В войсках ждут «Торнадо»




К военному автомобилю XXI века

  • Автор Начальник Главного автобронетанкового управления Министерства обороны РФ генерал-лейтенант Александр ШЕВЧЕНКО.
  • 27.05.2013 19:25

Фото Юрия ШИПИЛОВА.

29 мая – День военного автомобилиста

В настоящее время военные автомобили являются наиболее массовым видом военной техники в современной армии, пронизывающим все воинские формирования от батальона до армии. В современной мотострелковой бригаде нового облика численность автомобилистов достигает 20 процентов от численности всего личного состава. В Вооружённых Силах РФ в целом количество военных автомобилей многократно превосходит суммарную численность всех видов другой техники. Образцы военной автомобильной техники несут на себе более 1,5 тысячи видов вооружения, что составляет более 95 процентов их численности.

Путь отечественного автомобиля в армию был непростым и в начальный момент своего развития, как любой инновационный проект, испытывал сопротивление большого количество лиц, в частности использующих гужевой транспорт.

Однако с первых же дней появления автомобилей с двигателями внутреннего сгорания ими заинтересовались наиболее передовые и технически грамотные офицеры.
За развитием автомобильного производства как в России, так и за рубежом внимательно следило военное ведомство. С ещё большим интересом оно относилось к любой информации об использовании автомобилей в армиях зарубежных государств, особенно за их боевым применением.

После анализа российских условий использования транспортных средств от приобретения паромобилей для армии отказались. Один из помощников Главного штаба – генерал-лейтенант Уссаковский в своей докладной по Главному штабу от 13 марта 1902 года указывал: «Разного рода лёгкие самодвигатели уже широко применяются на манёврах в иностранных армиях». Военный министр одобрил предложение Уссаковского, и было испрошено «высочайшее соизволение», которое и было получено 18 марта 1902 года.

Опыт использования автомобилей в армии был ещё незначительным, но позволил уже в 1906 году разработать программу испытаний для автомобильной техники, закупаемой для вооружённых сил, и требования, которыми руководствовались в дальнейшем при формировании автомобильных частей в царской армии.
С русско-японской войны берёт своё начало и история создания первого русского бронеавтомобиля.

Наряду с оснащением армии автомобилями перед военными встала и проблема подготовки кадров для их эксплуатации в войсках. Для её решения 9 октября 1910 года по приказу, утверждённому Николаем II в мае того же года, была сформирована учебная автомобильная рота.

С этих лет ведёт начало история отечественного автомобиля «в погонах».
Первая мировая война окончательно убедила руководство страны в необходимости автомобилизации армии, парк которой к 1917 году превышал 10 тысяч автомобилей.
В 1918 году начали создаваться и автомобильные части Красной Армии.
Автомобили использовались для наиболее срочных перевозок воинских грузов и частей, эвакуации раненых и для связи.

К началу Великой Отечественной войны была создана автомобильная промышленность. Уже в 1937 году СССР занял шестое место в мире по выпуску автомобилей, а по выпуску грузовых автомобилей – второе место в мире и первое в Европе. К этому же времени на долю автомобильного транспорта приходилось около двух процентов общего грузооборота транспорта и 55 процентов перевозок грузов. Автомобильный парк СССР в эти годы обеспечивал нужды народного хозяйства и обороны страны. В 1940 году протяжённость дорог с твёрдым покрытием составляла 143 тысячи км, а общая длина дорожной сети – более 1,5 млн. км.

Большое количество автомобилей, поступающих в Красную Армию, позволило уже в 1937 году приступить к формированию в составе автомобильных войск автомобильных полков.

К 1 июня 1941 года в автомобильных войсках было 19 автомобильных полков, 38 автобатальонов, две автотранспортные роты, в которых насчитывалось 27 тысяч грузовых автомобилей (ГАЗ-АА, ЗИС-5).

Обеспечение Красной Армии автомобилями в период Великой Отечественной войны осуществлялось за счёт поступления их с автомобильных заводов, из народного хозяйства, поставок по ленд-лизу и трофеев.

За годы войны Народным комиссариатом обороны получено 463 тысячи отечественных и импортных автомобилей (444,7 тысячи – в войска, остальные – Наркомату внутренних дел, ВМФ и народному хозяйству).

В послевоенное время последовательно проводился курс на повышение технического уровня автомобилей в направлении повышения подвижности и проходимости, дизелизации парка, совершенствования системы автотехнического обеспечения. Автомобили Советской Армии прошли дорогами целинных земель, помогали в строительстве Байкало-Амурской магистрали, ликвидации катастроф, спасали жизни солдат в локальных конфликтах.

Важным этапом стало развитие специальных колёсных шасси минского, брянского и курганского заводов для монтажа тяжёлого негабаритного ракетного вооружения. В конструкции тяжёлых машин нашли воплощение инновации своего времени – многотопливные автомобильные двигатели большой мощности, гидромеханические коробки передач, независимые подвески колёс, широкопрофильные шины и т.д.

Сегодня формирование парка автомобилей Вооружённых Сил нового облика характеризуется рядом новых направлений.

Развитие военной автомобильной техники ХХI века направлено на безусловное выполнение задач Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации на техническое перевооружение армии.

Значительный прогресс последних десятилетий в развитии средств разведки и поражения кардинально изменил роль и место образцов военной автомобильной техники в системе вооружения. Автомобильная техника стала не только средством подвижности вооружения, но и превратилась в средство обеспечения его боевой эффективности.
При этом в современных условиях военная автомобильная техника становится основным средством обеспечения живучести комплексов вооружения. Кроме этого, силовая установка военной автомобильной техники непосредственно вовлекается в процесс боевого обеспечения и функционирования посредством привода различного вооружения и оборудования, установленного на шасси.

Качественное изменение предназначения военной автомобильной техники на фоне интенсивного развития средств обнаружения и поражения в передовых странах обусловливает существенное расширение и ужесточение тактико-технических требований по защищённости от указанных угроз.

Министерством обороны РФ в этой связи проработаны основные документы, формирующие облик парка военной автомобильной техники XXI века. Эти направления утверждены военным ведомством в ноябре 2012 года.

Впервые, исходя из современных требований войск и специальных подразделений, Министерством обороны в качестве возможных средств обеспечения подвижности рассматриваются высокомобильные транспортные средства малой грузоподъёмности (типа квадроциклов, багги, снегоходов), которые получили распространение в ряде стран мира и силовых структурах нашей страны.

Глубокая научная проработка и широкое научное обсуждение позволили существенно расширить диапазоны применения многоцелевых автомобилей с возможностью монтажа спецоборудования полной массой до 30 тонн.
Ведётся инновационная работа в области создания тяжёлого семейства шасси на нетрадиционных для военной автомобильной техники технических решениях.
Продолжаются работы в области совершенствования конструкций снегоболотоходной техники, включая двухзвенные гусеничные тягачи и машины на шинах со сверхнизким давлением.

Ключевым требованием войск к автомобилю XXI века является защита экипажа и оборудования. В последние годы удаётся сократить отставание в этой области от зарубежных образцов, которое наметилось в конце прошлого века. В настоящее время в этом направлении ведутся работы в проекте «Тайфун».

Подчеркну, что современный этап развития парка военных автомобилей отличается жёсткой конкурентной средой среди производителей техники в каждом сегменте, особенно в рамках вышеперечисленных инновационных проектов, внедряются механизмы частно-государственного партнёрства.

На основе переработанных в последнее время нормативных документов, касающихся обеспечения войск автомобилями, Минобороны РФ сформировало задания на разработку всех основных классов военной автомобильной техники и выдало их отечественной промышленности для реализации.

Таким образом, реализация проводимой Министерством обороны РФ военно-технической политики по развитию военной автомобильной техники позволит обеспечить Вооружённые Силы перспективной автомобильной техникой, соответствующей по своим характеристикам и потребительским свойствам возросшим потребностям войск.

 

В войсках ждут «Торнадо»

  • Автор Андрей ГАРАВСКИЙ, «Красная звезда».
  • 10.06.2013 17:05

Фото Михаила КОЗЛОВСКОГО.

Министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей Шойгу с рабочей поездкой посетил г. Набережные Челны. В международном аэропорту Бегишево Республики Татарстан его встретили президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, руководство Открытого акционерного общества (ОАО) «КАМАЗ». В ходе рабочей поездки глава военного ведомства посетил производственные цеха Камского автозавода, Научно-технический центр (НТЦ) ОАО «КАМАЗ», а также полигон Литейного завода, где ознакомился с новейшими образцами военной автомобильной техники, создаваемой по заказу Минобороны России.

«Основная цель поездки - понять, готово ли предприятие к переходу на контракты полного жизненного цикла», - сообщил генерал армии Сергей Шойгу во время обхода экспозиции автомобилей предприятия.

Он напомнил, что Минобороны рассчитывает с этого года перейти на заключение контрактов полного жизненного цикла, подразумевающих, что выпускающее военную технику предприятие будет обслуживать её вплоть до момента утилизации.

«Сейчас есть возможность посмотреть, готово ли предприятие к созданию здесь центров обслуживания военной автомобильной техники», - сказал Сергей Шойгу, обращаясь к генеральному директору ОАО «КАМАЗ» Сергею Когогину.
В свою очередь гендиректор автогиганта отметил, что для перехода на заключение контрактов полного жизненного цикла потребуется внесение некоторых изменений в действующее законодательство.
«Потребуется, значит, внесём», - пообещал министр.
Сергей Когогин сообщил Сергею Шойгу, что НТЦ ОАО «КАМАЗ» разработало семейство многоцелевых автомобилей «Торнадо», государственные испытания которых планируется завершить в 2014 году. «С 2015 года запланировано начать серийное производство этого автомобиля», - отметил глава предприятия.
Только в соединения и воинские части Южного военного округа с начала года в рамках гособоронзаказа поступило более 100 автомобилей КамАЗ современных модификаций, ещё около 600 единиц автотехники планируется реализовать в ЮВО до конца года.
На вооружении военного округа стоят унифицированные армейские полноприводные автомобили КамАЗ многоцелевого назначения семейства «Мустанг», седельные тягачи КамАЗ-65225, предназначенные для перевозки тяжёлой бронетанковой техники, а также военная автомобильная техника (ВАТ) других российских производителей.

Одна из проблем российской армии сегодня – наличие устаревшей автотехники. Так, в автопарке Вооружённых Сил России (по состоянию на февраль 2013 года) более половины автомобилей – старше 12 лет, 14 процентов - автомобили «в возрасте» от 6 до 12 лет, и лишь 29 процентов занимает техника не старше 6 лет. Сегодня всё кардинально изменилось. Поступление нового вооружения и военной техники в командование ВВС и ПВО Южного военного округа началось с 2009 года. При этом доля современных образцов автомобильной техники в войсках округа продолжает увеличиваться и составляет более 40 процентов. К концу текущего года она вырастет ещё на два-три процента.
Стоит отметить, что «КАМАЗ» отвечает не только за поставку военной автотехники, но и за её техническое обслуживание.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: