Порядок выполнения работы 1




ВВЕДЕНИЕ

 

Начертательная геометрия – один из разделов геометрии имеет своей целью изучение форм предметов их геометрических свойств и соответствующих закономерностей применяемых к решению практических задач. Начертательная геометрия со времен ее основоположника Г. Монжа (1746–1818) завоевала себе достойное место в высшей школе как наука, без которой немыслимо, формирование инженера и архитектора. Важное прикладное значение этой дис­циплины состоит в том, что она учит гра­мотно владеть выразительным техниче­ским языком – языком чертежа, созда­вать чертежи и свободно читать их.

В соответствии с образовательными стандартами третьего поколения после изучения курса «Начертательная геометрия» студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

– способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

– готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию решений в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);

профессиональными компетенциями (ПК):

– способностью демонстрировать базовые знания в области естественнонаучных дисциплин и готовностью использовать основные законы в профессиональной деятельности (ПК-2);

Изучение начертательной геометрии способствует развитию пространственного воображения и навыков правильного логи­ческого мышления.

Стремительное развитие современных технологий требует высокого уровня подготовки инженеров. Умение правильно выполнять и читать чертежи вырабатывается в результате освоения курса начертательной геометрии и инженерной графики. Особое значение придается практическим работам, которые развивают пространственное воображение студентов, закрепляют приобретенные навыки по оформлению и чтению чертежей. Как показывает опыт преподавания, наибольший эффект может быть достигнут при выполнении учащимися индивидуальных заданий, способствующих развитию навыков самостоятельной работы. Необходимые навыки выполнения чертежей приобретаются в процессе выполнения графических работ, поэтому сегодня, стало актуальным научить студента успешно систематизировать графическую и электронную информацию, выделять в ней главное, оформлять её с учетом требований стандартов и правильно использовать в практической работе. Всему этому, безусловно, будет способствовать использование в учебном процессе контрольных, домашних и самостоятельных работ, составленных на основе электронных виртуальных моделей.

Представленное учебное пособие окажет помощь студентам в выполнении самостоятельных домашних работ по курсу начертательная геометрия и будет полезно для студентов, обучающихся по техническим специальностям. Данная работа соответствует учебным планам, в области общетехнических дисциплин, отвечает требованиям, предъявляемым к учебным пособиям.

 

 

ПРИНЯТЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

 

1. Точки обозначаются прописными буквами латинского алфавита и арабскими цифрами, линии – строчными буквами латинского алфавита. Плоскости и кривые поверхности обозначаются прописными буквами греческого алфавита, углы – строчными буквами греческого алфавита с соответствующим индексом. К обозначениям несобственных элементов добавляется знак, расположенный под соответствующей буквой или цифрой, вектор обозначается стрелкой над соответствующим буквенным обозначением отрезка. Новые положения точки, прямой или плоскости после преобразования чертежа обозначают: после двух преобразований

2. Для составления алгоритмов рекомендуется применять следующие символы:

(…) – множество состоит из …;

– принадлежность точки прямой (А а), плоскости или поверхности;

– принадлежность прямой плоскости или поверхности (а );

– прямая содержит (проходит через) точку (а А);

– плоскость содержит (проходит через) прямую (а ) (во всех случаях подразумеваются множества точек, принадлежащих прямым, плоскостям или поверхностям);

– пересечение множеств (a b);

– перпендикулярность (a b);

– прямой угол;

– параллельность ( );

– прямые скрещиваются (a b);

– результат действия (М=АВ CD), равны (), совпадают ((АВ) (CD)).

 

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

 

1. Студенты всех направлений подготовки и всех форм обучения должны выполнить самостоятельно четыре контрольных задания по начертательной геометрии. Каждое контрольное задание следует выполнять после изучения и усвоения соответствующего теоретического материала и решения домашних и аудиторных задач, предусмотренных программой по теме контрольного задания. Все задания выполняются в виде чертежей и сдаются преподавателю на проверку в сроки, установленные учебным графиком, чертежи сшиваются в альбом с титульным листом (рис. 1). Незачтенное задание возвращается студенту для исправления или повторного выполнения, после чего вновь сдается на проверку.

2. Чертежи выполняются карандашом на чертежной бумаге формата А3. При нанесении рамки чертежа слева на листе следует оставить поле для подшивки шириной 20 мм, от трех остальных сторон рамка проводится на расстоянии 5 мм. В правом нижнем углу формата вычерчивается основная надпись (рис. 2).

Рис. 1

 

 

Рис. 2

 

3. Данные для заданий (табл. 1–7) берутся студентами согласно номеру своего варианта.

4. Задачи рекомендуется решать сначала на черновике. Это поможет равномерно разместить изображения на поле формата. Потом можно приступить к вычерчиванию формата. Вначале весь чертеж выполняется тонкими линиями, которые затем обводятся линиями соответствующих типов толщины (ГОСТ 2.304-81). Искомые элементы рекомендуется выделять на чертеже другим цветом.

5. Все надписи на чертеже выполняются стандартным шрифтом размером 3,5 и 5 мм. Буквы и цифры должны быть написаны с наклоном 75˚ к горизонтальной линии рамки чертежа (ГОСТ 2.304-81).

 

 

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ № 1

 

Контрольное задание № 1 состоит из трех работ и выполняется на трех листах формата А3 в масштабе 1:1.

 

Порядок выполнения работы 1

1. Построить линию пересечения заданных плоских фигур АВС и DEFK. Определить видимость и составить алгоритм решения задачи.

2. Способом прямоугольного треугольника определить расстояние PS от точки P до плоскости треугольника LMN и угол наклона отрезка PS к плоскости проекций П1 (для нечетных вариантов) и к плоскости проекций П2 (для четных вариантов).

3. Построить плоскость, параллельную заданной плоскости треугольника LMN, на расстоянии 40 см от нее.

4. Построить проекции высоты NR треугольника LMN и составить алгоритм решения задачи. Пример оформления работы представлен на (рис. 3).

 

Методические указания

 

1. Задания, решаются на двух комплексных чертежах. На первом чертеже – задача 1, на втором – задачи 2, 3, 4. Данные к задаче 1 помещены в табл. 1, 2; к задачам 2, 3, 4 – в табл. 3.

2. Прежде чем решать задачу на чертеже, необходимо мысленно представить в пространстве расположение заданных фигур, установить последовательность операции, составить алгоритм. Например, для решения комплексной задачи 4, предварительно производят анализ ее условия. При этом исходят из того, что на искомый элемент в данной задаче наложены 2 условия, для каждого из которых, можно задать множество прямых. Пересечение этих множеств и определит искомый элемент. После составления алгоритма следует произвести исследование задачи с целью выявления условий существования решений и числа решений. Алгоритм можно записывать на свободном месте формата поблизости от графического решения задачи.

 

 

Рис.. 3

 

Таблица 1

Наименование фигуры Координаты вершин фигуры, мм
А В С
  Треугольник                  
  Треугольник                  
  Треугольник                  
  Треугольник                  
  Треугольник                  
  Треугольник                  
  Треугольник                  
  Треугольник                  
  Треугольник                  
  Треугольник                  
  Треугольник                  
  Треугольник                  
  Треугольник                  
  Треугольник                  
  Треугольник                  
  Треугольник                  
  Треугольник                  
  Треугольник                  
  Треугольник                  
  Треугольник                  
  Треугольник                  
  Треугольник                  
  Треугольник                  
  Треугольник                  
  Треугольник                  
  Треугольник                  

 

Таблица 2

Наименование фигуры Координаты вершин фигуры, мм
D E F K
  Параллелограмм                   ? ? ?
  Четырехугольник                 ?      
  Четырехугольник                     ?  
  Параллелограмм                   ? ? ?
  Параллелограмм                   ? ? ?
  Четырехугольник                       ?
  Параллелограмм                   ? ? ?
  Четырехугольник                     ?  
  Параллелограмм                   ? ? ?

Окончание табл. 2

Наименование фигуры Координаты вершин фигуры, мм
D E F K
  Параллелограмм                   ? ? ?
  Параллелограмм                   ? ? ?
  Четырехугольник                     ?  
  Четырехугольник                     ?  
  Параллелограмм                   ? ? ?
  Параллелограмм                   ? ? ?
  Параллелограмм                   ? ? ?
  Четырехугольник                       ?
  Четырехугольник                 ?      
  Параллелограмм                   ? ? ?
  Параллелограмм                   ? ? ?
  Параллелограмм                   ? ? ?
  Параллелограмм                   ? ? ?
  Четырехугольник                     ?  
  Четырехугольник                     ?  
  Параллелограмм                   ? ? ?
  Параллелограмм                   ? ? ?

Примечание. Вопросительные знаки, поставленные вместо координат X, Y, Z вершины К параллелограмма, означают, что фронтальная и горизонтальная проекции точки К находятся построением. Знак вопроса, поставленный вместо одной координаты вершины четырехугольника, означает, что одна из ее проекций находится построением.

 

Таблица 3

Варианты заданий к работе 1 (задачи 2, 3, 4)

Координаты вершин фигуры, мм Координаты точки Р, мм
L M N
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         

 

Окончание табл. 3

Координаты вершин фигуры, мм Координаты точки Р, мм
L M N
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: