Урок как основная форма организации обучения




Практическое занятие № 2.

Современные формы организации обучения, их многообразие и взаимосвязь.

Цель: познакомить студентов с многообразием форм организации обучения.

 

Обязательные задания:

А) Каждому человеку необходимо выбрать один вопрос для обсуждения. Подготовить электронную презентацию по своей теме (конкурс презентаций).

 

1. Понятие формы организации обучения. Развитие форм организации обучения в истории школьного обучения. Классно-урочная система. Поиск альтернативы классно-урочной системе обучения.

2. Использование разнообразных форм обучения в современной школе. Фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации обучения: сущность, разновидности, достоинства и недостатки.

3. - Классификация конкретных форм обучения. Факультатив, экскурсия, домашнее задание, конференция и другие: целевое назначение, содержание, способы организации.

- Внешкольные формы обучения: предметный кружок, научное общество, олимпиада и другие.

4. Взаимосвязь различных форм учебной работы в деятельности учителя, условия наиболее эффективного их применения, критерии отбора. Перспективы дальнейшего развития форм организации обучения в связи с изменениями в системе отечественного образования: возникновение новых типов школ, школ «полного дня», учебно-воспитательных комплексов, внедрения в учебный процесс программных технологий и т.п.

5. Специфика форм организации обучения в зарубежной школе (неградуированная школа, «открытая школа» и др.).

 

Б) Составьте список литературных и ИНТЕРНЕТ-источников по своей теме (не менее 5-ти).

 

Практическое занятие № 3

Урок как основная форма организации обучения

Цель: изучить сущность, структуру и нетрадиционные формы урока.

Обязательные задания:

Разделитесь на минигруппы по 2-3 человека, каждой группе необходимо выбрать один вопрос для обсуждения. Подготовить электронную презентацию по своей теме.

1. Классно-урочная система организации обучения. Урок – ведущая форма обучения в современной школе. Урок как целостная система, как элемент процесса обучения, как форма организации обучения. Признаки урока (широкий комплекс дидактических целей, постоянная группа учащихся, руководство со стороны учителя и т.д.).

2. Пути повышения эффективности урока в современной школе (совершенствование технологии обучения, создание благоприятной эмоциональной атмосферы, использование нетрадиционных форм урока и т.д.). Связь урока с другими формами обучения.

3. Типология уроков. Многообразие классификаций типов урока (по дидактическим задачам, характеру взаимодействия учащихся и учителя и др.).

4. Структура основных типов урока. Гибкость структуры и подвижность в зависимости от цели, типа, содержания и места урока в учебном процессе

5. Требования к уроку (дидактические, психологические, организационные, гигиенические).

6. Характеристика основных этапов подготовки учителя к уроку: предварительного, непосредственного, заключительного. Технология тематического и поурочного планирования. Самоанализ урока.

7. Тенденции в развитии урока как ФОО. Нетрадиционный урок.

Литература:

1. Богданова Р. Такие уроки нам нравятся. //Народное образование, 1990., №3.

2. Бондаренко С.М. Урок – творчество учителя. – М., 1974.

3. Валламова Г.Г. Нетрадиционные формы учебных занятий как средство формирования познавательных навыков//Начальная школа, 2000, № 10.

4. Векслер С.И. Современные требования к уроку. – М., 1985.

5. Гузеев В. Учебные лекции и семинары. //Завуч, 1998, №4.

6. Зотов Ю.Б. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся //Вечерняя средняя школа, 1990, №1.

7. Ильин Е.Н. Рождение урока. – Калининград, 1989.

8. Ильясов И. Критическое мышление организации процесса обучения. //Директор школы, 1995, №2.

9. Казанцев Е.Н. Типы и структуры уроков. – М., 1962.

10. Кириллова Г.Д. Особенности урока в условиях развивающего обучения. – Л., 1976.

11. Коменский Я.А. Великая дидактика //Хрестоматия по истории педагогики, М.: Просвещение, 1971, 1981.

12. Культура современного урока /Под ред. Н.Е. Щурковой, - М., 1997.

13. Лернер И.Я. Учебный предмет, тема, урок. М., 1989.

14. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. – М., 1975.

15. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. – М.: Просвещение, 1985.

16. Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1985

17. Михайлова В.В. Формы организации и технология обучения. //Наука и школа, 2000, №4.

18. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М.: Высшая школа, 1990.

19. Онищук В.А. Урок в современной школе. – М.:1981.

20. Охотина Л.Т. Психологические основы урока. – М.,1987.

21. Портнов М.Л. Уроки начинающего учителя. – М.: Просвещение, 1993.

22. Харламов И.Ф. Как активизировать учение школьников. Мн., 1975.

23. Чередов И.М. Формы учебной работы в школе. – М.,1987.

24. Чернилевский Д.В., Филатов О.К. Инновационные подходы к организации обучения. //Специалист, 1997, №2.

25. Щуркова Н.Е. Когда урок воспитывает. – М., 1981.

26. Яковлев Н.И., Сахар А.М. Методика и техника урока в школе. – М., 1985.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: