ДЕТАЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ




Комитет по социальной поддержке, взаимодействию с общественными организациями

И делам молодежи администрации города Мурманска

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

«ОБЪЕДИНЕНИЕ МОЛОДЕЖНЫХ ЦЕНТРОВ И КЛУБОВ»

СОГЛАСОВАНО: Председатель комитета по социальной поддержке, взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи администрации города Мурманска   ____________________Т.В. Печкарева «___»__________2013 г. СОГЛАСОВАНО: Председатель методического совета ______________________________ Ф.И.О. Протокол от _____________ № _________   УТВЕРЖДАЮ: Директор МБУ МП «Объединение молодежных центров и клубов»   _________________________ Г.С. Нечай «___» ____________2013 г.

 

 

Программа «Мастерство общения»

 

 

Авторы - составители: психологи

Чунина Е.А., Игнашова К.А.

 

Мурманск

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение……………………………….............................................................3

2. Паспорт программы………………………………………………………..….4

3.Тематический план программных мероприятий……………………….……5

4. Детальное описание занятий…………………………………………………8

5. Список литературы…………………………………………………………..21

6. Приложения…………………………………………………………………..22

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития общество предъявляет отдельному человеку весьма высокие требования. Современному человеку, что бы быть успешным, надо уметь эффективно общаться и взаимодействовать с широким кругом людей, сочетать в себе наиболее ценные на данном этапе общественного развития личностные качества, такие как толерантность, конкурентоспособность, компетентность, коммуникабельность и т.д.

Значение коммуникативной компетентности очень велико, в построении взаимоотношений с людьми в обществе, в семье, в кругу друзей, в школе, в университете, на работе и в карьере.

Для эффективного общения надо обладать некоторой системой навыков, знаний и умений. В состав социально-психологической компетентности включается умение понимать личность и эмоциональные состояния партнеров по общению, знать правила поведения в различных коммуникативных ситуациях, уметь выбрать адекватную форму обращения и многое-многое другое.

Данная тренинговая программа «Мастерство общения» разработана для развития коммуникативных умений, знаний и способностей, необходимых как для эффективного межличностного взаимодействия, так и для взаимодействия с аудиторией.

 


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

При составлении предлагаемой программы были поставлены следующие цели и задачи:

Цель встреч: способствовать развитию коммуникативных способностей необходимых для конструктивного межличностного взаимодействия и эффективной самопрезентации перед аудиторией.

Задачи программы:

• осознание своих трудностей в общении и пути их преодоления;

• развитие коммуникативных способностей;

• расширение круга конструктивного поведения в эмоционально напряженных ситуациях: просьба, отказ, извинение, претензии, конфликт.

• обучение вербальным и невербальным средствам общения;

• снижение уровня страха к публичным выступлениям;

• овладение навыками эффективной самопрезентации перед аудиторией;

Формы и методы работы на встречах:

• работа в мини-группах;

• мини-лекции;

• мозговые штурмы (МШ);

• обсуждения в группе, дискуссии;

• упражнения на знакомство;

• использование ролевого моделирования;

• тестирование;

• эксперимент.

• беседы;

Ожидаемый результат:

• повышение уровня коммуникативной компетентности участников;

• снижение уровня страха, тревожности при публичных выступлениях;

• приобретение участниками навыков эффективной самопрезентации.

Целевая группа, на которую рассчитана программа — молодежь в возрасте от 16 до 35 лет.

Контингент возможных участников тренинговой группы:

• школьники и студенты;

• люди, профессия которых предполагает интенсивное общение;

• люди, испытывающие трудности в общении.

Программа предполагает встречи в форме тренинга по 3 часа с периодичностью 1 раз в неделю. Продолжительность и частота встреч могут варьироваться.

Общее количество участников в группе 5-12 человек. До и после встреч возможны индивидуальные консультации.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

 

Тема занятия Цель Методы Время мин.
  Знакомство Ожидания. Общение в нашей жизни. Создание благоприятных условий для работы тренинговой группы: ознакомление участников с основными принципами проводимого тренинга, принятие правил работы группы 1) Знакомство, ожидания. 2) Выработка правил группы. 3) Упражнение «Этот тренинг будет иметь для меня смысл…» 4) Упражнение «Девиз». 5) Задание. Список качеств, которыми обладает «мастер общения». 6)) Упражнение «Групповой рисунок». 7) Упражнение «Доброе слово». 8) Шеринг.                
  Повышение эмпатических способностей, понимание мимики, языка телодвижений. Потренироваться в умении слышать, слушать, запоминать и воспроизводить информацию; · закрепить навыки диалогового стиля общения в практике лидера, развить его эмпатические возможности; · потренироваться в «отзеркаливании» собеседника, пристройке.   1) Приветствие. Шеринг. 2) Упражнение «Подарок». 3) Мини-лекция «Подстройка. Отзеркаливание.». 4) Упражнение №1. 5) Упражнение «Зрительный контакт в повседневной жизни» 6) Шеринг.          
  Развитие коммуникативных навыков общения.   Освоение и развитие навыков вербального и невербального общения, навыков эффективного слушания 1) Приветствие. Шеринг. 2) Упражнение «Подарки». 3) Упражнение «10 секунд». 4) Упражнение «Найди свою пару». 5) Упражнение «Захват инициативы в диалоге». 6) Упражнение «Цепочка речи». 7) Упражнение «Карусель». 8) Шеринг.      
  Навыки самопрезентации.   Тренировка навыков эффективной коммуникации; тренировка умения излагать материал внятно и ярко.   1) Приветствие. Шеринг. 2) Упражнение «Прессконференция». 3) Упражнение "Визитная карточка" 4) Обсуждение упражнения. 5) Шеринг.            
  Конфликты и пути их разрешения.     Обучение навыку разрешения конфликтов 1)Приветствие. Шеринг. 2) Мини-лекция «модель ненасильственного общения, как способ разрешения конфликтов». 3) Упражнение "Универсальный оппонент". 4) Упражнение «Опоздание». 5) Шеринг.            
  Снижение уровня страха к публичным выступлениям. развить основные навыки, необходимые успешному оратору Развитие навыков уверенного поведения. Знакомство с приемами преодоления страха, снятия волнения. 1) Приветствие. Шеринг. 2) Мини-лекция «Навыки уверенного поведения». 3)) Упражнение «Дар убеждения». 4) МШ «Поведение в сложных ситуациях и актерское мастерство» 5) Упражнение «Я так боюсь, а многие этого не боятся». 6) Упражнение «Я не боюсь, а многие боятся». 7) Упражнение «Как же ты научился этого не бояться?». 8) Шеринг.                    
  Секреты успешного публичного выступления.   Познакомить с алгоритмом эффективной подготовки содержания публичного выступления или презентации 1) Приветствие. Шеринг. 2) Мини-лекция «Технология «Интеллект-карты»» 3)Работа в мини-группах – создание «Интеллект–карты». 4)выступление групп 5) обсуждение 6) Мини-лекция «Ораторские приемы, помогающие донести основные идеи выступления». 7) Шеринг.              
  Завершение группы. Поиск ресурса. 1) Приветствие. Шеринг. 2) Упражнение «Чемоданчик в дорогу». 3) Упражнение «Контракт». 4) Заключительный шеринг. 5) Торжественное вручение сертификатов.    

 

ДЕТАЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1. Знакомство, ожидания. Общение в нашей жизни.

1) Знакомство, ожидания.

2) Выработка правил группы.

3) Упражнение «Этот тренинг будет иметь для меня смысл…»

Всем участникам тренинга раздаются карточки, на которых написано: с одной стороны - «этот тренинг будет иметь для меня смысл, если…», а на другой - «тренинг будет для меня бессмысленным, если…». Нужно дополнить предложения. Затем каждый читает и комментирует написанное им на карточках, группа и тренер задают уточняющие вопросы.

4) Упражнение «Девиз». Все участники по очереди говорят о том, какую футболку и с какой надписью-девизом они купили бы себе. Эта надпись должна отражать кредо человека, его основной жизненный принцип, а цвет соответствовать его характеру.

5) Задание. Список качеств, которыми обладает «мастер общения».

На первом этапе этого задания проводится дискуссия с целью выяснения коллективного мнения о качествах личности, характерных уверенному поведению. Любой член группы может высказаться, аргументируя свое мнение. Составляется сводный список качеств.

На втором этапе каждый участник заполняет свой листок, указывая качества, которые по мнению группы, наиболее важны для уверенного общения. В этот индивидуальный список можно включить и дополнительные качества, важные по мнению участника, но не включенные группой в сводный список.

Затем все оценивают проявление этих качеств у себя, используя шкалу от 0 до 10. После того, как все это сделали, оценочный лист сдается руководителю. На последнем занятии к этому можно вернуться и попросить членов группы заново оценить эти качества, чтобы узнать - произошли ли какие- либо изменения.

6) Упражнение «Групповой рисунок».

Все члены группы начинают каждый на своем листе бумаги, обозначив на нем в углу свое имя (или символ), рисунок, чтото важное для себя. Затем по сигналу руководителя все участники одновременно передают свои рисунки влево и, получив, разумеется, начатый соседом справа рисунок, продолжают уже его.

Группа рисует до тех пор, пока каждому не вернется его листок. Узнать его, наверное, можно только по имени (символу). Затем необходимо осознать те чувства, которые испытывают участники во время самого процесса творчества и при виде собственного рисунка.

7) Упражнение «Доброе слово». Группа делится на две части, одна из них образует внутренний круг, другая-внешний. Внутренний круг начинает двигаться по часовой стрелке. Каждый участник во внутреннем кругу делает комплимент тому, перед кем останавливается.

 

Занятие 2. Повышение эмпатических способностей, понимание мимики, языка телодвижений.

1) Приветствие. Шеринг.

2)Упражнение «Подарок». – Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.)

3) Мини-лекция «Подстройка. Отзеркаливание.».

Вы, наверное, замечали, что нам нравятся те, кто на нас похож. С такими людьми проще общаться более эффективно. По той же самой причине и мы нравимся людям. Можно сказать, что хороший раппортподразумевает некоторое соответствие – подстройку, склоняя тех, кто находится в раппорте, вести себя сходным образом. В первую очередь, вам необходимо научиться определять, когда возникает и исчезает раппорт, т.е. калибровать его. Калибровка в НЛП обозначает те приемы, с помощью которых можно замечать различные
мелкие изменения в собеседнике и измерять (калибровать) перемены в его поведении, с последующим изменением собственного поведения. Освоение калибровки потребует от вас большой практики; вам может показаться, невозможно подмечать такое количество мелких изменений в человеке. Подстройка к собеседникуподразумевает развитие умения воспринимать то, что происходит с вами и окружающими вас людьми. Понимание изменений, происходящих при установке раппорта, позволит вам выбрать наиболее соответствующее поведение. Вы сможете начать общение с собеседником по собственному выбору, а не полагаться на неосознаваемые умения. Умение устанавливать рапорт принесет огромную пользу и в том случае, если ваши цели связаны с общением. Все дело в подстройке. Вы можете добиться рапорта при помощи подстройки к собеседнику по следующим параметрам:

• Физиология: поза, мимика, жесты.

• Голос: тон, темп, быстрота речи и прочие ее составляющие.

• Образ мышления: используемые слова и соответствующая «система представления» (зрение, слух, ощущения).

• Убеждения и ценности: то, во что человек верит и что считает важным.

• Дыхание: очень мощное средство подстройки.

Высший пилотаж – использование всех способов подстройки к собеседнику одновременно. Но начинать нужно с одного и переходить на другой, доводя способы подстройки до автоматизма, когда вы сможете подстраиваться естественно и незаметно.

4) Упражнение №1.

Вся команда разбивается на пары. В течение пяти минут один из участников рассказывает товарищу о себе в свободной форме. Следующие пять минут они меняются ролями. Когда игроки в парах перезнакомились, все участники тренинга собираются вместе. Начинается второй этап упражнения, в котором каждый из партнеров представляет другого. При этом он говорит от первого лица, старается использовать жесты, интонацию, мимику товарища, пытается войти в его образ и вести рассказ как бы от его имени, т. е. должна возникнуть иллюзия самопредставления.

После завершения упражнение, следует обсуждение тех чувств, которые возникли у участников в связи с восприятием себя со стороны. Помогло ли "отзеркаливание" и партнерское взаимодействие увидеть в себе самом что-то, на что раньше не обращали внимания? Как слышится со стороны ваш голос? Как воспринимаются в зеркале действий партнера ваши мимика, жесты, тон разговора? Что понравилось игрокам в такой картинке, а что захотелось изменить?

5) Упражнение «Зрительный контакт в повседневной жизни»

Участники разбиваются на пары, и в парах происходит обсуждение следующих вопросов:

1. Когда люди избегают зрительного контакта (записывают)?

2. Когда люди вынуждены поддерживать зрительный контакт (записывают)?

3. Привести пример из повседневной жизни, когда вы получили важную для вас информацию от глаз собеседника.

4. Как я использую зрительный контакт?

Затем участники садятся в общий круг и по очереди делятся со всей группой своими записями. Ведущий на доске записывает положения, предлагаемые участника образом, появляется выработанный всей груп­пой список (2-а столбца) причин использования и избегания зрительного контакта людьми. Самые интересные истории из жизни членов группы по желанию участников также могут быть рассказаны всей группе.

Также группой можно определить способы, при помощи которых знания, приобретенные в результате данного упражнения, могут быть использованы в повседневной жизни участников.

Занятие 3. развитие коммуникативных навыков общения.

1) Приветствие. Члены группы по кругу здороваются друг с другом прикасаясь при этом к какой-либо части тела (руки, уха, головы…).

Затем каждый пытается ответить, какие чувства вызвало у него прикосновение.

2) Упражнение «Подарки». Все участники по кругу высказывают «Что бы я хотел подарить участнику, сидящему рядом?» Называется то, что, по мнению говорящего, могло бы по-настоящему обрадовать человека, которому сделали такой подарок.

Затем тот, кому подарили благодарит и объясняет, действительно ли он был рад этому подарку и почему.

3) Упражнение «10 секунд». Нужно быстро и спонтанно передвигаться по комнате, но быть внимательными, потому что ведущий будет задавать различные задания, на выполнение которых отводится 10 секунд. Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью.

Примерный перечень заданий:

Распределиться на группы по цвету волос; по любимому занятию; по цвету глаз; по настроению, которое вы сейчас испытываете и т.д.

Затем идет обсуждение: что понравилось, что нет, что заставило задуматься, как чувствовали себя те, кто остался один.

4) Упражнение «Найди свою пару». Каждому участнику тренинга выдается карточка на которой написано животное, которое нужно изобразить. В группе все животные парами. Нужно найти свою пару.

Затем идет обсуждение: что было легко, что сложно, какие возникли эмоции. Образовавшиеся пары можно оставить для следующего упражнения.

5) Упражнение «Захват инициативы в диалоге».

Пары садятся друг против друга. Один из участников начинает диалог с любой реплики на любую тему. Второй должен подхватить разговор, но при этом переключить собеседника на свою тему. Затем все собираются в большой круг и обсуждают, что у кого получилось, какие были эмоции, чувства.

6) Упражнение «Цепочка речи». Проводится в большом кругу. Игра будет идти «с накоплением», т.е. информация будет накапливаться от игрока к игроку. Первый участник произносит свое предложение на заданную тему, второй – буквально дословно повторяет услышанное предложение, добавляя к нему свою реакцию. Третий возвращается по смыслу к предыдущим двум предложениям и добавляет свое.

7) Упражнение «Карусель». Группа делится на две части, одна из них образует внутренний круг, другая-внешний. По сигналу ведущего круги начинают двигаться: один по часовой стрелке, другой - против. Затем снова по сигналу - остановка и работа в парах.

Стоящий во внутреннем круге играет роль продавца, который должен что-то продать покупателю, т.е. партнеру, стоящему во внешнем круге. В течение 2-3 минут идет ролевая игра, затем по сигналу руководителя происходит ролевой обмен.

Примерный перечень ролей:

• продавец, который хочет продать холодильник эскимосу;

• предприниматель просит ссуду в банке;

• кандидат на вакантную должность беседует с менеджером фирмы.

Затем идет обсуждение.

8) Шеринг.

Занятие 4. Навыки самопрезентации.

1) Приветствие. Шеринг.

2) Упражнение «Прессконференция».

Один на участников садится в круг, и группа задает ему в течение 5 минут любые вопросы на любую тему. Затем другой член группы садится в центр.

3) Упражнение «Визитная карточка» - задание, представляющее нам возможность стимулировать самоанализ, самоидентификацию участника тренинга. Такая работа является необходимым предварительным этапом для самоактуализации — вытаскивания из пассива в актив поведения всех тех необходимых представлений, умений, навыков.

Сначала каждый участник складывает полученный им ватманский лист по вертикали пополам и делает в этом месте разрез (большой настолько, чтобы в образовавшееся отверстие можно было просунуть голову). Если теперь мы наденем на себя лист, то увидим, что превратились в живую рекламную тумбу, у которой есть лицевая и тыльная сторона.

На передней части листа участники тренинга составят индивидуальный коллаж, рассказывающий о личных особенностях игрока. Здесь, на "грудке", нужно подчеркнуть достоинства, но не забыть и о качествах, которые, не доставляют вам особой радости. На тыльной стороне ватманского листа ("спинке") отразим то, к чему вы стремитесь, о чем мечтаете, чего хотели бы достичь.

Сам коллаж составляется из текстов, рисунков, фотографий, которые можно вырезать из имеющейся печатной продукции и дополнить при необходимости рисунками и надписями, сделанными от руки.

Когда работа по созданию визитной карточки завершена, все надевают на себя получившиеся коллажи и совершают променад по комнате. Все гуляют, знакомятся с визитками друг друга, общаются, задают вопросы.

4) Обсуждение упражнения.

• Как вам кажется, возможно ли эффективно общаться с другими, не зная толком, кто ты сам есть?

• Кажется ли вам, что в ходе задания вы смогли лучше понять, что вы за человек? Удалось ли вам достаточно полно и внятно создать свою визитную карточку?

• Что было легче - говорить о своих достоинствах или отражать на листе свои недостатки?

• Нашли ли вы среди партнеров кого-то, кто похож на вас? Кто очень отличается от вас?

• Чей коллаж запомнился вам больше всего и почему?

• Как может подобный вид работы повлиять на развитие коммуникативных качеств, уверенного общения?

5) Шеринг.

Занятие 5. Конфликты и пути их разрешения

1) Приветствие. Шеринг.

2) Мини-лекция «Модель ненасильственного общения, как способ разрешения конфликтов».

Четырехступенчатая модель ненасильственного общения известна как ОЧПП: Описание, Чувства, Потребности, Просьбы.

1 ступень: описание. Опишите ситуацию объективно, воздерживаясь от суждений.

2 ступень: чувства. Почувствуйте и выразите свои эмоции, лежащие в основе конфликта.

3 ступень: потребности. Выясните и сформулируйте, чего вы хотите.

4 ступень: просьбы. Предъявите свои желания в виде конкретной и осуществимой просьбы.

В ответ на повышение тона собеседника: «Вы хотите, чтобы я вас услышала и лучше поняла?» - или в ответ на претензии: «Ты хочешь, чтобы я за тобой поухаживала?»

Даже если предположение оказалось ошибочным, вы продемонстрировали попытку понять другого человека, и он обязательно чувствует теплое отношение и сочувствие, что облегчает понимание. А уж если догадка оказалась верной, то возможен и волшебный, мгновенный перелом ситуации в лучшую сторону.

Важные моменты:

1. Отличать свои чувства от мыслей,

2. То, что мы чуствуем, от своих оценок своего состояния,

3. То, что мы чуствуем, от своих оценок реакций или поведения других в отношении нас.

Когда кто-то направляет к нас негативное сообщение, у нас есть четыре способа получить это сообщение:

(1) обвинить себя,

(2) обвинить других,

(3) ощутить наши собственные чувства и потребности,

(4) ощутить чувства и потребности, скрытые в негативном послении другого человека.

Наша цель – создание отношений на основе честности и понимания.

Никто никому ничего не должен, у каждого есть право на самоопределение и право на выход из любой игры.

Гнев – это напоминание вам о ваших потребностях.

Гнев отбирает у нас энергию, направляя ее на наказание.

Осознав свои потребности, мы сменим гнев на жизненные чувства.

Насилие происходит от веры в то, будто другие люди являются причиной наших страданий, и заслуживают наказания за это.

Четыре варианта приема трудного общения:

1. Обвинить себя,

2. Обвинить других,

3. Ощутить свои чувства и потребности,

4. Ощутить их чувства и потребности.

Оценки других людей могут стать самоисполняющимися пророчествами.

Четыре шага выражения гнева:

1. Остановиться, подышать.

2. Отметить собственные оценочные мысли.

3. Войти в контакт со своими потребностями.

4. Выразить свои чувства и неудовлетворенные потребности.

Иногда между шагами 3 и 4 мы можем решить поэмпатизировать с другим человеком, так чтобы он смог лучше услышать нас, когда мы приступим к выражению себя на шаге 4.

Четыре шага к эффективной коммуникации.

Эффективная коммуникация состоит из четырёх шагов, которые могут быть применены по разному. Сейчас мы их просто перечислим, а потом рассмотрим более детально каждый из них.

1. Озвучить то, что происходит (в конфликте это обычно то, что произошло, приведя нас в расстроенные чувства)

2. Озвучить свои чувства.

3. Озвучить скрытые желания, нужды, ценности и важные вещи. Обычно то, что мы желали, чтобы случилось или боялись, что не произойдет.

4. При необходимости попросить о помощи.

Эти четыре шага используются двумя способами в зависимости от:

A) Когда мы пытаемся искренне поведать другому о том, что с нами происходит

B) Когда мы пытаемся помочь другому сказать нам, что происходит с ним

Итак, рассмотрим оба варианта поподробнее:

A) Искреннее выражение своих чувств:

Шаг 1: Когда я (увидел, услышал, итд)....... (описание)........

Шаг 2: Я почувствовал.... (ваши ощущения переданные в доступной форме)......

Шаг 3: Потому что я хотел........ (ваши ожидания, надежды, итп)......

Шаг 4: И сейчас мне бы хотелось...... (просьба, но ни в коем случае не требование)....

B) Слушание собеседника с эмпатией

Шаг 1: Когда ты (сказал, услышал, итд)....... (описание)........

Шаг 2: Ты почувствовал........ (то, что вашему мнению мог почувствовать ваш собеседник)........

Шаг 3: Потому что ты хотел....... (то, в чём повашему мнению нуждался ваш собеседник, что ожидал итд)

Шаг 4: И тебе бы сейчас хотелось........ (то, что по вашему мнению хотелось бы вашему собеседнику)

В этой части, когда мы пытаемся понять что чувствует другой человек, мы не пытаемся ему подсказывать ответ, скорее мы просто пытаемся услышать его. Сделать первую попытку понять и получить информацию, которая позволит нам скорректировать нашу догадку в нужном направлениии. Когда собеседник поправляет нас, мы повторяем исправленную мысль так как мы её поняли и так пока не придём к полному взаимопониманию. Эта часть о стремлениях и надеждах нашего собеседника, наши стремления и надежды не должны обсуждаться в этот момент.

Жалоба имеет отношение к обвинениям, она лишь менее сфокусирована нежели обвинение.

Это понятно, что мы хотим избавиться от сильной фрустрации. И наиболее эффективный способ это действовать путём, который предлагает принцип эффективной коммуникации:

1. Чётко пронаблюдай без оценок - что произошло.

2. Почувствуй и прими свои чувства.

3. Обрати внимание на ценности, потребности, и стремления которые кажутся под угрозой или ущемлены в данной ситуации.

Обсуждение.

3) Упражнение «Универсальный оппонент».

В ходе разговора надо в вежливой форме не согласиться с высказыванием собеседника. Смысл высказываний роли не играет - вы тренируете технику. Не соглашайтесь с тем, что Земля круглая, что вода жидкая, что вы умный и хороший человек и т.д. (последнее, вероятно, получится наименее уверенно). Упражнение проводится в кругу. В этом упражнении оттачивается корректность выражения несогласия, умение найти аргументы, какими бы абсурдными они ни были, умение вести бесконфликтную беседу.

Обсуждение.

4) Упражнение «Опоздание»

Ведущий предлагает разыграть ситуации «Опоздание»:

•на свидание с другом;

•домой после обещанного срока возвращения;

•на деловую встречу.

По условию, опоздание столь значительно, что ожида­ющий уже выведен из терпения.

Бесконфликтный выход из создавшейся ситуации появит­ся в том случае, если удается занять психологическую пози­цию и стимулировать психологическую позицию партнера.

Обсуждение.

5) Шеринг.

Занятие 6. Снижение уровня страха к публичным выступлениям.

1) Шеринг.

2) Разминка «Нетрадиционное приветствие». – Мы привыкли к стереотипам. Они обедняют нашу жизнь. Давайте попробуем испытать новые эмоции, придумав и воплотив в жизнь нетрадиционные приветствия. Например, можно здороваться тыльной стороной ладони, стопами ног… Ваши варианты?

3) Мини-лекция «Навыки уверенного поведения: регуляция эмоционального состояния, приемы для снятия волнения»

Тело и жесты:

• основная поза оратора;

• нахождение максимально удобного положения;

• варианты базового положения рук;

• работа с жестами-паразитами;

• отработка «говорящих»

• и «коммуникационных» жестов;

• поддержание контакт глазами со слушателями.

Энергетика речи:

• особенности выступлений на разных уровнях энергетики;

• отработка умения выступать на высоком уровне энергетики (вдохновляющая речь, призыв);

• отработка навыка перехвата лидерства с помощью высокой энергетики.

Работа с голосом и техника речи:

• речевое дыхание;

• упражнения на расширение природных возможностей голосового диапазона;

• приемы подстройки по голосу;

• упражнения на развитие интонационно-эмоционального богатства.

Словесная импровизация:

• основные параметры успешного публичного выступления;

• смысловые паузы;

• ключевой тезис и аргументация своей позиции;

• риторические и цепляющие вопросы;

• приемы удержание внимания;

• стратегия увязывания всего со всем, как способ перехода к нужной теме.

4) Упражнение «Дар убеждения».

Вызываются два участника. Каждому из них ведущий дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того, как оба участника выяснили у кого из них в коробке лежит бумажка - каждый начинает доказывать "публике" то, что именно у него в коробке лежит бумажка. Задача публики решить путем консенсуса, у кого же именно лежит в коробке бумажка. В случае если "публика" ошиблась - ведущий придумывает ей наказание (например, на протяжении одной минуты попрыгать). Во время обсуждения важно проанализировать те случаи, когда "публика" ошибалась - какие вербальные и невербальные компоненты заставили ее поверить в ложь.

5) МШ «Поведение в сложных ситуациях и актерское мастерство»

• приемы для ответов на сложные, неожиданные и провокационные вопросы;

• изменение стиля выступления за счет вхождения в разные роли;

6) Упражнение «Я так боюсь, а многие этого не боятся».

Нужно найти в себе минимум 3 вещи, связанных с публичными выступлениями, которых вы боитесь, выстроив фразы по следующему шаблону «Я боюсь чего – то, а многие этого не бояться». Затем идет обсуждение.

7) Упражнение «Я не боюсь, а многие боятся».

Нужно обнаружить в себе «зоны смелости» и найти такие действия, совершать которые вы не боитесь, хотя многие люди этого боятся. Фразы выстраивайте так «Я не боюсь чего – то, хотя этого боятся многие люди». Обсуждение задания.

8) Упражнение «Как же ты научился этого не бояться?».

Составляются пары, в которых один участник боится того, чего не боится другой. Нужно выяснить, как первый участник научился не бояться, что ему в этом помогло.

Затем идет обсуждение различных способов преодоления страха публичных выступлений.

9) Шеринг

Занятие 7. Секреты успешного публичного выступления.

1) Шеринг.

2) Мини-лекция «Технология «Интеллект-карты»»

Интеллект карта – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме.

Mind-maps (термин может переводиться как «интеллект карты», «карты ума», «карты мыслей», «карты мышления», «ментальные карты», «карты памяти» или «карты разума») – информация, изображаемая в графическом виде на большом листе бумаги. Она отражает связи (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные и т.д.) между понятиями, частями и составляющими рассматриваемой области. Это понятнее, чем привычное изложение мыслей словами в письменном виде. Ведь словесное описание порождает массу лишней информации, заставляет наш мозг работать в несвойственной ему манере. В итоге это приводит к потере времени, к снижению концентрации и к быстрой утомляемости.

Эффективность интеллект карт объясняется тем, что мыслительные процессы проходят похожим образом. Мозг человека состоит из нейронов, которые соприкасаются между собой отростками – дендритами. Различные образы стимулируют различные группы нейронов и связи между ними. Можно представить интеллект карты как фотографию сложных и витиеватых взаимоотношений наших мыслей, которые дают нашему мозгу возможность упорядочить и детализировать объекты и явления. При использовании ментальных карт мы как бы пытаемся нарисовать свое мышление.

Цель создания карты мыслей – навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации. Тони Бьюзен считает, что интеллект карты помогают лучше управлять мыслительными процессами и дают большую свободу мысли.

Составление интеллект карт поможет вам подготовиться к презентации и убедить аудиторию

Как идет подготовка к презентации? Человек читает статьи и книги, … делает из них выписки… Чтобы не запутаться в многообразии собранного материала – полезно структурировать его в виде интеллект карт. По ходу выступления интеллект карты, простым вычеркиванием или добавлением веточки, позволяют сократить или расширить выступление. Грамотно составленная карта ума, помогает не сбиться и не потерять основную мысль, при этом удерживая общую картину речи.

Преимущества интеллект карты перед текстовым планом очевидны: десять ключевых слов запомнить намного проще, чем десять страниц текста; оратора вооруженного ментальной картой презентации сбить с мысли вопросами или чем-то еще практически невозможно; интеллект карту можно представить как наглядный пример (слайды, плакаты), так слушатели лучше запомнят основную идею и меньше будут отвлекаться, глядя по сторонам; в завершении презентации распечатанные экземпляры ментальных карт можно использовать как раздаточный материал.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: