Высокое Средневековье (Зрелое, Классическое) – 11- 13 вв. – эпоха развитого феодализма.




Позднее Средневековье – 14-15 вв.

 

РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Здесь два потока литературы:

1) древнейший эпос (эпос эпохи разложения родового строя);его общие черты – мифологизация прошлого (исторические события в мифологическом освещении); изображение борьбы человека с силами природы (образы драконов, чудовищ); главные герои – сказочно-мифологические персонажи, богатыри, наделены необычайной силой и фантастическими возможностями. Такой эпос сохранился на окраинах Европы, где не так велико было могущество папского Рима. Здесь выделяют:

а) кельтский эпос (островные кельты – ирландцы, шотландцы, уэльсцы. Островная изолированность, много веков эти племена не знали иностранных вторжений, они более архаичны). Хранителями героических преданий были друиды (жрецы), барды (поэты, певцы), филиды (прорицатели, летописцы, сказители). У кельтов существовали эпические повести – скелы (прозаические, со стихотворными вставками), иначе именуемые сагами (по аналогии со скандинавскими эпическими прозаическими повестями). Ирландский эпос (III - VIII вв.) – сохранился во всей самобытности. Древнейшая часть – саги уладского цикла (племя уладов обитало на севере, в области Ульстер (совр.Ольстер). Главный герой – Кухулин, племянник короля Конхобара (см. в хрестоматии – «Бой Кухулина с Фердиадом», «Похищение быка из Куальнге»). К уладскому циклу примыкают и скелы, в которых Кухулин не фигурирует – напр.,«Изгнание сыновей Уснеха». На юге Ирландии возник цикл о Финне, вожде фениев (военная организация с особым уставом – в т.ч. – не отказывать женщинам в еде и драгоценностях) и его сыне, барде по имени Оссиан. (В 1760 г. поэт Джеймс Макферсон создаст знаменитый сборник «Песни Оссиана» и представит его как подлинную древнюю поэзию). Все это – героические сказания. У кельтов разрабатывались и любовные мотивы, были и фантастические саги о чудесных плаваниях, о волшебной стране сид (Другой мир кельтов, кельтский парадиз – находится за Крайней Туле (Тулой, Фулой)) – Ultima Thule – реальный остров на севере Европы и сакральный, инициирующий центр). См. сагу «Плавание Брана» - триста лет, проведенные героями в стране сид, кажутся им тремя днями: ступив по возвращении на родную землю, спутник Брана сразу же становится прахом). См также сагу «Исчезновение Кондлы Прекрасного, сына Конда Ста-Битв»: «Желто-золотые кони там, на лужайках / Иные – красной масти / Иные еще, с шерстью на спинах / Небесно-голубой масти».

б) древнегерманский эпос:здесь христианизация была глубокой и ранней, привела к истреблению остатков язычества; сохранилась связанная с событиями Великого переселения народов (хотя хронология происходящего смещена и генеалогия нарушена) древненемецкая героико-эпическая «Песнь о Хильдебранте » (встреча отца с сыном, никогда прежде друг друга не видевших, их поединок – окончание отсутствует ) и англосаксонская поэма «Беовульф» (англы, саксы, юты – германские племена, переселившиеся в Британию и потеснившие бриттов и кельтов). «Беовульф» - сложился в VI в., записан в нач. X в., отражает процессы этнической неоднородности, когда нации только формируются – герои не англосаксы, но даны (датчане) и геаты – шведы. (Я.Гуревич пишет о межплеменном характере эпоса германских народов, его зарождении до государственной консолидации, до развития национального самосознания). Витязь Беовульф, сразивший чудовище по имени Грендель – перед нами языческий сюжет, но записан он, по всей видимости, христианским книжником. (См. также постмодернистскую интерпретацию этого сюжета в романе Джона Гарднера (США, ХХ век) «Грендель»)

в) к общегерманскому наследию восходит и древнескандинавская литература. Христианизация в Скандинавии прошла только в X веке. Эпоха викингов – 800-1050 гг., время, когда набеги норманнов – северных людей - терроризировали европейские побережья. Норманны колонизовали Исландию. Однообразная жизнь, долгие полярные ночи делали исландцев жадными к песням, рассказам, новостям. Здесь сохранились скандинавские древности, близкие культуре древних германцев эпохи «Великого переселения народов». Это «Старшая Эдда» (IX – XII вв.) – сборник мифологических, героических, дидактических песен. (См. в хрестоматии «Прорицание вёльвы» из «Старшей Эдды» - песнь о рождении и гибели богов и мира, именуемой Рагнарёк). Систематизация мифологической традиции осуществлена в прозаической «Младшей Эдде» (XIII в.) исландца Снорри Стурлусона. Существовала также поэзия скальдов (это дружинные певцы скандинавских конунгов – вождей). Она была обращена к современности (эддический эпос – к прошлому), отражала вкусы воинской аристократии, по своему изысканна (кеннинги – метафорические иносказания: меч – «светоч битв», голова – «скала плеч», море – «дом угря» и т.д.).

 

2) второй поток литературылитература на латинском языке. Первая письменнаялитература постантичной Европы. (На народных языках – только фольклор). Ученая античность подпитывалась в латинской письменности христианским гуманизмом. Это была как светская литература (сочинения «последних римлян» (Боэций); «каролингское возрождение» - связано с правлением Карла Великого, VIII в., существовала «Академия Карла Великого»; исторические хроники - см. в хрестоматии «Деяния датчан» Саксона Грамматика - «Gesta Danorum» Saxo Grammaticus), так и клерикальная ( церковная) литература – патристика (сочинения отцов церкви, в т.ч. Августин«Исповедь», «О граде божием»; Иероним – перевел Библию на латынь («Вульгата», т.е. библия для всех), жития святых (агиография), религиозные легенды, видения, духовные гимны). (Иероним Сидонский считается покровителем переводчиков; международный день переводчика, который (с 1991 года) отмечают 30 сентября, выбран в связи с датой смерти Иеронима). Латинская литература в этот период была единственным представителем письменной словесности, с нею связано мощное цивилизующее начало.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: