Г. – падение Западной Римской империи.




ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ «ЛИТЕРАТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ»

Исторические условия перехода от античности к Средневековью.

г. – падение Западной Римской империи.

IV –VI вв. н.э. – «Великое переселение народов», пришедших в движение в эпоху заката Рима (германцы, славяне, арабы, тюрки и др.) На развалинах античного рабовладельческого общества возникли раннесредневековые государства феодального типа.

В качестве создателей западноевропейской средневековой литературы выдвигаются романские народы (население Италии, Галлии (совр. Франции, Бельгии), Испании – обитатели тех западных провинций Римской империи, которые более всего подверглись романизации – испытали влияние римского права, латинского языка и т.д.); германские (в т.ч. англы, саксы, франки, остготы, вестготы, юты, лангобарды, вандалы и др.; само название «готический» как стиль средневекового искусства связано с названием «принесшего» средневековье германского племени готов) и кельтские. Германцы были противниками Рима еще во II в. до н.э. Их обычаи и нравы описывает римский историк Тацит в книге «О Германии». Уже во времена правления Октавиана Августа западные германцы, прежде покоренные Цезарем в ходе Галльской войны, отстояли свою независимость (битва в Тевтобургском лесу, 9-й г. н.э. – отсюда пословица: «Вар (Квинтилий Вар, полководец), Вар, верни легионы»). В V веке активно выходят на историческую арену германские племена: англосаксы - они завоевывают Британию, покоряют ее древнее кельтское население; франки, захватившие Галлию (франкские короли объединили Германию и Галлию); вестготы (обитавшие в Испании до нашествия арабов – мавров). Романизация как важный процесс этого времени уходит корнями в римскую традицию и объясняется более высоким уровнем культуры завоеванных германцами земель. Германскими по языку остаются лишь Германия, Скандинавия, часть Британии, захваченная англосаксами (но и здесь нормандские завоеватели, вторгшиеся в Англию в 1066 г. (битва при Гастингсе) внесли романизацию в виде нормандско-французских элементов.

Кельты занимали в античной древности очень большие территории в Европе – Галлия, Богемия, Англия, Ирландия, Северная Италия, Средний Дунай. Континентальные кельты=галаты=галлы (о них пишет Цезарь в «Записках о Галльской войне»: «… те, что на своем языке зовутся кельты, а на нашем галлы…»). Островные – бритты; шотландские – каледоны, пикты, скотты, древнее население Британских островов. Кельтов греки и римляне считали варварами высшего порядка (см. об этом: Н.С.Широкова, «Культура кельтов и нордическая традиция античности». - СПб.: Евразия, 2000. -352 с.) Кельты были частью уничтожены, частью вытеснены германцами и римлянами, иные подверглись романизации (романизированные кельты – важный этнический элемент на территории Франции). Кельты сохранили свою самобытность только на окраинных территориях Европы: Ирландия, Шотландия, Уэльс, французская Бретань.

Своеобразие средневекового мироощущения (по сравнению с античностью):

Античность: 1) ориентация на внешний мир; 2) обращенность к разуму; 3) радость земного бытия; 4) культ телесного начала; 5) активность, витальность; 6) полнота жизни.

Средневековье: 1) ориентация на внутренний мир человека; 2) вера в чудо, опора на авторитет; 3) греховность земной жизни; 4) приоритет духовного над телесным; 5) смирение; 6) аскетизм.

Античность: космологизм,политеизм, нет сакрального учения, мир (Космос) – из Хаоса. Время – циклично (природные процессы). Загробный мир предполагает горизонталь. Танатос – смерть в образе прекрасного юноши.

Средневековье: теоцентризм, идея творения (тварности мира и человека), Бог с атрибутами трансцендентности (неизменность, всеведение, всемогущество, безграничность); оппозиции: дольний мир – горний мир, профанное – сакральное. Иерархичность и вертикаль в представлении о мире. Смерть – скелет. Время линейно, сакрализовано. Но есть и цикличность – церковные праздники, время молитвы.

Важнейшие приметы Средневековья:

А) христианизация - на смену язычеству приходит монотеизм (вера в единого бога); его форма – христианство, его институт – римско-католическая церковь. Изначально христианские общины первых веков нашей эры были проповедниками идеи всеобщего равенства, утешения (Нагорная проповедь: «Блаженны нищие, ибо ваше есть царство Божие; блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. …Горе вам, богатые! Ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! Ибо взалчете…». Павел к коринфянам: «Немощное мира Бог избрал, дабы посрамить сильное»). С течением времени наступление царства Божия на земле отодвинулось вдаль, стало мыслиться на небесах. С 3-го в. н.э. в лоно христианства приходят и господствующие классы. Христианство прошло путь от религии гонимой, мученической, религии бедных к своему статусу «наиболее общего синтеза и санкции существующего строя» (Энгельс), т.е. религии государственной и даже претендующей на политическое господство (теократия). С 3-го века – церковная иерархия (паства и пастыри). Папа римский – наместник Бога на земле, ответчик за грехи мира, отсюда – его право вмешиваться в земные дела. Революционный пафос христианства не угас и прорывался в деятельности сект, в бунтах. Удаленность от земных интересов реализуется в институте монашества с его тройным обетом (целомудрия, послушания, нестяжания). В смутную пору Раннего средневековья христианство было организующей, интеллектуальной силой общества. В лоне церкви формируются мировоззренческие универсалии христианского средневековья. Монастыри – идеальные фермы и библиотеки, сохраняли накопленные знания. Роль христианства в формировании средневековой культуры очень велика – это учение о двух (небесной и земной) реальностях, аллегорическое восприятие действительности (в земном зашифрованы знаки небесного), идея аскетизма (греч. аскеза – упражнение, подвиг), спиритуализм, схоластика и мистика. Порыв от земли к небу как самую характерную черту искусства средних веков воплощает готическая архитектура с ее главным элементом – стрельчатой аркой. Церковь удерживала монополию на образование: тривиум (отсюда тривиальный, т.е. общеизвестный) – первая образовательная ступень (грамматика, риторика, логика); квадривиум – вторая (геометрия, арифметика, астрономия и музыка). Многие жанры средневековой литературы связаны с нуждами христианского культа: жития святых (агиография), духовные гимны, религиозные легенды, парафразы библии, средневековая драматургия (мистерия, миракль, моралите). С католической церковью («catolicos» – всеобщий) связаны и универсализирующие тенденции средневековой западноевропейской культуры.

 

Б) специфично и не связано с античным языческое наследие варварских народов, искореняемое и преследуемое Римом, но уцелевшее на окраинах Европы. Это германо-скандинавская и кельтская мифологии, самобытные и во многом определившие образное богатство европейской культуры в ее национальных вариантах. (Асгард, Мидгард, Утгард, Нифльхейм, мировое древо Иггдрасиль – устройство мира в германо-скандинавских мифах; Один (валькирии – его дочери; Валгалла – его чертог), Локи, Тор – важнейшие боги, асы; есть также великаны (Имир, Мимир) и карлики). В кельтской мифологии – Луг – верховный бог и культурный герой, знаток искусств и ремесел; гоблины – «домовые», фоморы – обитатели морских глубин, сиды - своего рода феи, приходящие из Другого мира. Н.С.Широкова пишет об отсутствии у кельтов установленного пантеона: «Кельтское племя встречало своих богов в дикой глуши северного леса, его мифический мир – священный лес без дорог и границ». После принятия христианства эта мифология угасала, превратившись в сказочное собрание фей, эльфов, гномов и т.д.

В) феодализация - для средневековой культуры характерен общий социальный базис - феодальный строй (для античной – рабовладельческий). «Феод» - земельный надел – наивысшая ценность; с 9 в. – наследственная его передача. Феодализм предполагал и строгую социальную иерархию, институт вассальной зависимости. Выделилось три сословия: первое - oratores – те, что молятся, т.е. духовенство; второе – bellatores – те, что воюют, т.е. дворянство; третье – laboratores – те, что работают. Сословным характером отличалась и литература Высокого Средневековья – клерикальная (представляла интересы духовенства), рыцарская (ставшая основой дворянской культуры) и городская (третьесословная, отразившая мировоззрение горожан, мещан, ремесленников и др.) Голоса крестьян в средневековой литературе практически не слышно.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ: Раннее Средневековье (5 – 10 вв.), процесс этнической и политической консолидации (сложились франкское, англосаксонское государства-королевства).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: