Тема №1Художественный образ в архитектуре и формообразующие закономерности




Лекционный материал

Композицию в дизайне можно рассматривать как процесс гармонизации формы изделия, интерьера и других пространственных объектов, в которых определяются и приводятся к единому целому все характеристики формы: размеры, пропорции, ритмическая структура, фактура, цвет.

Все правила, приемы и средства композиции, необходимые для всех видов пластического искусства, справедливы и для объектов дизайна. При их проектировании ди­зайнер добивается выразительности объемов и ритмов, статики или дина­мики форм, равновесия в композиции, старается выделить контрасты или нюансы, один или несколько композиционных центров. Существуют два основных вида композиции: объемно-пространственная и плоскостная. Выразительными важнейшими средствами композиции явля­ются объем, пространство, структура и тектоника; масштаб, пропорции, ритм и метр; контраст и нюанс; симметрия и асимметрия; цвет (колорит).

Особую роль играет в дизайнерской композиции принцип золотого сече­ния. Именно в соответствии с ним строятся большинство плоскостных и объемно-пространственных композиций.

Кроме этого, для композиции в дизайне важны открытость или замкну­тость, целостность, то есть, тип композиции. Важнейшей категорией композиции является эстетиче­ски осмысленная взаимосвязь формы предмета с его внутренним строением и внешним пространством, ее называют объемно-пространственной струк­турой. В каждой из областей дизайна это будет достигаться с помощью специфических для нее средств. Однако независимо от того, какой объект создается - рекламный плакат или батик, модель одежды или станок, транс­портное средство или интерьер, - дизайнер должен позаботиться о гармо­ничном соотношении частей и целого, о композиционной целостности.

Художественно-осмысленное выражение степени напряженного состоя­ния материальной формы называется тектоникой.

Интересно отметить, что из одних и тех же форм можно создать компози­ции статические и динамические, вытянутые вверх или по горизонтали, с ярко выраженным ритмом и без него. Строение формы, являющееся резуль­татом чередования одинаковых элементов, называют метрическим. При рав­номерном, ускоренном или замедленном чередовании элементов образуется ритмический ряд. По сравнению с метрическим рядом ритмический подвиж­нее, напряженнее, интереснее. Он дает возможность дальнейшему развитию и поэтому применяется дизайнерами для выражения движения.

Во многом приемы и средства композиции в дизайне зависят от исполь­зуемых материалов и технологии производства. Например, чтобы подчерк­нуть легкость сооружения, используют тонкие ажурные конструкции, уст­ремляющиеся вверх. Применение другого материала - железобетона диктует иное композиционное построение объекта. Современный вид посуде при­дает не только использование полимерных материалов, но и построение ее формы, например, на основе геометрических тел, их взаимопроникнове­ний.

Поскольку композиция объектов дизайна понимается как достижение гар­моничного единства составляющих как самого объекта, так и окружающей среды, то естественно возникает вопрос об их стилевом единстве. Здесь уме­стно вспомнить наиболее яркие стили, существовавшие в истории культуры. В Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме архитектурная и пред­метная среда создавались в определенном единстве. По форме и декору инте­рьеров, костюмов, мебели, посуды и других предметов быта можно опреде­лить их стилевую принадлежность. Предметам материальной культуры готики, ренессанса, барокко, классицизма и модерна присуще свое стилевое един­ство. Современные интерьеры, костюмы, сервизы также могут создаваться на основе различных исторических стилей. В то же время стилевое единство объек­тов дизайна является более широким понятием, чем простое подражание готике, барокко или даже кубизму. Когда говорят, что все предметы какого-нибудь интерьера находятся в определенном единстве между собой, то име­ют в виду их соответствие по форме, пропорциям, массе, цвету и декору. Интересно отметить, что могут быть удачные композиционные решения интерьеров, построенные на эклектике, то есть сочетании в одном про­странстве разных стилей.

В дизайне стилевое решение часто носит концептуальный характер, вы­ражает творческую платформу, например, стиль «хай-тек» подчеркивает функциональное назначение объекта за счет акцентирования несущих кон­струкций, вентиляционных труб и т. п.Выразительность композиции интерьера достигается за счет его гармо­ничного цветового решения, ритмической организации пространства, раз­нообразия текстуры и фактуры отделочных материалов, продуманного под­бора мебели и освещения. Знания истории материальной культуры, экологии помогают дизайнеру развивать взаимоотношения системы «человек - среда» на высокохудоже­ственном уровне. Дизайнерская композиция будет тем эффективнее, чем основательнее будут учтены особенности восприятия людей и эмоциональ­ное воздействие образов на их чувства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: