Тема 9.Гарантии местного самоуправления.
Понятие и система гарантий местного самоуправления.
Организационные гарантии местного самоуправления.
Экономические гарантии местного самоуправления.
Судебные гарантии местного самоуправления.
Иные гарантии местного самоуправления.
Понятие и система гарантий местного самоуправления.
Гарантии местного самоуправления представляют собой систему средств и условий, обеспечивающих самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиции, в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами,- законами субъекта РФ.
Система гарантий местного самоуправления включает в себя общие гарантии, к которым относятся экономические, политические, духовные и организационные гарантии.
В качестве общих гарантий прав местного самоуправления можно рассматривать те экономические, политические отношения, духовные устои и ценности общества, которые:
- служат предпосылками стимулирования развития местного самоуправления;
- обеспечивают определенную устойчивость и стабильность в деятельности органов местного самоуправления;
- создают реальные возможности для наиболее полной реализации норм, устанавливающих компетенцию органов местного самоуправления.
К первой группе гарантий относятся:
- формирование законодательной базы о местном самоуправлении;
- установление обязанности выплаты компенсации местному самоуправлению расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;
- разработка государственных образовательных стандартов и организация подготовки и повышения квалификации кадров муниципальных образований;
- формирование совещательных органов при государственных должностных лицах по проблемам местного самоуправления;
- разработка государственными органами и содействие разработке иными структурами методических материалов по порядку решения вопросов местного значения, реализация иных полномочий органами местного самоуправления.
Ко второй группе гарантий относятся:
- установление ответственности за неисполнение муниципальных правовых актов;
- установление запрета на ограничение законных прав местного самоуправления;
- возможность обращения в суд, а также в прокуратуру по вопросам незаконности решений и действий(бездействий) органов местного самоуправления(должностных лиц);
- установление права органов государственной власти на досрочное прекращение полномочий органов(должностных лиц) местного самоуправления, нарушающих законы;
К третьей группе гарантий относятся:
- право местного самоуправления на судебную защиту и защиту системой исполнительных органов;
- право обжалования в суд решений и действий органов местного самоуправления, обращения в прокуратуру;
- право населения на отзыв выборных лиц местного самоуправления.
Наиболее распространенным является разделение гарантий местного самоуправления на общие (экономические, политические, социальные, культурные) и специальные (юридические).
2. Организационные гарантии местного самоуправления - закрепляемые законодательством о местном самоуправлении организационные основы местного самоуправления, принципы определения компетенции органов местного самоуправления.
Гарантиями организационного обособления и самостоятельности местного самоуправления в системе управления обществом и государством являются:
1. Закрепляемое в статье 12 Конституции РФ положение о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
ФЗ 2003 года «об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» развивает конституционные положения, закрепляя гарантии организационной самостоятельности местного самоуправления и вместе с тем, устанавливая основы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти;
2. Самостоятельность определения населением структуры органов местного самоуправления(ст.131 Конституции РФ). Население вправе непосредственно, а также через выборные органы местного самоуправления определять формы и пути реализации местного самоуправления, его организационную структуру и процедуры деятельности.
3. Организационная самостоятельность местного самоуправления, его обособление в системе управления. Это означает, что назначение должностных местного самоуправления, образование органов местного самоуправления, кадровая политика находятся в ведении муниципальных образований.
4. Собственная компетенция органов местного самоуправления, которой они наделяются в целях самостоятельного решения местных вопросов и возлагаемых на них задач.
5. Право муниципальных образований иметь собственную символику(гербы, эмблемы, другую символику), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и местные традиции.
6. Учет мнения населения при изменении границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление(статья 131 Конституции РФ).
К числу организационных гарантий местного самоуправления следует отнести и контроль государственных органов за деятельностью органов местного самоуправления, который имеет пределы, обусловленные организационной самостоятельностью муниципальных органов.
В новейшей Российской истории к организационным гарантиям местного самоуправления можно, отнести созданные при Президенте Российской Федерации Совет по местному самоуправлению - федерального координационного центра при президенте Российской Федерации, к компетенции которого отнесена разработка государственной политики в области местного самоуправления и мер по ее реализации или проведенное в 1995 году Всероссийское совещание по вопросам местного самоуправления.
По инициативе объединений муниципальных образований при содействии Совета по местному самоуправлению в 1998 году учрежден Конгресс муниципальных образований Российской Федерации - общероссийская организация, защищающая права и представляющая интересы муниципалитетов во взаимодействии с государственной властью, а также зарубежными и международными организациями, занимающимися вопросами местного самоуправления.
Немаловажное значение в организационном становлении местного самоуправления сыграло также создание ассоциаций и союзов муниципальных образований. Например, на юге России создана и активно действует Ассоциация городов юга России.