Суть контроля как функции правового регулирования.




Финансовый контроль как институт финансового права подразумевает правовое регулирование государственного финансового контроля как функции государственного управления и организацию формирования, распределения и использования бюджетных средств. Контроль необходимо рассматривать в качестве одной из форм управленческой деятельности, то есть как самостоятельную функцию управления, имеющую целевую направленность, определенное содержание и способы его осуществления.

Финансовый контроль – это форма реализации контрольной функции финансов и с позиции финансового права призван, в первую очередь, охранять и обеспечивать права государства и муниципальных образований. Финансовый контроль имеет стоимостное выражение, поэтому он осуществляется во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает все этапы финансовой деятельности государства, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций.

Контроль – это правовая конструкция, призванная обеспечить строгое и неукоснительное исполнение законов, соблюдение правовой дисциплины органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

Сущность и назначение контроля:

· наблюдение за деятельностью подконтрольного субъекта;

· получение объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины на этом субъекте;

· в выявлении причин и условий, которые могут способствовать правонарушениям;

· принятие мер по привлечению к ответственности нарушителей законности и дисциплины.

Установление контроля за финансовой деятельностью является одним из направлений финансовой политики государства. В таком качестве контроль имеет несколько аспектов:

· Финансовый контроль представляет собой одну из функций государственного управления. Он обеспечивает проверку финансовой деятельности участников финансовых правоотношений в целях предотвращения или выявления нарушений норм права.

· Финансовый контроль – это одна из стадий конкретных управленческих действий государства.

· Финансовый контроль – форма обратной связи в системе финансово-правового регулирования. Получая информацию о совершаемых противоправных деяниях в финансовой сфере, государство оценивает проводимую финансовую политику и осуществляет ее своевременную корректировку.

· Финансовый контроль представляет собой способ поддержания режима законности и правопорядка в финансовой сфере, поскольку он направлен на обеспечение соблюдения норм финансового права.

Финансовый контроль, как и контроль вообще, представляет собой специальный способ обеспечения законности в финансовом праве и осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности. Поскольку финансовый контроль является разновидностью государственного контроля, он несет на себе все черты последнего. В тоже время государственный финансовый контроль имеет некоторые специфические черты, отличающие его от иных направлений контрольной деятельности и заключающиеся в особенностях его объекта и предмета, состава субъектов контроля и подконтрольных субъектов, целей и задач, а также форм и методов.

Объектами финансового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования, распределения и использования денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы.

Предметом финансово­го контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, операции с бюджетными средствами, бухгалтерская документация и т. д.

Субъектами финансо­вого контроля являются государственные и муниципальные ор­ганы, а также негосударственные организации и учреждения, которые наделены полномочиями проводить мероприятия по проверке соблюдения финансового законодательства.

Подконтрольными субъектами выступают Российская Феде­рация в целом, субъекты РФ и муниципальные образования органы государственной власти, органы местного самоуправле­ния, организации, предприятия, учреждения и физические ли­ца, совершающие или опосредующие финансовые операции.

Цель финансового кон­троля может быть определена как обеспечение законности и эффективности публичной финансовой деятельности. Наибо­лее очевидно это выражается в проверке соблюдения различ­ных финансово-правовых режимов: налоговых режимов, режи­мов валютных ограничений, иммунитета бюджета. Фи­нансовый контроль за законностью распространяется и на совершение финансовых действий (операций), установленных не только запрещающими нормами. Например, подконтроль­ными являются требования о предоставлении органами испол­нительной власти, органами местного самоуправления всей ин­формации, необходимой для осуществления парламентского контроля законодательным (представительным) органам, пред­ставительным органам местного самоуправления в пределах их компетенции по бюджетным вопросам (п. 3 ст. 265 БК РФ).

Однако целью финан­сового контроля не является воздействие на правовой режим осуществления каких-либо финансовых операций, поскольку выполнение законных требований органов финансового кон­троля не должно препятствовать или делать невозможным ак­кумулирование, распределение или использование денежных фондов государства и муниципальных образований.

На финансовый контроль возложены многообразные задачи в различных сферах хозяйственной жизни общества. От характера его организации во многом зависит результативность финансового контроля. Таким образом он должен организовываться и проводиться на основе определенных принципов:

- Законности;

- Независимости;

- Объективности;

- Ответственности;

- Разграничения функций и полномочий;

- Системности;

- Гласности.

Законность финансового контроля предусматривает наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с его целями и задачами. Независимость должна обеспечиваться финансовой самостоятельностью контролирующего органа. Принцип объективности предусматривает отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деятельность субъекта контроля обоснованность выводов по результатам контрольных мероприятий. Принцип ответственности предполагает добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям. Реализация принципа разграничения функций и полномочий заключается в отсутствии дублирования в деятельности органов финансового контроля. Системность означает единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий. Принцип гласности предусматривает информирование общественности через средства массовой информации о результатах работы контролирующих органов.

Эффективность финансового контроля со стороны государ­ства во многом зависит от каче­ства организации учета в стране — бухгалтерского, бюджетного, налогового, ведения валютных операций и т. д.

Таким образом, основными направлениями финансового контроля являются проверка соблюдения субъектами финансового права законодательства и обеспечение целесообразности финансовой деятельности государства.

Форма финансового контроля — это способ конкретного выра­жения и организации контрольных действии. Под формой фи­нансового контроля можно понимать и отдельные аспекты проявления сущности контроля в зависимости от времени про­ведения контрольных мероприятий.

Финансовый контроль классифицируется по раз­личным основаниям на несколько групп.

По времени проведения финансовый контроль подразделяется на:

· предварительный;

· те­кущий;

· последующий.

Предварительный финансовый контрольпроизводится до выпол­нения какого-либо финансового мероприятия. Эта форма контроля осуществляется вышестоящими органами хозяйственно­го управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых планов, смет и перечислении бюджетных средств.

Текущий финансовый контроль проводится во время осуще­ствления каких-либо финансовых операций — уплаты налогов, финансирования государственных расходов, межбюджетного кредитования, исполнения бюджетов. Текущий финансо­вый контроль реализуется как в деятельности контролирующих органов специальной компетенции, так и в ходе рассмотрения отдельных вопросов финансовой деятельности на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп, законодательных (пред­ставительных) органов государственной власти и представи­тельных органов местного самоуправления, в ходе парламент­ских слушаний и в связи с депутатскими запросами.

Особенностью текущего финансового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т. е. в процессе ежедневной работы финансовых ор­ганов. Поэтому иначе его называют оперативным финансовым контролем. Он основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим ор­ганам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на из­менения в финансовой деятельности, предупреждать наруше­ния законодательства и предотвращать потери и убытки.

Последующий финансовый контроль проводится после завер­шения финансовых операций путем анализа и ревизии бухгал­терской и финансовой документации, проведения внешнего аудита отчетов об исполнении бюджетов, государственных вне­бюджетных фондов, отраслевых программ или смет государст­венных (муниципальных) унитарных предприятий.

Главной целью последующего финансового контроля явля­ется оценка результатов финансовой деятельности и эффектив­ности проводимых операций. Основным критерием последую­щего финансового контроля следует считать максимальную полноту охвата проверками, ревизиями и другими методами всей финансовой деятельности контролируемого субъекта.

В ходе осуществления финансового контроля по окончании отчетного периода определяется состояние финансовой дисци­плины, выявляются правонарушения и закладывается база для дальнейшего совершенствования государственной финансовой деятельности. Последующий контроль отличается углубленным анализом финансовой деятельности какого-либо субъекта за определенный период и позволяет оп­ределить степень эффективности проведенных ранее предвари­тельного и текущего финансового контроля.

Финансовый контроль выступает разновидностью финансо­вой деятельности и одновременно разновидностью управленче­ской деятельности государства в финансовой сфере, поэтому в зависимости от субъектов, осуществляющих государственный финансовый контроль, выделяют:

· государственный: вневедомственный и ведомственный;

· внутрихозяйственный;

· финансово-кредитных органов (банковский контроль);

· общественный;

· независимый (аудиторский).

Государственный финансовый контроль осуществляется феде­ральными органами законодательной власти, федеральными орга­нами исполнительной власти, в том числе специально созданны­ми. Государственный вневедомственный финансовый контроль осуществляется следующими контрольными органами: Счетной палатой РФ и контрольно-счетными органами субъектов РФ, Главным контрольным управлением Президента РФ, Департаментом государственного финансового контроля (ДГФК) Минфина России, Главным управлением федерального казначейства (ГУФК) Минфина России, Центральным банком РФ, Министерством РФ по налогам и сборам, Государственным таможенным комитетом РФ, Федеральной службой налоговой полиции РФ. Ведомственный контроль осуществляется министерствами, ведомствами за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями.

Внутрихозяйственный контроль - это контроль финансово-хо­зяйственной деятельности, осуществляемый экономическими службами самого предприятия или организации.

Банковский контроль - это денежный контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью, осуществляемый банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам.

Аудиторский (независимый) контроль - сравнительно новое направление финансового контроля. Аудит - это форма предпри­нимательской деятельности аудиторов (аудиторских фирм) по осу­ществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтер­ской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документа­ции, налоговых деклараций и других финансовых обязательств хозяйствующих субъектов, а также по оказанию им иных аудиторских услуг.

Практическая реализация финансового контроля осуществ­ляется с использованием определенных методов.

Методы фи­нансового контроля представляют собой совокупность обоснован­ных и адаптированных конкретно-определенных приемов, средств или способов, применяемых при осуществлении контрольных функ­ций.

Методы финансового контроля имеют большое значение, поскольку от правильного выбора контролирующими субъекта­ми конкретных действий и процедур зависят достижение ко­нечного результата и эффективность контроля. С другой сторо­ны, адекватное применение приемов и способов финансового контроля гарантирует соблюдение прав и законных интересов подконтрольных субъектов, позволяет не препятствовать нор­мальному функционированию хозяйственной деятельности.

Наличие у финансового контроля разнообразных целей и задач обусловливает и дифференцированный подход к их реше­нию, необходимость использования различных способов прове­рок, оценок и анализа финансового состояния подконтрольных объектов.

Можно выделить шесть основных методов финансового контроля:

· наблюдение;

· обследование;

· анализ;

· проверка;

· ревизия;

· финансово-экономическая экспертиза.

Наблюдение представляет собой ознакомление с деятельно­стью объекта контроля без применения сложных комплексных приемов получения и оценки информации.

Обследование — один из основных методов предварительно­го финансового контроля и направлено на исследование от­дельных сторон финансово-хозяйственной деятельности. Об­следование применяется для оперативного выявления фактов, свидетельствующих о соблюдении или несоблюдении финансовой дисциплины. Основная цель обследования — общий анализ финансо­во-хозяйственной деятельности, выявление ее недостатков.

Анализ представляет собой специальный метод контроля достоверности финансовой документации с использованием аналитических приемов математики. Как правило, объектом финансового анализа являются бухгалтерские счета и балансы, а главной задачей — выявление полноты и своевременности от­ражения в учете и отчетности налогооблагаемой базы. Данный метод финансового контроля осуществляется финансовыми ор­ганами, ведущими расчеты хозяйствующих субъектов по плате­жам в бюджет и во внебюджетные фонды (налоговыми органа­ми, внебюджетными фондами).

Проверка представляет собой один из основных методов финансового контроля и предусматривает исследование опре­деленного круга вопросов с целью выявления нарушений финансового законодательства. В ходе осуществления проверки контролирующие органы анализируют финансовую деятель­ность объекта, привлекая максимальное количество докумен­тальных источников информации. Объектом проверки может быть любая финансовая операция. Субъектами, имеющими право на проведение проверок, являются практически все органы и агенты финансового контроля.

Ревизия - это комплексная проверка, направленная на изу­чение финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений, предпринимателей. Характерными чертами ревизии являются максимальный охват экономических и юридических сторон деятельности, участие в ее производстве экспертов и специалистов, сочетание различ­ных приемов финансового контроля. Ревизия осуществляется с целью выявления законности, достоверности и целесообразно­сти финансовых операций.

Проведение ревизии требует оперативности, высокой квали­фикации сотрудников проверяющего органа, четкого механиз­ма их взаимодействия, поэтому комплексные проверки осуще­ствляются, как правило, специальными органами финансового контроля — Счетной палатой РФ, Министерством финан­сов РФ, Центральным банком РФ и др.

Финансово-экономическая экспертиза — проведение специа­листами исследования действительных объемов и направлений движения финансовых средств в целях выявления целесообраз­ности, рациональности и эффективности проведенных финан­совых операций и финансовой деятельности и контролируемо­го субъекта за проверяемый период. Этот метод финансового контроля является наиболее сложным, трудоемким, но важным и необходимым как для контролирующего органа, так и для подконтрольного субъекта.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: