Количество нововведений в городских зонах




Нововведения в наиболее технологичных отраслях

Отрасль Общее число нововведений Нововведения, предложенные крупными компаниями Нововведения, предложенные малыми предприятиями
Электронно-вычислительное оборудование      
Приборы, контролирующие технологические процессы      
Радио- и телекоммуникационное оборудование      
Полупроводники      
Изделия из пластмассы      
Офисное оборудование      
Хирургические и медицинские инструменты      
Бытовые электроприборы и вентиляторы      
Контрольно-измерительные приборы      
Двигатели и генераторы      
Изготовление металлоконструкций      
Насосы и насосное оборудование      
Оптические приборы и линзы      
Лаки и продукты гигиены      
Грузовики и тракторы для промышленности      
Авиалайнеры      

В некоторых отраслях условия для создания новых продуктов и технологий малыми предприятиями более благоприятны, тогда как в других они более благоприятны для крупных компаний, что соответствует различию между двумя предпринимательскими стилями: приростным и предпринимательским. Предпринимательский стиль более благоприятен для вступления на рынок фирм, стремящихся к созданию новых продуктов и технологий, и менее благоприятен для ведения инновационной деятельности давно работающими на рынке компаниями. При приростном стиле складывается прямо противоположная ситуация.

Статистические данные, свидетельствующие о решающей роли малых предприятий в разработке новых продуктов и технологий в целом ряде отраслей народного хозяйства, даже при очевидном отсутствии НИОКР в традиционном понимании, заставляют решать проблему того, откуда новые и малые предприятия берут ресурсы, из которых рождаются нововведения.

Существует ряд объяснений этого феномена:

- действие внешних факторов — незаинтересованных третьих сторон, в качестве которых могут выступать как промышленные предприятия, так и научно-исследовательские организации. Экономическое знание может выходить за пределы организации-разработчика, создавая предпосылки для его использования другими фирмами;

- действие географического фактора — эффект внешнего распространения знания при географическом сосредоточении экономической деятельности. При этом статистика показывает, что распространение нового экономического знания ограничивается пределами того региона, где оно было получено.

Городом, дающим наибольшее число изобретений в Соединенных Штатах, является Нью-Йорк. На долю фирм, расположенных в Большом Нью-Йорке приходится 735 или 18,5% от общего числа нововведений в целом по США. Практически все новые продукты создаются в городах, а за их пределами менее 4%, хотя там проживает 70% населения. В целом в США на каждые 100.000 жителей приходится 1,75 нововведений. Коэффициенты инноваций распределяются неравномерно. Только в 14 городах уровень инновационной деятельности выше, чем в среднем по стране. Это позволяет сделать вывод, что нововведения - феномен больших городов.

Высказывается предположение, что нововведениями занимаются в регионах, располагающих самым большим запасом ресурсов, непосредственно способных создавать знание. Именно эти регионы являются самым большим источником его распространения.

Количество нововведений в городских зонах

Сводная городская статистическая зона Нововведения (1982) Население в 1980 (тыс.) Нововведения на каждые 100 тыс. жителей
Сан-Франциско - Окленд     8.886
Бостон - Лоуренс     8.686
Нью-Йорк – Северный Нью-Джерси     4.191
Филадельфия – Уилмингтон     3.609
Даллас - Форт Уорт     3.002
Хартфорд     2.959
Лос-Анджелес - Анахайм     2.896
Баффало - Ниагара     2.816
Кливленд - Акрон     2.717
Чикаго - Гэри     2.558
Провиденс – Потакет     2.308
Портленд – Ванкувер     1.926
Цинциннати - Гамильтон     1.807
Сиэтл - Такома     1.768
Питсбург     1.733
Денвер - Боулдер     1.731
Детройт - Анн Арбор     1.431
Хьюстон – Галвестон     1.258
Майями - Форт Лодердейл     0.492

 

Выделяют три формы нового экономического знания: НИОКР в научно-исследовательских организациях, НИОКР в промышленности, квалифицированный труд. Предполагается, что в отраслях, где новое экономическое знание имеет большую ценность, инновационные фирмы склонны к большей концентрации, также выше концентрация нововведений.

Еще одной статистической закономерностью является факт, что тенденция инновационных фирм к расположению в непосредственной близости друг к другу зависит от того, на какой стадии жизненного цикла находится отрасль. Такие источники нового экономического знания, как НИОКР в научно-исследовательских организациях, повышают склонность инновационных фирм к пространственной концентрации на первых и последней стадиях жизненного цикла отрасли.

В отраслях, использующих одну и ту же научную базу, проявляется тенденция к расположению в пределах одной и той же географической территории с учетом размещения рабочих мест и нововведений. Эта тенденция связана с наличием в таких зонах носителей научных знаний и опыта.

При рассмотрении взаимосвязей между фирмами можно заметить, что общение между носителями знаний и предпринимателями способствует передаче знания от субъекта к субъекту, от фирмы к фирме, а также отраслями. Это общение происходит на торговых выставках, отраслевых конференциях, на семинарах, круглых столах, встречах, организуемых местными деловыми кругами. При этом постоянно идет обмен технической и рыночной информацией, устанавливаются деловые связи. Такая атмосфера способствует рассеиванию "неосязаемых" знаний и стимулированию инновационных процессов. Парадокс глобализации состоит в том, что хотя рынок большинства товаров и услуг охватывает все больше стран, возрастающая роль нововведений заставляет ведущие индустриальные страны уделять все больше внимания рынкам местного значения, способным обеспечить это сравнительное преимущество.

Поскольку достижение сравнительного преимущества страны все в большей степени опирается на новое знание, политика США по отношению к предпринимательской деятельности сосредотачивается на двух основных направлениях:

- создание более благоприятных условий для создания и коммерциализации знания путем поддержки НИОКР, рискового капитала, содействия образованию новых фирм;

- смещения фокуса проводимой политики на уровень штатов, регионов и на местный уровень.

Государственная политика США все более разворачивается в сторону поддержки новых фирм, способных создавать рабочие места и стимулировать экономический рост.

 

CASE-Ситуация 2. Развитие малых и средних предприятий в Японии [2].

Рассмотреть ситуацию с малым предпринимательством в Японии. Сформулировать и обосновать выводы о степени инновационности малых и средних предприятий. Определить направления поддержки малых инновационных предприятий.

Малые и средние предприятия играют важную роль в экономике Японии, придавая ей динамизм, что приводит к ускорению темпов развития. Часто малые и средние предприятия первыми выходят на рынки, становясь впоследствии крупными компаниями. В частности, более половины производителей электроники превратились из малых в крупные предприятия.

Малыми и средними предприятиями в Японии считаются предприятия с числом работников менее 299 человек, за исключением оптовой торговли (менее 99 человек), розничной торговли и сферы услуг (менее 49 человек).

Доля малых и средних предприятий в общем числе предприятий Японии оставалась за последние 40 лет на постоянной, составляя 99,7% в 1957 и 98,8% в 1996. Та же динамика наблюдается и в отношении занятости. Изменения в большей степени проявляются в разрезе отраслей. Например, количество малых и средних предприятий в промышленности и торгово-распределительной сети (оптовая и розничная торговля) после 1989 года сократилось, но продолжало расти в сфере услуг, строительстве, торговле недвижимостью, на транспорте и в связи.

Статистические данные показывают сокращение рабочих мест в промышленности с 9,9 млн. в 1989 г. до 9,6 в 1996 г. Сокращение числа занятых на малых и средних предприятиях промышленности объясняется не только сокращением объема производства, но и увеличением производительности труда в результате использования трудосберегающих технологий.

Наиболее важное значение малые и средние предприятия играют в выполнении субподрядных работ: например, в 1987 г. эти работы выполняли 55,9% малых предприятий. Большинство крупных фирм зависят от запасных частей и компонентов, поставляемых ими. Производство Японией конкурентоспособных автомобилей, электронных приборов и другой техники основывается на эффективно работающей системе субподрядов, частью которой являются малые предприятия.

Исследования показывают тесную связь между темпами экономического роста и текучестью рынка. Чем выше темпы экономического роста, чем выше текучесть: многие фирмы приходят на рынок, но многие вынуждены уходить.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: