ИВАНОВА НАТАЛЬЯ АНДРЕЕВНА




Тема: Официально-деловой стиль речи и его особенности

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие о функциональном стиле.
  2. Сфера функционирования официально-делового стиля (ОДС), подстили (законодательный, дипломатический, канцелярско-административный) и жанры.
  3. Основные правила составления документов (качества, которыми должны обладать деловые документы; понятие об унификации формы и языка деловых бумаг; понятие о реквизитах; структурные особенности текста деловых документов).
  4. Языковые особенности ОДС.
  5. Речевой этикет в документе.
  6. Реклама в деловой речи. Содержание и оформление резюме (в процессе подготовки к ответу на данный вопрос используйте материалы лекции, а также учебного пособия Л.А. Введенской «Русский язык и культура речи», указанного в списке литературы; с. 378-385).

Дома

Практические задания:

Задание 1. Изучите теоретический материал, представленный в лекции. Используйте также материалы главы 6 «Официально-деловая письменная речь» в учебном пособии Л.А. Введенской «Русский язык и культура речи» (с. 302 – 398). Выберите правильные варианты ответов в следующих тестовых заданиях.

1. Назначение ОДС (официально-делового стиля):

1) зафиксировать наиболее важные характеристики ситуации;

2) зафиксировать абсолютно все признаки ситуации;

3) учесть все желания участников ситуации;

4) выстроить устойчивые отношения людей в ситуации;

5) выработать согласованные действия людей или установить правила поведения;

6) подчинить ситуацию чьей-либо воле.

2. Подстили ОДС:

1) дипломатический;

2) учредительный;

3) канцелярско-административный;

4) законодательный;

5) регламентирующий.

3. Такие жанры, как конституция, свод законов, относятся к … подстилю.

4. Такие жанры, как меморандум, коммюнике, нота, относятся к … подстилю.

5. Предписанные для каждого жанра ОДС набор необходимых признаков и атрибутов называются…

6. Нахождение общих, повторяющихся черт в деловых бумагах, регламентирующих сходные ситуации, называется…

7. Унификации подлежат следующие стороны документа:

1) реквизиты;

2) хранение, учет;

3) сюжет;

4) структура (форма);

5) языковые конструкции.

8. Языковой штамп – это…

1) языковое клише;

2) стандартная языковая модель;

3) обычно глагол-действие;

4) печать на документе;

5) способ выражения целей, причин высказывания.

9. Какие языковые средства можно использовать в ОДС:

1) языковые штампы;

2) личные местоимения 1-го лица (я, мы);

3) синонимы;

4) паронимы;

5) глаголы с императивной функцией;

6) формулы речевого этикета.

10. Найдите соответствия между жанром документа и его целью.

1. Приказ, распоряжение А. Цель информирования
2. Договор, доверенность Б. Цель побуждения
3. Служебная записка, сопроводительное письмо В. Придание юридического статуса

Задание 2. Укажите, какой тип документа вы будете использовать в следующих случаях.

1. Вы опоздали на работу.

2. Вам нужно сдать зачет раньше официально назначенного срока.

3. Вы не можете прийти на работу в ближайшие три дня, так как вы женитесь (выходите замуж).

4. Вы получили экспонаты музея для проведения доклада.

Задание 3. Выберите из каждого ряда слова, уместные в деловой речи.

Надо, необходимо, желательно, полезно, нелишне, невредно, хорошо бы, неплохо бы, целесообразно, нужно. Часто, нередко, сплошь и рядом, то и дело. Очень, совсем, совершенно, весьма, крайне. Абсолютно, чрезвычайно, сугубо. Коротенько, сжато, кратко, лаконично. Раньше, ранее, прежде. Даром, безвозмездно.

Задание 4. Подберите к данным словам синонимы из слов, заключенных в скобки, определите, какие из них более уместны в деловой речи.

Очень (чрезвычайно, исключительно, максимально); быстро (незамедлительно, срочно, экстренно); сделано (выполнено, исполнено); осведомлен (извещен, информирован); напечатаны (изданы, опубликованы, выпущены); мудрено (трудно, затруднительно).

Задание 5. Составьте предложения, характерные для официально-делового стиля, используя следующие отыменные предлоги: в целях, в отношении, в силу, в связи, в соответствии, в течение, во избежание, на основании, в счет, в порядке.

Задание 6. Распределите устойчивые речевые формулы согласно тем типовым задачам, которые они решают: информирование адресата; привлечение внимания к проблеме; побуждение к действию; придание юридического статуса; инициирование и поддержание деловых отношений; решение конфликтных ситуаций.

Устойчивые речевые формулы: ввести в эксплуатацию; информируем Вас о том, что…; заключили настоящий договор о нижеследующем; убедительно прошу Вас решить вопрос…;…доверяю…; обязываю всех начальников; сообщаем, что…; дана в том, что…; Ваше предложение отклонено по следующим причинам…; напоминаем, что…; гарантируем, что…; мы будем весьма признательны за участие в…; организация в лице администрации обязуется…; уведомляем, что…; … настоящей доверенностью уполномочиваю….

Задание 7. Ознакомьтесь с правилами рубрицирования. Используйте данный справочный материал при составлении образцов документов (где это необходимо), а также при оформлении курсовых и дипломных работ.

 

Деловые тексты часто включают в себя различные перечни, которые требуют условных обозначений. Четкость в членении рубрицируемого текста достигается применением ряда технико-пунктуационных правил:

 

1) для обозначения частей перечней используются прописные буквы (А, Б, В…) и римские цифры (I, II, III…) – в качестве высшего уровня членения; арабские цифры (1, 2, 3…) – в качестве среднего уровня членения; арабские цифры со скобками (1), 2), 3)…) и строчные буквы со скобками (а), б), в)…) – в качестве низшего уровня членения;

2) после строчных букв и арабских цифр со скобками не ставится точка, а после прописных букв и римских цифр ставится точка (а), 1), А. I.);

3) при рубрицировании со скобками части текста отделяются либо запятыми, либо точками с запятыми (1)…, 2)…;). Точка ставится в конце рубрик (1. …2. …), оформленных без скобок;

4) прописные буквы начинают текст рубрик, оформленных буквами и цифрами с точками, строчные употребляются после рубрик, оформленных цифрами и буквами со скобками (I. С…. II. П…. 1) р…; 2) б…;).

Задание 8. Составьте резюме, опираясь на собственные биографические данные (используйте справочные материалы, представленные в учебном пособии Л.А. Введенской «Русский язык и культура речи» (с. 381-385), и образец резюме, расположенный в Приложении к плану практического занятия (Приложение 1).

Задание 9. Подберите русские синонимы (слова и словосочетания) к словам иноязычного происхождения: респондент, инвестор, прерогатива, квота, аудитор, альянс, паблисити, эксклюзивный, апеллировать; мараторий, менталитет, адекватный, идентичный, антагонизм, инфантильный, индифферентный; амбиция, анализ, импорт, лексикон, мемуары, пунктуальный, детальный, эскорт.

Задание 10. Акцентологический минимум. Поставьте ударение в словах.

Дискант, каталог, договор, катарсис, коммюнике, кредит (ссуда), кредит (правая сторона бухгалтерского счета), кредитор, маркетинг, маркировать, мизерный, начать, неоцененный друг, неоцененный (товар), нормированный, нормировать, одновременный, оптовый, на похоронах, премирование, премированный, развитой (развитая промышленность), развитый (в умственном отношении), развитый (раскрученный), статут, узаконение, упрочение, уставный, усугубить, ходатайство, ходатай.

 

В аудитории

Задание 1. Прочитайте справочный материал. Каково значение слова заявление? Перечислите реквизиты заявления. Назовите особенности в расположении и оформлении частей заявления. Приведите примеры языковых формул, используемых в процессе написания заявлений.

Заявление – документ, содержащий просьбу какого-либо лица, адресованный организации или должностному лицу учреждения. В большинстве случаев заявление пишется от имени одного лица. Однако могут иметь место коллективные заявления, когда проблема, поднимаемая в документе, затрагивает интересы сразу нескольких человек или всего коллектива.

Заявления пишутся по конкретному поводу и должны быть посвящены одному вопросу. Данный документ пишется на имя того лица, в компетенции которого находится разрешение поднимаемого вопроса.

При составлении текста заявления следует учитывать особенности оформления его реквизитов.

Расположение частей заявления и их оформление: 1) адресация включает полное (без сокращений) официальное наименование должности лица, которому направляется документ, пишется вверху с отступом в треть строки; если наименование адресата представляет собой название организации, то ставится в винительном падеже (В отдел информатизации Белгородского государственного университета…), если это название должностного лица – в дательном падеже (Директору ЗАО «Арсенал»…); 2) фамилия, имя и отчество заявителя – под адресатом с предлогом от или без него (чаще всего); 3) после слова заявление ставится точка, если нет предлога от; 4) текст заявления пишется с красной стороки, размещается по ширине листа, на один интервал ниже наименования; 5) дата написания документа размещается интервалом ниже основного текста, в левой части листа, указывается число месяц (прописью) и год написания заявления; 6) подпись содержит полное официальное наименование должности отправителя, его личную роспись (сигнатуру), фамилию и инициалы; размещается подпись интервалом ниже основного текста, правее даты написания заявления, при этом личная роспись и ее расшифровка выносятся во вторую строку, размещаемую под первой.

Клишированные формы (языковые формулы): выражение просьбы (Прошу + инфинитив (разрешить, допустить и др.); Прошу Вашего разрешения (согласия) + на что? (на зачисление, на выезд и др.); конструкции для ввода аргументации (ввиду того,что…; в связи с тем, что…; на основании того, что…; потому, что…; так как…; учитывая (что?)…

Задание 2. Напишите заявления с просьбой: 1) оказать вам материальную помощь; 2) изменить расписание занятий.

Задание 3. Напишите объяснительную записку, необходимую в следующих ситуациях: 1) вы не явились на экзамен; 2) вы опоздали на занятия; 3) вы не выполнили распоряжение руководства (например, не подготовили или не сдали вовремя списки участников студенческой олимпиады). Учитывайте, что текст данного документа должен содержать констатацию того факта, в связи с которым создается объяснительная записка и изложение причин, приведших к нарушению установленного порядка.

Задание 4. Образуйте глагольные словосочетания с данными ниже словами. Составьте предложения.

Претензия, благодарность, виза, выговор, документ, заявка, соглашение, приказ, отчет, повестка, подпись, порицание, постановление, предложение, предписание, предупреждение, содействие, учет, проект, протокол, расписка, распоряжение, резолюция, резюме, рекомендация, решение, справка, счет, требование, характеристика, санкции.

 

Литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

2. Культура устной и письменной речи делового человека: справочник. – М., 2000.

3. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М., 1999

4. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М., 2000.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ИВАНОВА НАТАЛЬЯ АНДРЕЕВНА

Адрес: 308019 Белгородская обл., Валуйский р-он,

с. Мешковое, ул. Степная, д. 26, кв. 15.

Телефон: 8 (0743) 56-57-12; 8 (904) 0789511

E-mail: work@site.ru

Дата и место рождения: 16 октября 1990, г. Белгород

Подданство: Гражданство Российской Федерации

Семейное положение: Замужем, имею сына трех лет

Цель: Получение должности учителя начальных

классов

Квалификация: Квалифицированный учитель начальных

классов с высшим образованием,

свободным знанием английского языка

и компьютера (Word, Excel,

Internet Explorer, PowerPoint)

Образование:

2006-2011 Белгородский государственный

национальный исследовательский

университет, педагогический факультет,

диплом учителя начальных классов

Опыт работы: Данный раздел заполняется,

если имеется опыт работы

с указанием даты, названием учреждения,

занимаемой должности

Дополнительные сведения:

Принимала участие в научных конференциях различного уровня (международных, всероссийских, региональных) в гг. Белгород (2008 г.), Саратов (2009 г.), Москва (2010 г.) и др. по проблемам методики преподавания русского языка в начальной школе; имею публикации в центральных журналах, а также в сборниках по материалам научных конференций; награждена дипломом за лучшую научную работу по итогам конкурса студенческих работ «Прикладные и фундаментальные исследования» (2011).

Владею техникой бисероплетения.

Интересы, склонности: наука, литература, спорт, музыка.

Личностные качества: ответственность, порядочность, коммуникабельность, инициативность, оптимистичность, стрессоустойчивость, оперативность.

Сведения о рекомендациях: Рекомендации имеются и при необходимости могут быть предоставлены.

 

 

«29» октября 2012 г. ________________________ Иванова Н.А.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: