Примеры игр, используемых на логоритмических занятиях при коррекции фонетико-фонематического недоразвития




Средствами логопедической ритмики являются:

- ходьба и маршировка в различных направлениях;

- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

- упражнения, регулирующие мышечный тонус;

- упражнения, активизирующие внимание;

- счетные упражнения;

- речевые упражнения без музыкального сопровождения;

- упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра;

- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

- ритмические упражнения;

- пение;

- упражнения в игре на музыкальных инструментах;

- самостоятельная музыкальная деятельность людей с речевыми нарушениями;

- игровая деятельность;

- упражнения для развития творческой инициативы;

- заключительные упражнения.

Основной принцип построения всех перечисленных видов работы — тесная связь движения с музыкой. Музыка позволяет разнообразить приемы движения и характер упражнений.

Следующий принцип использования логоритмических средств предполагает обязательное включение в них речевого материала. Слово может быть введено в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему, команды водящего в подвижных играх. Введение слова позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном, который способствует ритмичности движений.

1) ходьба и маршировка в различных направлениях:

1) друг за другом по кругу с остановками. Дети идут вслед за педагогом в строгом соответствии со звуковыми сигналами (под барабан, счет). Временные отрезки ходьбы должны быть разными, чтобы занимающиеся реагировали на звук.

2) друг за другом с флажками в руках. Дети в такт шагам свободно и широко размахивают флажками.

3) друг за другом между стульями. Дети идут за педагогом (или водящим) по кругу, огибая 5 или 6 стульев, расставленных в середине зала на расстоянии около 1 м один от другого, проходят 2 или 3 раза.

2) упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции:

1) Упражнение «Тополиный пух».

Начало лета. Жаркий день. Вокруг лежит тополиный пух. Увидеть пух, всмотреться в него, присесть, собрать немного пуха мягкими подгребающими движениями пальцев рук. Легкими движениями пальцев перебрасывать пух с руки на руку, дуть на него, снова ловить и проговаривать стихотворение, дирижируя рукой:

Летом снег! Просто смех! Снег по городу летает, Почему же он не тает?

2) подняться на носки, руки потянуть вверх — вдох, опускаясь на полную ступню и ставя руки на поясе длительно тянуть сначала глухой звук [с] (или [ф], [х]), затем гласные звуки изолированно и в различных сочетаниях, гласные в сочетании с согласными звуками, затем слова, фразы

3) под ритмическую музыку или счет педагога занимающиеся обозначают гласные немой артикуляцией, затем произносят на шепоте и громко, изолированно и в ряду из 2, 3, 4 гласных. Далее на выдохе произносятся слоги, слова произносятся на шепоте со звуками [т], [с], [ф], [ш] («па-по-пу-пы», «паф-поф-пуф-пыф») и громко, четверостишья, пословицы, поговорки произносятся со сменой ударения и темпа речи.

3) упражнения, регулирующие мышечный тонус:

1) Дети сидят в кругу на полу по-турецки. На громкую музыку ударяют ладонями рук об пол, на тихую музыку делают легкие хлопки перед собой.

2) Игра с водой. (Старинная французская мелодия.)

Дети, опустившись на колени и сидя на пятках, располагаются свободно лицом в одном направлении, руки лежат на коленях. 1—2 такты: дети отводят плавно руки назад, сводя лопатки и слегка откидываясь туловищем назад. 3—4 такты: дети приводят руки в исходное положение, как бы захватывая воду кистями рук. 5—8 такты: повторение движений. 9—12 такты: дети кистями рук, поочередно правой и левой, бьют по воображаемой воде так, чтобы брызги летели во все стороны. 13—16 такты: движение рук назад и вперед, как в начале упражнения.

3) Легкие и тяжелые руки. (Венгерская народная мелодия.)

Дети стоят в колоннах. Исходное положение: основная стойка, руки за спиной. Первая часть музыки и ее повторение: такты 1—2: плавный подъем рук вперед до уровня плеч и опускание рук вниз и за спину. Такты 3—4, 5—6, 7—8: повторение движений 1—2 тактов. Вторая часть музыки и ее повторение: такты 9— 12: сильное качание рук вперед и назад до уровня плеч. Колени слегка пружинят, руки сжимаются в кулаки. Такты 13—16: плавный подъем рук и опускание вниз и за спину, как в первой части музыки. Усилению и ослаблению музыкального звучания соответствует усиление и ослабление мышечного напряжения.

4) упражнения, активизирующие внимание:

1) Дети становятся в две шеренги друг против друга и одновременно под музыку Д. Кабалевского «Клоуны» на начало каждого такта исполняют два противоположных движения. Одна шеренга приседает и выпрямляется с подъемом на носки, другая, наоборот, выпрямляется с подъемом на носки и приседает.

2) Дети (взрослые) стоят по кругу и рассчитываются на первый, второй, третий. Первые идут под музыку Д. Кабалевского «Веселое путешествие» по кругу в правую сторону, одновременно с ними вторые идут налево по кругу. В это же время третьи стоят на месте и хлопают в ладоши. Затем движения меняются: вторые идут направо, третьи налево, первые хлопают. И, наконец, третьи идут направо, первые — налево, вторые хлопают. Перемена движений — после каждых 8 тактов.

3) «Поспи и попляши». (Т. Ломовова «Игра с куклой».)

Дети стоят в кругу, в руках у одного ребенка кукла.

Первая часть музыки. На затакте каждого такта ребенок плавным движением передает куклу своему соседу справа (слева), который принимает ее на первый счет следующего такта, и так до конца первой части музыки, которая заканчивается в миноре: кукла засыпает, ребенок держит ее на руках.

Вторая часть музыки. «Колыбельная». Ребенок, последним получивший куклу, ходит внутри круга, укачивая ее. После окончания музыки он занимает свое место в кругу

Третья часть музыки. Дети передают спящую куклу дальше по кругу. Музыка оканчивается в мажорной тональности. Кукла просыпается, ребенок поворачивает ее вертикально.

Четвертая часть музыки. «Плясовая». Ребенок, последним получивший куклу, пляшет с нею внутри круга, остальные дети слегка хлопают в ладоши.

Повторяется громко четвертая часть музыки. Дети пляшут, а кукла хлопает.

5) счетные упражнения:

1) «Зарядка».

Дети маршируют, стоя на месте, или идут по залу, произнося текст:

Раз, два, раз, два.

Замелькали пятки.

Как чудесно босиком

Бегать на зарядке.

Раз, два, раз, два.

Бегать на зарядке.

2) «Руки выше подними!»

По команде педагога «Руки выше подними» — дети поднимают руки вверх; по команде: «А потом их опусти» — опускают вниз. На счет «раз, два» — поднимают руки вверх, на счет «три, четыре» — опускают их вниз.

3) «Мячик»

Держа мяч в руках, занимающийся произносит первые две строки стихотворения, затем, произнося следующие две строки, делают броски мячом на каждом слове, сначала подбрасывая его вверх, а затем ударяя об пол:

Друг веселый, мячик мой! Всюду, всюду ты со мной.

Раз, два, три, четыре, пять. Хорошо с тобой играть!

6) речевые упражнения без музыкального сопровождения:

1) Дети делают прыжки ногами врозь и вместе под текст, произносимый педагогом:

Ножки вместе, ножки врозь,

Ножки прямо, ножки вкось.

Ножки здесь и ножки там.

Что за шум и что за гам!

2) Дети идут по кругу топочущим шагом и в такт шагам произносят:

Едем, едем, долго едем.

Очень длинен этот путь.

Скоро до Москвы доедем,

Там и сможем отдохнуть.

Вот поезд наш едет,

Колеса стучат,

А в поезде нашем

Ребята сидят.

Переходят на нормальный шаг:

Чу-чу, чу-чу, чу-чу,

Бежит паровоз,

Далеко, далеко

Ребят он повез.

3) Ходьба в приседе с одновременным проговариванием стихотворения:

Плыли гусята — красные лапки,

Озером, озером — все по порядку.

Серые плыли, белые плыли,

Красными лапками воду мутили.

7) упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра

1) Занимающиеся стоят парами лицом друг к другу по кругу или в колонне. Музыка в 4 такта. При акценте на счет «раз» берутся правыми руками и на 2—3—4 меняются местами. При акценте в следующем такте берутся левыми руками и опять меняются местами.

2) Все стоят в круге попарно, лицом друг к другу. При акценте на счет «раз» в такте 3/4 пары ударяют бубном о бубен, а на 2—3 делают поворот в другую сторону. На счет «раз» в следующем акценте такта опять ударяют бубнами, но уже с другим соседом.

3) Все стоят в двух шеренгах у противоположных стен зала. В одной шеренге перед каждым на полу лежит небольшой мяч. Занимающиеся из шеренги с мячом поочередно на акценты отталкивают ногой мяч в другую шеренгу. Когда все мячи окажутся во второй шеренге, в том же порядке на акценты вторая шеренга отталкивает их в первую.

8) упражнения, формирующие чувство музыкального темпа

1) Дети стоят в шеренге с обручами в руках. На медленный темп музыки поднимают обручи над головой и медленно опускают их, снова поднимают.

На быстрый темп катят обручи по полу и бегут за ними.

2) По кругу стоят стулья на расстоянии 2—3 шагов один от другого.

На темп марша дети идут змейкой между стульями. На темп бега двигаются по внешнему кругу. Музыка замолкает, все садятся на стулья. Снова звучит марш, возобновляется движение змейкой между стульями.

3) Дети стоят в шеренге. Каждому дается свой темп движения, необходимо выделить его каким-нибудь образом. Например, при очень медленном темпе — нести воображаемую тяжесть; при марше — нести воображаемую тарелку; на темп бега — бежать с воздушным шаром в руках.

9) ритмические упражнения

1) Дети стоят парами по кругу, взявшись за руки. В первом такте идут по кругу. Во втором опускают руки, кружатся на месте вправо. При повторном исполнении во втором такте пары кружатся влево.

2) «Веселый танец». (Слова М. Познанской, музыка Т. Шутенко.) Дети стоят в кругу по 3—4 человека. Слова: «Раз, два. Раз, два, три! Как мы пляшем, посмотри!» На 1 —2 такты: говорят слова и хлопают в ладоши. На 3—4 такты: говорят слова и топают ногами. 5—8 такты: повторяют 1 — 4 такты, берутся за руки и бегут по кругу дробным шагом.

3) «Хоровод». (Музыка М. Красева.)

Дети идут по кругу, затем кружение вправо с руками вверху, кружение влево с руками вверху. Дети идут к центру, идут назад (лицом оставаясь к центру), кружение вправо, кружение влево.

11) игровая деятельность

1) «Метание мешочков» (7— 14 лет).

Дети сидят на стульях, каждый по очереди становится на линию, прочерченную на расстоянии 3—4 м от стула, и бросает на него один за другим три мешочка так, чтобы каждый из них остался лежать на стуле. Затем передает мешочки следующему, который также бросает их, и т.д. Выигрывает тот, у кого больше точных попаданий.

2) Птичка в клетке. (Мелодия из старинного сборника детских песен в обработке В.А. Гринер.)

Дети выбирают ведущего — «кошку», который стоит поодаль, и разбиваются на группы по трое. В каждой группе двое — это клетка, третий — птичка. Происходит диалог: «Ты какая птичка?» — «Я снегирь».

Первая часть повторяется 2 раза.

«Клетки» кружатся под музыку. Когда они останавливаются, «птички» говорят: «Как мы в клеточках скучаем — отпустите полетать». «Клетки» отвечают: «Птички, птички, берегитесь — кошка может вас поймать!»

Вторая часть. «Птички» бегают по залу. В конце музыки выбегает «кошка» и ловит «птичек». Пойманная «птичка» встает в свою «клетку». Освободившийся игрок становится «кошкой».

3) «Медведь». (Музыка М. Красева)

Играющие, взявшись за руки, стоят в кругу. В середину круга выходит медведь. На голове – колпак. Все поют первый куплет:

Медведь, медведь.

Мы к тебе пришли.

Мы к тебе пришли,

Медку принесли.

Медведь: «Дайте-ка попробовать»

Идут по кругу, на последних словах протягивают к медведю руки.

Медведь, медведь.

Получай-ка мед,

Получай-ка мед.

Угадай, кто зовет.

Играющие подходят к медведю, делая восемь шагов; отходят спиной назад.

По сигналу педагога «медведя» зовет кто-либо из играющих, голос можно изменить. Если «медведь» угадает, кто его позвал, с него снимают колпак и угощают конфетой или каким-нибудь фантом. Если после трех раз «медведь» не угадывает, кто его позвал, он становится в общий круг.

12) упражнения для развития творческой инициативы

1) Танец с воздушными шарами. (Музыка М. Раухвергера.) Дети самостоятельно различают двухчастную музыку, меняют движения со сменой характера музыки, покачивают и подбрасывают воздушные шары.

2) «Прощаться — здороваться». (Чешская народная песенка.) Дети под музыку начинают и заканчивают движения. Выразительно передают танцевально-игровые движения, правильно ориентируясь в пространстве. Импровизацию можно исполнять парами, держась за обе руки, или индивидуально, отражая в движениях смысл этюда.

 

Заключение

Логопедическая ритмика является вспомогательным средством при коррекции речевых нарушений. Основным остаются традиционные логопедические занятия.

Однако при использовании методов логопедической ритмики эффективность таких занятий увеличивается в разы.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: