Содержательный и алфавитный подход к измерению информации»




13.09.2017

Класс

Тема: «Измерение информации.

Содержательный и алфавитный подход к измерению информации»

Информация и информационные процессы (4 час) – 8 класс

Информация. Информационные объекты различных видов. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Роль информации в жизни людей.

Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.

Обобщающий урок по теме, самостоятельная работа.

 

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.

Тип урока: комбинированный.

 

Формы учебной работы учащихся:

 

фронтальная работа,

 

работа в группах,

 

индивидуальная работа.

Цели:

образовательные – дать понятие количества информации, познакомить с содержательным и алфавитным подходом при определении количества информации, познакомить с единицами измерения информации, формировать практические навыки по определению количества информации.

развивающие – продолжить формирование научного мировоззрения, расширять словарный запас по теме «Информация».

воспитательные – формировать интерес к предмету, воспитывать настойчивость в преодолении трудностей в учебной работе.

 

Учащиеся должны знать:

 

· что такое “алфавит”, “мощность алфавита”, “алфавитный подход в измерении информации”, “содержательный подход в измерении информации”;

· как измерить информационный объём;

· как определяется единица измерения информации бит;

· что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, терабайт.

 

Учащиеся должны уметь:

 

· приводить примеры сообщений, несущих 1 бит информации;

· измерять информационный объем текста;

· представлять количество полученной информации в различных единицах (битах, байтах, килобайтах, мегабайтах, гигабайтах, терабайтах).

Оборудование:

 

ü доска,

ü маркер,

ü мультимедийная установка,

ü компьютеры,

ü стенды с тематической информацией,

ü Программное обеспечение: Mytest, PowerPoint,

ü Электронные уроки по теме «Информация и информационные процессы», «Алфавитный подход к измерению информации»,

ü Дидактические карточки с домашним заданием.

Основные понятия: алфавит, мощность алфавита, информационный вес символа в алфавите, производные единицы измерения информации.

Ход урока:

 

1. Организационный этап (приветствие, определение отсутствующих на уроке, готовность учащихся к уроку) (1 мин.)

2. Проверка домашнего задания, активизация знаний (5 мин.)

- Дома Вы рисовали ребусы, изображая компьютерные термины: информация, алфавит, свойства, графика, текст. Давайте посмотрим на ваши работы и вспомним, что означают главные понятия Главы 1.

 

3. Объяснение нового материала (см. мультимедийную презентацию)

(10 мин.)

 

1. Сегодня мы с вами поговорим об измерении информации, т. е. об определении ее количества. (Учащиеся записывают тему урока в тетрадь – «Измерение информации. Содержательный и алфавитный подход к измерению информации»).

Мы с вами говорили о том, что в основе нашего мира лежат три составляющие – вещество, энергия и информация.

- Можно ли измерить вещество? (можно взвесить, определить длину, найти объем и т.д.)

- Можно ли определить количество энергии? (можно тепловую, электроэнергию и т.д.)

 

- Но как измерить количество информации?

Количество информации в одном том же сообщении, с точки зрения разных людей, может быть разным. Пример, для человека, не владеющего китайским языком, вывеска на китайском языке не несёт никакой информации. Информативным для человека является то сообщение, которое содержит новые и понятные сведения.

 

Задание № 1. Определите количество информации с позиции «информативно» или «не информативно».

1. Столица России – Москва (не инф., т.к. уже знаем).

2. Сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы (не инф., уже знаем).

3. Эйфелева башня имеет высоту 300 метров и вес 9000 тонн (инф.).

4. Дифракцией света называется совокупность явлений, которые обусловлены волновой природой света и наблюдаются при его распространении в среде с резко выраженной оптической неоднородностью (не инф., т.к. непонятно).

 

Следует отличать понятия информация и информативность.

- Содержит ли учебник физики 8 класса информацию? (да)

- Для кого он будет информативным – для ученика 8 класса или 1 класса? (для ученика 8 класса)

Вывод: количество информации зависит от информативности.

Информативность можно обозначить 1, не информативная информация равна 0. Но это не даёт точного определения количества информации.

 

Существует 2 подхода при определении количества информации – содержательный и алфавитный. Содержательный применяется для измерения информации, используемой человеком, а алфавитный – компьютером.

 

Компьютер не понимает смысла информации, поэтому для её измерения нужен другой подход. Информация передаётся с помощью сигналов. Горит зелёный свет – можно переходить улицу, горит красный – стой. Поднял руку на уроке – учитель понял, что ты можешь ответить на его вопрос. В этих примерах сигнал имеет два состояния, их двух вариантов мы выбираем один.

Сообщение содержит информацию, если оно приводит к уменьшению неопределенности наших знаний.

Количество информации можно рассматривать как меру уменьшения неопределенности знания при получении информационных сообщений. (Выделенное курсивом учащиеся записывают в тетрадь).

Для количественного выражения любой величины необходимо определить единицу измерения. Например, для измерения длины выбран определенный эталон метр, массы – килограмм.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: