тыс. долл. — окончательная цена трактора 14 глава




Решения о выборе конкретных носителей рекламы и временном графике их использования можно представить в виде схемы. График использования средств рекламы, показанный на рис. 15.2, говорит о том, что в программе "Пока Земля вращается" рекламу будут давать по будням ежедневно, за исключением летних месяцев, в программе "Площади Голливуда" — в течение всего года по 3 раза в неделю, в журнале "В кругу семьи" — в начале каждого месяца, за исключени­ем летних, а в журнале "Ридерс дайджест" — ежемесячно.

Оценка рекламной программы

Необходимо производить постоянную оценку проводимой рекла­мы. Для замеров ее коммуникативной и торговой эффективности ис­следователи пользуются несколькими разными методами.


Средство рекламы Янв Фев Март Апр Май Июнь Июль Авг Сент Окт Ноя Дек

ДНЕВНОЕТЕЛЕВИДЕНИЕ |

Программа «Пока земля вращается» (пять 30- секундных роликов в неделю)

Программа «Площади Голливуда» (три 30- секундных ролика в неделю)

ЖУРНАЛЫ«В кругу семьи» (9 полос)

«Ридерс дайджест» (12 полос)

Рис. 15.2. Пример графика использования средств рекламы

ЗАМЕРЫКОММУНИКАТИВНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ. Замеры коммуникативной эффективности говорят о том, сколь эффективную коммуникацию обеспечивает объявление. Этот метод, получивший название опробования текстов, можно использовать как до размеще­ния объявления, так и после его публикации или трансляции.

До размещения объявления рекламодатель может провести опрос потребителей на тему, нравится ли им предполагаемое объявление и выделяется ли обращение из ряда прочих. После размещения объяв­ления рекламодатель может провести замеры припоминаемости рек­ламы потребителями или ее узнаваемости как виденной ранее.

ЗАМЕРЫТОРГОВОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ. Какой объем продаж порождается объявлением, повысившим уровень осведомленности о товаре на 20%, а предпочтение к марке — на 10%? Ответ на этот во­прос могут дать замеры торговой эффективности. Дело это нелегкое, поскольку на сбыт оказывают влияние и другие факторы, в частно­сти свойства самого товара.

Одним из способов замера торговой эффективности рекламы явля­ется сравнение объема продаж с расходами на рекламу за прошед­ший период. Исследователи провели замеры воздействия трех средств стимулирования — "директ мейл", распространения образцов товара и товарной литературы, а также рекламы в специализирован­ных журналах — на уровень продаж фармацевтической фирмы. По­лученные ими статистические данные показали, что фирма чрезмер­но увлеклась "директ мейл" и выделяла слишком мало средств на рекламу в специализированных журналах.

Еще одним способом замера является разработка эксперименталь­ной рекламной программы. Отдел красок корпорации "Дюпон" раз-


делил 56 сбытовых территорий на три группы: с высокой, средней и низкой долей рынка. В первой группе расходы на рекламу оставили на обычном уровне, в другой — увеличили в 2,5 раза, а в третьей — увеличили в 4 раза. В конце эксперимента корпорация подсчитала, какого объема дополнительных продаж удалось добиться за счет воз­росших уровней затрат на рекламу. Было установлено, что с повы­шением уровня затрат на рекламу темпы роста сбыта замедлялись и что в группе территорий с высокой долей рынка сбыт рос слабее.

Реклама требует больших денег, которые легко растратить впус­тую, если фирма не сумеет точно сформулировать задачу, примет не­достаточно продуманные решения относительно рекламного бюджета, обращения и выбора средств рекламы, не сумеет произвести оценку результатов рекламной деятельности. Благодаря своей способности влиять на образ жизни реклама привлекает к себе и пристальное внимание общественности. Постоянно усиливающееся регулирование призвано гарантировать ответственный подход к осуществлению рек­ламной деятельности (Врезка 15.3).

Врезка 15.3. Реклама и общественно-государственная политика

Фирма должна избегать в своей рекламе обмана и дискриминации. Вот основные спорные вопросы.

Лживая реклама. Рекламодатели не должны прибегать к лживым утверждени­ям, например заявлять, что товар излечивает от чего-либо, когда в действительно­сти он этого не делает. Рекламодатели должны избегать подтасованных демонст­раций, как, например, в рекламном ролике, показывающем, что бритвенное лез­вие в состоянии "побрить" наждачную бумагу, когда вместо шкурки бреют плексиглас.

Реклама, вводящая в заблуждение. Рекламодатель не должен создавать объ­явлений, потенциально способных ввести в заблуждение, даже если в действительно­сти никто, возможно, и не будет введен в заблуждение. Лак для пола нельзя рекла­мировать как средство, обеспечивающее 6-месячную защиту, если в нормальных ус­ловиях он этого не делает. Диетический хлеб нельзя рекламировать, утверждая, что в нем меньше калорий, если единственная причина этого — тоньше нарезанные ломти­ки. Проблема состоит в том, как провести границу между введением в заблуждение и славословием в адрес товара, которое считается допустимым.

Реклама с исчезающей приманкой. Не следует завлекать покупателей лож­ными посулами. Например, продавец рекламирует швейную машину за 79 долл., а потом отказывается продать ее по этой цене, умаляет ее достоинства, демонст­рирует дефектное изделие или навязывает чрезмерно долгий срок поставки.

Скидки на проведение мер стимулирования и услуги. Фирма должна предоставлять скидки на проведение мер стимулирования и услуги всем клиентам на пропорционально равных условиях.

445


Стимулирование сбыта

Рекламная деятельность дополняется усилиями прочих средств, входящих в состав комплекса маркетинга, а именно мерами по сти­мулированию сбыта и связям с общественностью.

S Стимулирование сбыта — использование многообразных средств стимулирующего воздействия, призванных ускорить и/или усилить ответную реакцию рынка.

К ним относятся стимулирование потребителей (распространение образцов, купоны, предложения о возврате денег, упаковки, прода­ваемые по льготной цене, премии, конкурсы, зачетные талоны, де­монстрации), стимулирование сферы торговли (зачеты за закупку, предоставление товаров бесплатно, зачеты дилерам за включение то­вара в номенклатуру, проведение совместной рекламы, выдача пре­мий-толкачей, проведение торговых конкурсов дилеров) и стимули­рование собственного торгового персонала фирмы (премии, конкур­сы, конференции продавцов).

К средствам стимулирования сбыта прибегает большинство орга­низаций, в том числе производители, дистрибьюторы, розничные торговцы, торгово-промышленные ассоциации и некоммерческие за­ведения. В качестве примера некоммерческих предприятий можно сослаться на церкви, которые организуют клубы для игры в бинго, проводят театральные вечера, устраивают обеды по подписке и веще­вые лотереи.

За последние годы объем деятельности по стимулированию сбыта резко возрос. С 1969 по 1976 г. расходы на стимулирование сбыта ежегодно увеличивались на 9,4% против 5,4% на рекламу. В 1976 г. сумма затрат на стимулирование сбыта превысила 30 млрд долл.

Стремительному росту деятельности по стимулированию сбыта, осо­бенно на потребительских рынках, способствовали несколько факто­ров. Вот некоторые из них. Сегодня высшее руководство охотнее вос­принимает стимулирование в качестве одного из эффективных орудий сбыта. Все большее число управляющих по товарам обретают умение пользоваться средствами стимулирования сбыта. На управляющих по товарам оказывают постоянно усиливающееся давление, требуя роста сбыта. Все большее число конкурентов начинают заниматься деятель­ностью по стимулированию сбыта. Посредники требуют все больших уступок со стороны производителей. Эффективность рекламы снижает­ся из-за растущих издержек, рекламной тесноты в средствах распро­странения информации и законодательных ограничений.

Средства стимулирования сбыта можно разделить на способст­вующие и не способствующие созданию рекламодателю "привилегий у потребителей". Средства, способствующие формированию привиле­гий в глазах потребителей, обычно сопровождают торговое обращение предложением льготной сделки, как это имеет место при распростра­нении бесплатных образцов, купонов с напечатанным на них торго-


вым обращением, и премий, непосредственно связанных с товаром. Среди средств стимулирования сбыта, не создающих привилегий в глазах потребителей, — упаковки, продаваемые по льготной цене, премии потребителям, непосредственно не связанные с товаром, кон­курсы и лотереи, предложения возврата денег потребителям и скид­ки розничным торговцам. Использование средств, способствующих формированию привилегий в глазах потребителей, помогает укрепить осведомленность о марочном товаре и понимание его сути.

Стимулирование сбыта оказывается наиболее эффективным при использовании его в сочетании с рекламой. В одном из исследований было установлено, что экспозиции в местах продажи, увязанные с текущей телерекламой фирмы, обеспечили 15%-ное превышение объ­ема сбыта в сравнении с аналогичными экспозициями, не связанны­ми с проводимой параллельно телерекламой. По данным другого ис­следования, интенсивное распространение образцов вкупе с телерек­ламой при выведении товара на рынок имело больший успех, нежели одна телереклама или телереклама, сопровождавшаяся распростра­нением купонов.

Решив прибегнуть к стимулированию сбыта, фирма должна опре­делить его задачи, отобрать необходимые средства стимулирования, разработать соответствующую программу, организовать предвари­тельное опробование и претворение в жизнь, обеспечить контроль за ее ходом и провести оценку достигнутых результатов.

Постановка задач стимулирования сбыта

Задачи стимулирования сбыта вытекают из задач маркетинга това­ра. Конкретные задачи стимулирования будут различными в зависимо­сти от типа целевого рынка. Среди задач стимулирования потребите­лей — поощрение более интенсивного использования товара, покупки его в более крупной расфасовке, побуждение лиц, не пользующихся товаром, опробовать его, привлечение к нему тех, кто покупает марки конкурентов. Применительно к розничным торговцам это — поощре­ние их на включение нового товара в свой ассортимент, поддержание более высокого уровня запасов товара и связанных с ним изделий, подрыв мер стимулирования, предпринимаемых конкурентами, фор­мирование у розничных торговцев приверженности к марке и проник­новение со своим товаром в новые розничные торговые точки. Что же касается собственных продавцов, то это — поощрение их поддержки нового товара или новой модели, поощрение к проведению ими боль­шего числа посещений клиентов и поощрение к усилиям по поднятию уровня внесезонных продаж.

Выбор средств стимулирования сбыта

Решение задач стимулирования сбыта достигается с помощью множества разнообразных средств. При этом разработчик плана мар­кетинга учитывает и тип рынка, и конкретные задачи в сфере сти-


мулирования сбыта, и существующую конъюнктуру, и рентабель­ность каждого из используемых средств. Описание основных средств стимулирования сбыта дается ниже.

ОБРАЗЦЫ, КУПОНЫ, УПАКОВКИ ПО ЛЬГОТНОЙ ЦЕНЕ, ПРЕМИИ И ЗАЧЕТНЫЕ ТАЛОНЫ. Это основные средства, на кото­рых строится деятельность по стимулированию потребителей. Рас­пространение образцов — это предложение товара потребителям бес­платно или на пробу. Образцы могут разносить по принципу "в каж­дую дверь", рассылать по почте, раздавать в магазине, прилагать к какому-либо другому товару или обыгрывать их в рекламном пред­ложении. Распространение образцов — самый эффективный и самый дорогой способ представления нового товара. Кампания по распро­странению нового шампуня "Агри" обошлась фирме "С. К. Джонсон энд санз" в 12 млн долл.

Купоны представляют собой сертификаты, дающие потребителю пра­во на оговоренную экономию при покупке конкретного товара. В 1979 г. фирмы распространили 81 млрд купонов, т.е. почти по 1200 штук на каждое домохозяйство. Погашено же было всего 4% из этого количества. Купоны можно рассылать по почте, прилагать к другим товарам, вклю­чать в рекламные объявления. Они могут оказаться эффективными для стимулирования сбыта уже зрелого марочного товара и для поощрения потребителей опробовать новинку.

Упаковки по льготной цене (их называют также сделками с не­большой скидкой с цены) — это предложение потребителю опреде­ленной экономии против обычной цены товара. Информацию о них помещают на этикетке или на упаковке товара. Это может быть упа­ковка по сниженной цене, когда по сниженной цене продают один вариант расфасовки товара (например, две пачки по цене одной), или упаковка-комплект, когда продают набор из двух сопутствующих то­варов (например, зубная щетка и паста). Своей способностью стиму­лировать кратковременный рост сбыта упаковки по льготной цене превосходят даже купоны.

Премия — это товар, предлагаемый по довольно низкой цене или бесплатно в качестве поощрения за покупку другого товара. Премия "при упаковке" сопровождает товар, находясь внутри или снаружи упаковки. В качестве премии может выступать и сама упаковка, ес­ли она представляет собой емкость многоразового пользования. Бес­платная почтовая премия — это товар, высылаемый потребителям, которые представили доказательство покупки товара, например крышку от коробки. Самоликвидирующаяся премия — это товар, продаваемый по цене ниже обычной розничной потребителям, кото­рые запрашивают его. Сегодня производитель предлагает потребите­лям самые разнообразные премии с нанесенным на них названием фирмы. Так, любители пива "Будвайзер" могут заказать футболки, воздушные шары и сотни других изделий, на которых нанесено на­звание этого пива.


Зачетные талоны — это специфический вид премии, которую по­лучают потребители при совершении покупки и которую они могут обменять на товар в специальных обменных пунктах. Торговцы, применяющие зачетные талоны первыми, обычно привлекают к себе новую дополнительную клиентуру. Другие торговцы применяют эти талоны в оборонительных целях, но в конце концов зачетные талоны оборачиваются обузой для всех. И тогда некоторые торговцы просто принимают решение отказаться от них, предложив взамен более низ­кие цены.

ЭКСПОЗИЦИИ И ДЕМОНСТРАЦИИ ТОВАРА В МЕСТАХ ПРО­ДАЖИ. В местах покупки или продажи товара устраивают экспози­ции и демонстрации. К сожалению, многим розничным торговцам не нравится возиться с экспозиционными приспособлениями, вывеска­ми, плакатами, которые они сотнями получают ежегодно от произво­дителей. В ответ производители создают более совершенное экспози­ционное оформление, увязывая его со своими обращениями по теле­видению или в печати и предлагая смонтировать его собственными силами. Одним из самых совершенных в творческом плане за всю историю существования рекламно-оформительских материалов для магазинов считается экспозиционное оформление для колготок "Л'эггс", которое в немалой степени способствовало успеху марки.

СТИМУЛИРОВАНИЕ СФЕРЫТОРГОВЛИ. Чтобы обеспечить себе сотрудничество со стороны оптовых и розничных торговцев, произво­дители пользуются рядом специфических приемов. Производитель может предложить зачет за покупку, т.е. предоставить скидку с цены с каждого ящика товара, купленного в определенный отрезок време­ни. Подобное предложение стимулирует дилеров на совершение за­купок большого объема или на приобретение нового товара, который они обычно не покупали.

Производитель может предложить зачет за включение товара в номенклатуру, компенсируя издержки дилера по представлению это­го товара публике. Зачет за рекламу компенсирует усилия дилеров в связи с проводимой ими рекламой товара производителя. Зачет за устройство экспозиции компенсирует усилия дилеров по организации особых выкладок товара.

Производитель может предложить бесплатный товар, т.е. не­сколько дополнительных ящиков посреднику, купившему у него оп­ределенное количество товара. Он может предложить премию-толкач в виде наличных или подарков дилерам или их продавцам за усилия по проталкиванию своего товара. Производитель может бесплатно предложить сувениры, несущие на себе название фирмы, такие, как ручки, карандаши, календари, пресс-папье, наборы бумажных спи­чек, блокноты, пепельницы, линейки.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ВЫСТАВКИ. Отраслевые ассоциации ежегодно проводят съезды сво­их членов, как правило, сопровождая эти мероприятия устройством специализированных выставок. На такой специализированной вы-


ставке представлены и демонстрируются в действии товары фирм, являющихся поставщиками отрасли. Каждый год проводится свыше 5600 специализированных выставок, собирающих около 80 млн посе­тителей. Продавец рассчитывает получить от участия в специализи­рованной выставке несколько выгод, и в том числе выявление новых потенциальных покупателей, поддержание контактов с клиентурой, представление новых товаров, знакомство с новыми заказчиками и увеличение продаж нынешним.

КОНКУРСЫ, ЛОТЕРЕИ, ИГРЫ. Конкурсы, лотереи и игры пре­доставляют возможность удачливым или особенно усердным потреби­телям, дилерам или коммивояжерам что-то выиграть — скажем, за­воевать денежный приз, путевку на отдых или товар. Конкурс требу­ет, чтобы потребители что-то представили на него — куплет, прогноз, предложение и т.п. Представленные материалы оценивает специаль­ное жюри и отбирает лучшие из них. Лотерея требует, чтобы потре­бители заявили о своем участии в розыгрыше. В ходе игры при каж­дой покупке потребитель что-то получает — номера для игры в бинго или недостающие буквы, которые могут помочь ему завоевать какой-то приз. Торговый конкурс — это конкурс, проводимый для дилеров или собственного торгового персонала фирмы с целью побудить их удвоить свои торговые усилия в течение определенного отрезка вре­мени. Добившиеся самых высоких результатов получают призы.

Разработка программы стимулирования сбыта

Что касается комплексной программы стимулирования, то в от­ношении ее разработчик плана маркетинга должен принять ряд до­полнительных решений. В частности, деятель рынка должен решить, сколь интенсивное стимулирование применить, кто может участво­вать в программе, как рекламировать свое мероприятие по стимули­рованию, как долго оно будет длиться, когда начнется и какие сред­ства следует выделить для его проведения.

ИНТЕНСИВНОСТЬ СТИМУЛИРОВАНИЯ. Маркетолог должен принять решение о том, сколь интенсивное стимулирование предло­жить. Для успеха мероприятия необходимо наличие определенного минимума стимулирования. Более сильный стимул обеспечит и больше продаж, но при постоянно падающем темпе сбыта. Некоторые крупные фирмы, торгующие фасованными товарами широкого по­требления, имеют штатных управляющих службой стимулирования сбыта, которые занимаются изучением эффективности ранее прове­денных мероприятий и выдают управляющим по товарным маркам рекомендации относительно наиболее подходящих стимулов.

УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ. Стимулы могут быть предложены либо всем, либо только каким-то особым группам лиц. Так, премии можно предложить только тем, кто сдает крышки от коробок. В ряде шта­тов нельзя устраивать лотереи вообще, в других случаях в лотереях не могут участвовать члены семей служащих фирмы и лица, не дос­тигшие определенного возраста.


СРЕДСТВА РАСПРОСТРАНЕНИЯ СВЕДЕНИЙ О ПРОГРАММЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ. Деятель рынка должен решить, каким обра­зом следует распространять сведения о своей программе стимулиро­вания и подстегивать интерес к ней. Купоны с предложением 15-центовой скидки с цены товара можно распространять непосредст­венно в упаковке, через магазины, по почте или с помощью средств рекламы. Каждому способу распространения присущ свой уровень охвата и издержек.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫСТИМУЛИРОВАНИЯ. Если дли­тельность мероприятия по стимулированию сбыта слишком коротка, многие потребители не смогут воспользоваться предлагаемыми выго­дами, поскольку как раз в это время у них, возможно, не будет на­добности в повторных покупках. Если же мероприятие слишком рас­тянуто по времени, предложение потеряет часть своего заряда, тол­кающего на немедленные действия.

ВЫБОР ВРЕМЕНИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ СБЫТА. Управляющим по товарным маркам необходимо выбрать календарные сроки проведения мероприятий по стимулированию сбыта. Этими сроками будут руководствоваться и производство, и служба сбыта, и служба товародвижения. Кроме то­го, может понадобиться и проведение ряда не запланированных ранее мероприятий, что потребует налаживать взаимодействие в очень ко­роткие сроки.

СВОДНЫЙ БЮДЖЕТ НА СТИМУЛИРОВАНИЕ СБЫТА. Смету на мероприятия по стимулированию сбыта можно разработать двумя способами. Маркетолог может выбрать конкретные меры и обсчитать их стоимость. Однако чаще размер ассигнований определяется в виде процента от общего бюджета.

Предварительное опробование программы стимулирования сбыта

По возможности все используемые средства стимулирования сбы­та следует предварительно опробовать и убедиться, что они подходят и обеспечивают необходимые стимулы. А ведь сегодня предваритель­ное тестирование проходят менее 42% всех предложений, связанных с распространением премий.

Претворение в жизнь программы стимулирования сбыта

На каждое мероприятие по стимулированию сбыта фирме следует разрабатывать отдельный план, охватывающий как подготовитель­ный период, так и период активной коммерции. Подготовительный период — это время, необходимое для подготовки программы до ее начала. Период активной коммерции длится с момента начала меро­приятия и заканчивается с его прекращением.


Оценка результатов программы стимулирования сбыта

Оценка результатов программы стимулирования сбыта имеет ре­шающее значение, однако ей редко уделяют должное внимание. Ко­гда же производители все-таки занимаются оценкой, они могут вос­пользоваться одним из четырех методов. Чаще других пользуются методом сравнения показателей сбыта до, в ходе и после проведения программы стимулирования. Предположим, что до проведения кам­пании фирма занимала 6%-ную долю рынка, которая выросла до 10% в ходе программы, упала до 5% сразу после ее окончания, а че­рез некоторое время поднялась до 7%. Это означает, что программа стимулирования, по всей вероятности, привлекла к товару новых по­купателей "на пробу" и обеспечила рост покупок со стороны уже су­ществующих клиентов. По окончании кампании сбыт упал, посколь­ку потребители некоторое время пользовались своими накопленными запасами. Конечная стабилизация с ростом до 7% свидетельствует о том, что фирма приобрела определенное количество новых пользова­телей своего товара. Если бы доля рынка марки стабилизировалась на уровне, который существовал до проведения кампании, это озна­чало бы, что программа стимулирования повлияла лишь на характер распределения спроса по времени, не затронув его общего уровня.

Данные о потребительской панели покажут, какие именно группы лиц откликнулись на программу стимулирования и как они стали вести себя после ее окончания. Когда необходимо получить дополни­тельную информацию, можно провести опросы потребителей, чтобы выяснить, многие ли из них припоминают кампанию стимулирова­ния, что они думали в момент ее проведения, многие ли воспользова­лись предлагавшимися выгодами, как сказалась она на их после­дующем покупательском поведении в части выбора марок. Меро­приятия по стимулированию сбыта можно оценивать и посредством проведения экспериментов, в ходе которых изменяют ценностную значимость стимула, длительность его действия и средства распро­странения информации о нем.

Ясно, что стимулирование сбыта играет важную роль в рамках комплекса продвижения. Его использование требует четкой поста­новки задач, выбора подходящих средств, разработки программ дей­ствий, предварительного опробования ее, претворения в жизнь, и оценки достигнутых результатов.

Связи с общественностью

Наряду со стимулированием сбыта одним из основных средств продвижения является формирование общественного мнения на ос­нове связей с общественностью.

S Связи с общественностью предполагают "использование редак­ционного, а не платного места и/или времени во всех средствах распространения информации, доступных для чтения, про-


смотра или прослушивания существующими или потенциаль­ными клиентами фирмы, для решения конкретной задачи — способствовать достижению поставленных целей".

Результаты мероприятий по формированию общественного мне­ния иногда оказываются блестящими. Возьмем, к примеру, фильм "Возвращение Джедая".

"Возвращение Джедая" — это третий фильм из серии "Звездные войны" и одновре­менно маркетинговый феномен. Со дня премьеры сбыт плакатов, игрушек, футболок и костюмов с героями фильма идет бурными темпами. Иллюстрированный сценарий фильма находится на первом месте в списках бестселлеров во всех концах страны. Сеть ресторанов и закусочных "Бургер кинг" интенсивно рекламирует свою кампа­нию по стимулированию сбыта, призами в которой служат стаканы с изображениями персонажей фильма. Фирма "Пепперидж фармс" продает печенье под названием "Джедай". Ванильное олицетворяет героев, ореховое — разные живые существа, а шоколадное — злодеев. Журнал "Тайм" посвятил фильму заглавную статью, вынеся на обложку фотографии сцен из него. Газеты и информационные программы телеви­дения рассказывают о преданных поклонниках, по нескольку дней стоящих в очере­дях за билетами, и берут интервью у тех, кто хочет посмотреть фильм снова и снова.

Связи с общественностью используются для популяризации ма­рочных и обычных товаров, лиц, мест, идей, деятельности, организа­ций и даже целых стран. Торговые ассоциации используют связи с общественностью, для возрождения интереса к таким товарам, как яйца, молоко, картофель. Организации используют связи с общест­венностью для привлечения внимания или для исправления неблаго­приятного представления о себе. Страны используют связи с общест­венностью для привлечения туристов, иностранных капиталовложе­ний и обеспечения себе международной поддержки.

Перед деятельностью по формированию общественного мнения ставят несколько задач, в том числе обеспечение фирме благожела­тельной известности, формирование представления о ней как об ор­ганизации с высокой гражданской ответственностью и противодейст­вие распространению неблагоприятных слухов и сведений. Для ре­шения этих задач отделы по связям с общественностью пользуются несколькими средствами.

1. Установление и поддержание связей с прессой. Цель этой дея­
тельности заключается в размещении сведений познавательно-
событийного характера в средствах массовой информации для
привлечения внимания к лицам, товарам или услугам.

2. Товарная пропаганда. Деятельность, объединяющая в себе
разнообразные усилия по популяризации конкретных товаров.

3. Общефирменная коммуникация. Деятельность по внутрифир­
менной и внешней коммуникации, направленная на обеспече­
ние более глубокого понимания общественностью специфики
фирмы.


4. Лоббизм. Работа с законодателями и правительственными чи­
новниками с целью добиться усиления или недопущения како­
го-либо законодательства или регулирования.

5. Консультирование. Выдача рекомендаций руководству по во­
просам общественной значимости, положения и образа фирмы.

Специалисты по связям с общественностью обычно сосредоточены не в отделе маркетинга фирмы, а в отделе по организации общест­венного мнения. Этот отдел обычно находится в штаб-квартире фир­мы, а его сотрудники настолько заняты работой с различными кон­тактными аудиториями — акционерами, собственными служащими, законодателями, представителями городских властей, — что о меро­приятиях, призванных содействовать решению задач товарного мар­кетинга, могут и забыть. Чтобы этого не случилось, можно, к приме­ру, включить специалиста по связям с общественностью и в штат от­дела маркетинга. Связи с общественностью нередко называют падчерицей маркетинга, ибо пользуются ими в ограниченных мас­штабах и довольно редко. А ведь такие мероприятия могут произве­сти запоминающееся воздействие на уровень общественной осведом­ленности, и обойдется это во много раз дешевле, чем обходится рек­лама, поскольку фирма не платит ни за место, ни за время в средствах распространения информации. Оплачивается только работа персонала и рассылка самих информационных материалов. Если фирма подготовит интересный материал, его могут использовать сра­зу все средства распространения информации, что равнозначно эко­номии миллионных затрат на рекламу. Более того, материалу этому поверят больше, чем рекламе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: