учреждение высшего профессионального образования




«Сибирский федеральный университет»

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ИЭУиП

_____________/ Бухарова Е. Б./

«__ 23 __» ____ мая ____2011 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО НАПИСАНИЮ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

 

Укрупненная группа 080000 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

(номер и наименование укрупненной группы)

 

Специальности ____ 080107.65 Налоги и налогообложение

(номер и наименование специальности)

Факультет Экономический факультет ИЭУиП

 

Кафедра «Финансы»

 

Красноярск

СФУ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

составлены в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе

080000 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

(указывается номер и наименование укрупненной группы)

Специальности ____ 080107.65 Налоги и налогообложение

(указывается номер и наименование направления (специальности)

Программу составили

Фамилия И. О. Место работы Должность Подпись
Ферова И.С. Сибирский федеральный университет ИЭУиП, д.э.н., профессор  
Савяк Н.Н. Сибирский федеральный университет ИЭУиП, к.э.н., доцент  

 

 

Учебная программа согласована с выпускающей кафедрой

«Финансы»

(наименование кафедры)

Заведующая кафедрой: Ферова И.С. __________________

(фамилия, и. о., подпись)

«__ 16 _»_____ мая _____2011г.

 

 

Учебная программа подготовлена и обсуждена на заседании кафедры:

«Финансы»

(наименование кафедры)

«__ 16 _»_____ мая _____2011г.протокол № __ 9 __

 

Заведующая кафедрой Ферова И.С. __________________

(фамилия, и. о., подпись)

Учебная программа обсуждена на заседании НМС ИЭУиП

 

«23» мая 2011 г. протокол № 5

 

Председатель НМС Витковская Л.К. _________________

(фамилия и. о., подпись)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  Общие положения  
  Тематика выпускных квалификационных работ  
  Изучение литературных источников и отбор фактического материала  
  Составление плана и последовательность выполнения выпускной квалификационной работы  
  Содержание выпускной квалификационной работы  
  Оформление выпускной квалификационной работы  
6.1 Общие требования  
6.2 Содержание  
6.3 Построение текстового документа  
6.4 Изложение текста  
6.5 Формулы и уравнения  
6.6 Таблицы  
6.7 Иллюстрации  
6.8 Список использованных источников  
6.9 Приложения  
  Защита выпускной квалификационной работы  
  Библиографический список  
  ПРИЛОЖЕНИЕ А Примерная тематика выпускных квалификационных работ  
  ПРИЛОЖЕНИЕ Б Форма титульного листа  
  ПРИЛОЖЕНИЕ В Примерные планы выпускных квалификационных работ  
  ПРИЛОЖЕНИЕ Г Пример оформления содержания  
  ПРИЛОЖЕНИЕ Д Пример оформления списка использованных источников  
  ПРИЛОЖЕНИЕ Е Примеры библиографической записи документов  
     

 


1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Выпускная квалификационная работа является итоговым видом самостоятельной работы студентов в вузе, направленной на обоб­щение знаний по учебным дисциплинам профессиональной подготовки, демонстрация владения методами научных исследований, представление навыков решения творческих задач в ходе научного исследования по определенной теме.

Выпускная квалификационная работа является важнейшим видом учебного процесса и выполняется студентами в соответствии с учебным планом по специальностям «Налоги и налогообложение». В процессе ее выполнения студент не только закрепляет, но и углубляет и расширяет полученные знания по избранной теме, осваивает необходимые навыки научного творчества, демонстрирует владение методами самостоятельной научной работы.

Выпускная квалификационная работа отражает результаты самостоятельно проведенного студентом научного исследования. В ней студент должен показать умение грамотно и системно излагать свои мысли, аргументировать выдвигаемые предложения, правильно и свободно пользоваться экономической и специальной финансовой терминологией.

В процессе работы студенты учатся анализиро­вать и систематизировать теоретические знания, приобретенные при изуче­нии научных публикаций, периодических изданий и нормативных актов в об­ласти бухгалтерского учета, аудита, экономического анализа и других смеж­ных профессиональных дисциплин. При написании выпускной квалификационной работы прояв­ляется способность будущего специалиста к постановке проблемы научного исследования, формулировке четкой авторской позиции по конкретному во­просу, а также умение применять при решении практических задач весь ком­плекс знаний в области методологии, методики, организации и технических процедур бухгалтерского, оперативного и статистического учета, контроля, аудита, экономического анализа.

Важным при написании выпускной квалификационной работы является постоянный контакт студента с научным руководителем. Распределение студентов для выполне­ния выпускной квалификационной работы по специальности осуществляется кафедрой, с учетом нагрузки научных руководителей и приоритетности избранной студентом те­матики.

Для успешного написания выпускной квалификационной работы студенту необходимо:

- выбрать тему выпускной квалификационной работы;

- правильно подобрать литературу;

- глубоко раскрыть тему, комментируя многообразие подходов и вариантов решения изучаемой проблемы, содержащихся в официальных документах и предлагаемых учеными-экономистами;

- дать решение поставленной задачи, теоретически обосновать и конкретизи­ровать практические рекомендации, вытекающие из этого решения.

За качество выполняемых работ, правильность сбора данных, составление расчетов, выводов и предложений, за оформление и соблюдение срока их представления несет ответственность, прежде всего сам студент.

 

2 ТЕМАТИКА ВЫПУСКНОЙ

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

Выбор темы выпускной квалификационной работы осуществляется в соответствии с предлагаемой тематикой, содержащей как общетеоретические темы, так и темы, отвечающие потребностям современной финансовой практики. В отдельных случаях студент может выбрать для своей выпускной работы тему, которая не вошла в утвержденную тематику, но отражает его приверженность определенному направлению научных поисков. В этом случае студент может предложить свою формулировку темы выпускной работы, но она должна соответствовать специальности «Налоги и налогообложение» и обязательно согласована с научным руководителем и одобрена заведующим кафедрой «Финансы».

При выборе темы выпускной квалификационной работы нужно учитывать ее актуальность, практическую значимость, а также возможность использования в работе конкретного фактического материала.

Закрепление студентов за научными руководителями производится от­ветственным лицом кафедры, с учетом области профессиональных интересов научного руководителя, а также предполагаемого к изучению научного на­правления, избранного студентом. Для этого студенты должны заранее сооб­щить ответственному лицу кафедры предполагаемую тематику выпускной ра­боты.

Закрепление за студентами тем выпускной квалификационной работы осуществляется заведующим кафедрой «Финансы», либо ответственным лицом кафедры. Внутри одной студенческой группы не разрешается выбор одинаковой темы двумя и более студентами.

При выборе темы выпускной квалификационной работы можно рекомендовать студенту четко определить круг своих интересов и выполнять весь комплекс работ (в рамках учебного плана соответствующей специальности и специализации) по одной проблематике. Это позволит существенно повысить качество выполняемых выпускных работ.

Тема выпускной квалификационной работы должна быть актуальной, конкретной, иметь тео­ретическое и практическое значение, предполагать детальную проработку от­дельных вопросов изучаемых дисциплин, в том числе и по новым научным подходам и направлениям.

Тему выпускной квалификационной работы студент выбирает вместе с научным руководите­лем. Кафедрой «Финансы» разработан примерный пе­речень тем на основе го­сударственного образовательного стандарта по специальности 080107.65 «Налоги и налогообложение» (приложение А).

Студент согласовывает тему выпускной квалификационной работы с научным руководите­лем, сообщая точное название и предполагаемый к рассмотрению круг вопро­сов. Научный руководитель имеет право корректировать название, план и со­держание работы с учетом своей специализации и научного интереса к про­блеме.

Выбору темы выпускной работы следует уделить особое внимание. От этого во многом зависит успешное выполнение работы, интерес студента к дальнейшей научно-исследовательской и производственной деятельности. В условиях изменения форм и методов управления, обслуживающих их информационных структур, реформирования и сближения отечественной системы бухгалтерского учета с международными стандартами финансовой отчетности наибольший научный интерес представляют темы, посвященные малоизученным вопросам теории и практики учета, анализа и аудита.

В процессе разработки избранной научной тематики, студент по согла­сованию с научным руководителем, может корректировать и уточнять тему и структуру курсовой работы, а в исключительных случаях, по объективным причинам, - изменять ее.

При выборе темы выпускной квалификационной работы студент должен ориентироваться на накопленный опыт научно-исследовательской работы под руководством ка­федры, содержание уже выполненных курсовых работ и подготовленных на­учных докладов, знание специальной литературы по избранной теме, опыт практической работы.

 

3 ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ОТБОР ФАКТОГРАФИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

При подготовке и написании выпускной квалификационной работы по специальности осо­бенно важно правильно и корректно определить информационную базу ис­следования: она должна включать нормативные акты по избранной проблеме (Кодексы, Законы Российской Федерации и ее субъектов, Указы Президента, Постановления Правительства, Постановления органов местного самоуправ­ления, приказы, письма, телеграммы, методические указания и рекомендации отраслевых министерств и ведомств), научные труды ведущих специалистов, ученых и практиков, в изучаемой области (монографии, учебники, учебные пособия, публикации в периодической печати, разъяснения и комментарии).

По утвержденной теме выпускной квалификационной работы студент самостоятельно под­бирает литературу, используя формуляры научной библиотеки университета, методического кабинета экономического факультета. Красноярской краевой научной библиотеки, ресурсы сети Интернет. В библиотеках имеются указа­тели литературы по различным темам, систематические и алфавитные каталоги, библиографические справочники.

При подборе литературных источников следует уделять внимание ин­формационным изданиям, содержащим оперативную информацию о публи­кациях и наиболее существенных сторонах их содержания. Информационные издания, в отличие от библиографических, оперируют не только сведениями о произведениях печати, но и идеями и фактами, заключенными в них. Вы­пуском информационных изданий занимаются институты и центры научно- технической информации. Различают три вида информационных изданий: библиографические, реферативные и обзорные.

Библиографические издания включают упорядоченную совокупность библиографических описаний по интересующему вопросу. Они имеют все необходимые выходные данные документа. Библиографические указатели (например, «Сигнальная информация» ВИНИТИ) содержат перечень отече­ственных и зарубежных источников по проблеме и состоят из перечня биб­лиографических описаний без аннотаций.

Реферативные издания составляются из рефератов, включающих со­кращенное изложение содержания опубликованных документов с основными фактографическими сведениями и выводами. К ним относятся реферативные журналы, реферативные сборники, экспресс-информация, информационные листки.

Обзорные издания включают обзор материалов по одной проблеме, со­общая о состоянии или развитии отрасли науки или практики, содержат все существенные результаты, полученные в этой области знаний за последнее время.

При разработке темы наряду с новым литературным и фактографиче­ским материалом необходимо использовать и ретроспективную информацию, отражающую накопленные и систематизированные знания по изучаемому во­просу. Такую информацию можно получить, изучая специализированную литературу: монографии, научные статьи, авторефераты диссертаций.

Актуальная информация обычно содержится в периодических издани­ях, как профильных, к которым относятся журналы «Бухгалтерский учёт и налоги», «Консультант», «Консультант бухгалтера», «Налоговый вестник», «Финансовые и бухгалтерские консультации», «Экономический ана­лиз: теория и практика», так и изданиях общеэкономической тематики. Целесообразно изучить такие издания, как еженедельник «Эконо­мика и жизнь», журналы «Банковское дело», «Вопросы экономики», «Дай­джест-финансы», «Нормативные акты», «Прикладная эконометрика», «Рынок ценных бумаг», «Финансы», «Финансовый менеджмент», «Финансы и кре­дит», «Финансовая аналитика: проблемы и решения».

Специалист по налогам должен уметь работать с нормативными документами, находить и анализировать их, ис­пользовать в своей повседневной работе. Источником официальных публика­ций нормативных документов федерального уровня является «Российская га­зета», правовых актов Красноярского края - газета «Красноярский рабочий», нормативных актов органов местного самоуправления г. Красноярска - газе­та «Городские новости». При поиске правовой литературы по вопросам ис­следования студент должен использовать информационно-справочные систе­мы, такие как «Консультант плюс», «Гарант», «Кодекс». Помимо прочего, информационно-справочные системы содержат тематически сгруппирован­ные аннотации и подборки статей, официальные и профессиональные ком­ментарии нормативных актов.

Большое количество фактографического материала и специальной ин­формации по исследуемой теме содержит сеть Интернет. Используя ресурсы Интернета, студенту необходимо помнить о нормах научной и профессио­нальной этики: вся опубликованная информация защищена авторскими пра­вами, ее применение в курсовой работе необходимо оформлять ссылками на первоисточник. Можно порекомендовать использование материалов, разме­щаемых на специализированных веб-сайтах: www.bankir.ru, www.bis.org, www.cbr.ru, www.rbc.ru, www.finam.ru, www.finansist.ru, www.gaap.ru, www.consulting.ru,www.costechnology.com,www.cfin.ru,www.finexpert.ru, www.lgl.ru, www.ipbr.org, www.ifrs.org (для получения дос­тупа к русским переводам МСФО необходимо зайти на страницу регистрации на сайте IASB по ссылке: https://www.iasb.org/IASB+Registration.htm).

Изучение литературных источников удобнее всего осуществлять в сле­дующем порядке: сначала анализируются общие работы, дающие представ­ление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема (нормативно-правовые акты, общеэкономические издания, учебники и учебные по­собия); затем проводится исторический ретроспективный обзор ключевых публикаций по теме исследования; в заключение осуществляется поиск ново­го материала, сообщающего о последних разработках в данной области.

При чтении литературы необходимо делать выписки определений, по­ложений и наиболее значимых цитат (с указанием полного библиографиче­ского описания источника), записывать собственные мысли или критические замечания по прочитанному. Сделанные записи целесообразно группировать по отдельным главам и параграфам плана курсовой работы, для освещения которых они предназначены.

Студент должен глубоко осмыслить высказывания авторов, стоящих на различных теоретических позициях. Задача теоретической части научной ра­боты состоит не в грамотном пересказе всего написанного по исследуемому вопросу, а в систематизации этого материала, его критическом осмыслении, переработке и анализе. Студент должен сформулировать авторскую позицию по изучаемому вопросу, доказать, какие из существующих по проблеме ис­следования мнений наиболее правильны с его точки зрения. Студент может согласиться с высказыванием полностью или частично, вносить свои поправ­ки и дополнения, формулировать аргументы. Наконец, можно не согласиться ни с одной из имеющихся точек зрения, взвешенно и аргументировано сфор­мулировав свое мнение по спорному вопросу. В этом случае необходимо оп­ровергнуть позиции оппонентов, используя такие приемы как опровержение тезиса, критика аргументов или критика демонстрации.

Опровержение тезиса состоит в доказательстве несостоятельности ис­ходного тезиса, через моделирование его последствий и сопоставление их с реальными фактами. Критика аргументов заключается в опровержении дово­дов, приводимых в критикуемом положении, выявлении их ложности или со­мнительности. Критика демонстрации подразумевает выявление логической непоследовательности рассматриваемых утверждений и отсутствия связи ме­жду аргументами и тезисом.

Значительная часть информационной базы формируется студентом пу­тем сбора практического материала при прохождении научно- исследовательской практики, по материалам, опубликованным СМИ, данным, распространяемым государственными органами и саморегулирующимися ор­ганизациями.

Практический материал может включать: локальные нормативные акты предприятий (Устав, Учредительный договор, Приказ по учетной политике, Положение о внутреннем распорядке, Коллективный договор, трудовые кон­тракты, Положение о премировании, Положение о документообороте, долж­ностные инструкции, Регламент коммерческой тайны и др.), первичные учет­ные документы, информацию, получаемую из учетных регистров и дополни­тельную аналитическую информацию (отчет Совета Директоров, Протокол заседания собрания акционеров, отчет о маркетинге, отчет об использовании прибыли, бюджет предприятия); данные внешней и публичной отчетности; статистическую информацию, распространяемую органами государственной статистики, Торгово-промышленной палатой, биржами, банками, Министер­ством финансов РФ, Институтом профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, Российской коллегией аудиторов, предприятиями и организациями.

При отборе фактографического материала необходимо помнить о том, что научный факт, составляющий практическую основу исследования, харак­теризуется точностью, объективностью и достоверностью. Достоверность фактов в значительной степени зависит от достоверности первоисточников, от их целевого назначения и характера содержащейся информации.

Большое внимание следует уделять также методам обработки практиче­ского материала. Они должны быть достоверными, корректными, точными и основываться как на общеэкономических методах научного познания, так и специальных методических приемах, составляющих основу изучаемых дис­циплин.

При использовании в работе большого массива практической информа­ции, составляющей доказательную основу исследования, она может быть сгруппирована и вынесена в приложения. В приложения также выносятся громоздкие расчеты, таблицы, графики, иллюстрирующие процесс обработки практического материала и получения научных фактов, положенных в основу выводов исследования.

Список подобранной по теме выпускной квалификационной работы литературы и состав практического материала, который будет использоваться в исследовании, студент согласовывает со своим научным руководителем.

4 СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Выбрав тему, студент совместно с научным руководителем разрабаты­вает план выпускной квалификационной работы.

Структурно выпускная квалификационная работа должна включать:

- титульный лист (приложение Б);

- содержание (с указанием страниц);

- введение;

- главы основной части, поделенные на параграфы;

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения.

Примерная структура выпускных квалификационных работ по отдельным темам приводится в приложении В.

По мере выполнения выпускной работы ее план может уточняться и кор­ректироваться студентом (по согласованию с научным руководителем).

Подготовка выпускной квалификационной работы включает следующие этапы:

1) выбор темы;

2) подбор и первоначальное ознакомление с литературой по избранной теме;

3) составление первоначального плана;

4) изучение отобранной литературы;

5) составление окончательного варианта плана;

6) сбор и обработка фактических данных на основе статистической информации, публикаций в специальной литературе, а также их систематизация и обобщение;

7) написание текста выпускной квалификационной работы;

8) защита курсовой работы.

 

5 СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

Содержание включает перечисление всех составных частей работы. Содержательная часть работы может состоять из двух-трех, максимум - четырех разделов. При написании отдельных тем возможна иная структура, например, состоящая из разделов, разбитых на подразделы..Раздел должен состоять минимум из 2-х подразделов.

Все разделы или подразделы должны быть примерно равны по объему. Не допускается написание подраздела объемом менее 3-х страниц. Не допускается совпадение названия раздела, подраздела с темой выпускной квалификационной работы.

Во введении обосновывается выбор темы, характеризуется ее актуальность и значение, формулируются цель и задачи исследования. Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Студент должен сообщить о состоянии разработки выбранной темы, составив краткий обзор существующих точек зрения с указанием фамилий ученых или названий научных школ.

Далее оговаривается объект и предмет исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет– это то, что находится в границах объекта.

Затем логично перейти к формулировке цели выпускной квалификационной работы, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решить в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить…, проанализировать…, оценить…, обобщить…и т.п.).

Введение не должно раскрывать темы выпускной работы, так как оно не является содержательной частью работы. Не следует во введении приводить определение, состав, роль анализируемых категорий и т. д.

Обязательный элемент введения - указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, как условие достижения поставленной в работе цели. Методы исследования можно разделить на следующие группы.

Общенаучные методы (анализа, синтеза, индукции, дедукции, диалектический и др.)

Организационные методы:

- сравнительный метод как способ организации исследования;

- лонгитюдный метод, который связан с многократным обследованием одних и тех же объектов в течение продолжительного времени;

- комплексный подход, призванный раскрывать структурно-функциональные связи сложного целостного объекта.

Эмпирические методы, т.е. способы получения и добывания научных фактов:

- обсервационный метод (наблюдение, самонаблюдение, анализ взаимодействия, метод оценивания и др.);

- экспериментальный метод (лабораторный эксперимент, естественный эксперимент).

Методы обработки данных:

- количественные методы (шкалирование, корреляционный анализ, факторный анализ, регрессионный анализ, метод вертикального и горизонтального анализа, др.);

- качественные методы (приемы классификации, дифференциации, категоризации на основе заданных критериев и др.).

Интерпретационные методы тесно связаны с организационными, которые задают способ обобщения и объяснения установленных фактов и их связей:

- генетический метод, при котором обработанный материал объясняется с точки зрения генетических связей изучаемых явлений;

- системно-структурный метод, при котором данные интерпретируются в терминах и характеристиках взаимосвязи между частями и целым.

Кроме того, во введении дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, библиографических).

В конце вводной части желательно раскрыть структуру работы, т.е. дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения: чем обусловлена принятая структура работы, почему ограничен круг исследуемых вопросов, с чем связаны временные границы исследуемой проблемы, на каких фактических и статистических материалах строится работа и др.

Текст работы разбивается на разделы и подразделы в строгом соответствии с содержанием, выделение дополнительных подразделов не допускается. В тексте работы обязательны ссылки на источники информации в списке литературы.

Первый раздел, как правило, посвящен исследованию теоретических вопросов. Однако излагая вопросы теории, необходимо пояснить, что эта часть курсовой работы не самоцель, а всего лишь средство для более полного исследования и всестороннего освещения избранной темы. В связи с этим исследование теоретических вопросов, содержащихся в первом разделе, должно быть увязано с практической частью и служить базой для разработки предложений и рекомендаций.

В первом разделе рекомендуется затрагивать дискуссионные вопросы, но при этом обязательно следует излагать собственную авторскую позицию, не ограничиваться простым пересказом существующих в экономической литературе точек зрения. Лишь творчески осмысливая прочитанное, не допуская слепого подражания, обосновывая собственную позицию, можно написать курсовую работу, характеризующуюся достаточно высоким теоретическим уровнем. Зрелость такой работы будет определяться серьезностью аргументов, с помощью которых оспариваются позиции других авторов и обосновывается точка зрения самого студента.

Во втором разделе проводится анализ функционирования рассматриваемого понятия (в зависимости от темы). Материал этого раздела базируется на тщательном изучении действующего законодательного и инструктивного материала, а также прочих нормативных документов, на всестороннем и глубоком анализе статистического и фактического материала. Материалы анализа должны лежать в основе всей курсовой работы, служить ее аналитической базой, в соответствии с которой впоследствии будут разработаны соответствующие выводы и предложения.

Третий раздел предназначен для обобщения всей предыдущей работы. Основное требование, предъявляемое к нему, заключается в разработке и обосновании выводов и практических предложений, направленных на решение проблем, исследованных в курсовой работе.

В заключениисуммируются итоги всей выпускной квалификационной работы, отражаются основные результаты, достигнутые при решении задач, поставленных во введении. Именно они и выносятся на обсуждение при защите выпускной квалификационной работы. Результаты можно оформить в виде некоторого количества пронумерованных абзацев. Их последовательность определяется логикой построения курсовой работы. Заключение включает в себя и практические предложения, что повышает ценность теоретических материалов.

Список литературывключает в себя перечень специальных литературных и других источников, действительно использованных при подготовке выпускной квалификационной работы.

Список литературы составляется в следующем порядке:

- законы РФ (сначала конституционные, затем – кодифицированные, а после них – все остальные);

- указы Президента РФ;

- постановления Правительства РФ;

- нормативные акты, инструкции;

- монографическая и учебная литература, периодические издания в алфавитном порядке. Пример оформления списка использованных источников содержится в приложении Д.

Таблицы, диаграммы, рисунки, схемы, объемом ½ страницы и более выносятся в приложения. Приложения подшиваются строго в той последовательности, в какой они рассматриваются в тексте. В тексте работы обязательны ссылки на каждое приложение. Каждое отдельное приложение должно иметь заголовок, раскрывающий его содержание. В этом случае слова таблица, рисунок, диаграмма, схема и т.п. не употребляются. Образцом оформления приложений могут служить приложения, представленные в данной методической разработке.

Научный руководитель проставляет в отзыве на выпускную квалификационную работу предварительную оценку курсовой работы и указывает время и место ее защиты.

Материалы, связанные с выполненной работой, которые по каким-либо причинам не могут быть помещены в основной текст документа, рекоменду­ется оформлять в виде приложений.

Приложениями могут быть:

- иллюстрации большого формата или объема;

- иллюстрации вспомогательного характера;

- промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты;

- бланки анкет;

- распечатки с ЭВМ;

- тексты программ для ЭВМ, разработанных в процессе выполнения ра­боты;

- таблицы с данными, дополняющими основные результаты;

- документы первичного учета, учетные регистры, сметы, формы отчет­ности с исходными данными и итоговыми показателями, используемыми в курсовой работе;

- справочная, статистическая и иная информация, на основе которой выполнялся экономический анализ;

- систематизированное изложение отдельных теоретических постулатов работы, носящих вспомогательный или сравнительный характер;

- большие по объему расчеты, чертежи, схемы, графики, иллюстри­рующие организационную структуру, документооборот, технологию произ­водства, последовательность процедур аналитического и синтетического уче­та, анализа, контроля и аудита;

- другие данные, носящие иллюстративный характер.

 

6 ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

6.1 Общие требования

При оформлении выпускной квалификационной работы, прежде всего, следует руководство­ваться стандартом СФУ «Система менеджмента качества. Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной и научной дея­тельности» (СТО 4.2-07-2012) [10]. Указанный стандарт организации являет­ся нормативным документом, устанавливающим общие требования к по­строению, изложению и оформлению документов, выполняемых студентами в процессе обучения в университете. Требования, установленные данным стандартом, подлежат обязательному применению студентами очной и заоч­ной форм обучения, получающими высшее профессиональное образование по специальностям и направлениям подготовки бакалавров и магистров в СФУ.

Дополнительные сведения по оформлению изложены в нормативных документах [1-9]. Выпускная работа является квалификационной, ее языку и стилю следует уделять самое серьезное внимание. С первого курса студент должен отличать популярный стиль изложения (разговорный, журналистский, газетный, литературный) от научного. Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Это находит свое выражение во всей системе речевых средств. Следует помнить, что научный термин не просто слово, а выражение сущности данного явления. Следовательно, нужно с большим вниманием выбирать научные термины и определения. Нельзя произвольно смешивать в одном тексте различную терминологию, использовать слова-профессионализмы.

Каждый раздел и подраздел выпускной квалификационной работы должен иметь заголовок в точном соответствии с его наименованием в содержании. Таблицы и рисунки объемом менее ½ страницы разрешается располагать в основном тексте работы. На каждую таблицу и рисунок обязательно должна быть ссылка.

Выпускная работа выполняется с использованием компьютера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 по ГОСТ 2.301 шрифтом Times New Roman размером 14, межстрочный интервал - полуторный. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту документа и равен 12,5 мм.

Выпускные квалификационные работы выполняют на листах с соблюдением следующих размеров полей: левого - 30 мм; верхнего и нижнего - 20 мм; правого - 10 мм.

Примерный объем работы - 25-30 страниц (без приложений).

Листы выпускной работы переплетают или надежно скрепляют в специ­альных папках.

При оформлении выпускной квалификационной работы не допускается заключать титульный лист или текст каждой страницы в рамку, выделять цветом заголовки, подпи­си рисунков, схем, диаграмм и таблиц.

Для наглядного обозначения терминов, итогов, выводов, других суще­ственных элементов в тексте глав допускается выделение ключевых слов кур­сивом или жирным шрифтом. Не допускается выделения как заголовков, так и отдельных элементов текста путем их подчеркивания.

Страницы выпускной квалификационной работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему документу. Номер страницы про­ставляют в центре нижней части листа.

Титульный лист текстового документа включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

Схема расположения реквизитов на титульном листе выпускной квалификационной работы приведена в приложении Б.

 

6.2 Содержание

В содержание включают номера и заголовки структурных элементов, разделов (подразделов) курсовой работы.

Заголовки структурных элементов, разделов (подразделов) в содержа­нии должны повторять заголовки в тексте. Сокращать их или давать в другой формулировке не допускается.

Заголовки структурных элементов, разделов (подразделов), включенные в содержание, записывают строчными буквами, с первой прописной.

Номера и заголовки подразделов приводят после абзацного отступа, равного двум знакам, относительно номеров разделов.

При необходимости продолжения записи заголовка раздела (подразде­ла) на второй (последующей) строке его начинают на уровне начала этого за­головка на первой строке.

После каждого заголовка ставят отточие и приводят номер страницы, на которой начинается данный раздел. Пример составления содержания приведен в приложении Г.

 

6.3 Построение текстового документа

 

При оформлении выпускной квалификационной работы заголовки структурных элементов «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЕ» располагают симметрично тексту и отделяют от текста интервалом в одну строку. Указан­н



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: