автообслуживающих и авторемонтных предприятиях




автотранспорта

 

 

Работоспособность подвижного состава обеспечивают различные предприятия автомобильного транспорта, предназначенные наряду с другими основными функциями перевозки грузов и пассажиров, для ТО, ремонта, хранения и обеспечения автомобилей эксплуатационными материалами. В зависимости от выполняемых функций эти предприятия подразделяются на:

1. Автотранспортные предприятия (АТП);

2. Сервисные предприятия (СП);

3. Авторемонтные предприятия (АРП);

4. Автообслуживающие предприятия (АОП).

АТП предназначены для перевозки грузов и пассажиров, для выполнения работ по ТО и Р, хранения и материально-технического обеспечения подвижного состава.

АТП можно классифицировать следующим образом:

I. По характеру перевозок и типу подвижного состава:

а) легковые таксомоторные;

б) легковые, по обслуживанию учреждений и организаций;

в) автобусные;

г) грузовые;

д) смешанные;

е) специальные (скорая помощь, коммунального обслуживания).

II. По характеру деятельности и подчиненности:

а) государственные;

б) муниципальные;

в) ведомственные;

г) акционерные;

д) частные.

III. По организации производственной деятельности:

а) автономные или комплексные (все виды обслуживания и ремонта);

б) кооперированные (основное предприятие [КР, ТР, ТО, ЕО] и филиалы [ТО-1, ЕО, несложный ТР]).

 

Предприятия автосервиса характеризуются различным сочетанием функций ТО и Р с продажей запасных частей и автомобилей, с заправкой их топливом и хранением. Исходя из выполняемых основных функций, предприятия автосервиса можно классифицировать следующим образом:

1. СТО;

2. Специализированные ремонтно-обслуживающие предприятия;

3. АЗС и автозаправочные комплексы;

4. Стоянки автомобилей;

5. Предприятия для проживания и отдыха автовладельцев (мотели, кемпинги).

Предприятия 1 и 2 групп предназначены в основном для ТО и Р автомобилей в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации. Специализированные ремонтно-обслуживающие предприятия автомобильного сервиса выполняют более определенные, ограниченные виды услуг (3…5 постов). Это различные мастерские (шиноремонтные, по ремонту электрооборудования, замене масел …), отдельно стоящие моечные пункты.

СТО может производить продажу новых и подержанных автомобилей, предпродажную подготовку, продажу запчастей, эксплуатационных материалов и принадлежностей к автомобилям.

На АЗС и АЗК кроме заправки автомобиля топливом могут предоставляться дополнительные услуги по мойке, мелкому ремонту, продаже запчастей и автопринадлежностей. Заправку автомобилей сжиженным газом осуществляют на АГНС (автомобильных газонаполнительных станциях). Заправку автомобилей сжатым газом осуществляют на АГНКС (автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях).

Стоянки могут быть организованы для постоянного и временного хранения, на открытых площадках и в закрытых помещениях. На них также могут быть организованы посты для мойки, ТО и мелкого ремонта автомобилей.

Передвижные СТО обеспечивают мобильность и оперативность при оказании услуг непосредственно на дорогах. Данные СТО также классифицируют по следующим признакам:

а) автозаправочная на базе г/а (ПАЗС);

б) диагностическая на базе г/а, л/а, микроавтобуса;

в) станция ТО и ТР легковых автомобилей на базе г/а, микроавтобуса или грузового транспортного контейнера;

г) мастерская по ремонту л/а на базе г/а или микроавтобуса;

д) шасси г/а, оборудованные подъемными средствами для транспортирования л/а после ДТП или в случае неисправности автомобиля.

Возможны также различные комбинации указанных типов станций.

 

Авторемонтные предприятия являются специализированными, производящими в основном КР автомобилей, агрегатов и узлов, а также восстановление деталей. АРП можно классифицировать по следующим признакам:

I. По объему (выпуска) работ:

а) заводы (АРЗ);

б) мастерские (АРМ);

в) станции.

II. По виду ремонтируемой продукции:

а) авторемонтные (ремонт полнокомплектных автомобилей);

б) агрегатно-ремонтные (ремонт узлов и агрегатов автомобилей);

в) шиноремонтные;

г) аккумуляторные зарядно-ремонтные;

д) специализированные (кроме ремонта узлов и агрегатов – окрасочные, кузовные и другие работы при обслуживании АТП в централизованном порядке).

 

Автообслуживающие предприятия – для выполнения ТО, Р, хранения и снабжения автомобилей эксплуатационными материалами. К ним относят:

I. Базы централизованного технического обслуживания (ТО и ТР подвижного состава малых АТП);

II. Станции технического обслуживания:

1) Дорожные:

а) совмещенные с АЗС;

б) мотели (автомобильные гостиницы).

2) Городские:

а) универсальные, комплексного обслуживания:

− малые ≤15 (<5) постов;

− средние 16…30 (6…15) постов;

− большие 31…50 (30≥Хр≥15) постов;

− крупные >50 (>30) постов.

б) заводские гарантийного обслуживания:

− ВАЗ;

− ГАЗ;

− ИЖ;

− Иномарки.

в) специализированные:

− по маркам (моделям) автомобилей;

− по видам работ.

3) По подвижности:

а) передвижные СТО;

б) стационарные по ТО и Д;

в) стационарные по Р.

III. Гаражи-стоянки (кемпинги);

IV. Пассажирские автостанции и автовокзалы (терминалы);

V. Грузовые автостанции (терминалы);

VI. Автозаправочные станции:

1) По расположению:

а) городские;

б) придорожные;

2) По роду топлива:

а) бензиновые;

б) дизельные;

в) газобаллонные;

г) смешанные.


1.3 Производственно-техническая база (ПТБ)

 

 

ПТБ может быть пассивной и активной.

Активная ПТБ – подвижной состав.

Пассивная ПТБ – совокупность зданий, сооружений, оборудования, оснастки и инструмента, предназначенных для ТО, ремонта и хранения подвижного состава, а также для создания необходимых условий для работы персонала.

К зданиям относят производственные и административно-бытовые, склады, крытые стоянки автомобилей.

К сооружениям – обустроенные открытые стоянки, покрытия территорий и площадок, дороги, навесы, топливозаправочные хранилища, водонапорные башни и водохранилища.

К оборудованию – техническое и вспомогательное оборудование производственных зон и участков, в том числе: канавы, подъемники, эстакады, ПТО, станки, столы, верстаки, шкафы.

К оснастке – приспособления, в том числе: патроны, подставки, зажимы.

К инструменту – ключи, отвертки, молотки, оправки, плоскогубцы, кусачки; ручной, а также механизированный, пневмо-, гидро-, электроинструмент.

Кроме того, к ПТБ относят передаточные устройства – коммуникации (наружные электросети, трубопроводы, проводная связь), здания технического назначения, силовые устройства (э/двигатели, передвижные э/станции, насосы, компрессоры), вычислительная техника.

Все перечисленные элементы ПТБ составляют пассивную часть основных производственных фондов. Подвижной состав составляет активную часть основных производственных фондов.

В свою очередь в пассивной части также можно выделить активную часть – оборудование, оснастка, инструмент, а также пассивную – здания, сооружения.

На ПТБ оказывает влияние большое число факторов: структура, тип и возраст подвижного состава, условия эксплуатации, тип и характеристика оборудования. Изменение этих факторов приводит к изменению потребностей ПТБ в производственных площадях, постах, средствах механизации. В тоже время здания и сооружения строятся на 40…60 лет и ПТБ за это время обслуживает несколько поколений транспортных средств, имеющих различную надежность, режимы ТО и Р, что требует приспособленности ПТБ к изменению этих факторов. Это необходимо учитывать при создании новой и реконструкции ПТБ.

 

Развитие и совершенствование ПТБ предприятий автотранспорта ведется в следующих основных направлениях:

1) новое строительство;

2) расширение;

3) реконструкция;

4) техническое перевооружение.

 

Новое строительство предусматривает возведение комплекса зданий и сооружений основного, административно бытового и технического назначения создаваемых АТП, СТО, филиала АТП, или отдельного производства действующего АТП, сооружаемых на новом земельном участке.

Расширение АТП и СТО предусматривает строительство дополнительно к имеющимся, новых зданий и сооружений, на существующей территории предприятия, а также увеличение площади существующих зданий и сооружений за счет пристройки или надстройки их с целью создания дополнительных производственных мощностей.

Реконструкция АТП и СТО предусматривает переустройство существующих зданий и сооружений, связанное с совершенствованием ТП, внедрением нового прогрессивного оборудования, повышением эффективности функционирования ПТБ, улучшением санитарно-гигиенических условий труда, осуществлением технических мероприятий по улучшению охраны окружающей среды. В отличие от расширения реконструкция проводится, как правило, без увеличения площади зданий и сооружений.

Техническое перевооружение – выполнение комплекса мероприятий, направленных на повышение технико-экономического уровня производства или отдельных элементов ПТБ без увеличения общей мощности предприятия.

Все формы развития ПТБ тесно связаны между собой, взаимно дополняя друг друга. Кроме нового строительства, другие формы в чистом виде практически не встречаются. Реконструкция, расширение и техническое перевооружение имеют следующие преимущества перед новым строительством:

− более экономное расходование материальных, финансовых и трудовых затрат на единицу вводимой или наращиваемой мощности:

− значительное сокращение сроков освоения капитальных вложений; реконструкция и расширение позволяют вводить в строй ОПФ в 2,5…3 раза быстрее;

− окупаемость затрат в 3 раза выше;

− наличие подъездных путей, э/сетей, водопровода, канализации, теплоснабжения и связи;

− наличие трудового коллектива действующего предприятия.

 

Есть также и недостатки:

− ограничения уже имеющейся территории и зданий;

− невозможность использования высокопроизводительной технологии строительства;

− временная приостановка работы отдельных участков и нарушение установившегося режима работы производства.

При всех преимуществах расширения, реконструкции и технического перевооружения новое строительство АТП необходимо при строительстве новых городов и поселков, при создании ПТБ экологически чистых АТП и СТО, по результатам маркетинговых исследований.


1.4 Структура СТО

 

 

В состав СТО в общем случае входят следующие подразделения:

1) Производственные участки:

а) основные;

б) вспомогательные.

2) Вспомогательные подразделения;

3) Помещение для клиентов;

4) Административно-бытовая (служебно-бытовая) часть;

5) Магазин для торговли автомобилями, запчастями, автопринадлежностями.

К производственным участкам СТО относят:

− основные:

1. участок приемки и выдачи автомобилей;

2. участок мойки;

3. участок диагностирования;

4. участок технического обслуживания (ТО);

5. участок текущего ремонта (ТР);

6. участок смазки;

− вспомогательные:

7. участок ремонта и заряда аккумуляторов;

8. участок ремонта электрооборудования;

9. участок ремонта топливной аппаратуры;

10. агрегатно-механический участок;

11. шиномонтажный участок;

12. обойный участок;

13. кузовной участок;

14. малярный участок (окрасочный);

15. участок предпродажной подготовки;

16. участок самообслуживания.

На небольших СТО некоторые однородные виды работ могут объединяться и выполняться на одном участке.

 

Вспомогательные подразделения – это компрессорная, склад шин, склад масел, отдел главного механика (только на больших СТО, на остальных – ремонтные бригады), склад запасных частей и материалов с инструментально-раздаточной кладовой, трансформаторная подстанция (электрощитовая), тепловой узел, вентиляционная камера.

К административно-бытовой (служебно-бытовой) части относят: кабинет начальника (директора) СТО, кабинеты ИТР СТО, столовые для персонала, раздевалки, души, туалеты, прачечные, помещение охраны, диспетчерская.

Для обслуживания владельцев автомобилей предусматривают следующие помещения: клиентская, кафе (бар), туалет для клиентов.

Специфика организации и технология работ производственных участков зависит от назначения и уровня специализации. Так, участок приема и выдачи автомобилей является начальным и конечным пунктом пребывания автомобиля на СТО. Здесь клиент передает автомобиль обслуживающему персоналу и получает его обратно. При приемке выполняются следующие работы: проверка узлов и агрегатов, на неисправность которых указывает владелец; проверка агрегатов, узлов и систем, влияющих на безопасность двигателя; проверка технического состояния автомобилей для выявления дефектов, не заявленных владельцем; ориентировочное определение стоимости и сроков выполнения работ, согласование их с владельцем; оформление документов. При необходимости автомобиль направляют на диагностику или мастер-приемщик делает пробный выезд.

Участок уборочно-моечных работ служит для подготовки автомобиля к ТО и Р, а также для предохранения кузова от коррозии и поддержания хорошего внешнего вида. Эти работы выполняют на отдельных участках, оборудованных водоочистительными сооружениями и оснащенных необходимым оборудованием.

Участок диагностирования служит для определения технического состояния автомобиля, его агрегатов, узлов, механизмов и систем без их разборки. Диагностика представляет собой технологический элемент ТО и Р и основой метод выполнения контрольных работ. В зависимости от этого диагностику организуют по следующим принципам:

создание комплексных постов диагностики;

создание постов диагностики, включенных в процесс ТО и ТР автомобилей.

Участок (зона) постовых работ ТО предназначен для проведения комплекса профилактических работ с целью поддержания автомобиля в технически исправном состоянии. Здесь выполняют следующие работы:

− уборочно-моечные,

− крепежные,

− диагностические,

− регулировочные,

− смазочные,

− шинные.

При этом технологически родственные работы ТО и ТР могут выполняться на одних и тех же постах различных производственных участков. Возможны следующие варианты сочетания работ ТО и ТР:

1. ТО в полном объеме;

2. выборочный комплекс работ ТО (регулировочные, смазочные и др.);

3. полный объем ТО совместно с работами ТР, выявленными в процессе диагностирования;

4. выборочный комплекс работ ТО с работами ТР, необходимость которых выявлена в процессе диагностирования.

Участок (зона) постовых работ ТР работает по заявкам автовладельцев с учетом показаний диагностики. Работы ТР подразделяются на разборочно-сборочные и ремонтно-восстановительные. По характеру и месту производства весь объем работ ТР разделяют на две части:

1. Работы, выполняемые на рабочих постах: разборочно-сборочные непосредственно на автомобиле, регулировочные, крепежные работы, устранение неисправностей различных систем автомобиля, его агрегатов и узлов, незначительных повреждений кузова;

2. Производственно-цеховые работы, выполняемые на специализированных участках станции, куда снятые на рабочих постах агрегаты, узлы и детали доставляются транспортными средствами СТО.

Участок агрегатно-механический предназначен для выполнения разборочно-сборочных, моечных, ремонтно-восстановительных и диагностических работ по двигателю, коробке передач, рулевому управлению, передним и задним мостам и др. узлам и агрегатам, снятым с автомобиля для ТР, а также для станочно-механических работ.

Участок ремонта и заряда аккумуляторных батарей предназначен для подзаряда, заряда и ремонта аккумуляторных батарей, а также для приготовления дистиллированной воды и электролита.

Участок ремонта электрооборудования выполняет работы по проверке и ремонту приборов, снятых с автомобиля, неисправность которых не могла быть устранена на постах ТР. Агрегаты или приборы электрооборудования очищают, осматривают и испытывают на специальных стендах.

Шиномонтажный (шиноремонтный) участок предназначен для демонтажа и монтажа шин, ремонта камер, замены дисков, камер и покрышек, балансировки колес.

Обойный участок предназначен для ремонта сидений и спинок, замены и ремонта обивки потолка, изготовления утеплительных чехлов и обивки кузова. Снятие и установку обивки кузова, а также сидений производят на рабочих постах кузовного участка.

Кузовной участок предназначен для замены отельных деталей кузова, а также проведения жестяницких, сварочных, медницких (топливные баки, трубки, радиаторы), арматурных (замки, стеклоподъемники, кронштейны, стекла) и кузнечно-прессовых работ. Кроме этого на данном участке изготовляют необходимые для замены детали кузова. На крупных СТОА медницко-радиаторный участок может быть организован как самостоятельный.

Окрасочный участок имеет в своем составе три производственных отделения:

1. отделение подготовительных работ, предназначенное для снятия старой краски, шпатлевки и шлифовки;

2. краскоприготовительное отделение – для приготовления лаков и красок, мойки устройств, для нанесения краски (пистолетов, бачков);

3. окрасочное отделение – для нанесения грунта и его сушки, частичной и полной окраски кузова, нанесения противошумной мастики, сушки окрашенных элементов.

Участок предпродажной подготовки организуется на СТО, где предусматриваются магазины по продаже автомобиля. На нем предусматриваются следующие виды работ: снятие временного противокоррозионного покрытия и проведение уборочно-моечных работ; проверка соответствия сопроводительных документов номерам двигателя и кузова автомобиля; проверка наличия и установка комплектующих изделий; проверка наличия и установка комплектующих изделий; проверка работы систем, агрегатов и узлов, а также автомобиля в целом; устранение обнаруженных дефектов и неисправностей. На небольших СТО предпродажная подготовка производится на постах зоны ТО и ТР, на крупных СТО – отдельные участки.


1.5 Структура АТП

 

 

Структура ПТБ зависит от организации производственной деятельности АТП, размеров предприятия, типа подвижного состава, условий эксплуатации и т.д. Наиболее полную структуру ПТБ имеют комплексные (автономные) АТП, осуществляющие наряду с транспортными функциями все виды ТО и Р подвижного состава.

Комплексное АТП, в общем случае, состоит из следующих подразделений:

1) Зоны ТО и Р:


а) ЕО;

б) Д-1;

в) ТО-1;

г) Д-2;

д) ТО-2;

е) Р (ТР+КР).


2) Производственные участки ремонта:


а) агрегатный;

б) слесарно-механический;

в) электротехнический;

г) аккумуляторный;

д) приборов системы питания;

е) шиномонтажный;

ж) вулканизационный;

з) кузнечно-рессорный;

и) медницкий;

к) сварочный;

л) жестяницкий;

м) арматурный;

н) деревообрабатывающий;

о) обойный;

п) окрасочный;

р) таксометровый;

с) радиоремонтный.


3) Склады:


а) агрегатов;

б) запасных частей;

в) материалов;

г) шин;

д) смазочных материалов;

е) лакокрасочных материалов.

ж) химикатов;

з) промежуточный склад;

и) инструментально-раздаточная кладовая.

4) Зона хранения:

а) открытая площадка без подогрева (ОЖ);

б) открытая площадка с подогревом (ОЖ);

в) здание для закрытого хранения;

г) навес.

5) Административно-бытовые помещения:

а) административные;

б) санитарно-бытовые;

в) медицинского обслуживания;

г) культурного обслуживания;

д) прочие.


Чем меньше размер АТП, СТО, а значит, и объемы работ по ТО и Р, тем целесообразнее объединение отдельных зон и участков (элементов ПТБ). Например, посты ТО-1 могут находиться в общем помещении с постами ТО-2 и Р. Такие участки, как кузнечно-рессорный, медницкий, сварочный и жестяницкий, которые относят к группе «горячих цехов», можно разместить в общем блоке помещений.

И наоборот, чем больше размер АТП, а значит, и объемы работ по ТО и Р, тем целесообразнее образование отдельных зон и участков по проведению отдельных видов работ и ремонту отдельных узлов или агрегатов.


1.6 Структура АРП

 

 

В состав АРП входят следующие основные подразделения:

1) Основное производство (цехи, отделения и участки, непосредственно связанные с выполнением ТП ремонта и восстановления) выделяют 3 класса цехов и участков:

I класс – слесарно-механические, по разборке и сборке автомобилей и агрегатов, по ремонту кабин, кузовов и кузовных деталей (расчетная единица - изделие или деталь);

II класс – тепловая обработка металлов, мойка деталей; кузнечные, рессорные, термические, выверочно-моечные (расчетная единица – в весовом выражении, кг);

III класс – покрытий: гальванические, металлизационные, сварочные и малярные (расчетная единица – площадь поверхности покрытия, дм2 или м2).

2) Вспомогательное производство – обеспечивает нормальную работу основных цехов и отделений:

I. Служба главного механика:

а) ремонтно-механический участок;

б) ремонтно-строительный участок;

в) экспериментальный участок.

II. Служба главного энергетика;

III. Инструментальное хозяйство:

а) слесарно-механический участок;

б) заточной участок;

в) центральный инструментальный склад;

г) инструментально-раздаточные кладовые.

3) Лаборатории (ЦИЛ, ЦТЛ, КПП).

4) Транспортное хозяйство.

5) Складское хозяйство:

а) склад ремонтного фонда;

б) склад запчастей и материалов;

в) склад металлов;

г) склад горюче-смазочных материалов;

д) склад красок и химикатов;

е) склад лесоматериалов;

ж) склад готовой продукции;

з) склад утиля.

6) Заводоуправление (осуществляет техническое, хозяйственное и административное управление работой предприятия).

 

Приведенная структура в зависимости от мощности предприятия, характера и степени специализации ПП может меняться: объединение некоторых отделений и складов или – дифференциации.

 


1.7 Организация работ по ТО и Р на автотранспортных,

автообслуживающих и авторемонтных предприятиях

автомобильного транспорта (ПАТ)

 

 

В зависимости от традиций, состояния народного хозяйства и автомобильного транспорта в настоящее время можно выделить следующие уровни регламентации организационных работ на предприятиях автомобильного транспорта:

1. На государственном, межотраслевом и отраслевом уровнях, когда нормативы и требования системы является обязательными для всех организаций.

2. На внутриотраслевом уровне, когда крупные объединения, АО и транспортные компании применяют “свои режимы” ТО и Р при сохранении общих принципов планово-предупредительной системы (Мосгортранс, Мосавтотранс).

3. На профессионально-общественном уровне, при котором нормативы и требования разрабатывает общественная организация, ассоциация или объединения, а разработанная система является рекомендательной (SAE) для АТП, АОП, АРП.

4. Уровень инструкций заводов-изготовителей определяет, как правило, только набор операций то и их периодичность; используется индивидуально владельцами транспортных средств, главным образом в гарантийный период эксплуатации.

В России в настоящее время применяют для организации работ по ТО и Р в основном документы 1 и 4 уровня.

У нас в стране принята система планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта. Суть ее в том, что ТО осуществляется по плану, а ремонт – по потребности. Принципиальные основы и нормативы технических воздействий, а также сведения для организации ТО и Р на АТП и АРП установлены “Положением о ТО и Р подвижного состава автомобильного транспорта (1984 г)”, а на предприятиях автосервиса (АОП) “Положением о ТО и Р легковых автомобилей, принадлежащих гражданам (1986 г)”.

На АТП организация производственного процесса осуществляется по следующей схеме (см. рис. 1): автомобили, прибывающие с линии, сначала проходят контрольно-пропускной пункт (КПП). Отсюда, в зависимости от состояния, автомобили направляются либо в зону ежедневного обслуживания (ЕО). Здесь же на автомобили, требующие ТО или ТР, выписывается листок учета с указанием вида диагностики или неисправности или вида обслуживания.

Из зоны ЕО автомобили в исправном состоянии отправляются на стоянку, а требующие ТО и ТР после прохождения уборочно-моечных, обтирочных и дозаправочных работ отправляются в зону ожидания.

Из зоны ожидания автомобили направляются в соответствующие производственные зоны АТП (на посты диагностики Д-1 и Д-2, в зону ТО-1 или ТО-2).

После прохождения диагностики автомобили возвращаются в зону ожидания, а оттуда, в зависимости от состояния либо в зону ТО, либо в зону ТР. По выполнении необходимых работ по ТО или ТР автомобили отправляют на стоянку.

Автомобили, проходящие через КПП и требующие по заявке водителя и осмотре контролером-механиком текущего ремонта, направляются на посты ЕО, затем в зону ожидания, а потом в зону ремонта. После устранения неисправностей автомобиль устанавливают на стоянку с соответствующей пометкой в листке учета.

В зону ремонта автомобили могут поступать из зоны ТО, при обнаружении неисправностей, требующих текущего ремонта. При неисправности на линии водитель вызывает автомобиль технической помощи. Неисправности устраняют либо на месте, либо буксируют неисправный автомобиль на предприятие.

Основное и вспомогательное производства могут быть построены по бесцеховой и цеховой структуре. При бесцеховой структуре, все отдельные производственные участки возглавляются мастерами, подчиненными непосредственно заводоуправлению. Такая структура рекомендуется на АРП с числом рабочих до 500 человек.

При цеховой структуре все производственные участки объединены в самостоятельные административные единицы, возглавляемые начальниками цехов. Число рабочих в цехе не менее 125 человек.

В зависимости от применяемых ТП и мощности предприятия, структура производственных участков, может быть построена по предметному или технологическому принципу.

При предметном принципе организации на участках производят работы по ремонту одного изделия, и оборудование закреплено за определенными деталями и сборочными единицами.

При технологическом принципе организации на участках выполняются однородные работы (разборочные, сборочные, механические, кузнечные…), и через одно и то же оборудование проходят различные детали и сборочные единицы, обрабатываемые по одной технологии.

В цехах производство организуют по предметному, технологическому и смешанному принципам. На большинстве АРП производство организовано по смешанному принципу.

Планирование ТО и Р на АТП осуществляют либо по календарному времени, либо по фактическому пробегу. В первом случае составляют месячный график (план) постановки автомобилей на ТО, где каждому автомобилю выделяют день для соответствующего ТО. Очередную постановку автомобиля определяют делением установленной периодичности обслуживания (ТО-1 или ТО-2) на среднесуточный пробег автомобиля: .

Применяют при относительно стабильных пробегах и КИ≈1.

Во втором случае на каждый автомобиль заводят лицевую карточку, где фиксируют ежедневный пробег, и установленный пробег между очередными ТО. При приближении суммарного пробега после последнего ТО к установленному, назначают день постановки на ТО.

Организация работ на СТО ведется по следующей схеме (рис. 2):

Автомобили, прибывающие на СТО для проведения ТО и Р, проходят мойку и поступают на участок приемки для определения технического состояния, необходимого объема работ и их стоимости. Если на СТО производится продажа автомобилей, то поступающие автомобили направляются в зону хранения, затем на участок предпродажной подготовки, оттуда – в зону хранения готовых к продаже автомобилей, а затем – в магазин.

 

После приемки автомобили при необходимости направляют на пост диагностики и, после согласования с заказчиком видов и объемов работ, на пост соответствующего производственного участка (ТО, ТР). В случае занятости рабочих постов, на которых должны выполняться работы, автомобиль поступает на автомобиле-места ожидания или хранения, а оттуда, по мере освобождения постов, на нужный участок. По завершении работ автомобиль поступает на участок выдачи.

Основой организации ТО и Р легковых автомобилей на СТО является технологический принцип организации (специализации) производства, типизация технологических и организационных решений, обоснованные нормативы трудоемкости выполняемых работ, а также соответствие производственных возможностей СТО потребности в ее услугах.

Порядок организации проведения ТО и гарантийного ремонта в гарантийный период эксплуатации устанавливают согласно “Положению о гарантийном обслуживании и ремонте легковых автомобилей, принадлежащих гражданам”. Периодичность и объемы ТО устанавливаются заводскими инструкциями и рекомендациями по эксплуатации автомобилей:

Организация производства на АРП зависит от методов ремонта (индивидуальный, индустриальный) и формы специализации АРП (предметная, подетальная, смешанная, технологическая).

Индивидуальный метод применяют на небольших АРП. Его реализуют без обезличивания сборочных единиц и деталей при ремонте. Он характеризуется универсальностью рабочих мест, высокой квалификацией рабочих, высоким качеством, значительной трудоемкостью и стоимостью ремонта.

Индустриальный метод реализуют на АРЗ. При этом предполагается полная или частичная взаимозаменяемость и обезличивание сборочных единиц и деталей, поточная организация разборочно-сборочных работ и восстановления деталей. При этом применяют специализированное оборудование и оснастку, механизацию и автоматизацию ТП ремонта. Предметная специализация предусматривает закрепление за АРП ремонта определенных марок машин.

Подетальная специализация предусматривает закрепление за АРП ремонта определенных узлов, комплектующих и деталей. Технологическая специализация предусматривает закрепление за предприятиями отдельных этапов ремонта машин, для которых характерна общность применяемых ТП.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: