Кудинова Ольга Николаевна
Воспитатель компенсирующей группы
Картотека игр экологического содержания
Игра «Живое -неживое»
Цель: закрепить представление у детей об основных признаках живой природы.
Материал: картинки с изображением объектов живой и неживой природы, мяч.
Ход игры: а. Дошкольникам предлагается картинки с изображением природы, их необходимо разделить на две группы и мотивировать свои действия.
б. Дети становятся в круг. Ведущий бросает мяч и называет живой или неживой объект природы. Ребенок, поймав мяч должен ответить: «живое» или «неживое». Дети, которые, ошиблись выходят из игры.
Игра «Четвертый лишний»
Цель: учить детей классифицировать объекты природы и обосновывать свои действия.
Материал: 7 карточек, разделенных на 4 квадрата, с изображением объектов природы и 7 мелких белых карточек.
1 карточка: ромашка, василек, береза, колокольчик
2 карточка: ель, мак, кот, река
3 карточка: снег, камень, облако, птица
4 карточка, заяц, еж, лиса, рыба
5 карточка: сова, мышь, колос, черепаха
6 карточка: дерево, птица, солнце, человек
7 карточка: река, облако. Песок, камыш
Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинки и закрыть белым квадратом ту картинку, которая является «лишней», обосновать свои действия.
Игра «Пищевые цепочки»
Цель: закрепить представления у дошкольников о связях и зависимостях между явлениями и объектами природы. Оборудование: несколько бечевок.
Ход игры: детям предлагается назвать объект природы. С помощью наводящих вопросов воспитателя дети называют представителей природного мира от которых зависит жизнь данного объекта. Всем участникам присваивается определенное «имя» названных ими объектов природы. С помощью бечевок они объединяются в экосистему. Извлечение одного из «объектов природы» сопровождается рывком за бечевку, который передается по кругу.
Игра «Кто кому нужен?»
Цель: та же, что в третьей игре.
Оборудование: карточки с изображением объектов живой и неживой природы.
Ход игры: детям предлагается следующая ситуация: «Представьте себе, что на Земле ничего нет. И вдруг появились птицы (или другие живые существа). Смогут ли они жить на такой Земле? Что необходимо им для жизни?» Составление дошкольниками цепочки зависимостей.
Игра «Органы чувств»
Цель: показать дошкольникам взаимосвязь работы органов чувств (зрение, осязание, обоняние, слуха, вкуса)
Материал: яблоко, лук, погремушка, мыло
Ход игры: среди играющих распределяются роли органов чувств и выбирается ведущий, который выполняет роль мозга, он выходит из групповой комнаты. Детям показывается предмет, обследуя который, они должны сообщить ведущему только ту информацию, за которую они «отвечают».
Игра «Вершки и корешки»
Словесная игра.
Цель: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно - корень или плоды на стебле)
Материал: мяч.
Ход: Уточнить с детьми, что они будут называть вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешком, а съедобный плод на стебле – вершком». Воспитатель называет овощ, бросает мяч ребенку. Ребенок должен ответит, что в нем съедобно: вершок или корешок.
Усложнение: Воспитатель говорит: «Вершки», а дети называют овощи у которых съедобны вершки.
Игра «Живая или неживая природа»
Цель: упражнять детей в классификации объектов живой и неживой природы.
Воспитатель называет объект живой или неживой природы. Если назван объект живой природы, дети двигаются. (Например, названо дерево – дети поднимают руки, «растут», Если животное – прыгают и т.д. Если назван объект неживой природы – дети замирают на месте.
Игра «Знаешь ли ты…»
Цель: классифицировать объекты живой природы, закреплять знание моделей.
Ход: У детей игровые поля с изображением в первом ряду модели зверей, во втором ряду –птиц, в третьем – рыб, в четвертом – насекомых. Воспитатель говорит: «Птица». Дети из предложенного набора карточек должны выбрать и положить на соответствующую строку изображение любой птицы, затем зверей и т.д. Выигрывает выложивший больше фишек
Игра «Кто знает, пусть продолжает»
Цель: упражнять в классификации живой природы.
Ход: Воспитатель называет обобщающее слово, а дети- слова, относящиеся к данному значению.
Воспитатель: Насекомые – это…
Дети: …муха, комар…
Воспитатель: Рыбы – это…
Игра «Кто скорее соберет»
Цель: учить детей группировать овощи и фрукты.
Материал: две корзинки, на одной модель «огород», на другой – «сад»; карточки с изображением овощей и фруктов.
Ход: Выбирают две команды по два человека – чья команда быстрее соберет свой урожай. В корзину, где изображена модель «сад» - собираем фрукты; где модель «огород» - овощи. Та команда, которая первой соберет урожай, поднимает корзину, (надо проверить, не ошиблись ли дети, не попал ли в корзину не тот овощ или фрукт.)