ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ




Практическое занятие № 5 (2 часа)

ТЕМА: СТАТИСТИКА УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

ЦЕЛЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ И ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Цель: Сформировать навыки проведения анализа уровня и качества жизни населения территории осуществления предпринимательской деятельности

Формируемые компетенции: Способность оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности – ПК-50

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Для характеристики уровня жизни населения наряду со сводными макроэкономическими показателями доходов и потребления, средними показателями бюджетных обследований и выборочных обследований доходов населения широко используются показатели дифференциации его материальной обеспеченности. При этом задача статистического наблюдения не только установить масштабы расслоения домашних хозяйств по уровню материального достатка, но и выявить основные факторы, создающие предпосылки для такого расслоения.

Центральное место при изучении этих процессов отводится дифференциации населения по уровню дохода.

В качестве статистических характеристик вариационного ряда распределения используются: среднее значение душевого дохода; медианный доход; модальный доход; коэффициент соотношения фондов; коэффициенты дифференциации (децильный, квинтильный, квартальный); коэффициент вариации; коэффициент скошенности.

Статистические характеристики рядов распределения позволяют установить степень неравенства в распределении доходов между отдельными совокупностями домашних хозяйств и населения, отслеживать динамику дифференциации доходовво времени.

Медианный и модальный доходы являются важными характеристиками отклонений среднедушевого дохода от его среднего значения. Если величины медианного и модального дохода ниже среднего уровня, то это означает, что преобладающая часть совокупности домашних хозяйств или обследованных лиц имеют доходы ниже их среднего значения, и наоборот.

Широко используются в статистической практике децильный (либо по другим квантилям) коэффициент дифференциации доходов, который измеряет различия в материальном положении малообеспеченных и высокодоходных групп населения. Он исчисляется как отношение минимального дохода у 10% наиболее обеспеченных лиц к максимальному доходу у 10% наименее обеспеченных лиц.

Часто для оценки дифференциации доходов применяется коэффициент фондов, указывающий на соотношение суммарных значений доходов, приходящихся на 10% наиболее и 10% наименее обеспеченных групп населения.

Мировая и отечественная практика статистики доходов использует также индекс концентрации доходов, известный как коэффициент Джини. Он измеряет, насколько фактическое распределение доходов по численно равным группам населения отличается от их равномерного распределения. Статистическая мера равенства доходов колеблется от 0 до 1, означая при 0 совершенное равенство доходов у всех групп населения, а при 1 — совершенное неравенство, когда весь доход принадлежит одному лицу. Индекс концентрации доходов вычисляется по формуле

 

 

где Fi, Fi-1 доля населения в интервале;

Si, Si-1 — доля суммарного дохода, приходящаяся на начало и конец i -го интервала.

Наряду с измерением неравенства в распределении доходов между отдельными группами населения или домашних хозяйств целью статистического наблюдения может быть выявление связей между уровнем материальной обеспеченности и формирующими его факторами.

В число таких факторов входят:

§ численный и половозрастной состав членов домашнего хозяйства;

§ число экономически активных лиц и их занятость;

§ уровень и источники суммарного дохода домашнего хозяйства и регулярность поступлений;

§ жилищные условия и наличие накопленного имущества, в том числе недвижимость;

§ уровень профессионального образования трудоспособных членов и его реализация в занятиях;

§ характер расселения и природно-климатические условия проживания и т.д.

В экономической и статистической литературе используются различные подходы для измерения бедности. Подавляющее большинство исследователей считает, что к бедным относятся те, чьи доходы ниже границы бедности. При этом граница бедности представляет собой объективно определенную величину дохода, рассчитанную исходя из национальных или субнациональных минимальных норм потребления материальных благ и услуг.

Такой подход к оценке бедности предполагает использование перечня товаров (с указанием их количества), которые составляют минимальную потребительскую корзину, а также источников информации о ценах на них.

Этот метод оценки бедности используется в Российской Федерации. В качестве границы бедности рассчитывается прожиточный минимум, представляющий собой уровень дохода, обеспечивающий приобретение научно обоснованного минимального набора материальных благ и услуг для поддержания жизнедеятельности человека. Прожиточный минимум в Российской Федерации регулируется федеральным законом, который вступил в силу с 1 января 1998 г. и Методическими рекомендациями по определению минимальной потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и ее субъектам, утвержденными Правительством РФ в феврале 1999 г.

Наиболее общим показателем, характеризующим бедность, а точнее ее распространенность в обществе, является коэффициент (уровень) бедности, или доля населения с низкими доходами во всем населении.

Другой важный показатель бедности, имеющий практическое значение при оценке стоимости мер социальной поддержки, — дефицит дохода бедных семей. Этот показатель рассчитывается как объем денежных средств, необходимых для повышения доходов бедных домохозяйств до границы бедности. Расчет дефицита дохода осуществляется по семьям разного типа, так как для каждой семьи существует конкретная граница бедности, она зависит от состава домохозяйства, половозрастных характеристик его членов. Дефицит дохода рассчитывается как по всей группе бедных домохозяйств, так и на одно домохозяйство или душу населения.

Отношение дефицита дохода к границе бедности (прожиточному минимуму) называется промежутком низкого дохода. Как правило, этот показатель рассчитывается в процентах. Промежуток низкого дохода как относительный показатель дефицита дохода бедных семей широко используется при хронологических и территориальных сопоставлениях.

В экономической литературе для характеристики бедности широко используются и другие показатели.

Так, для домохозяйства в целом, с учетом величины принятого прожиточного минимума, размера и состава домохозяйства по полу и возрасту его членов может быть определен порог бедности, которым называют средневзвешенную из прожиточных минимумов членов конкретного домохозяйства.

Для упорядочения мер государственной социальной политики законодательно устанавливаются нижние пределы (минимальные размеры) заработной платы и пенсии, которые представляют собой минимальные государственные стандарты. Минимальный размер оплаты труда является исходной величиной для дифференциации заработной платы по сложности, квалификации, условиям и сферам приложения труда, он учитывается при заключении коллективных договоров между наемными работниками и работодателем. В бюджетной сфере государственным минимальным социальным стандартом в области оплаты труда является ставка первого разряда единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы. В области пенсионного обеспечения государственным минимальным социальным стандартом является размер минимальных пенсионных выплат.

Под минимальным потребительским бюджетом понимают стоимость набора материальных благ и услуг, соответствующего прожиточному минимуму.

Для характеристики динамики бедности рассчитывается индекс бедности, представляющий собой темп роста средневзвешенной величины порога бедности или прожиточного минимума. Индекс бедности, как правило, сравнивается с индексом инфляции и темпом роста доходов населения.

В целях исследования территориального распространения бедности используется термин «зоны бедности», в которые включают территории высокой концентрации бедных. При этом к зонам бедности относят те территории, которые имеют уровень бедности выше среднего по стране или выше установленного предела.

При экономическом анализе важно выявить не только общее количество бедных и их долю во всей совокупности домохозяйств или населения, но и степень дефицитности их материального состояния, без этого невозможны объективные оценки стоимости государственных социальных программ. Вот почему необходимо использовать показатели бедности, которые позволяют оценить глубину бедности (степень обеднения) и остроту бедности.

Индекс глубины бедности рассчитывается по формуле

 

(43.1)

 

где Zh — граница бедности для отдельного домохозяйства, рассчитываемая как сумма порогов бедности для всех его членов;

Yh уровень дохода (расходов или потребления) отдельного домохозяйства;

q — количество бедных домохозяйств;

Н — общее количество домохозяйств;

h — номер каждого домохозяйства.

Расчет показателей бедности по этой формуле можно вести не по домохозяйствам, а по лицам, тогда параметры Zh, Yh, q, Н относятся к лицам, а h — это номер каждого лица.

Индекс остроты бедности рассчитывается по формуле

 

(43.2)

Отличие индекса остроты бедности от индекса глубины бедности состоит в том, что при его расчете придается больший удельный вес домохозяйств с более значительным дефицитом доходов (расходов или потребления).

Показатель уровня бедности зависит от доли домохозяйств (или населения) с доходами ниже порога бедности (или иного стандарта, определяющего состояние домохозяйства как бедное), дефицита дохода домохозяйств и степени дифференциации по уровню дохода именно бедного слоя населения. Синтетический индикатор бедности (Sen -индекс) учитывает все эти факторы и является наиболее общей характеристикой бедности. Он рассчитывается по формуле

 

(43.3)

 

где L — доля бедного населения;

N — средний дефицит дохода к границе бедности (промежуток низкого дохода);

d — средний доход бедных домохозяйств;

Р — граница бедности;

Gp — коэффициент Джини для бедных домохозяйств.

Sen -индекс представляет собой взвешенную сумму дефицитов домохозяйств, отнесенных к бедным. Этот показатель варьирует в интервале от 0 до 1. Sen -индекс используется для временных и территориальных сопоставлений, так как сочетает в себе характеристики распространения бедности, ее интенсивности и неравенства среди бедных.

Уровень и структура потребления материальных благ и услуг — это важнейшие характеристики уровня жизни населения. Кроме того, в социально-экономической статистике показатели потребления используются для оценки сбалансированности доходов и расходов населения, платежеспособного спроса на товары и услуги и степени его удовлетворения, анализа потребительского поведения населения и развития основных потребностей, объема потребления товаров и услуг нерыночного характера и т.д.

Несмотря на то, что в современной статистической теории и практике имеется несколько показателей уровня общественного благосостояния, вопрос о построении единого агрегатного показателя уровня жизни остается актуальным. В качестве примера такого показателя рассмотрим индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), предложенный группой специалистов Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН). ИРЧП является составным индексом, включающим три показателя, отражающих наиболее важные аспекты уровня жизни:

ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

достигнутый уровень образования;

реальный объем ВВП в расчете на душу населения (в долларах США на основе паритета покупательной способности (ППС)).

ИРЧП определяется как средняя арифметическая из индексов трех указанных показателей. Индекс каждого показателя рассчитывается по формуле:

 

где хi фактическое значение i-го показателя;

хimin и хimax соответственно минимальное и максимальное значение i-го показателя.

Для расчета индекса ожидаемой продолжительности жизни при рождении (I1) минимальное значение принимается равным 25 годам, а максимальное — 85 годам:

Индекс достигнутого уровня образования (I2) рассчитывается как средняя арифметическая взвешенная из двух субиндексов: индекса грамотности среди взрослого населения (i21) весом 2/3 и индекса совокупной доли учащихся начальных, средних и высших учебных заведений (i22) весом 1/3:

 

.

 

При исчислении индекса грамотности среди взрослого населения (в возрасте от 15 лет и старше) хimin принимается равным 0, а хimax = 100%. Индекс совокупной доли учащихся рассчитывается для лиц моложе 24 лет, а предельные значения доли принимаются такие же, как и в индексе грамотности (0 и 100%).

Метод расчета индекса реального объема ВВП в расчете на душу населения более сложен. Реальный объем ВВП рассчитывается в долларах на основе паритета покупательной способности валют, а затем корректируется с учетом того, что для достойного уровня жизни необязательно иметь слишком высокий доход. В качестве порогового значения, достаточного для разумно высокого уровня благосостояния, принимается среднедушевой объем ВВП по миру в целом в 1995 г., равный 5990 дол. ППС: x*3 5990. Если фактический доход в данной стране (х3)превышает пороговый уровень, т. е. если х3 > х*3, то величина превышения дисконтируется исходя из предпосылки о том, что значимость более высокого дохода резко уменьшается. Дисконтированный доход (х*3)рассчитывается по следующим формулам:

 

 

Если х3 £ x*3, то при расчете индекса реального объема ВВП (I3) берется фактическое значение этого показателя. Минимальное значение реального объема ВВП в расчете надушу населения принимается равным 100 дол. ППС, а максимальное дисконтированное значение составляет 6311 дол. США (ППС в дол. США).

Таким образом:

 

В результате ИРЧП = (I1 + I2 + I3) / 3.

 

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

1. Прочитать учебник под ред. Ионина В.Г. и стр. 214-226 учебника Мелкумова Я.С. (см. список основной литературы к занятию) и ответить на следующие вопросы:

1. С помощью каких показателей можно изучать различные аспекты социального развития и благосостояния населения?

2. Назовите основные показатели доходов населения и поясните взаимосвязь между ними.

3. С помощью каких показателей анализируется дифференциация общества по уровню жизни?

4. Дайте характеристику интегральных индикаторов социального развития и уровня жизни населения.

5. С помощью каких показателей изучают уровень и динамику личных доходов населения?

6. Как строится баланс денежных доходов и расходов населения? Каково его назначение, схема, система показателей и основные направления анализа?

7. Что представляет собой индекс развития человеческого потенциала?

8. В чем состоят недостатки показателя объема ВВП с точки зрения анализа уровня жизни?

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Опрос по теме (2 БАЛЛА))

 

2.Выполнение самостоятельной работы по вопросам для самостоятельного изучения

(5 БАЛЛОВ)

 

3.Решение задач по теме.

Типовая задача (3 БАЛЛА)

Задача 1.

Определите индекс валового располагаемого дохода сектора «Домашние хозяйства» в расчете на душу населения на основе следующих данных:

Показатели Базисный период Отчетный период
Валовый располагаемый доход в соспоставимых ценах, д.е. 1 312 966 1 314 200
Численность населения, тыс.чел. 146 840 146 730

Укажите взаимосвязь между индексами валового располагаемого дохода, численностью населения и уровня валового располагаемого дохода на душу населения.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

1.Статистика [Текст]: учебник / под ред. В. Г. Ионина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 445 с. - (Высшее образование).

2. Мелкумов Я.С. Социально-экономическая статистика: Учеб. Пособие/ Я.С. Мелкумов. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 236 с.

3.Назаров М.Г. Курс социально-экономической статистики [Электронный ресурс]: Учебник / М.Г. Назаров. - 8-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2010. – 1016 стр. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=5531

 

Рекомендуемая литература:

1. Голуб, Л.А. Социально-экономическая статистика. / Л.А. Голуб. – М.: ВЛАДОС: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003. – 272 с.

2. Курс социально-экономической статистики: учебник для вузов / Под ред. М.Г. Назарова. – М.: Финстатинформ: ЮНИТИ-ДАНА, 2000

3. Сборник задач по теории статистики: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.В. Глинского, Л.К. Серга. – М.: ИНФРА-М, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002

4. Сиденко, А.В. Международная статистика: Учебник для вузов / А.В. Сиденко, Б.И. Башкатов, В.М. Матвеева. – М.: Дело и сервис, 1999

5. Социальная статистика: Учебник для вузов / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 480 с.: ил.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: