влияние пост. вр. на амплитуду и линейность пилообразного напряжения, для чего вместо R3 подключить данные

R4 к Ом R5 кОм C2 мкФ С3МкФ С4Мкф Uвых Tи мс TФ мс T3 мс f вых ГЦ
  - 0,1 - - 0,78 0,95 1,5 0,04  
  - - 0,01 - 1,73 0,45 0,21 0,025  
  - - - 0,47 0,4 1,45 1,25 0,08  
-   0,1 - - 0,8 1,3 1,12 0,127  
-   - 0,01 - 1,80 5,92 0,18 0,015  

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: