Практическое занятие № 2.
Современные формы организации обучения, их многообразие и взаимосвязь.
Цель: познакомить студентов с многообразием форм организации обучения.
Обязательные задания:
А) Каждому человеку необходимо выбрать один вопрос для обсуждения. Подготовить электронную презентацию по своей теме (конкурс презентаций).
1. Понятие формы организации обучения. Развитие форм организации обучения в истории школьного обучения. Классно-урочная система. Поиск альтернативы классно-урочной системе обучения.
2. Использование разнообразных форм обучения в современной школе. Фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации обучения: сущность, разновидности, достоинства и недостатки.
3. - Классификация конкретных форм обучения. Факультатив, экскурсия, домашнее задание, конференция и другие: целевое назначение, содержание, способы организации.
- Внешкольные формы обучения: предметный кружок, научное общество, олимпиада и другие.
4. Взаимосвязь различных форм учебной работы в деятельности учителя, условия наиболее эффективного их применения, критерии отбора. Перспективы дальнейшего развития форм организации обучения в связи с изменениями в системе отечественного образования: возникновение новых типов школ, школ «полного дня», учебно-воспитательных комплексов, внедрения в учебный процесс программных технологий и т.п.
5. Специфика форм организации обучения в зарубежной школе (неградуированная школа, «открытая школа» и др.).
Б) Составьте список литературных и ИНТЕРНЕТ-источников по своей теме (не менее 5-ти).
Практическое занятие № 3
Урок как основная форма организации обучения
Цель: изучить сущность, структуру и нетрадиционные формы урока.
Обязательные задания:
Разделитесь на минигруппы по 2-3 человека, каждой группе необходимо выбрать один вопрос для обсуждения. Подготовить электронную презентацию по своей теме.
1. Классно-урочная система организации обучения. Урок – ведущая форма обучения в современной школе. Урок как целостная система, как элемент процесса обучения, как форма организации обучения. Признаки урока (широкий комплекс дидактических целей, постоянная группа учащихся, руководство со стороны учителя и т.д.).
2. Пути повышения эффективности урока в современной школе (совершенствование технологии обучения, создание благоприятной эмоциональной атмосферы, использование нетрадиционных форм урока и т.д.). Связь урока с другими формами обучения.
3. Типология уроков. Многообразие классификаций типов урока (по дидактическим задачам, характеру взаимодействия учащихся и учителя и др.).
4. Структура основных типов урока. Гибкость структуры и подвижность в зависимости от цели, типа, содержания и места урока в учебном процессе
5. Требования к уроку (дидактические, психологические, организационные, гигиенические).
6. Характеристика основных этапов подготовки учителя к уроку: предварительного, непосредственного, заключительного. Технология тематического и поурочного планирования. Самоанализ урока.
7. Тенденции в развитии урока как ФОО. Нетрадиционный урок.
Литература:
1. Богданова Р. Такие уроки нам нравятся. //Народное образование, 1990., №3.
2. Бондаренко С.М. Урок – творчество учителя. – М., 1974.
3. Валламова Г.Г. Нетрадиционные формы учебных занятий как средство формирования познавательных навыков//Начальная школа, 2000, № 10.
4. Векслер С.И. Современные требования к уроку. – М., 1985.
5. Гузеев В. Учебные лекции и семинары. //Завуч, 1998, №4.
6. Зотов Ю.Б. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся //Вечерняя средняя школа, 1990, №1.
7. Ильин Е.Н. Рождение урока. – Калининград, 1989.
8. Ильясов И. Критическое мышление организации процесса обучения. //Директор школы, 1995, №2.
9. Казанцев Е.Н. Типы и структуры уроков. – М., 1962.
10. Кириллова Г.Д. Особенности урока в условиях развивающего обучения. – Л., 1976.
11. Коменский Я.А. Великая дидактика //Хрестоматия по истории педагогики, М.: Просвещение, 1971, 1981.
12. Культура современного урока /Под ред. Н.Е. Щурковой, - М., 1997.
13. Лернер И.Я. Учебный предмет, тема, урок. М., 1989.
14. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. – М., 1975.
15. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. – М.: Просвещение, 1985.
16. Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1985
17. Михайлова В.В. Формы организации и технология обучения. //Наука и школа, 2000, №4.
18. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М.: Высшая школа, 1990.
19. Онищук В.А. Урок в современной школе. – М.:1981.
20. Охотина Л.Т. Психологические основы урока. – М.,1987.
21. Портнов М.Л. Уроки начинающего учителя. – М.: Просвещение, 1993.
22. Харламов И.Ф. Как активизировать учение школьников. Мн., 1975.
23. Чередов И.М. Формы учебной работы в школе. – М.,1987.
24. Чернилевский Д.В., Филатов О.К. Инновационные подходы к организации обучения. //Специалист, 1997, №2.
25. Щуркова Н.Е. Когда урок воспитывает. – М., 1981.
26. Яковлев Н.И., Сахар А.М. Методика и техника урока в школе. – М., 1985.