Задание для самостоятельной подготовки




Практическая работа № 5

УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ,

ИМЕН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ И МЕСТОИМЕНИЙ

Рекомендуемая литература

Основная

 

Введенская Л. А, Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д., 2000.

Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. – Ростов н/Д., 2001.

Горбачевич К. С. Нормы современного русского литера­турного языка. – М., 1989.

Культура русской речи / Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. – М., 2000.

Русскийязык и культура речи / Под ред. О. Я. Гойхмана. – М., 2003.

Русскийязык и культура речи / Под ред. проф. В.И.Максимова. – М., 2000.

Солганик Г. Я., Дроняева Т. С. Стилистика современного русского языка и культура речи. – М., 2002.

Дополнительная

Брусенская Л. А. Служит ли категория числа для созда­ния точности речи? // Рус. яз. в шк. – 1995. – № 4.

Москвин В.П. Правильность современной русской речи. Норма и варианты. – Ростов н/Д., 2006.

Немченко В. Н. Формы с Н и без Н местоимений треть­его лица // Рус. яз. в шк. – 1991. –№ 2.

Павлова Е. С. Ты и вы // Рус. речь. – 1992. – № 2.

Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. – М., 1998.

Степанченко И. И. Причастия и прилагательные с -н- и -нн- /Рус. речь. –1988. – № 4.

 

Словари и справочники

 

Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Грам­матическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – М., 2001.

Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского язы­ка: Грамматические формы, ударение. – М., 2000.

Ефремова Т. Ф., Костомаров В. Г. Словарь грамматиче­ских трудностей русского языка. – М., 1986.

Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литера­турной правке. – М., 2001.

Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. – М., 2002.

Задание для самостоятельной подготовки

 

Подготовьте сообщения на следующие темы: «Формы имен прилагательных»; «Склонение имен числительных»; «Употребление местоимений».

Упражнение 1. Между простой и составной формами сравнительной степени имен прилагательных отмечают­ся стилистические различия: простая форма употребля­ется во всех стилях, тогда как сложнаяв основном в книжных стилях. В превосходной степени, наоборот, про­стая форма носит книжный характер, а составнаяоб­щеупотребительный.

Подберите контексты, в которых проявляются ука­занные стилистические различия между простой и состав­ной формами степеней сравнения прилагательных.

Образец: высокий.

Этот дом выше соседнего. Показатели роста торговли в текущем году более высокие, чем в прошлом.

Гималаи являются высочайшим горным массивом на на­шей планете. Мой друг Ваня Петров – самый высокий игрок школьной баскетбольной команды.

Аккуратный, быстрый, внимательный, мелкий, новый, старый, плохой, светлый, теплый, умный, хороший, эффек­тивный.

Упражнение 2. Определите правильную форму сравни­тельной степени сравнения имен прилагательных и наре­чий.

1. Согласно прогнозам, цены на весь ассортимент станут значительно дешевее.

2. В текущем году успеваемость учащихся более лучше, чем в предыдущем.

3. Использование статистического метода более оптималь­нее в данном исследовании.

4. Необходимо более реальней оценивать ситуацию.

Упражнение 3. Образуйте краткую форму от следу­ющих имен прилагательных. В каких случаях возможны вариантные формы?

Бойкий, больной, воспитанный, горький, медленный, многочисленный, ответственный, полный, постоянный, своевременный, священный, смешной, странный, утончен­ный, хитрый.

Упражнение 4. Какие ошибки допущены в употребле­нии имен числительных?

1. Налоговый штраф составляет около пяти тысяч триста восемьдесят рублей.

2. К двухтысяча десятому году планируется двукратное увеличение объемов поставок.

3. В общежитии нас три в одной комнате.

4. Я сел в автобус номер восьмой и там заметил двое своих друзей.

5. Тестирование показало, что из двадцать трех студен­тов группы удовлетворительно владеют иностранным язы­ком двадцать человек.

6. В штате предприятия более триста сотрудников.

7. Места с обоих сторон стола были пусты.

Упражнение 5. Прочитайте предложения, установите нормативный вариант каждого числительного, запишите фразы, заменив числа словами.

1. В олимпиаде по химии предложено участвовать 86 учащимся.

2. Преподаватель насчитал в аудитории 21 студента.

3. Поезд шел с 379 пассажирами в 12 вагонах.

4. Путешествие заняло 1,5 суток.

5. Длина реки равна 4705 километрам.

6. Завхоз приобрел 4 ножниц, 3 вил, 5 граблей.

7. Строителями отремонтировано 34 яслей.

8. В сумке было около 1,5 килограммов яблок.

 

Упражнение 6. Прочитайте предложения, поставив числительные в нужном падеже. П о м н и т е: числительныевизитная карточка общей речевой культуры говорящего.

1. Наполеоновская армия насчитывала около 134 тысяч солдат и офицеров при 587 орудиях.

2. В городе жило около 120 тысяч человек, распоряжавшихся 572 десятинами пахотной земли, 257 – сенокосной, 735 – леса, 528 – воды.

3. В 1941 году армия нуждалась в пополнении 3375 аппаратами, в том числе 1850 истребителями.

4. Наиболее развитая трамвайная сеть – петербургская, с 2402 вагонами и 64 маршрутами.

5. Из 4803 лондонских автобусов 4120 – двухэтажные.

6. Более чем в 350 залах Эрмитажа хранится почти 3 миллиона произведений искусства.

7. Приблизительно на 845 языка и диалектах говорят в Индии.

 

Упражнение 7. Найдите и исправьте ошибки в выборе форм числительных.

1. Они вырастили и воспитали двоих сыновей и двоих дочерей.

2. Обоих сестер не дождались к обеду.

3. У четверых претенденток на медаль шансы примерно равны.

4. Насыпь сооружали с помощью двоих бульдозеров.

5. Пятеро студентов мы отправили домой.

6. Серому волку не удалось съесть семь козлят.

7. На обеих берегах реки раскинулись леса.

8. Деревня находилась в полтора километра от станции.

9. До отпуска осталось около полтора месяцев.

10. Главная бухгалтерия обслуживает теперь тринадцать детских садов и двадцать два яслей.

Упражнение 8. Назовите ошибки в использовании место­имений.

1. Без его выполнить задание оказалось намного слож­нее.

2. Вдалеке виднелись горы, до их оставалось два дня пути.

3. Городская площадь украшена к Новому году, посреди ее установлена праздничная елка.

4. Мать заметила, что по росту дочь не только догнала, но уже стала выше нее.

5. Школа оказывает влияние на формирование личности как во время учебного процесса, так и вне него.

6. Командир вынес благодарность бойцам за успешное выполнение своего задания.

7. Научный руководитель посоветовал студенту внима­тельно изучить свою картотеку.

 

Упражнение 9. Выберите нужное местоимение.

1. Поезд останавливался на (каждой, любой, всякой) станции.

2. Волевой человек преодолеет (каждые, любые, всякие) трудности.

3. (Каждый, любой, всякий) патриот любит свое отечество.

4. (Каждый, любой, всякий) день приносит нам свои радости.

5. (Каждый, любой, всякий) человек может научиться плавать.

6. Не надо говорить (каждую, любую, всякую) ерунду.

7. На (каждого, любого, всякого) мудреца довольно простоты.

8. Он опытный работник и знает все тонкости в (своем, его) деле.

9. Герои картины борются за (свои, их) права, но власти не признают их.

10. Спортсмен преодолел планку выше (своего, его) роста.

11. Мать взяла детей (с собой, с ней) на прогулку.

 

Упражнение 10. Найдите ошибки в употреблении местоимений. Исправьте их.

1. Донское казачество разъехалось по своим хуторам, они больше не хотели воевать.

2. Партнерские отношения развивались таким образом, что они были выгодны для лиц, курировавших наиболее важные отрасли народного хозяйства, и, может быть, даже являлись для них единственным условием движения вперед.

3. Это читается на первом курсе, когда студент-заочник слабо ориентируется в общеславянских языковых явлениях, не приобрел навыка анализа этих явлений в их историческом развитии.

4. Когда наступили каникулы, студенты поехали к своим родным; они ждали их с большим нетерпением, надеялись хорошо отдохнуть.

5. Профессор предложил ассистенту прочитать свою лекцию.

6. Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону.

7. Все это интересно, а главное – помогло нам всесторонне обсудить это волнующее всех событие.

8. Больной попросил медсестру налить себе воды.

Практическая работа № 6

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

Рекомендуемая литература

Основная

Введенская Л. А, Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д., 2000.

Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. – Ростов н/Д., 2001.

Культура русской речи / Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. – М., 2000.

Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 1999.

Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. – М., 1998.

Русскийязык и культура речи / Под ред. О. Я. Гойхмана. – М., 2003.

Русскийязык и культура речи / Под ред. проф. В.И.Максимова. – М., 2000.

Солганик Г. Я., Дроняева Т. С. Стилистика современного русского языка и культура речи. – М., 2002.

Дополнительная

Граудина Л.К. Путь термина в литературный язык // Рус. речь. – 1987. – №5.

Дуневская О. В. Несколько слов о современном термине // Рус. речь. –1998. – № 1.

Лаптева О. А. Как говорят ученые // Рус. речь. – 1995. – № 3.

Марчук Ю.Н. Основы терминографии. – М., 1992.

Проблемы языка науки и терминов. – М., 1970.

Троянская Е. С. Язык научной литературы. – М., 1976.

Языки стиль научной литературы. – М., 1977.

Словари и справочники

 

Большой толковый словарь русского языка. / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб., 2000.

Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Грам­матическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – М., 2001.

Справочник научного работника. – Львов, 1979.

Специализированныетерминологические словари.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: