Относительное хронологическое распределение различных предметов одежды




И. Хэгг. Костюм Бирки.

Части 1-2.

 

Оригинал: Inga Hägg. Die Tracht || Greta Arwidsson (ed.), Birka II:2, Systematische Analysen der Gräberfunde. Stockholm 1986. ISBN 91-7402-169-9.

Перевод: Alvitr Smiðkona, КИРиМ «Нагльфар»
Редактура перевода: Ольга Филипенкова (Хельга Энгисдоттир), ОИР «Гости»

Примечание редактора перевода. О терминах. Во избежание недопонимания реконструкторами, для которых делался этот перевод, названия одежд в русском тексте использованы те, которые в реконструкторском сообществе наиболее привычны: «хангерок», а не «сарафан» или «юбка с лямками» (в нем. тексте Trägerrock); «кафтан» (надеваемая поверх хангерка распашная одежда), а не «верхняя туника» (нем. Obertunika); «платье», а не «нижняя туника» (нем. Untertunika).

«Ранняя фаза Бирки» (нем. ÄBS, Ältere Birkastufe) – период с конца VIII по конец IX в.
«Поздняя фаза Бирки» (нем. JBS, Jüngere Birkastufe) – период с конца IX по конец X в.

[Стр. 51.]
Костюм
(стр. в журнале 51–72; илл. 1–9; таблицы 1–7)

  1. Введение

Исследование костюма в этой главе основывается на детальном анализе находок текстиля в Бирке. Тема настоящей статьи ограничивается костюмом, т.к. различные техники изготовления текстиля, представленные в сохранившихся остатках ткани, описаны Агнес Гейер в ряде исследований Бирки (1938; ниже цитируется как Birka III). В последние годы для исследования костюма было получено много нового и важного материала, среди прочего благодаря уникальным находкам из гавани Хедебю, имеющим огромное значение для интерпретации остатков текстиля из Бирки с точки зрения костюмоведения и истории костюма (ср. Hägg 1984 b-c). [ Сноска внизу страницы: В виду имеются как новые, так и старые находки, которые стали сейчас доступны благодаря обработке и публикации. Итоги этих передовых исследований текстиля и костюма подведены в публикациях докладов на симпозиуме исследователей текстиля 1981г. в Ноймюнстере (Textilsymposium Neumünster. Archäologische Textilfunde. 6.5–8.5.1981. Hrsg. Textilmuseum Neumünster). В этой публикации также указано много литературы для дальнейшего чтения.] От сравнения с этим материалом, а также от исторической интерпретации костюма Бирки и его символического значения здесь придется отказаться. Некоторые важные исторические аспекты костюма описаны в других работах (Hägg 1982; 1984a).
Настоящие исследования проведены согласно археологической методике, т.е. текстиль изучался в его археологическом контексте, насколько это возможно. Поскольку при предшествующей обработке текстильных фрагментов не было отмечено точное местоположение находок – что встречается во многих случаях – автор попыталась реконструировать первоначальное расположение фрагментов на основании характерной их окраски из-за коррозии металла, следов износа и отпечатков. Большинство текстильных фрагментов, а именно те, которые при предшествующих исследованиях уже были отделены от металлических элементов костюма, на которых их находили в захоронениях в большинстве случаев, подробно изучены под микроскопом. Текстиль, который прилип к металлическим предметам, нужно было сначала подвергнуть осторожной химической очистке (Hägg 1983; см. тж. Hägg 1969, 1971 и 1974). Технический анализ проводился в археологической исследовательской лаборатории Стокгольмского университета под руководством доцента Б. Аррениус.
В нижеследующих описаниях из соображений последовательности сохранена система классификации текстиля из Бирки, введенная Гейер (Birka III, предисловие и т.д.). Сокращения и их пояснения в терминологии Гейер повторены здесь в таблице 1.

Таблица 1. Обзор классификации текстильных изделий, использованной А. Гейер в Birka III, и соответствующие обозначения

Лен и конопля FH 1–11 Полотно (15-20 нитей/см в обоих системах нитей) Саржа (?) Полотно в мелкую клетку Ткань типа репса FH 1–4, 6, 10–11 FH 5 FH 7 FH 8–9
Шерстяные ткани W 1–45 Группа I: грубая ткань Группа II: тонкая ломаная саржа, четырехремизная трехремизная Группа III: тонкие репсовые и другие двухремизные ткани Группа IV: ткани простого саржевого переплетения W 1–9 W 10–13 W 14–21 W 22–33 W 34–45
Узорные ткани из шерсти и льна М 1–8 Гобеленовая ткань Брошированная* ткань М 1–3 М 4–8
Шелковые ткани S 1–5 Тафта Шелк-сырец полотняного переплетения Тафта с узором Самит (с двойной внутренней основой) Самит (с одинарной внутренней основой) S 1 S 2 S 3 S 4 S 5
Тесьма В 1–28 Брошированная* тесьма Галун (тесьма, сотканная на дощечках, с лансировочным утком из проволоки или металлизированной нити) В 1 В 2–28
Позументные изделия P 1–27 Плетеная кайма Узелковая кайма Петельчатая кайма Узелки из золотой проволоки Различные декоративные узлы из золотой и серебряной канители P 1–8 P 9–11 P 12–15 P 16 P 17–24, 27
Вышивка St 1–33 Стебельчатый шов Петельный шов (Ösenstich) Шов вприкреп (Schlingenstich) St 1–4 St 5–15 St 16–33
Различные изделия из шерстяной пряжи D 1–11 Шнуры Спрэнг Ткань с ворсом D 1–6 D 7–8 D 11
* прим. переводчика: брошировка – технический прием, когда узор образуется работой фасонных утков не по всей ширине ткани от кромки до кромки, а только на ограниченных участках [А.А. Иерусалимская. Словарь текстильных терминов, 2005]

 

2. Характер и объем находок
В захоронениях Бирки найдено около 4800 фрагментов текстиля и других органических материалов, таких как пух, мех и т.д. Их распределение по различным типам приведено в таблице 2. Кроме этих 4800 фрагментов, имеются многочисленные остатки кожи: фрагменты ремней, части ножен, кошельков, сумок и пр.

Таблица 2. Остатки тканей и прочего текстиля в захоронениях Бирки. Справа приведено количество фрагментов в каждой группе (примерно) и процент от общего числа. Под фрагментами автор понимает куски приведенных в таблице материалов, отдельные или сшитые вместе с другими фрагментами.

Материал Обозна-чение Количество фрагментов Процент
Шерсть (полотняного и саржевого переплетения) W   22,4
Лен/конопля (полотно и саржа) FH   16,7
Шелковая саржа (самит) S4   15,6
Позументные узлы и кайма P   13,5
Тесьма на дощечках с серебряным утком sB   12,5
Узорные ткани (брошированные и гобеленовые) M   5,8
Вышивка золотой и серебряной проволокой St   2,9
Нити и спрэнг D   2,6
Тесьма на дощечках с золотым утком gB   2,1
Пух T   2,1
Шкуры T   1,9
Шелковая тафта S 1-3   0,9
Неопознанный текстиль     1,5
Общее количество фрагментов     100,0


Сохранившиеся текстильные фрагменты в целом маленькие: большинство меньше 5 см в поперечнике. Самый крупный фрагмент – кусок шелковой материи с нашитой тесьмой (194х178 мм; Birka III, Taf. 15), второй по величине – кусок шерстяной ткани (137х107 мм; Bj 597, Hägg 1974, 126). Ткани изо льна и конопли сохраняются плохо, и их фрагменты значительно меньше – как правило, не более 1 кв.см. Самый большой фрагмент льняной ткани – гофрированный кусок в овальной фибуле из захоронения Bj 517 (75х36 мм; Birka III, Taf. 1).
Найденные в захоронениях Бирки фрагменты текстиля относятся частью к убранству захоронения (подушки, [Стр. 52.] перины, шкуры, различные ковры), частью к одежде погребенного, частью к остальному имеющему текстильные детали содержимому погребения. К последней группе относятся упомянутые Арбманом (Birka I, 39) остатки ткани в куске трубчатой кости из Bj 88, персидский игольник из Bj 464 (Birka I, Taf. 167:1 a-b; Birka III, 159. На самом деле это реликварий; см. Hägg 1980; 1984а, 213 и сл.) с шерстью и шелком внутри, а также так называемый «колдовской кошель» из Bj 597 (Birka I, Taf. 136:2 a-b; Birka III, Taf. 3:8). Еще один пример – обмотанная льном рукоять ножа из Bj 886, а также сохранившиеся фрагменты полотна на нескольких наконечниках ножен мечей и ножей (Bj 643, 750, 944 и др.).
Остатки текстиля, пуха и шкур, которые с большей или меньшей вероятностью можно рассматривать как убранство захоронения, приведены в таблице 3.

Таблица 3. Найденный в захоронениях текстиль, который, вероятно, относится к убранству захоронения. 1. Подушки или перины: остатки пуха обнаруженные вместе с фрагментами узорных (DM) или шерстяных безузорных тканей (DW). 2. Набивка подушки, перины или подкладки одежды (?): остатки пуха, обнаруженные отдельно. 3. Покрывала или ковры из полотна (FH), узорной ткани (М) или шерстяной безузорной ткани (W).

Захоронения в гробу и шахтовые* Камерные захоронения
№ захоронения 1 Подушки 2 Пух 3 Ковры 4 Шкуры № захоронения 1 Подушки 2 Пух 3 Ковры 4 Шкуры
60В       T       M?  
    D           M  
  DW         DM     T?
  DW         DM      
      M         FH  
    D       DM      
  DM?           D    
    D           FH  
    D         D    
        T       M?  
        T       M  
      M?         W? T
  DM         DM      
824А     W         FH  
      W         M, FH  
      M?     DM      
      M?     DM      
      M     DW     T
      M W     DM?      
894А DM               T
  DM?         DM      
*Определение типа захоронений по Gräslund 1980, 87.       M, FH T
      M  
  DM      
  DM      
  DW      
        T?
  DM     T
        T
  DM      
      W  
    D    
        T
        T?
    D FH  
      FH  


Как следует из таблицы, остатки перьевых подушек или перин встречаются в наиболее богатых захоронениях относительно часто. Около 15 захоронений содержат наволочки из узорной, разноцветной шерсти или льна (красного, синего, жёлтого, зелёного, белого цвета), в других [Стр. 53.] захоронениях они сшиты из более грубой, безузорной шерстяной ткани. Две из безузорных подушек найдены в захоронениях в гробу или яме (Bj 466 и 479), а две другие – в камерных захоронениях. Только пух, без (сохранившейся?) наволочки от подушки или перины найден в восьми захоронениях; различные ковры из узорной ткани без остатков пуха обнаружены по крайней мере в восьми захоронениях. К убранству могилы относятся также меховые одеяла, на которых и под которыми часто лежал умерший, или которые вероятно – что еще не подтверждено в Бирке однозначно – набивались перьями и служили в качестве перины. Набитые перьями подушки и перины известны также из некоторых находок за пределами Бирки (напр. Hägg 1984 b, прим. 84). Как следует из публикации Г. Арвидссон захоронений Вальсъерде 6, 7 и 8, там имелись пуховые подушки – даже несколько в одном захоронении (Вальсъерде 7 и 8) – и перины (Arwidsson 1942A, 94 и 96 и сл.; 1977, 81–88; 1954, 105 и сл.).
Шарлотта Блиндхейм (Blindheim 1979, 136 и сл., особенно 139) выдвинула теорию, что пух применялся также как утепляющая прокладка в одежде; это утверждение нашло убедительные подтверждения в находках одежды из Хедебю. Однако, в Бирке по последовательности слоев в ряде захоронений можно предположить, что здесь речь идет о набивке подушек и перин.
В захоронениях Вальсъерде ковровая ткань часто используется для маленьких подушек (Arwidsson 1954, 103 и сл.; 1977, 81 и сл.; см. также 1942 A, 96 и сл.), в то время как большие перины, которые служили постелью, состояли из шкур меховой стороной внутрь, с перьевой набивкой внутри (Вальсъерде 7 и 8; [Стр. 54.] Arwidsson 1954, 105; 1977, 87 и сл., и цитируемая здесь литература). В Бьеррингёй в Маммене (вторая половина 10 века) найдена наволочка из гладкой шерстяной ткани полотняного переплетения. Сохранившиеся остатки пуха и перьев показывают, что возможно в этом же захоронении было больше подушек и валиков. Примерно к этому же времени относится захоронение в Hvilehøj в Раннерсе, в котором также найдена пуховая набивка подушки (или подушек?) (Hald 1950, 116 и сл. и цитируемая здесь литература).
Нет четких указаний на то, какие еще текстильные изделия входили в убранство могилы. На металлических предметах – оковках ведер и сундуков, инструментах, оружии – встречаются фрагменты довольно грубой ткани полотняного переплетения (напр. в Bj 542, 750, 850, см. табл. 3). Это явно не привычный христианский саван – все могилы камерные; в Bj 1081 даже найдены десять молоточков Тора. В женских захоронениях часто находятся на верхней стороне фибул остатки грубой ткани полотняного переплетения. Возможно, в этих захоронениях, как и в других, инвентарь накрыт тканью (ср. Müller-Wille 1976, 25, 44; Tidow 1976, 60 и сл.; Arwidsson 1977, 86).
Большинство фрагментов текстиля, однако, относятся к одежде, в которую был одет умерший. Этот костюм не во всех отношениях соответствует манере одеваться, распространенной в то время в Скандинавии. Указание на это нам даёт ибн Фадлан в знаменитом описании похорон предводителя викингов (Birkeland 1954, 21–23; Wikander 1978, 66 и сл. В этом случае специально для погребения готовились даже дорогие предметы одежды). На это указывают и сами находки в захоронениях. Из различных положений подковообразных фибул в некоторых мужских захоронениях Гейер сделала вывод (см. Birka III, 141 и прим. 1), что часто плащ не надевали на умершего, а клали в захоронение отдельно. В таком случае две фибулы в одном захоронении указывают на то, что в погребении находилось два плаща. Если в некоторых случаях и возможны другие толкования, то очевидно, что текстиль в погребении мог иметь другие функции или положение, чем обычно. При сравнении находок одежды из Бирки с современными изображениями костюма также обнаруживаются определённые различия, например, относительно плаща в женском костюме. На изображениях они входят в костюм часто, в то время как в археологическом материале найти какое-либо подтверждение их существования тяжело.
Таким образом, нужно учесть особенности одежды умерших, отличающие ее от обычного традиционного костюма. Различались даже ткани погребальной и повседневной одежды – прежде всего по качеству, – что следует из сравнения текстиля из захоронений и поселений по всей Северной Европе эпохи викингов (Hägg 1984b, 195ff). Наконец, существуют основанные на социальных факторах значительные различия между одеждой обычного населения того времени с одной стороны и одеждой знатных персон, похороненных в богатых захоронениях Бирки, с другой стороны (Hägg 1984 а). Об облике одежды простого населения обсуждаемые здесь костюмы дают лишь ограниченное представление.


 

Часть 3.

3. Виды текстиля и их применение
Внешний вид фрагментов; подробности обработки
Различные виды текстиля распределены по мужским и женским захоронениям очень неравномерно: большинство фрагментов шерсти и льна обнаружены в женских захоронениях, шёлк и галуны есть как в мужских, так и в женских захоронениях, позументы и златотканую тесьму, напротив, находят почти исключительно в мужских захоронениях (см. илл. 1). Отсюда Гейер сделала вывод, сформировавший в общем наше представление о костюме того времени – что женщины были одеты значительно проще и традиционнее, чем мужчины (Birka III, 134ff, прежде всего 138 и 150; см. Hägg 1984а, 204).


Илл. 1. Распределение различных видов текстильных изделий по мужским и женским захоронениям Бирки. Цифры показывают количество захоронений, в которых обнаружены соответствующие текстильные фрагменты.

На самом деле это неравномерное разделение типов текстиля основано на разных условиях для сохранности материалов одежды в мужских и женских захоронениях. Большие бронзовые овальные фибулы в женских захоронениях благодаря коррозии часто защищают расположенный на груди текстиль от разложения. Микроанализ последовательности слоев на этом участке позволил сделать много важных наблюдений об одежде. Разумеется, Стольпе не делал при раскопках чертежей последовательности слоев в сечении, однако, он перевез в музей так много металлических находок и текстиля из могил в нетронутом состоянии вместе с окружающей их землей, что часто «микростратиграфию» различных слоев текстиля можно реконструировать позднее. Мужские захоронения, в принципе содержащие много металлических предметов (оружие, инструменты и т.д.), в этом отношении хуже, т.к. большинство [Стр. 55.] этих предметов не относятся к костюму и поэтому были положены в захоронении рядом с умершим, так что способствовать сохранению одежды они могли только случайно. Когда в некоторых мужских захоронениях сохраняются только фрагменты шелка, который вообще сохраняется лучше других тканей, и изделия из проволоки из драгоценных металлов, такие как позументы и галуны, то они не дают корректной картины о том, насколько роскошен был весь костюм мужчины на самом деле. К нему также относились предметы одежды, сделанные только из шерсти или льна, от которых, как правило, не сохранилось даже фрагментов. Куски шелка в мужских захоронениях сохраняются прежде всего благодаря сильно корродировавшим галунам, позументам и вышивкам из серебра – деталям отделки, которые встречаются и в женском костюме.
Сохранившиеся остатки ткани из шерсти, особенно более тонких сортов, известны, главным образом, из женских захоронений (см. илл. 1; см. также Birka III, 176–179). В уже упомянутой системе классификации текстиля Гейер различные шерстяные ткани обозначены буквой W (Wolle – шерсть) и цифрой от 1 до 45 (см. табл. 1). Наименьшие числа соответствуют самым грубым тканям (группа 1, W1–9) с 3–5 нитями основы и 4–10 нитями утка на 1 см. Многие из этих грубых тканей относятся к убранству захоронения, а не к одежде. Остальные шерстяные ткани, W 10–45, обычно относятся к одежде. Среди них особенно часто встречается ломанная ромбами саржа (W10). Она бывает разного качества, как более грубая, так и более тонкая. Разные сорта W10 обозначены у Гейер (Birka III, 25 и сл.; ср. Hägg 1984b, табл. 23) буквами от a до i, причем W10a–b несколько грубее (основа 12–14 нитей/см; уток 28–32 нити/см), а W10i тоньше (основа 20–21 нить/см; уток ок. 55 нитей/см). (Примечание редактора перевода: Возможно, здесь в статье ошибка: перепутаны плотности по основе и утку. Согласно Гейер, основой является более частая система нитей.) Сорта ткани средней толщины настолько мало отличаются друг от друга, что фрагменты с разными обозначениями могут на самом деле относиться к одной и той же ткани.
Вероятно, то же можно сказать и о некоторых других тканях, например, некоторых фрагментах, которые описаны у Гейер как собранные из кусков двух шерстяных репсовых тканей разного качества (W25 и W27; Birka III, 35).
Шерстяные ткани из мужских захоронений отличаются от описанных выше. Они выглядят грубее и часто создают впечатление, что сваляны. Гейер (Birka III, 21, 37) указывает на то, что остаётся неизвестным, свалялись ли ткани при носке или уже в захоронении.
Лён (FH – Flachs/Hanf) встречается прежде всего в виде тканей полотняного переплетения, притом во много менее разнообразном качестве, чем шерстяные ткани. [Стр. 56.] Гейер (Birka III, 14–17) различает одиннадцать вариантов, FH1–11, большинство из которых белого или сурового цвета, с незначительными различиями в плотности. В Скандинавии с давних пор применяли для гладких тканей полотняного переплетения лён, коноплю и крапиву, хотя и в ограниченных масштабах. Их волокна имеют сходные свойства, и фрагменты одного или другого так похожи друг на друга, что часто можно различить их только с помощью химического или микроскопического анализа. Так как доказано, что в Бирке использовались не только лен, но и конопля (Ljung, Mikroskopische und chemische Untersuchungen. Birka III, прил. I, 180 и сл.), Гейер выбрала для тканей из растительных волокон общее обозначение FH (Flachs/Hanf – лён/конопля). Не исключено, что среди FH-фрагментов встречается и крапива, т.к. волокна крапивы известны в Северной Европе уже по находкам позднего бронзового века (в Bohøj, Voldtofte, Fyn; Køje 1943, 99–102). На это указывает и находка в Квальсунде в Норвегии (Jessen 1929, 22ff). В одной из узорных тканей из Осеберга использовались как шерстяные, так и крапивные нити (Ingstad 1982, 93).
Изо льна делалась также клетчатая ткань, которая среди прочего применялась в женской одежде для отделки, подкладки и шитых из ткани тесемок или лент (например, в Bj 464, 739, 466). Возможно, здесь были использованы обрезки, которые остались после раскроя крупных деталей одежды. В отличие от шерстяных тканей, которые почти всегда использовались для изготовления целого предмета одежды, лен и конопля, как и шелк, очень часто шли на подкладку, отделку или такие мелкие детали, как петли и тесемки.


Илл. 2. Остаток шерстяной ткани полотняного переплетения на пряжке ремня из мужского захоронения Bj 488. В основе пряжа z-крутки, в утке – s-крутки. Параллельно некоторым нитям основы лежат почти истлевшие нити из растительных волокон (возможно, лен). Размер фрагмента: 10×17 мм.

Для большинства узорных тканей (M – Mustergewebe) использовались вместе нити из шерсти и из растительных волокон (шерсть как основная ткань и FH в качестве узорного утка или наоборот; Birka III, 48-57), так же как в некоторых грубых тканях (см. илл. 2). Ни на одном фрагменте узорной ткани нет следов раскроя. Уже говорилось, что они применялись для подушек, перин, ковров, покрывающих инвентарь захоронения, и т.д. Почти невозможно определить, особенно в последнем случае, идет ли речь о собственно ковре или, возможно, о предмете одежды (скорее всего о плаще), которым накрывали покойного в захоронении (см. табл. 3, графу «Ковры», M и W).
Маловероятно, что в Бирке носили полностью шелковые одежды (за исключением, возможно, некоторых головных уборов), т.к. одежда из тонкого шелка без подкладки плохо пригодна для северного климата. Напротив, куски шелка нашивались на другую ткань, шерстяную или льняную. В некоторых немногочисленных захоронениях встречается в качестве отделки и подкладочной ткани шелк полотняного переплетения (тафта, S 1–2) (например, в Bj 535, 660, 824 и 844). В остальных случаях шелк – это, как правило, самит (S 4), иногда с многоцветными узорами, нарезанный полосами шириной 15–20 мм. Также встречаются фрагменты треугольной формы. Шелковую отделку пришивали на шерстяную или льняную одежду полосами, между которыми часто еще и вставляли галун. Так же часто на шерстяную или льняную основу пришивался цельный кусок шелка, и поверх него нашивался галун или позументная кайма. Приблизительно в 50 захоронениях обнаружены более или менее фрагментарные шелковые полосы (Bj 71/91, 465, 466, 507, 511, 513, 517, 518, 520, 523, 524, 535, 543, 557, 577, 594, 624, 660, 703В, 716, 731, 735А, 735В, 791, 824А, 825, 832, 834В, 835, 837, 838, 839, 842, 844, 845, 849, 855, 856, 886, 942, 943, 944, 958, 964, 965, 967, 968, 983, 1889 и 1934), которые можно отнести к предметам плечевой одежды – остатки шелковых головных уборов здесь не учтены.
Декоративный эффект шелковой отделки мог быть усилен тем, что ее комбинировали с галунами с золотым и серебряным утком, или тем, что на нее нашивали сплетенную из золотой и серебряной проволоки кайму (позументы), или тем, что непосредственно на шелке выполняли вышивку проволокой из драгоценных металлов (St = Stickereien). На одном шелковом фрагменте (S3) – знаменитом куске китайского шелка (Birka III, Taf. 13:4) – имеются следы золотой краски. Здесь речь идет не о полосе, а о большем куске – [Стр. 57.] пожалуй, именно в этом случае одежда состояла полностью из шелка. В этом же захоронении обнаружен другой фрагмент шелка (Birka III, Taf. 13:1) с вытканным узором по краю.
Металлическая отделка была относительно тяжелой, и, очевидно, равномерно прикрепить ее к ткани было затруднительно. Поэтому через кайму, шелк, на который она была нашита, и шерстяной либо льняной материал одежды продевались маленькие металлические штифты. Расстояние между штифтами там, где его было возможно измерить, составляет 50–60 мм.
Тесьма с шелковой основой и серебряным утком использовалась, прежде всего, в женском костюме, но она также часто встречается и на мужской одежде вместе с вышивкой и позументом из золотой и серебряной проволоки (см. илл. 1). В одном женском захоронении сохранился позументный узел, выполненный полностью из шелка (Bj 838). Здесь вокруг сердечника из шелка была навита шелковая нить, точно так же, как обычная в находках волоченая металлическая проволока, навитая вокруг шелкового сердечника. В мужском захоронении Bj 1125 обнаружен позументный узел, Р19, с шелковым сердечником, который частично обвит серебряной проволокой, частично шелковой нитью. Эти случайно сохранившиеся декоративные узлы доказывают, что в захоронениях Бирки наряду с изделиями из металлической проволоки имели место позументы из чисто текстильных материалов. [ Сноска внизу страницы: В Европе в различных коллекциях средневекового церковного текстиля встречаются позументы из льняных и шелковых нитей, имеющие большое сходство с узелками из Бирки. В качестве примера можно упомянуть богато украшенные позументами фрагменты поясов из Сьона и Хальберштадта (Schmedding 1978, стр. 297 и сл.; ср. илл. 2 в Hägg 1984 a). Цитата из технического описания Шмеддинга (1978, стр. 297): «Все части состоят из неокрашенных льняных нитей, которые обвиты цветными шелковыми нитями или белыми льняными нитями. Шелковые нити – светло-голубые, цвета лососины, некрученые, обвиты по спирали. Шелковые нити – желтые, красные, фиолетовые, зеленые, черные, S-крутки, навиты фестонным швом (на всех перемычках)». Наличие полностью шелковых позументных узелков в захоронениях Бирки раньше не принималось во внимание.]
Как показали проведенные с помощью микроскопа измерения толщины проволоки в обнаруженных в Бирке изделиях, она довольно единообразна. Ясно, что толщина проволоки в тесьме и позументах из золота и серебра примерно одинакова, между тем как проволока в вышивках несколько толще. Размеры узлов в позументной кайме немного варьируются в зависимости от того, как плотно и крепко навита проволока. Когда одно и то же захоронение содержит изделия из проволоки в разных техниках, проволока в них одинакова: например, в захоронениях Bj 561 или 832 проволока во всех изделиях очень тонкая (0,15 мм); напротив, в Bj 524 или 1125 толщина проволоки составляет 0,2–0,3 мм. Таким образом, для тесьмы, позументов, а также часто для вышивки использовали одинаковую проволоку.
Что касается области изготовления позументной каймы типа Р 4–8 и Р 16, толщина проволоки в которой не отличается от средней величины, едва ли есть основания отделять их от остальных, как предлагает Гейер. Вопреки заключению Арне (Arne 1914, 214) о том, что все найденные в захоронениях Бирки изделия из проволоки имеют византийское или арабское происхождение, Гейер осталась при мнении (Birka III, 73), что, к примеру, плетеные золотые диадемы, Р 4–8 и 16, изготовлены на месте.
Некоторые немногочисленные экземпляры металлической отделки сделаны не из круглой волоченой проволоки, как описанные выше, а из бити (нем. Lahnfaden). Бить плоская – расплющенная молотком или вырезанная из листа металла. В захоронениях Бирки она встречается в очень малом количестве галунов и вышивок (золото: Bj 561, 716, 731, 735; серебро: Bj 962). Тесьма с утком из золотой или серебряной бити известна по ряду находок в Европе уже с V века н.э., в то время как волоченая проволока особенно хорошо известна по захоронениям эпохи викингов на Руси, которые очень сходны с захоронениями Бирки. [ Сноска внизу страницы: Автор благодарит И. Янссона, Упсала, который благодаря своему знанию русского языка и находок эпохи викингов на территории Советского Союза обратил внимание автора на некоторые важные совпадения. – В этом особенно интересны опубликованные в некоторых работах Авдусина материалы из Гнездова (см. список литературы к главе 10 (в Birka II:2 – прим. ред. пер.).]
Мех встречается во многих захоронениях (см. табл. 3). По микроконтексту находок можно предполагать, что это была оторочка или декоративные нашивки на одежде. В других случаях шкуры можно отнести к убранству захоронения. Обычен мех белки (зимней), куницы, бобра, а также овчина (Birka III, прил. II, 185 и сл.). Подобные находки есть среди прочего в Дании (Hvilehøj, Раннерс; Hald 1950, 117 и сл. и илл. 112–113); они ясно интерпретируются как оторочка одежды, украшенной кроме того шелком и галуном.
Цвет текстиля в большинстве случаев изменился, но сохранились некоторые фрагменты, первоначальный внешний вид которых можно предположительно определить. Как уже говорилось, в находках есть клетчатая льняная ткань, узор которой получался с помощью окрашенных нитей (часто красных), введенных в определенной последовательности в белые/некрашеные основу и уток. В захоронении Bj 563 сохранился фрагмент темно-синего льняного хангерка, см. илл. 3. [Стр. 58.]


Илл. 3. Льняное полотно из обеих овальных фибул в женском захоронении Bj 563. а) Фрагменты верхнего края хангерка с отделкой шнуром (только справа) и нашитыми петлями из ткани. b) Обратная сторона тех же фрагментов. Оба покрыты льном от рубашки. Рубашка была надета непосредственно под хангерок. Размеры фрагментов: 17×20 мм и 19×29 мм (со шнуром). Фото И. Хегг.

То, что фрагмент не окрасился вторично от продуктов окисления медного сплава фибулы, в которой находился, а был синим изначально, видно из того, что шнур, которым он был обшит, ясного красно-коричневого цвета. Кроме того, фрагмент лежал на другом куске полотна, который возможно был белым/неокрашенным, но в захоронении приобрел слабую ржавую окраску (ср. Hägg 1974, 44, 51).
Одна из овальных фибул в захоронении Bj 597 была покрыта двумя слоями ломанной ромбами саржи, один из которых темно-синий, а другой светло-коричневый. В этом случае цвет также происходит не от окислов медного сплава или ржавчины, т. к. плотно спрессованные вместе ткани в таком случае должны были бы окраситься одинаково. Первоначальными цветами могли бы быть синий/зеленый/черный и, соответственно, белый/некрашеный.
На фрагментах узорных тканей, прежде всего шерстяных, как правило, немного сохраняются первоначальные цвета: красный, синий, желтый, зеленый, белый. В ходе изучения под микроскопом шелковых фрагментов, которые сейчас все выглядят коричневыми, на них также были обнаружены следы окраски. На большом фрагменте самита из захоронения Bj 464 (Birka III, Taf. 12:1) четко видны следы узора красного и сине-зеленого цветов. Проводившийся ранее микроанализ образцов шелка из захоронений Бирки выявил примеры синего (Bj 944), золотисто-желтого (Bj 524) и красного (Bj 963; Birka III, прил. I, 184 и сл.).
Большую часть сохранившихся текстильных материалов составляют ленты и петли, большинство из которых (около 600 фрагментов) приржавело к фибулам. Ленты и петли встречаются в основном в овальных фибулах женского костюма, где они, очевидно, служили для различных целей, но в первую очередь в качестве лямок хангерка. Обычно овальные фибулы лежат в захоронениях острием иглы к изголовью. По планам и дневникам раскопок известно несколько исключений (ср. Hägg 1974, 103 ff.). Таким образом, обычно вверху вокруг острия иглы оказываются остатки петель, относящихся к спинке хангерка. На этом месте почти никогда не бывает больше двух петель (возможно от двух надеваемых друг на друга хангерков), им соответствуют две петли внизу у основания иглы, которые относятся к передней части хангерка. Довольно часто в этом месте находится более двух петель ткани, что, должно быть, значит, что тканевые петли выполняли также другие задачи.
В то время как петли хангерков были преимущественно льняными (встречаются также шерстяные), «дополнительные петли» у основания иглы нередко делались из шелка. За несколькими исключениями эти шелковые петли состояли из сложенных в длину и сшитых в рулик полос шириной до 10 мм. Фрагменты таких шелковых тесемок или лент сохранились также на кольцах для подвешивания у некоторых инструментов. Из этого следует, что шелковые ленты применяли в том числе для подвешивания мелких вещей, надевая петлю на верхнем конце ленты на иглу овальной фибулы. Кроме шитых лент с этой целью использовались плетеные шнуры, кожаные ремешки и цепочки (например, кожаные ремешки в захоронениях Bj 837, 846, 973 и 1083; цепочки в Bj 645, 507, 515, 550, 552, 637, 645; шерстяная тканая на дощечках тесьма в Bj 543, ленты из ткани в Bj 946, 973, 980), см. илл. 4.


Илл. 4. Звенья железной цепочки из женского камерного захоронения Bj 834. На звенья прилипли остатки полотна рубашки в мелкую складку. Фото АТА (=Antikvariskt-Topografiska Arkivet).

На планах некоторых женских захоронений видно, что металлическими цепочками были соединены фибулы. Цепочки шли от колец на нижнем крае парных фибул к третьей фибуле, находившейся посередине груди (например, в захоронениях Bj 464, 1081). Некоторые находки указывают на то, что цепочки могли крепиться и к иглам фибул, точно так же, как ленты, на которых висели мелкие вещи. Также здесь на месте цепочек часто встречаются ленты (особенно шелковые), шнуры и кожаные ремешки. Таким образом, возможно, что некоторые «дополнительные» петли, ленты или шнуры, найденные в фибулах, на самом деле относятся к комплекту фибул, а не к хангерку. То же самое касается петель ткани на обратной стороне ряда других фибул, см. илл. 5. (см. также Hägg 1971, 141 ff.).
[Стр. 60.]


Илл. 5. Овальная фибула из женского захоронения Bj 543. Тканая на дощечках тесьма расположена вокруг иглы и на нижнем крае овальной фибулы. Фото О. Линдман.


 

Часть 4.

Женский костюм


Женский костюм состоял из рубашки (сорочки), платья, хангерка, кафтана, плаща (накидки) и головного убора. Следов обуви и одежды, надеваемой на ноги, которые, должно быть, тоже входили в костюм, в захоронениях Бирки не обнаружено.
Остатки льняной ткани, которые могут относиться к рубашке, найдены приблизительн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: